По ягоду

Наиль Мустафин 2
По ягоду.

1.Холодное утро.

В это лето я начал работать официантом в столовой санатория. Режим работы – день работать с 7 утра до 9 вечера, следующий день отдыхаешь, потом опять день работаешь. Поэтому через день можно было в свободное время куда-то съездить.
Подошло время дня сбора земляники дикорастущей. Это я определил потому, что бабки стали стаканами продавать ее возле магазина. За последние 20 лет я только один раз собирал ягоды – ездил с группой товарищей братишки на автобусе в сторону Павловки.  Тогда мы нашли небольшую гору с густой травой, и ягодами в таком количестве, что собирали, почти не сходя с одного места. Это было 12 лет назад.
Сейчас меня потянуло в поле, испытать свободу, и удовольствие от сбора ягод. С вечера я подготовил ведро, рюкзак и еду.
Утром погода выдалась с холодным ветерком.  Я одел штормовку, тряпичные туфли с резиновой подошвой, взял зонт с большой ручкой, еду, ведро в рюкзаке, нож складной и вышел на остановку автобуса. Пока ждал машину, слегка поеживался от холодного  ветра. Улица тянулась с юга на север и ветер здесь был всегда. Последние 6 лет я ходил на работу (когда работал на заводе) пешком – это около 6 – 7 километров. Так вот.  Когда проходил по этой улице (расстояние в 800 метров на юг), ежедневно дули разные ветры. Нигде дальше такого ветра не было, поэтому эту улицу я для себя назвал ветродуй (Ст.Кувыкина).
Наконец подошел автобус 5-го маршрута.  На нем я доехал до центрального рынка. Здесь производится посадка на пригородные маршруты автобусов.  На остановке пришлось подождать около часа. Подошел маршрут 111 к.  Он везет до деревни Волково.  Людей собралось много, хотя день был и рабочий. Пришлось ехать стоя.  Но что удивительно, автобус еще ехал по городу, а охватило чувство, словно вырвался из клетки. Город стоит на горе, и пока подъезжали к мосту через реку Белую и железную дорогу, что тянулась по берегу реки, открылись захватывающие картины простора вдали, соседние холмистые равнины, покрытые зеленью лесов и полей, и среди них окраины города, и несколько деревень.  Сразу как переехали через мост, почувствовал, как изменился воздух,- он стал свежее, ароматнее. До микрорайона Затон дорога километра 4 идет через поля и пролески, кое-где видны небольшие озера, оставшиеся после половодья.
Проехали Затон, окраина города в основном с деревянными одноэтажными частными домами. Здесь пока всего 3-4 многоэтажных дома.  Сразу за КПП милиции на окраине Затона начинаются поля, засеянные зерновыми и картофелем, свеклой.
Вот и первая деревня – Вавилово. На ее окраине видны разметки мотодрома для проведения соревнований по мотокроссу. Деревня со старыми домами.  Здесь имеется пруд между дорогой и деревней.
Автобус едет довольно ровно, дорога хорошая.  Последний раз ехал я по ней лет так 5 назад.  Тогда постоянно дорога ремонтировалась, была вся в рытвинах.
Минут через 10 подъезжаем к селу Курасково. Видны нефтяные качалки, вышки, станция перекачки нефти, стоянка – парк военных машин. Остановка. Несколько человек высадились. Едем дальше. Проехали ровную открытую местность с посадками пшеницы, свеклы; начался лес, который называется Подымаловским. Тянется дорога через него километров на 3. Сейчас здесь широкая дорога и до деревьев полоска поляны. Раньше, я помню, здесь было мрачно. Дорога была узкая, сразу от дороги начинался лес. Машины часто буксировали в ямах, особенно после дождей. Сейчас от леса веет прохладой и свежестью, но чувствуется какая-то строгость, тревожность.
Лес кончился, опять поля, простор. Вдали справа и слева виднеются холмы невысокие, покрытые лесом. Вот и село Подымалово. Видно, что село разрастается. Идет строительство 2,-3 и даже, похоже, 5 этажного дома на окраине, немножко поодаль от основного деревянного села. Остановка. В автобусе стало свободнее, освободилось сидячее место, и я присел. До Волково ехали еще около 10 минут.  По правую сторону от  дороги попадаются слегка заболоченные участки, осока, камыши. У Волково речка  шириной до 5 метров, берега высотой до 1 метра, в траве очень удобные места для рыбалки, правда, местность открытая, без деревьев.
Приехали в Волково. Здесь небольшой металлический мост, рядом остатки  железобетонного моста. Автобус развернулся и высадил всех пассажиров. Большинство пошли в сторону садов, несколько рыбаков побрели вдоль берега речки.
Я вышел из автобуса и осмотрелся. Когда-то, лет 25 назад Равиль (муж моей тети) вез нас через лес к себе в деревню. Сейчас я вспомнил эту дорогу. Она должна идти влево, но дальше по шоссе. Я решил проверить, возможно, есть еще дорога через деревню к лесу.
По окраине идет грунтовая дорога в колеях от машин. Земля видно мягкая и  вязкая, черноземная, и после дождей недавних машины проделали здесь колею. Идти не очень удобно. Иду уже минут 15. Людей не видно. Вижу, появились пруды окаймленные дамбами. Не доходя их, навстречу попался мужчина верхом на коне. Я спросил его, нельзя ли ближе пройти до леса отсюда. Он сказал, что только выйдя на шоссе, и затем увидишь, мол, дорогу влево. Пришлось возвращаться к шоссе. По шоссе иду примерно минут 40. Вдоль дороге камыши, дальше пустырник. Машины по шоссе в это время проезжают мало. Идти легко, ветер еще свежий – в смысле прохладный. Солнце поднимается выше и приятно пригревает спину, между порывами ветра.
Вот и развилка. Влево сворачивает грунтовая дорога, правда хорошо укатанная, твердая. Справа от грунтовой дороги комбайн убирает рожь, еще зеленую. Видимо на корм скоту. У дороги стоит трактор с тележкой. Тракторист поднимается слева с резиновым ведром с водой. Воду он взял из небольшого озера – болотца. Местность здесь неровная. Слева низменность, справа холмы с пологим склоном. Чуть дальше по дороге начинаются лесопосадки шириной в 4 ряда деревьев – тополь, клен, осина. Еще раньше я заметил издали, лесопосадки прямоугольниками окаймляют поля на склоне холмов.
Я спросил у тракториста дорогу к лесу. Он показал, что нужно идти прямо по нижней дороге, а затем в гору, вправо. Я поблагодарил и пошел. Здесь на дороге были видны остатки дождя, - лужи кое-где. Их пришлось обходить через лесопосадку, что очень затруднительно было. Там росла высокая трава, опутанная паутиной, в пыли. Можно назвать травяная чаща с человеческий рост. Прошел два поля, отделенных друг от друга лесопосадкой. На это ушло более 30 минут. С утра я не завтракал, теперь желудок стал о себе напоминать. На углу третьего поля устроился. Достал еду из рюкзака – яйцо, помидорку, кусок хлеба, банку с вином, сел на перевернутое ведро, и осматривая открывшийся вид в сторону Волково, начал свой завтрак.

2.Солнцем согретое утро.

Место, где я сидел было уже на склоне холма, и отсюда хорошо были видны пруды, деревня, вправо от них поля, покрытые зеленью разных оттенков, еще дальше поднимаются холмы с лесопосадками. Поле, возле которого я сидел, было оставлено под пары – вспахано, и на нем ничего не росло. Закончив завтрак, я собрал все в рюкзак. В голове появился легкий туман от вина. Дороги вправо не было, но по моим расчетам нужно было сворачивать. Я пошел по вспаханному полю вверх, к вершине холма. До конца поля оставалось метров 20, здесь я услышал шум мотора «Газ»ика. И вправду, над высокой травой, окаймляющей поле, показался кузов и кабина грузового «Газ»ика. Я успел только подумать, что это может быть дядя Равиль. На самом деле! В кабине сидел он, собственной персоной. Правда он меня не видел и проехал мимо. Когда я вышел на дорогу, машина была уже далеко.
Предо мной открылась прелестная картина. Впереди и вправо простиралось широкое поле, где росла пшеница высотой более метра,- темно- зеленое море раскинулось под весёлыми лучами солнца. Верхушки стеблей украшали колоски, на которых распустились золотистые соцветия. Ветер кое-где встряхивал их, и видно было, как легким облачком разлеталась золотистая пыльца. Ветер гнал пыльцу словно золотистую морскую пену в морских просторах. Часть этой золотой пены ветер поднимал в воздух и над полем зависал лёгкий золотой туман, который завораживал, околдовывал, притягивал к себе. Я невольно вошёл в поле на несколько шагов, и, остановился, задыхаясь от нахлынувших  чувств нежности, - хотелось погладить поле целиком как маленького пушистого котёнка, или же, броситься в волны пшеницы  словно в волны моря, и… плавать… плавать…, растворяясь в этом волшебном мире изумрудной травы ещё насыщенной жемчугами росинок, которые смочили мою одежду насквозь , и я стал походить на золотого человека от прилипающей на меня пыльцы пшеницы.
Я опомнился, показалось, что стою в водах родника с холодной ключевой водой, а тут ещё сильный порыв прохладного ветра запустил в меня пенным туманом золотистой пыльцы. Осторожно ступая , я вышел на дорогу, попытался отряхнуть с себя пыльцу, но она прилипла к мокрой одежде. « Ладно, высохнет и сама слетит.» - подумал, и ещё раз огляделся вокруг. Передо мной совершалось одно из великих таинств природы – зарождение новых семян.
За этим полем,  вдали открывался чистый горизонт; там холмистая местность с лесочками, лесопосадками, и заметное только по проезжающим машинам, отсюда кажущаяся со спичечные коробок, шоссе. Влево в пол километре начинался лес. За ним поле и большой массив леса до горизонта.


3.Опушка леса. Сбор ягод.


 Иду к ближнему лесу. Вот опушка. Здесь земля не тронута плугом, растет разнотравье высотой по пояс. Дух от травы и леса, удивительно ароматный воздух еще утренне-свежий. Роса еще держится в траве. Цветы самых разных оттенков: белые, розовато-феолетовые, желтые, синие. Шагаю в этот ковер из цветов и трав. Смотрю, кое-где встречается земляника, но еще белая несозревшая. Ищу глазами где травы пореже. Обычно в высокой траве ягоды поспевают позже. Пошел в глубь леса. Здесь началась крапива, стали встречаться лесные колокольчики синего цвета величиной с куриное яйцо. Такие в природе я видел впервые, потому получил некоторое удовольствие от такого «открытия». Один из них сорвал и положил в рюкзак. В лес дальше не пошел, там густая высокая крапива. Вышел на поляну. Здесь видно прошла машина – осталась ломаная трава. Рядом с колеей трава ниже. Нагнулся, отодвинул верхний слой, внизу есть ягоды, правда спелые очень редко. Но  для начала и это хорошо. Начал осторожно подгибать траву вокруг, собирать редкие, но крупные ягоды. Минут через 10 осмотрелся. Дальше по опушке трава ниже. Пошел туда. И вправду ,здесь ягоды встречаются чаще. Потихоньку собирая, иду вдоль опушки. Ведро наполняется медленно, еще и дно-то не покрылось. «Ну и ладно», пусть и мало будет ягод, зато какая свежесть, аромат свободы, вместо потолка- огромное голубое небо, вместо стен-бескрайний горизонт, вместо тишины унылой- стрекот кузнечиков, голоса птиц, шелест травы и листьев, веселый шум легкого ветерка, вместо пола- мягкий ковер из трав и цветов. С такими мыслями вышел на более открытую опушку. Трава коротенькая и среди нее хорошо видны красненькие ягоды земляники. Они не очень крупные, но уже созревшие. Попробовал на вкус – приятные, сладковато-горьковатые от косточек, которые слегка хрустят на зубах.
На участке у меня началась работа. Ведро вытащил из рюкзака, рюкзак за спину. Вставая то на корточки, то на колени, собираю ягоды на одном месте, потом перехожу на несколько шагов вперед и опять вкруговую. Так незаметно ведро стало наполняться. Примерно через час – полтора сбора почувствовал усталость, заныла поясница. Встал, огляделся. Присмотрел хорошее удобное место у подножья дуба, там снял рюкзак и лег на спину. Полежал минут 5, отдыхая. Встал, достал опять тот же набор продуктов, что и на завтрак был. Поел. Прогулялся в лес. Посидел еще 5 минут, осмотрелся. Опушка леса тянулась на запад вниз по склону холма. Примерно в километре лес уходил немного влево и обрывался. За этим лесом была дорога к селу Асаново, где жила моя тетка с дядей Равилем и с моими двоюродными братьями.
Еще левее было поле с разнотравьем, дальше опять лес, который, видно было, простирается далеко влево до горизонта. В просвет между опушками открывается вид на засеянные поля вдали, на новые холмы,- пологие и округлые, тянущиеся своими верхушками с юга на север.   
Солнце уже высоко, стало жарко, припекает. На небе появились небольшие белые облака, заметно подгоняемые ветром с запада на восток. Это мне не очень понравилось, обычно с запада всегда в таких случаях приходит дождь. Ну да ладно, решил я, зонт у меня есть, не промокнем. Встал и продолжил сбор ягод. Они росли прямо начиная от корней дуба. Мне от этого дерева не пришлось уйти даже на 20 метров. Собирал еще порядка двух часов, делая небольшие перерывы. Чтобы размять спину и глотнуть немного воды. Воздух становился все жарче, появилась духота. Но ягоды привлекали к себе сильнее и все неудобства забывались. Ягоды с каждой минутой становились более красными, можно сказать, зрели прямо на глазах. Постепенно ведро наполнялось ягодами, вот уже набралось с полведра. Опять заныла спина от постоянного положения нагнувшись. Подошел к подножию дуба, лег на траву, гляжу на небо. Интересно бегут облака. Тут заметил, что облака стали более густыми, у них появился странный желтоватый цвет. « Из-за жары»,  подумал про себя,- «вот чуть дождичком бы сбрызнуло, было бы свежее». Немного отдохнув, попив воды, встал и принялся собирать опять. Ягоды встречаются уже реже, дает о себе знать усталость.  Тут начали капать дождинки -  сначала по одному, потом чуть сильнее. Солнце еще выглядывало между облаков, и шел слепой мелкий дождик. Я вначале подставлял лицо дождю, немного освежился, вижу, начинаю промокать. Раскрыл зонтик и собираю ягоды под зонтиком. Прошло минут 5, дождь усилился. Опушка, поле, засеянное овсом, окрасились в светло-желтый цвет, который шел от желтоватых облаков. Такое я видел впервые, «чего только не бывает на свете», подумал даже, что может где-то произошел выброс с какого-нибудь хим.завода, – ведь в природе не бывает таких облаков.
Дождь  шел уже довольно хорошо. Пришлось встать под крону дуба и наблюдать за дождем. Сбор ягод вести дальше было уже невозможно. Трава мокрая, ходить по ней, все равно, что по лужам. А на ногах у меня тряпичные туфли синего цвета с резиновой подошвой. Подул прохладный, если не сказать, холодный ветер. Дождь утих, только иногда капали дождинки. Я собрал вещи и ведро в рюкзак, закрыл рюкзак, и, взяв в руку за лямки, пошел обратно в деревню Волково. Посмотрел на часы. Сюда я шел около двух часов, сейчас 3 часа. Значит, к 5-часовому автобусу успею. Идя вдоль опушки, кое-где видел ягоды, останавливался и собирал, но их было мало, поэтому больше не стал обращать на них внимание и ускорил шаги. Вот вышел на грунтовую дорогу. Здесь лужа. Обогнул ее, стараясь идти там, где еще не совсем промокло. Прошел метров 100,- открылся простор над полем пшеницы, видно стало далеко до горизонта. Только ничего хорошего в небе не сулит, появились темные грозовые тучи, которые заволокли все небо. Вот они уже надо мной.

4.Ливень. Гроза. « Господи! Спаси и помилуй!».


В это время я услышал сзади, откуда я шел, тревожный шум, похожий на шипение, который стал усиливаться до звуков перекатов реки. Я оглянулся. Над лесом нависла стена бело-серого цвета, постепенно густея как молоко, и  охватывая всю южную сторону. Эта стена , вначале медленно, со временем постепенно набирая скорость, приближалась ко мне. Шум стал похож на грохот водопада и рев самолета при взлете. Это было страшное зрелище. Убежать и скрыться от этой стены не было никакой возможности. Около минуты я наблюдал за этой стеной, удивляясь и испытывая безнадежность спрятаться. Когда стена была от меня в десяти метрах, стало заметно, что стена состоит из струй дождя, из отдельных капель. Я облегченно вздохнул, убедившись, что это просто ливень (хотя и так знал, сразу как увидел стену, но вид движущейся на меня стены, от земли до неба, вызывал смятение).
Я успел только достать зонтик, стал открывать, что-то застряло. Дождь достал меня, крупные, тяжелые капли сразу намочили голову и верх штормовки. Зонтик открылся. Я прошел шагов десять. Нет,- ноги уже мокрые, надо переждать. Стою, смотрю, как движутся тучи. Как будто темная полоса проходит, за ней просвет – чуть светлее тучи. Прошло минут пять, дождь стал стихать. Я опять пошел  по дороге, которая уже  твердого покрытия почти не имела, грунт стал скользким. Прошел минут пять, все наблюдая за небом. Вдали сверкают молнии, гремит гром, большая черная туча идет над шоссе. Из-за леса показалась темная туча и пошла в мою сторону. Опять идет стена воды над пшеничным полем, из-за которой не стало видно леса и горизонта. Вот она уже льет воду, как из бочки, на меня. Идти невозможно. Молнии одна за другой, гром, шум как от водопада. Струи дождя стали бить косо под напором ветра, мочит мимо зонтика. Я поставил ведро на землю и сел на него , укрывшись зонтом. Со стороны, наверное, казался похожим на огромный гриб. Страха, что ударит молния, почему то не было,- рядом лесопосадки, если ударит, то по деревьям,- подумал я. Так пришлось просидеть двадцать минут и только наблюдать за дождем, изредка приподнимая край зонтика, наблюдать за тучами, за дорогой, которая все больше набухала, по ней пробили себе дорогу уже большие ручьи. Дорога стала рекой.
За эти двадцать минут испытал единственное за всю жизнь чувства, настолько сильное, что запомнил на всю жизнь. Почему-то ужаса и страха не было. Было удивление, вздрагивания от грохота и яркости, прикрывания глаз от слишком яркого света молний, которые даже через черный тент зонта ослепляли,- под зонтом этот свет виделся молочного цвета, матово, но очень ярко. Молнии сверкали почти через секунду, то дальше – тогда под зонтиком темнее, то совсем близко – тогда уже ослепляло. А в промежутке между молниями наступала сплошная темнота – глаза слепли от сверкания молний. О звуках говорить, так это,- просто не передать. Казалось, на меня валится каменный обвал, или, рядом пролетел реактивный самолет, или, рядом рвутся мощные бомбы. Иногда мне казалось, что меня снесет течением реки, в середине которого я оказался, сидящим на ведре. Вода текла мощным потоком, глубиной уже выше щиколотки. Туфли тряпичные, хоть и промокли насквозь, я еще старался соображать, что они после дождя быстро высохнут. И, третья неприятность – это сильный ветер, шторм. Он рвал у меня зонт, хлестал струи дождя под зонт, то стихая, то ударяя неожиданно, чуть не сваливая меня с ведра. Это, казалось, продолжается вечно, а по часам заметил, прошло двадцать  минут. Я не считал себя человеком верующим , - воспитан был атеистом, но в мыслях всё равно проскакивали слова « Гоподи, я грешен, прости! Господи, спаси и помилуй!... ..». И было от чего, - ведь по всем приметам – признакам меня должно было ударить молнией: - я находился в воде реки, текущей по  полотну дороги; -я возвышался над дорогой, да ещё с зонтиком у которого железный стержень. Не знаю что меня спасло, - то ли молитвы, - то ли просто сверхестесственное везение, - но я вышел из этого испытания  живым и здоровым, благодаря Природу за спасение, да и за переживания постигших меня острых очущений, о которых я не знал бы сидя в квартире.

5. Дорога домой.


Дождь ослаб, пошел реже, мелко. Я встал. Смотрю, все еще небо сплошь в тучах, правда, уже чуть светлее. Ветер стих. Делать нечего, такой мелкий дождь на долго. Я двинулся, скользя и тяжело поднимая ноги, по дороге, превратившуюся в сплошную лужу, точнее русло неглубокого ручья. Дорога как раз шла под гору. Пройдя метров сто, появилась еще одна неприятность – грязь черная, вязкая, тяжелая,- прилипла к туфлям. Пришлось передвигать ноги так, как будто пинаешь мяч, или, скользишь на лыжах, иначе туфли остаются в грязи. Иду уже быстро, не обращая внимания, что пачкаю и брюки, все равно чистым не выйти из этой переделки. Дождь все идет, то быстрее, то медленнее, но главное, - нет грома и молний. Вот дорога повернула вправо и круче пошла вниз с холма, рядом с той лесопосадкой, за которой комбайн скашивал зеленую рожь. Он там сейчас стоит без движения. Спустился до нижней лесопосадки, отсюда влево пошел по скошенной траве рядом с дорогой, здесь не так грязно. Вот и шоссе. Дождь иногда перестает, вот и сейчас утих. Я собрал зонтик, и, очистив от грязи туфли сначала веточкой, потом об траву, и об асфальт, двинулся в сторону Волково. Взглянул на часы. 4 часа 20 минут. Если пойду быстро, успею на автобус. Зашагал по левой стороне дороги, по обочине. Когда не было машин, выходил на асфальт,- здесь легче идти. Иногда переходил на легкий бег. Дождь, иногда, опять начинался, но уже совсем мелкий, тогда я открывал зонт – мокнуть и сверху тоже не было желания. Вот уже видно мост через речку. Еще чуть-чуть. Наконец и остановка. Здесь ждут автобус уже человек пять. Я оставил возле них рюкзак и спустился к речке. Помыл руки, туфли. Сколько мог, почистил брюки. Поднявшись на дорогу, допил остаток воды из банки.
Подошли пожилые женщины и спросили, откуда это я. Ответил им, что собирал ягоды в Асановском лесу. Те удивились, неужели уже поспели. Есть,- говорю,- уже и спелые. Они,- как обычно говорят женщины такого возраста,- стали хвалить, что смог собрать неплохие ягоды, и отошли, разговаривая между собой.
Автобус опоздал на четверть часа.  Народу было мало, места хватило всем.
Когда подъезжали к Уфе, участок дороги был совершенно сухой. Дождя здесь не было. Уже в Затоне нас нагнал солнечный дождик, т.е. «слепой», но крупный, и быстро прошел. На центральном рынке вообще дождя не было. У нас в Зеленой Роще дождь слегка только поморосил. Вот такие чудеса погоды пришлось увидеть всего за один день.
А дома я показал жене и детям удивительный цветок – синий колокольчик,- и сказал, что этот цветок помог мне собрать ягоды.

1994г. С дополнениями—2011г.