На первый взгляд

Олег Алексеев
      События, происходящие за океаном и недалеко за морем, на первый взгляд, никакого отношения к процессу исчезновения государства, как такового, как общественного института, не имеют. Посудите сами, долги правительства Соединенных Штатов, и покрытие этих долгов безудержной эмиссией вызвали вначале бум, а затем мировой кризис, в котором мировое сообщество барахтается до сих пор. Потребовались усилия государств, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. При этом проблема не решена, так как законодатель, понимая всю порочность такого положения, ограничивает американское правительство во заимствованиях. Тщетное занятие. В декабре-январе правительству опять нужны деньги для оплаты раздутых, заметьте, социальных программ, раздутых военных расходов и амбициозных планов развития. Если законодатель не поднимет в очередной раз планку долга, то правительство объявит себя банкротом. Невозвратные долги создавались разными правительствами, а отдуваться придется последнему.
    
 Считается, что правительствам можно давать взаймы деньги, так как они все-равно соберут налоги и всегда могут рассчитаться не сейчас, так потом. На самом деле правительство, как любое коммерческие предприятие, должно соблюдать пропорции между заемными деньгами и собственными доходами. Если этого не происходит, то крах неминуем. Безответственные заимствования за океаном и в Европе ставят вопрос об ответственности и ограничениях. Оказывается нельзя давать деньги взаймы правительствам, потому что это по определению самый безответственный заемщик. Он обезличен. Он не персонифицирован. Правительства приходят и уходят, а сделанные ими долги остаются.
   
  Греция жила на широкую ногу за счет перманентного займа, при этом аппетиты росли, с каждой новой выборной компанией. Теперь в любом случае, объявит ли она себя банкротом или согласится на план Европы, необходимо будет сократить расходы и привести в порядок бюджет. Общество мучительно ищет пути ограничения своих шустрых правителей. Сами правители, которые дают деньги, кричат об ограничении национальных суверенитетов для тех кто получает кредиты. Но главное, банкиры задумываются относительно надежности правительственных займов. В солидных финансовых изданиях уже появилось несколько статей, рассуждающих о теории государственных заимствований. Наиболее смелые предлагают персонифицировать долг, пусть частично, но распространяющийся на всех, кто поставил подписи под кредитными договорами. Европейские аналитики склоняются к частичной потери суверенитета в вопросах правительственного займа.
    
 Сам капитал в своем обороте для эффективного функционирования на свободном рынке подводит общество к определенным решениям, которые в той или иной степени будут ограничивать политиков и государство. Процесс растянут во времени, и современное общество пока не знает другой общественной формы управления, кроме государства, даже когда совершается дефолт. Как это было в 1998 году в России.