Михаил Яншин

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры

2 ноября 1902 - 16 июля 1976

Заслуженный артист РСФСР (1933). Народный артист РСФСР (1947). Народный артист СССР (1955).

Лауреат Государственных премий: СССР (1975) и РСФСР имени К.С. Станиславского (1970) – за театральную работу.

С 1924 года актёр, а затем режиссёр МХАТ. В 1937-1941 — художественный руководитель цыганского театра «Ромэн». В 1950-1963 — главный режиссёр Московского драматического театра имени К.С. Станиславского.

«Нахлебник» (1972) произвел столь сильное впечатление, так по мозгам ударил, что я даже всё это поверил своему детскому дневнику.

«Соло для часов с боем» (1974)- телеспектакль,  где витает в космосе вроде б не наш, но и наш «астероид» человечности, уважения, доверия, взаимопомощи. И каждая кочка этого малого космического тела одушевлена гением: Андровская, Грибов, Станицын, Прудкин, Яншин…

Комик? О, да! Трагик? А как же. По той же причине, и в одной и той же ипостаси.

Гоголевский Земляника («Ревизор» 1952). Тыняновский Павел Первый («Поручик Киже» 1934). Шеридановский сэр Питер Тизл («Школа злословия» 1952). Шекспировский сэр Тоби Бэлч («Двенадцатая ночь» 1955). Чеховский Евграф Кузьмич («Шведская спичка»). Мамаев Островского («На всякого мудреца довольно простоты» 1976)... Их уже ни с кем не спутать.

В кино особо пороскошествовать не дали. Но и по тому, что имеется, видна неисчерпаемость природного загашника.

Запомнился в фильмах: солдат («Окраина» 1933), Иван Лихо («Последний табор» 1935), многоликий Макс («Заключённые» 1936), офицер на спиритическом сеансе («Человек с ружьём» 1937), комендант станции («Первая конная» 1941), Нюнин («Свадьба» 1944), Вяземский («Глинка» 1946), Северьян («Каменный цветок» 1956), полковник Буткевич («Незабываемый 1911 год» 1951), Васильев («Мы с вами где-то встречались» 1954), драматург Борзиков («На подмостках сцены» 1956), настройщик Муркин (короткометражка «Сапоги» 1957), почтмейстер (ф/с «Мёртвые души» 1960), Турманов (короткометражка «Месть» 1960), мэр Амброзио («Вольный ветер» 1961), Айболит («Как мы Тишку искали» 1970), дедушка Пятипал («Телеграмма» 1971), профессор Волосюк («Большая перемена» 1973-74) и др.

А ещё Михаил Михайлович - незаменимый феномен озвучки, сумевший вместить и аудио-архипелаг советской мультипликации: казак Чуб («Ночь перед Рождеством»), Крот («Дюймовочка»), царь («Вовка в Тридевятом царстве»), трусливый Бегемот («Про Бегмота, который боялся прививок» и «Самый большой друг») и др. Плюс сказочный толстяк с вкрадчивым голосом мудрого и хитрого гнома (Боровичок в фильме Александра Роу «Морозко»).


В кадре: профессор Волосюк ("Большая перемена")