Грустно-веселые размышления о рыболовной прессе

Юрий Жёлтышев
ГРУСТНО-ВЕСЕЛЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  О РЫБОЛОВНОЙ ПРЕССЕ
(Пособие по ненаписанию плохих статей о рыбалке)
Юрий Жёлтышев

   Что творится с нашинской рыболовной прессой? Есть ли повод для беспокойства? Иной раз читаешь какую-нибудь статью в рыболовном журнале – и невольно смех разбирает! А иной раз – и плакать хочется! Так что же это - смех сквозь слезы или слезы сквозь смех? Наверно, и то, и другое! Потому-то я и назвал свои заметки о рыболовной прессе грустно-веселыми.

   Когда-то давно (или недавно? – время летит быстро!), когда мне только начал открываться мир рыболовных журналов, я считал пишущих в журналы авторов чуть ли не небожителями. Журналов было мало (разве что один всесоюзный «Рыболов»!), имена авторов-рыболовов были у всех на слуху, каждая статья внимательно прочитывалась и обсуждалась. Одним словом, каждая публикация была окном в неведомый и удивительный Рыболовный Мир. Подобно многим другим читателям я верил каждому слову авторов, записывал в блокнотик названия «волшебных способов ловли» и «волшебных приманок» - и исписал так, между прочим, два толстенных блокнота.


   Но с некоторых пор почему-то стал я относиться к написанному по-другому, оценивать все написанное критическим взглядом. Я уже не верю всему буквально, не отношусь к каждой  публикации, как к откровению свыше. Да  оно и понятно – времена изменились, количество рыболовных журналов и публикаций выросло  лавинообразно, а плюс ко всему еще Великий и Всезнающий Интернет.


   Вот так и вышло, что пришел я к пониманию:  нужно разумно отсеивать информацию, иначе можно в ней утонуть. Стал я потихоньку разбираться, стал разделять публикации на интересные и штампованные, на серьезные – и просто рекламные, содержащие свой выстраданный взгляд на вещи – и банальные общие места. И потихоньку-полегоньку пришел к открытию, что не все то золото, что блестит.


   Бывает, начинаешь читать статью – и очень скоро понимаешь, э! да все это уже было! это я уже где-то читал! Стоит прочитать первый абзац – и уже знаешь, что будет дальше! Все вроде бы правильно, слова, как из песни не выкинешь, но иногда можно выкинуть и всю песню! Или – того хуже!- не только написано банально, и утверждаются банальности, а бывает ведь – и вредные вещи утверждает автор, как само собой разумеющиеся. Понемногу сложилось у меня впечатление, что все плохие публикации похожи как две капли воды, нет! – как два ерша из одного водоема! Вот и возникла у меня мысль составить что ли «Пособие по созданию плохих и вредных статей о рыбалке». С тем, чтоб никому не повадно было идти по этой затоптанной тропинке!


   Итак, начнем! Подобное лечится подобным, поэтому давайте рассмотрим, как не стоит писать о рыбалке. Как это ни удивительно, все неважнецкие статьи можно  свести к трем самым распространенным типам:

  1, Статьи «отдыхательные» (назовем их так!)
    Статьи, в которых  рыбалка показана в «народном духе», просто как отдых на природе, ну, а отдых само собой обязательно включает в себя  развеселую компанию и распитие «оковытой». Статьи имеют заезженное, то есть весьма жизненное начало: «Вот мы с кумом поехали как-то на рыбалку», и то, что будет в середине и в конце статьи тоже нетрудно себе представить. Вначале описываются многочисленные приготовления (разумеется через гастроном!), подробно смакуется,  чего и в каких количествах было взято («сколько ни бери все равно будет мало»), затем – дорога к водоему, первая ударная выпивка-закуска,  поиски «подкрепления» с заходом в ближайшее село, незамысловатые приключения на селе, увенчавшиеся желанным «подкреплением». До рыбалки дело доходит далеко не всегда. А если и доходит, так только  в виде выдержек из области народных мифов («И тут кум как забросит, как потянет!»). Здесь следует вспомнить несколько заезженных рыболовных историй из устного народного творчества. Ловили – не ловили, поймали-не поймали – это дело десятое, а вот время хорошо провели, душевно…Или выручает горе-рыбаков лихой местный козак Мыкола, который в отместку за компанейское угощение, привозит полвоза  карасей из колхозного пруда (вариант – из сеточки, установленной в засекреченном заливе). Ну, а тут уж сам бог велел снова «выставляться». Иногда на шум-гам, на огонек прибивается кто-то из местной милиции или заезжего начальства (вариант – из рыбоохраны), обязательно оказывается «вот такенный мужик!», и конечно же гуляет на равных со всеми. Братание городских с местными, начальства с простыми рыбачками становится кульминацией описания. Одним словом, дело заканчивается далеко за полночь – у кого мордой в салате, у кого – сапогами в костре. Хорошо включить колоритную картину «Наутро после». Опишите ощущения свежего росистого утра с птичьим пением и с постепенным осознанием «Где я? Уж не в раю ли?». Остановитесь на поисках чего-то на опохмел души, хотя бы огуречного рассола. Не забудьте упомянуть, как впопыхах оставили все удочки-донки на месте пьянки-гулянки-рыбалки. Будьте ближе к народу!  Не зовите в высшие «эмпиреи», говорите  только о том, что интересует рядового читателя–обывателя. Говорите с ним на доступном ему языке ликеро-водочных отношений! Пишите такие «народные» статьи – и вам обеспечен успех у самой широкой публики! А если еще добавите местный колорит, местный диалект и пару-тройку бородатых рыбацких анекдотов, - будьте уверены, что читатели у вас будут! А это значит – будут и гонорары! На опохмелку хватит!

  2. «Хватательные» статьи.
    Вобщем-то в статьях этого типа речь идет не о банальной рыбалке «мы с кумом», здесь разговор  по-серьезному и к рыбалке готовятся  профессионально. Создается сплоченная профессиональная команда, разрабатывается маршрут, предусматривается все до мелочей. В «хватательной» рыбалке задействован серьезный ресурс: люди, автомобили, связи. Ведь это уже не какая-нибудь любительская рыбалка, это не меньше, чем рыбозаготовительная экспедиция! А значит все по-другому, масштабно, причем, если в статьях «отдыхательных» делается упор на  «выпивошно-закусочный» элемент, так в «хватательных» речь идет о вещах более серьезных: где, как и сколько рыбы удалось ухватить из водоема. Количество выловленной рыбы, разумеется, считается автором  главным и единственным критерием успеха.


    Задумавшему подобную статью, конечно, надо самому поучаствовать в рыболовной операции (с чьих-то слов будет уже не то!). Все же дам самые важные указания. Не забудьте рассказать, сколько задействовано техники и какой. Намекните, что руководил операцией опытный кадровик-военный (можно в отставке). Сообщите об общем количестве задействованной живой силы. Приведите тактический план операции с приложением карты местности.


  Дальше начинайте развернутое и связное описание хода операции «Рыбозахват». Операция организована по-военному четко. Опишите раннее утро. Собственно, еще ночь. Оперативное время – три часа ноль-ноль минут. К намеченной точке на карте (предварительно полученной из разведданных) устремляются сразу несколько автомобилей с десантом. Усилия координируются по спутниковой связи, маршрут – по джи-пи-эс навигаторам. Прибыли на место – сразу после предварительной рекогнисцировки начинается масштабная операция. Водоем охватывается плотным кольцом. Устанавливаются стационарные орудия лова. В воду отправляются десантные батальоны стрелков-подводников. На воду выходят катера с моторами, вооруженные по последнему слову техники. Ни одна рыба не может выйти за пределы охваченной акватории! Если еще учесть, что проходит эта рыболовная баталия в местах запретных или в запрещенное время, то операция принимает характер опасного, но продуманного стремительного удара. Расчет на внезапность и напор. Силы противника, коими могут быть рыбоинспектора и местные природоохранники, нейтрализуются всеми возможными способами.
   Результат боевой операции – поднятые на борт килограммы,- какое там! - центнеры рыбьего мяса. На этой стадии остановитесь как можно более подробно! Приведите общий вес улова в  центнерах, в тонно-километрах. Пересчитайте, сколько рыбы пришлось на каждого участника. Как распределялся улов в соответствии со званиями и  боевыми заслугами. Подкрепите свои высказывания фотографиями «штабелей» рыбы, разложенной рядами на берегу водоема. Информируйте, как происходил отход с занимаемых позиций, как удалось обмануть бдительность постов ГАИ и пограничников. Наверняка такая информация пригодится для будущих  историков военного, нет, прошу прощения,  рыболовного искусства.


   Уф! Кажется, все! А теперь переведите дух! Возьмите и перечеркните все написанное! Или хотя бы представьте, что вы пошлете что-либо подобное в любой западный журнал! Да за такие описания вам  будут светить штраф или срок, а не улыбки благодарных читателей! Почему же у нас до сих пор возможно публиковать такое? Почему после чтения описаний  масштабных рыбозаготовительных операций наши читатели до сих пор считают, что ее участникам улыбнулась удача, а не  улыбнулся следователь?!


   Причем, что характерно, массовому читателю такие статьи нравятся!  Нашему народу подавай именно те статьи, где есть прямые указания: где ловить? как ловить? как обойти все запреты? как вынуть из водоема наибольшее количество рыбы? Может быть, такое положение отражает состояние нашего общества?
   А ведь можно и по-другому относиться к природе…Но об этом как-то речи нет! Да на кой она, природа, хапнуть бы из нее побольше!

3.Рекламно – бессодержательные статьи.
  Бывает и так, когда автору сказать вобщем-то нечего, а хочется просто банально заработать или просто увидеть свое имя  напечатанным в журнале. Или подворачивается «халтурка» - некая фирма или рыболовный магазин согласны заплатить за статью, с целью продвижения своего товара. Каждый бизнесмен знает, что без хорошего рекламного текста он не сможет продать абсолютно ничего! И в то же время, когда такой текст имеется – можно продать абсолютно все, что угодно, даже снег зимой!


     Тогда беспардонный автор пишет рекламно-бессодержательную статью. Вернее, какое-то содержание у нее все-таки должно быть, но весьма и весьма условное. Давайте рассмотрим, как правильно написать рекламный текст (на профессиональном жаргоне его принято называть «контент»), чтобы он сошел за статью. Начинать надо с заголовка! Существуют некоторые правила для  создания заголовков. Заголовок статьи должен содержать некоторые «магические» слова, как магнитом притягивающие внимание читателя. Этих  кодовых слов не так уж много, поэтому я могу привести их для вашей пользы и прибыльности, не делая из них тайны. Вот эти слова:
   Вы – Исключительный – Бесплатный – Мастер – Власть – Сила – Открытие – Легко – Любовь – Деньги – Новый – Научный – Доказанный – Проверенный – Надежный – Результаты – Невероятный – Магический - Открытие –  Прорыв – Тайна - Секрет – Шокирующий – Потрясающий – Раскрытый – Выгоды – Секс

   Волшебные слова, магические слова, которые притягивают воображение читателя! Они действуют всегда и везде на любого читателя, это научно доказано, проверено, надежно, дает невероятные результаты! Вобщем, это потрясающее открытие дает вам силу и власть над читательскими умами! (Видите, я заговорил «магическими словами» и вы уже заинтересовались!) Поэтому, идеальным вариантом названия  были бы, например, такие:
      Прорыв в рыболовном спорте!
      Потрясающие секреты рыбной ловли!
      Тайна магической приманки
      Научная стратегия рыбной ловли

 Но, если честно,  прямые рекламно-завлекательные посылы сейчас уже никого не убеждают, и  даже вызывают подозрения. У современного читателя явно рекламный текст вызывает реакцию «отторжения». Будет лучше, если «магические слова» мы уберем в подзаголовок статьи. А саму статью замаскируем под личные впечатления автора, наполненные «личностным контентом» и «псевдоживыми эмоциями». Поэтому, в названии  статьи, созданной по всем современным правилам одурачивания читателя, мы смело будем использовать разговорные фразы, а также эмоционально насыщенные восклицания, подкрепленные восклицательными или вопросительными знаками (Вроде таких: Ух! Эх! Ага! Ого! Вот!) Мы приходим к тому, что  окончательный вариант названия теперь будет выглядеть так:
               ЭХ-МА!? ВОТ ОНО КАКОЕ, РЫБАЦКОЕ СЧАСТЬЕ!
                Тайна клева наконец-то разгадана! Приманка мечты:
                научно обоснованная и практически проверенная стратегия.

Далее приступаем к созданию основной части нашего «контента». Поскольку, как мы уже убедились, важно как можно сильнее замаскировать рекламный посыл статьи, то мы будем  как можно издали подходить к теме. Лучше всего, если  вы начнете с какого-нибудь вымышленного эпизода, якобы случившегося в вашей жизни, Расскажите о нем с доверительной интонацией. К примеру, начните так. «Случилось это не так давно, в мае месяце прошлого года, когда только-только рацветали каштаны…Довелось мне отправиться в командировку в город N, что стоит на реке М…» Теперь, когда читатель попал под обаяние вашей доверительной интонации, начинайте потихоньку привирать, подходя ближе к теме: «Помнится, по своей досадной рассеянности я все свои приманки забыл дома, все, кроме одной, купленной накануне в магазине…(тут идет название известного магазина, заказавшего статью). Эту симпатичную приманочку, купленную по случаю, я сунул прямо в упаковке в карман своей куртки, что оказалось впоследствии роковым везением…». «Продающийся» текст должен рисовать в воображении читателя яркие образные и неотразимые картины, только тогда он будет действенным. Далее опишите ваш как бы случайный выход на рыбалку на незнакомую, но по слухам рыбную реку, опишите состояние  полного бесклевья, которое в это время как на грех поразило водоем. Живописуйте страдания местных рыболовов, которые буквально из кожи вон лезли, стараясь добиться хоть единой поклевки, перестегивали десятки фирменных приманок…И тут вы со свойственным вам спокойствием пристегнули свою единственную «магическую» приманочку, сделали один-единственный верный заброс в пучину незнакомых вод и…Тут не пожалейте красок, эпитетов, слов восторга! Именно эмоции вызывают доверие читателя! Эмоции должны быть неподдельными! Читатель должен сам почувствовать «упругий удар, вызвавший ответный удар сердца», должен пережить «электрический ток в спине, эпилептическую дрожь в коленях»…Удилище должно «согнуться в три погибели», леска должна «зазвенеть и со свистом разрезать воду», поверхность воды – «разверзнуться, забурлить и всколыхнуться от мощных ударов упругого хвоста». Окружающие рыболовы, как водится, бросают свои спиннинги и окружают вас «восхищенным кольцом». Кто-то из них может начать глотать валидол, пораженный сердечным приступом. А когда вы после «долгой изнурительной борьбы», наконец,  извлечете из пучины вод «невиданного зубастого монстра», все наперебой должны забросать вас вопросами о вашей «научно обоснованной стратегии» и «таинственной магической приманке». Теперь все: самое трудное позади! Теперь вы можете расслабиться, умерить свои эмоции. Дальнейшие описания берутся из рекламных сайтов соответствующих фирм-производителей. Не забывайте только подставлять вместо других названий название вашей «магической приманки». И дело сделано!
Завороженный вашими описаниями читатель, теперь проглотит любую наживку, даже самый что ни на есть рекламный материал, даже самую откровенную развесистую клюкву.

   И, наконец, вам нужна эффектная заключительная концовка. Так сказать, информация для размышления, стимул для читателя. Вы, конечно, помните высказывание Штирлица о том, что запоминаются всегда последние слова? Поэтому, как бы невзначай предупредите читателя, что мол, изложенная вами ненароком информация является рыболовной тайной, потому что дает в руки читателя невиданную приманку, дающую безграничную власть над подводным царством! Попросите читателя задуматься, чтобы оставить шанс на поимку рыбы нашим детям. Намекните, что таких приманок к счастью осталось мало, имеются они только в одном магазине…И будьте уверены, что рыболовы скоро сметут с прилавков все рекламированные вами приманки, а фирмы, торгующие рыболовными товарами,  закажут у вас еще много рекламных статей!
 
  «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно!» - говорил поэт. Присоединяюсь к нему и я. На этом наша несерьезная часть статьи, можно считать, закончилась. А теперь несколько серьезных (и потому грустных) мыслей о рыболовной прессе. Понимаю, в наш век свободы слова каждый автор статьи волен высказывать то, что ему хочется высказать. Но вот хочется почему-то совсем не того, чего бы желал прочесть читатель, наделенный умом и совестью, а также критическим взглядом на вещи.


    Несмотря на пословицу, «что написано пером – не вырубишь и топором», иной раз хочется взять топор – и именно вырубить! Когда автор являет миру откровенно обывательские или допотопные взгляды на рыбную ловлю, горько становится за саму рыболовную тему…Если серьезно, так почему-то меня засилье подобных статей в нашей рыболовной прессе не на шутку тревожит и печалит. И ужесточение цензуры вряд ли поможет: запретами ничего не изменишь. Было бы лучше всего, если бы авторы сами  хоть немного задумывались о своей ответственности за выпущенное в свет слово. Слово это, как известно, - не воробей,  вылетит – не поймаешь.


   Почему-то мне сдается, что коль скоро автор берется за перо, так он должен хотя бы представлять, куда и зачем он поведет своего читателя. Как отзовется его по неосторожности выпущенное слово? И по возможности должен автор сеять «разумное, доброе, вечное» ( за неимением вечного хотя бы просто разумное и доброе). И хотя бы как минимум, автор должен быть не мельче и не ниже своего читателя-рыболова. А рыболов нынче – уже не тот, что был прежде, он не просто лучше оснащен технически, он  скажем так, в духе времени растет духовно. На смену рыбачку – алкогольному романтику с вечной цыгаркой в зубах, в сапогах и в засаленном ватнике пришел новый современный рыболов в куртке Normark, вооруженный знаниями и первоклассными снастями. И этот рыболов уже не будет снисходительно выслушивать досужие истории о приключениях рыбаков-алконавтов в поисках  40-градусного счастья. Этот рыболов не настроен только «оттянуться по полной» на природе, ему нужно получить от рыбалки нечто большее, нечто такое, что затронет его душу. Так вот, мне кажется, что было бы хорошо, если бы авторы статей о рыбалке старались  равняться с современным рыболовом, а не снижаться до уровня рыбачка прежних времен.

   Замечу также, что по вполне понятным причинам современный рыболов приходит на реку не затем, чтоб набить до отказа свой садок  килограммами рыбьего мяса. И вряд ли он будет сочувствовать такому автору, который пропагандирует  «заготовку рыбьего мяса», такому герою рассказа, который стремится только заграбастать, набить мешок рыбой, чтоб ее потом засолить-завялить. Если заводится в душе этот червячок – корысть, так он подобно гнусному паразиту описторхису, гложет изнутри человека.


   Мало, по-моему, мы говорим в наших статьях о браконьерстве. Даже если и говорим, то как-то безотносительно к своему окружению. Почему-то до сих пор разделяем: браконьеры – это всякие «сетевики», «электрики» и иже с ними. А мы все и наши знакомые – честные. Ну, там балуемся иногда, то ловим в «запретку», то увлекшись, переловим больше нормы, не без того. Но почему-то трудно нам осознать, что браконьерство – не где-то там, браконьерство коренится  в душах. И начинать борьбу с браконьерством нужно с себя! Как-то не умеем мы пока различать, где же заканчивается совесть и начинается браконьерство, особенно когда дело касается нас самих и наших близких. К примеру, если незадачливый рыбачок опутал сетками весенний залив и поймал полмешка нерестового леща – он, ясное дело, хапуга и враг природы. Но если  наш знакомый поставил в то же время 10 донок и поймал столько же рыбы, он по укоренившейся традиции, уже не браконьер, а просто …везучий. И вот ведь что странно:  почему-то авторы рыболовных статей продолжают прославлять «удачные рыбалки», после которых удается забить уловом багажник автомобиля. А чем, собственно, такая удача отличается от браконьерства? Только тем, что не были применены  незаконные способы добычи рыбы? И невольно у читателя  складывается впечатление, что  если не удалось выловить полмешка рыбы – так это уже и не рыбалка, а так, пустое времяпрепровождение.

 
   Как я уже сказал, жизнь не стоит на месте, и то, что раньше в рыбалке было допустимо и считалось нормой,  теперь уже нормой не является. Может быть, пора нам приближаться - хотя бы  на  уровне идей! -  к цивилизованным нормам рыбной ловли? А в развитых странах, согласитесь,  отношение к рыбной ловле совсем другое. Там рыбалка давно уже считается не средством добычи пропитания,  и рыба из продукта потребления  превратилась в объект  спортивной ловли. «Там» ловить рыбу имеет право либо рыболов, купивший лицензию, либо член рыболовного общества, который платит взносы. А деньги от продажи лицензий направляются – куда? – на восстановление рыбных запасов и наведение порядков на реке. Но кто у нас сейчас пишет о восстановлении рыбного поголовья? Отчасти это отражает состояние нашего общества, а может быть в отсутствии подобных публикаций все-таки виноваты и сами авторы?


   И в заключение затрону тему художественности статей и рассказов. В обсуждениях на форумах, в живом общении нет-нет да услышишь слова: «Не люблю я читать описания природы! В статье должно быть четко – кто ловит, на что ловит, где и что поймал. А иначе тратить время на чтение не стоит!» Да что рядовые читатели! Иной раз и редактора откладывают в сторону рукопись, в которой слишком много «художественных описаний».


   На мой взгляд, рассуждающие так упускают нечто очень важное! Ведь что такое «художественность»? Это умение автора так живописать словом, с такими живыми деталями, что читатель видит яркие живые картины.  Смысл в том, чтоб читатель как бы своими глазами увидел изображаемое. А это невозможно без того, чтоб прибегнуть к описанию природы, красоты восходов и закатов, а не только снастей и уловов! Так вот, когда мне кто-то говорит, что он не любит описаний природы в рыболовном рассказе, у меня есть серьезные подозрения, что у такого читателя-рыболова не только нет литературного вкуса, но нет и чего-то важного в душе. И когда читаешь статью, где автор описывает рыбалку так сухо, словно составляет бухгалтерский отчет, мне почему-то становится неинтересно. Мне становится скучно и обидно за автора, который самого главного в рыбалке так и не понял. Радость встречи с рекой, туман над водой, тревожащий душу рыбий всплеск – ведь все это гораздо важнее «проверки эффективности приманок» или «разработки тактических задач»!


   Листаешь журналы, читаешь статьи, примеряешь к себе. Читаешь и порой смеешься. Читаешь и возмущаешься. Конечно, пусть авторы свободно высказываются, говорят о своем понимании рыбалки. Пусть будет побольше статей «хороших и разных». Разных статей, но прежде всего – хороших!