Попутчик

Лариса Калюжная
Автобус привез меня на станцию за семь часов до прихода поезда. Перетащив сумки в зал ожидания, я стала присматриваться к соседям: надо было на кого-то оставить багаж, чтобы пойти в поселок навестить родных. Мой выбор пал на сидящего рядом со мной немолодого, но подтянутого, спортивного вида мужчину с умными живыми глазами и с тощим рюкзачком за спиной. Он тоже ехал в город и с готовностью согласился присмотреть за вещами. Оставалось только купить билеты - и можно идти. В ожидании открытия кассы я разговорилась с моим попутчиком. Рассказывал он о своей жизни простодушно, без утайки и я подивилась безыскусности его рассказа и простоте самой его жизни:
- Живу я в деревне уже почти восемнадцать лет. Как вышел на пенсию, уговорил жену оставить квартиру в Питере, она и сейчас пустая стоит, и ехать ко мне на родину в деревню. Отцовский дом не сохранился, пришлось купить избу по соседству. Деньги у меня были: я и сварщиком работал, и машины дальние водил. Место красивое, рядом озеро, лес. Ну, отремонтировал я дом, срубил баньку над озером, завел корову, овец, гусей, от недобрых людей ружье на стенке повесил и всем разъяснил: если что, стрелять буду без предупреждения. В соседней деревне электричества лет пять, как нет: у них там все масло из трансформатора слили. А к нам в будку сунулись, так я их так пугнул, без оглядки бежали.
Жена, конечно, скучала в деревне. Уедет в город за пенсией, и нет ее месяц, два. Я еду за ней. Спрашиваю, что ты тут в городе делаешь? Она отвечает: в музеи хожу, в кино, телевизор смотрю. Ну, уговорю ее, назад едем, снова вдвоем живем. Я ее ничего делать не заставлял. То, что ей хотелось, то она и делала. Купили мы два спортивных костюма, рано утром на зарядку вставали, вокруг озера бегали. Раньше к нам на лето дочь с зятем и внуком приезжали, а как внук вырос, перестали ездить…
Семь лет назад я жену похоронил. Пошла она корову доить. Вдруг вскорости возвращается, говорит, что голову схватило, мочи нет. Тут же и упала. Я ее на кровать перетащил, таблетку дал, и не знаю, то ли с ней оставаться, то ли за врачом ехать. Смотрю, ей вроде получше стало, глаза открыла, я сел на мотоцикл - и поехал в соседнюю деревню, это километров семь, за доктором. Приехали с доктором - да уже поздно было…
Когда жену похоронили, я сильно плакал. Один остался. В деревне почти что нет никого. Летом-то дачники приезжают, а зимой кроме меня еще один двор, и все. Но я никогда не думал, что не смогу найти хозяйку в дом. Предложил тут одной из соседней деревни, а она говорит: "У тебя хозяйство, корову доить надо. Нет, не пойду". Так и живу один.
Нас у отца было пятеро. Перед войной трое сыновей родились, да после войны еще две девчонки. Когда сыновья родились, отец плясал от радости, что у него столько помощников в хозяйстве будет. А вышло по-другому: в пятьдесят первом году я в Питер подался, один мой брат сейчас в Узбекистане живет, другой - на Дальнем Востоке. Сестры только и остались в деревне.
Конечно, крещеный я. Помню, как родители нас куда-то причащать возили. В соседней деревне церковь перед войной хоть еще и стояла, да уже не действовала. А во время войны в ней партизаны засаду устроили: в немцев с колокольни стреляли. На следующий день приехали каратели, церковь взорвали, соседнюю деревню спалили, а всех жителей согнали в одну избу и сожгли. Богатая деревня была, сто дворов. Так с тех пор и нет той деревни. Не восстановилась.
Бог-то есть, конечно. Да церкви у нас здесь нет. Самая ближняя - в 35-ти километрах. В Бога-то я верую, заповеди знаю: "не убий", " не воруй". Пить не пью, курить не курю. Если б рядом церковь была, я бы ходил в нее.
Телевизор я почти не смотрю, только новости иногда. Некогда: хозяйство. Да там такого насмотришься, что лучше и не включать. Показывали тут недавно двух профессоров из гайдаровского института. Говорят: "Наше сельское хозяйство нерентабельное, надо все продукты завозить из-за границы". Их спрашивают: "А куда же девать сельских жителей?" Отвечают: "А их надо всех переселить". Плюнул я, и пошел корову доить.
Холодильника у меня нет. Зачем? Молока я себе всегда свежего надою. Летом у меня молоко дачники покупают. Просят продать за любые деньги. Но я говорю: "Сколько вам не жалко, за столько и отдам".
За грибами не хожу, некогда. Корова, теленок, огород. Рыбу ловлю. Раз в неделю езжу в соседнюю деревню за хлебом. Сегодня, чтобы туда к семи часам на автобус попасть, я встал в четыре утра. Завтрак приготовил, убрал за собой все, чтоб перед соседкой не стыдно было: она за моим хозяйством присматривать будет. Потом два часа шел с фонариком по лесу на остановку. Надо в Питере за несколько лет пенсию получить. В последний раз я деньги получал, когда паспорта меняли.
Зимой в деревне хорошо. Выйдешь на улицу - белым-бело! Так и застынешь от  красоты! С ветки на ветку птички перепархивают, головкой туда-сюда круть-верть! Смотрел бы и смотрел на них! В хлеву у меня корова голос подает, теленочек. Он у меня такой ласковый! Я живность люблю. А то баньку затоплю, напарюсь с веничком и - бултых в прорубь. Хорошо!
Мой попутчик говорил, а мне вспоминалось что-то знакомое, созвучное… И, наконец, вспомнилось: "…Там в избе деревянной, без претензий и льгот, так, без газа, без ванной, добрый Филя живет. Филя любит скотину, ест любую еду… (Николай Рубцов, "Добрый Филя").

Перед революцией в волости, где живет мой попутчик, было шесть церквей. Сейчас нет ни одной. В прошлом году летом в деревне Бояриново, самой крупной во всей округе, началось строительство храма во имя Владимирской иконы Божией Матери. Волость, в которой находится деревня, граничит с Белоруссией и Латвией. Это - самая западная часть России, можно сказать, ее форпост. Деревня пытается выжить,  борется за свое существование, за нравственность своих детей. В школе уже четыре года преподаются основы православной культуры. Теперь вот строится храм. Однако своими средствами стройку не осилить. Жители деревни просят о помощи. Средства на строительство храма можно отправить почтовым переводом по адресу:

182296 Псковская обл., Себежский р-он, ПГТ Идрица, д. Зародище, свящ. Владимиру Пурину с пометкой:
 пожертвование на строительство храма в деревне Бояриново
  или на р/с:
  Свято-Троицкий приход
 ИНН 6022004306
 КПП 602201001
 р/с 40703810051140140292
 БИК 045805602
 Кор. счет 30101810300000000602
 Псковское ОСБ № 8630 г. Псков
 ОКОНХ 98700
 ОКПО 24118255
 Назначение платежа: пожертвование на строительство храма в деревне Бояриново.

 Тел. в СПб: (812)524-60-26 или 8-981-7238355 (Лариса), Larisa-K47@yandex.ru
 Тел. в деревне Бояриново: 8(81140)48-103 (Валентина).
 свящ. Владимир Пурин: +7 911 355 69 03, 8 (8140) 44 157

 (Адрес сайта "Строящийся храм Владимирской иконы Божией Матери": www.bojarinovo-hram.ru)