Светлая Тень

Воищева Надежда Михайловна
                "Я - добрый крокодил. Я - злая бабушка..."


Проекция  — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого, человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри него самого. Впервые этот механизм был описан Зигмундом Фрейдом. Чаще всего, говоря об этом защитном механизме, подразумевают то, что люди проецируют на окружающих собственные неприемлемые чувства, желания, мотивы, идеи, негативные черты характера и т.д. Отрицательным следствием такой защиты является желание исправить внешний объект, на который спроецировано что-то негативное, или вообще избавиться от него, чтобы таким образом дистанцироваться от «вызванных им» чувств. Внешний объект, между тем, может не иметь ничего общего с тем, что на него спроецировано.

Но механизм проекции так же работает  и в отношении не принимаемых в самом себе положительных качеств, светлых мотивов, альтруистических желаний... Это довольно актуально и в современном обществе, когда добрым и великодушным быть не модно, когда СМИ всевозможными способами пропагандирует стиль жизни по принципу "человек человеку волк". В терминологии Юнга, наверное, можно было бы говорить о наличии у человека "светлой" Тени, которую ему трудно принять. Как в детском мультфильме "Всё наоборот", где крокодил позиционируя себя злым, ( "Я отлично знаю ослиный язык. Немало мне в жизни встречалось ослов...Иди сюда я тебя съем..."), по факту оказывается добрым. Таким людям свойственно, с одной стороны, идеализировать других, "обнаруживая" у них свои отвергаемые красивые мечты, положительные черты характера и сентиментальные желания, а с другой, отталкивать от себя подобных людей, избегая  боли от  эмоций и переживаний, раскрывающихся в процессе соприкосновения со светлым  миром... Эта боль, по интенсивности не меньше той, которая вызывается негативными событиями в нашей жизни. Но качественно, она совсем другая. Она подобна экзистенциальной тоске по утерянному раю, по миру справедливости и добра. Кажется, что убить свою мечту намного проще, чем бороться с преградами на пути к вечно ускользающему идеалу.

Ярким примером "злого крокодила" может служить Маркиз де Сад. Только человек, который на самом деле знает толк в добродетели и может отделить зерна прекрасного от плевел мерзости и грязи, мог так подробно расписать несчастья  Жюстины на страницах своего романа.