Единство дня

Владимир Толмачев
Народам России нет нужды доказывать кому-либо свое величие. У нас такая история, что ее читают как сказку! Похоже, читают ее "как сказку" и большинство наших политиков, через раз обещая дать всем волю или суля свободу. Кстати, никто не пытается утверждать, что мы уже пришли к свободному обществу или хотя бы - построили демократию. Как всегда счастливое будущее у нас в далеком переди. Правда, на мой взгляд, пример с «волей» не удачен. Так как воля, в отличие от свободы, предполагает как раз не осознанность своих прав, а их врожденность. А это – стихия! Не один европейский народ не смог породить подобного термина. Что-то подобное есть в восточной философии, но и там это скорее уровень, который можно достичь, но с которым сложно родиться. Термин «воля» настолько многогранен, широк и мало поддающийся описанию, что его проще сравнить с «загадочной русской душой», которую принято искать всем цивилизованным миром. Причем, он не является монополией только русского народа. Башкиры Юлаева не менее вольны, чем казаки Пугачева. И Разин Степан Тимофеевич не более был волен, чем крепостные партизаны Фигнера. А вот смотрите, как народ умеет определять пределы воли. Ведь и Пугачев, и Разин в официальной истории удостоены клейма «вор». И крови пролили они, в том числе безвинной – реки! А песни народной они удостоены. Даже Кудеяр-атаман и тот народом отмечен (уж, на что головорез был). А вот такие же казачьи атаманы, что с князем Трубецким с поляками рубились и волю народу давали, народом забыты.  Почему? А не простили люди тех, кто в смутные времена с поляками и прочими интервентами дела вел. Вроде и Пугачев самозванцем был, а все же не Лжедмитрий. Нет у народов России греха большего, чем предательство. И не зря тогда народ о себе говорил как о Мире. С одной стороны, максимальная индивидуальность личности. С другой, полное осознание себя частью Мира. Потрясающие величины, ни в какую конституцию не засунешь! Нет более жестких ограничений, вериг, принципов, что человек способен на себя наложить. Совесть не закон, ее трактовать сложно и за ней не спрячешься. При этом, самое страшное наказание – это когда тебя Мир осудит. Где-то здесь лежит понимание и готовности, способности нашего человека к подвигу. «На Миру и смерть красна», - сказано предками давно и по делу.  И чтобы уметь воспользоваться этим знанием, нужно быть частью народа, частью Мира. Странно, не могу вспомнить ни одного из крупных реформаторов, что не пытались переделать наш народ под свои реформы. По логике, стоило бы реформы под менталитет людей задумывать. Да понимаю я, что сложно до совести достучаться! Проще закон написать.
- Эка, куда хватил! Ты глянь на людей – каждый урвать кусок чужой готов…
Да. Можно посмеяться над моей наивностью. Только ведь я помню, как в городе моего детства дома и квартиры на замок не закрывали. А деньги в домах были. Значит, было, что-то у людей, что они считали главнее чужого куска? И такие порядки бытовали не только в нашем городе. Нам сейчас все больше про грязь рассказывают, про подлость, про «зэка» и героизм штрафных рот. Про дурость и глупость. О том, что историю делают одиночки. Но если это так, то разве можно говорить о каком-то единении?
В личности необходимо воспитывать потребность ощущать себя частью общества. А это возможно лишь при осознанном понимании, что «голос единицы тоньше писка». В восточной философии саморазвитие, духовный рост помогает подняться отдельной личности над муравейником. Примерно такие установки нам предлагают все последние десятилетия. Они пока слабо работают, но шрамы на культуре народа оставляют. А вот когда всесторонне развитая личность ощущает себя частью Мира, тогда это «рука милионнопалая, сжатая в один разящий кулак»! Вот такой народ и называют потом победителем. Жаль, что пользоваться этой чертой народов России начинают лишь, когда «паленым запахло». Если у кого-то получится применить нас «в мирных целях», он сможет себе любую премию выписать… какую захочет придумать. Я думаю, что когда мы говорим о Дне народного единства, стоит задумываться о таких способностях народа. А не о том, как мы с поляками по ближнему Подмосковью бегали. 
P.S.
Накануне праздника многие ток-шоу отдали дань этой теме. И приглашенный на одну из таких передач маститый ученый высказал очень дельную мысль. По его мнению, с конца 17 до начала 20 века Российскую Империю населяли два народа, которые культурно не пересекались, а все больше отдалялись друг от друга. С одной стороны - правящая элита (даже язык ее общения был иным), с другой - огромная народная масса. Чем все закончилось, мы знаем. Однако, следуя этой логике мы неизбежно приходим к выводу, что современной демократической власти достался народ куда более качественный, чем тот с которым недоучившийся симинарист сумел построить величайшую державу. Распавшийся Союз, оставил после себя высокообразованоое население имевшее довольно расплывчатые, но все же позитивные идеалы, нравственные ценности и желание жить лучше. Странно, что у провинциальных адвокатов, семинаристов и "окопников" успехи в экономике и политике были более явными, чем у их потомков.