Рецензия на фильм Елена

Олег Татков
Скованные одной ложью…


Если бы существовала наука под названием клиническая социология, то Андрей Звягинцев, – замечательный режиссёр – символист (моя классификация – не навязываю),  мне кажется, вошёл бы в её историю своим фильмом «Елена».
 

Судьба у фильма Андрея Звягинцева, - по нынешним меркам, успешная,  скандальная и счастливая, -  и первую премию он  получил уже за  написанный  сценарий на престижном международном фестивале "Сандэнс".  Ну а дальше и Канны, и «оскаровский » скандал, и «золотоглобусовская» номинация  подтянулись,  и много чего ещё уже произошло, -  и произойдёт в его судьбе - уверен…


Дом кино сделал это кино - фильмом открытия  своего 77 сезона, да и родное ТВ проявило сверхоперативность –  6 ноября канал «Россия 1» покажет «Елену» на всю страну…


«Елена» - о понятном для всех  и вечном вопросе  – что главнее в жизни супружеская или родительская любовь? Даже проще – что главнее материнский или супружеский (читай сексуальный) инстинкт? Хотя в самом фильме секс вызывает искренний смех героини и сочувствие зрителя к герою "давно минувших ночей"...


Таких вопросов не возникает у животных – эволюция расставила всё по местам, - надо выкормить детёныша и сохранить в земной  биоте свой генетический материал...


Таких вопросов не возникает в идеале и у людей, - когда ребёнок /дети появляются в обычном  браке и/или по любви…


Драматические  вопросы (что главнее  и что делать, - и генетика здесь,- ох как причём!!!) появляются, -   когда  дети у супругов от разных браков, когда эти браки создаются по-расчёту, когда люди в этих браках из разных социально-культурных слоёв, когда супруги сожительствуют в снисходительном презрении друг к другу, когда человеческая жизнь подходит к концу, когда нет и, - скорее всего,  и не было любви…


В общем, история которых полно вокруг и каждый решает их в зависимости животное он или человек…


Всё это так, да не совсем….   Главный положительный герой при ближайшем рассмотрении оказывается главным злодеем, а главный злодей – главным положительным героем…..


А всё потому, что двуногих животных на Земле (и название страны здесь не главное - авт.) становится всё больше и больше,  и жизнь наша от этого меняется.   Вот в этом, мне кажется, -  главный посыл фильма….


Показ  фильма  режиссёра Андрея Звягинцева "Елена" на национальном канале, да ещё и в в День народного единства в этом плане более чем симптоматичен….


Елена (актриса Надежда Маркина) все  вопросы решает по-своему, потому что только она и непутёвая дочь (актриса Елена Лядова)  от первого брака её «двух с-половиной летнего»  супруга  живут,  принимая самостоятельные решения. Остальные герои фильма, включая мужа - стального бизнесмена из бывшей советской номенклатуры (актёр Андрей Смирнов)  лишь существуют в этой животной  жизни….


Фильм, - скажу сразу, - в визуальном  плане (оператор Михаил Кричман) практически  безупречен и сделан очень крепко.  Потрясающие планы, - длинные и отточенные до миллиметра,  - завораживающе красивы.   Иногда настолько безупречны, что  напрягает глаз их  некоторая ярко-вычурность,  – шелестящий на первом плане целлофановый пакет, который почему-то никак не хотел улетать под порывами ветра, свежерасписанный хулиганами и мастерами граффити подъезд миддл-классового дома. Я сам живу в таком доме – надписи и граффити там появляются постепенно и поэтому выглядят немного не так – что-то поярче, что-то совсем ободрано…



Безупречна  работа композитора (Филипп Гласс) и музыкальных редакторов – ненавязчивая тревожность музыкальных тем (авторских,  классики и рока) вкупе с ювелирной работой звуковиков на площадке и в звукохранилище,  компенсировали с лихвой вербальную лаконичность героев, и это  держит зрителя в тонусе практически весь фильм.



Безусловно – такое кино надо смотреть только в кинотеатре – на ТВ это чувство вовлечённости в сюжет, мне кажется,  канет в Лету, да и реклама на ТВ – обязательный элемент, - куда уж без неё? Под такой хронометраж – 1 час, 50 минут  - по телезаконам положено 7 рекламных врезок, но кажется нам сделают подарок.   Как сказал Андрей Звягинцев на показе в доме кино, - врезок рекламы на РТР будет всего 3,  и режиссёру (неслыханное для нашего ТВ дело!!!) позволили самому определить места этих врезок…


«Мы живём под собою не чуя страны»... поэт Мандельштам поплатился за эти строчки жизнью…..

 
«Мы живём под собою не чуя семьи» – режиссёр Звягинцев получает за это награды и прайм-тайм на отечественном ТВ….

 
Такие времена, как говорит телеклассический академик Познер…


Удачного просмотра, господа и с наступающими всех выходными и Днём Народного Единства!!!



ПОСЛЕСЛОВИЕ….

— «для послесловья — самое оно
вселенский ливень, хлещущий в окно
грядущее иль пусто иль темно
на проводе — сухая хрипотца
спеца по отрицанию Отца 
жестокий век, жестокие сердца
куда ни ткни — торги да кутежи
два каблучка, считая этажи
держи меня соломинка, держи …»

Ольга Иванова. Пунш и лепет. Стихи. Дубна, «Феникс+», 2010, 160 стр., 300 экз.



P.S. Фото из статьи "Потерянное звено эволюции человека открылось неожиданно тихо"
Леонид Попов, 5 апреля 2010, сайт мамебрана.ру