Валентин Сергеевич КанАр КЕнарев Калинченко убит н

Владимир Крыленко
Валентин Сергеевич КанАр-КЕнарев-Калинченко убит на мотоцикле!

Под ДЕНЬ Святого Валентина 2011-го
Я уж немАло вам опусов послАл -
Но ВСЁ - длЯ ДАМ,
Но ВСЁ - про ДАМ -
ДлЯ ВалентИнок!
Про ВалентИнок!
А в завершение,
В порЯдке исключЕния,
я расскажу про ВалентИна.


Про Валентина Сергеевича КЕнаря-КанАр.
ВАлик - мой двоюродный племянник
на два года старше меня.
Его отец - Калинченко Сергей Трифонович
(мой двоюродный брат) рожден 28 сент 1913 в с.Лозовой-Павловке.

Фамилия <КалИнченко> - от <КалИченко> - от прозвища <КалИченко>
(<КалИчащий> - <КалЕчащий>) - вставили букву Н и получилась
фамилия Калинченко, отличающаяся от широко распространенной
фамилии <КалиНИченко>, производной от <Калины>.

В 1923-ем вся их семья переехала на Хутор в Каменный
Дом под соломенной крышей.
Тут Сергей подружился с другими Калинченками
(Его ровесниками): Алёшей (Его Дядя),
Михаилом Ивановичем и Георгием Афанасиевичем (Его братцы).
Вместе Они гуляли, ходили в школу, лазили по садам, дрались.
В 1933-ем Сергея женили
Его жена - Канар-Кенарева Мария Ивановна.
Она вскоре родила Валика и Эмму
и Трифан (отец Сергея) поселил Их в Каменный Дом
и отдал Им почти половину Сада.
Но Сергей хотел жить в Новом Доме
(из кирпича под 4-скатной крышей из этернита),
что построили в 1928-ем, а Отца поселить в Старый Дом,
что построили в 1923-еи.
В мае 1937-го Сергей с Алёшей устроили драку в столовой
в посёлке Семь-и-Восемь и туда вызвали милицию.
Но друзья оттуда <смылись> и по садам ушли домой к Сергею,
где Сергей подпалил соломенную стриху-крышу своего Каменного Дома
(Он надеялся после пожара перейти жить в Новый Дом).
Соломенная крыша ярко вспыхнула (её даже не пытались тушить,
а поливали водой (из криницы рядом) крышу Дома Трифана,
так как на ней уже трещал этернит) и <на огонёк> сразу приехали
на мотоцикле милиционеры, вызванные на драку в посёлке шахты 7-и-8;
они спросили у Феодосии Филипповны (Мамы Сергея) <Кто подпалил?>,
а Она ответила: <Та мий Сирёга и його друг Алёшка!> И Их обоих забрали,
<пришили> им и драку в столовой, и поджог Кадиевского Коксо-Хим-Завода.
И послали их в Сибирь, где Сергей был на каторге 19 годков - до 1956г.
А у Марии после этих событий исчезло молоко и моя Мама кормила и мена,
и мою племянницу Эмму Сергеевну. А Мария поменяла фамилию Калинченко,
но записали не Канар, а Кенарева (и Ей, и Её детям Валику и Эмме).
Мария до Войны, в Войну и после Войны работала шофёром. В марте 1945 Мария
катала нас (Валика, Эмму и меня) на автобусе в Брянку, где долго стояла (в
ожидании своего Босса) и я сквозь стекло долго <любовался> неприглядной
картиной жизни посёлка - грязь, мусор, помои, развешенное на верёвках бельё,
жуткие трущобы хибар... Сергей после возвращения с каторги летом 1956-го
(я мельком видел Его тогда в первый и последний раз; был Он крупный,
с крупным лицом, светловолос). С Марией Он не сошёлся, работал, жил
и умер в Брянке. Мария не вышла замуж, жила (с детьми, а потом - сама)
в Каменном Доме, уже покрытом рубероидом (в г.Стаханов, ул.Луганская,
рядом с домом Трифана)...

      Мои воспоминания о Валентине Сергеевиче

   Валентин Сергеевич в школе учился слабо (хотя был не глуп и память
хорошая) и не пошёл дальше 5 класса. В 1950-том Валик и Ко безнаказанно
"таскали" рыбу-судака из магазина между улицей Почтовой и пос. 7и8.
В 1953-ем пошёл работать на Рудоремонт-завод учеником токаря; вскоре
Ему в глаз вонзилась стальная стружка (повредив глаз - менее 10% зрения)
и Он не служил в Армии. В 1954 Валик с Шурикм Ильченко украли (у кого-то
из их знакомых) радиоприёмник и Им присудили по 8 лет каторги. Валик
убился в 1967г. - Его вёз на мотоцикле приятель и в Брянке, не успев
свернуть, на скорости "врезался" в бетонную стену-подпорку холма.

     Мне Валик запомнился как бойкий, жизнерадостный, весёлый,
в меру нахальный красивый, симпатичный, общительный,
улыбчивый парень с соломенно-светлыми волосами, светло-голубыми глазами,
светло-розовым лицом.
      Вот эпизоды.

    20 сентября 1942г. Моя мама уже давно ушла с соседками в
Воронежскую область добыть хлеба. Нашего Гришу немцы забирают
на работу в Германию. Когда на мед-комиссии он сказал, что ничего
не видит в сумраке, ему ответили: "В Германии ВСЁ ВЫЛЕЧАТ!"
(и в Бухен-Вальде - <ВЫЛЕЧили> - и следов от Гриши не осталось!).
     Моя сестра Нюся пошла проводить его на станцию Ирмино (ей дали
отсрочку до возвращения Мамы), а меня отвела через дорогу к моим
племянникам - Валику (1935гр.) и Эмме (20 марта 1937гр.) Кенаревым.
Был светлый тёплый день, меня повели в сад, где среди опавших желтых
листьев Эмма нашла большое Золотое Яблоко. Мне тоже дали куснуть
кусочек - очень вкусно! И мне было очень приятно с Валиком и Эммой!
         ************************

    В марте 1943-го к нам пришла Мария Ивановна Канар (Кенарева) со своими
детьми - моими племянниками (Валик и Эмма) и рассказывала моей Маме свои
сны. И мы трое тоже начали взахлёб, перебивая один других, рассказывать
свои "сны" (я городил всё, что придёт на язык и, странно, - почти не
заикался). И мне было очень приятно с Валиком и Эммой!
         ************************

В июле 1943 Маруся Пирогова (1935гр., помогала моей Маме)
вечером (уже потемнело) подвела меня к дороге, а там дети
играли в "жмурка". Среди них звонким голосом и резвостью выделяется Валик -
Он подбегал к телеграфному столбу (место "жмурки") и громко кричал: "Сам за
себя и за всех!" и т.п. А я даже не знал, что есть такая игра, и удивлялся -
как они могут в темноте что-то видеть, бегать и играть... В конце мая 1944
пышно цвели фиолетовые петушки-ирисы под фундаментом=прызьбой нашей Хаты.
Мамы нет дома, а я отошел метров на 30 по тропе в Сад. И тут с улицы в наш
двор забегает ватага детей (среди них звонким голосом и резвостью выделяется
Валик) и с шумом быстро срывают все цветы-петушки. А я молча смотрю на это,
не осмелившись рот открыть и сказать что-либо.
   Июнь 1945, моросит дождик; Валик и я, словно сороки, сидим на заборе тёти
АнныАфКалинченко; Валик напевает: "Дождик-дождик, припусти, мы полезем под
кусты Богу молиться, Богу поклониться:"; а я удивляюсь, откуда Валик это
знает и умеет петь:
     Весной 1948 мы (около 10 детей) играли у двора Данила Ал-р-ча; вдруг
Валик подбежал к девочке лет 6 (одна из 3 сирот, живших на Бугре возле
Якова Дмитрича Крыленко), задрал вверх полу Её пальтишка - девочка
смутилась, все дети засмеялись и стали дразнить Её (увидев Её голенькую
попочку), а мне это показалось странным - попочка такая беленькая,
нежная, скромненькая и красивая.

      В 1948 Валик стащил у своеё Мамы "гандон" (не виданную мной резинку-
презерватив - я не знал её назначения), вместе с Эммой надували из него
"воздушный шарик" (и играли в "волейбол" в Их комнате), а потом пошли к
нашей Копанке и Валик наполнял его водой под струёй-сливом из трубы,

    Весной (тепло, но почки ещё не набух-ли) 1949 Валик и я в Их саду;
Валик сказал: "- ПоползлИ в разведку!" и я с опаской (мне было страшновато,
но интересно и приятно ползти по мягкой, тёплой земле - трава ещё не
вылезла) пополз за Ним через насквозь проглядываемые (но нас никто не
погнал) усадьбы Дядей Петра и Данила Ал-ча и Иванова до промоины у
усадьбы Абрамовых (на Трёх Домиках) и по оврагу выползли к автодороге.

     Валика интересовал "половой вопрос". Весной 1952 Валик при мне
сказал Вине (своему Дяде 1937гр.): "Вот ты после меня не сможешь с
женщиной, а вот я после тебя смогу с любой женщиной - у меня ПИПИН - ВО !!"

Летом 1952 Валик сверху (с дерева Рощи Вязов) подглядывал в открытые
сверху кабинки душ-раздевалка.
    А 4 марта 1953 (я запомнил изза болезни Сталина!) Валик в моей
комнате похвалился (компании моих гостей, игравших в домино и карты):
"- А я только-что схватил Вальку (Алымову - Она была в нашей Хате)
за письду!"

А мне НЕ довелось
(до моих 26 годов)
хоть кого-нибудь
(Вальку иль ещё кого-нибудь)
<схватить за письду>
иль ещё за что-нибудь!

     Владимир Крыленко  14 февраля 2011