Розыски абсолюта

Мальхан
Анатолий АЗОЛЬСКИЙ «РОЗЫСКИ АБСОЛЮТА» - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 383 стр. Тираж 5000 экз.

В анонсе этой книги написано, что лауреата русского Букера Анатолия Азольского сопоставили с Грэмом Грином из-за того, что «его проза отличается сложной, авантюрной фабулой». Сравнение, на мой взгляд, притянуто за уши. Уж если и сравнивать с кем-либо из англоязычных писателей, то ближе всего он к Виктору Каннингу (и это касается только одной повести – «Облдрамтеатр»).
Основные герои Азольского (цитируя всё тот же анонс) – «незаурядные и гордые люди, отстаивающие свою внутреннюю свободу в столкновениях с бесжалостной тоталитарной действительностью». Если говорить не столь помпезно – герои Азольского, это привычные нам диссиденты из среды советской «интеллигенции».

«Облдрамтеатр» - самая удачная вещь в сборнике. Детектив написан просто отлично! Сюжет проработан до мелочей и держит читателя в постоянном напряжении. Но само преступление…
Мошенники собирают у самых богатых и влиятельных лиц города пожертвования (по фальшивому подписному листу) на подарок Сталину к семидесятилетию. Действие происходит в 1949-м году. И деньги эти в финале присваивает один из самых важных руководителей областной парторганизации, отобрав портфель с ценностями у простого младшего лейтенанта милиции.
Детективный сюжет замечательный, но обстоятельства дела абсолютно фантастичны…

Следующая повесть – «Нора». Тут уже дело происходит в 1975-м году. Главный герой – двадцатишестилетний старший инженер НИИ, готовящийся к аспирантуре. Вся жизнь его идёт под откос из-за несправедливого увольнения по 33-ей статье (пункт 3).- систематическое неисполнение своих рабочих обязанностей.
И ему приходится работать грузчиком. Тогда молодой и умный парень разрабатывает план идеального преступления, где он будет только управлять послушными марионетками.
И его план по ограблению инкассаторов удачно осуществляется.

Повесть «Розыски абсолюта» (действие происходит в начале семидесятых) рассказывает о расследовании, которое ведёт Наталья, дочь недавно скончавшегося видного партийного деятеля (члена ЦК, делегата трёх последних съездов, похороненного на Новодевичьем кладбище). А помогает ей давний друг и недавний любовник Румянов. Их интересует история взлёта карьеры отца Натальи, который в 1963-м году был малоизвестным журналистом, а уже в январе следующего года становится заместителем главного редактора центральной газеты, чтобы через несколько месяцев вознестись к подножью трона, в отдел культуры ЦК.
Вопрос: за какие заслуги?
Авторский стёб зашкаливает: главная героиня (из ненависти к Сталину) покупает у его бывшей портнихи обноски Иосифа Виссарионовича. Из них она шьёт себе (на заказ) бюстгальтер из сатиновых трусов Сталина. Пуговицы на нём срезаны с его кальсон. Наталья носит пальтецо, перешитое из плаща Сталина. Даже штанишки себе она шьёт из старой рубахи покойного вождя, а юбку перешивают из френча генералиссимуса…

А вся причина карьерного взлёта рядового журналиста проста до смешного – справил журналист малую нужду на Смоленской площади, оказавшись в автомобильной пробке. И быть бы беде, уже и милиционер подбежал...
Но ситуацию спас штатный агент КГБ, шофёр черной «Волги» из ГОНа (гаража особого назначения) – именно он подвозил журналиста с дачи одного из партийных функционеров, которому он передавал бочонок мёда.
Шофёр ткнул под нос милиционеру красную книжечку работника КГБ и рявкнул: «Ты что, не видишь, кто перед тобою?»
После того, как посрамлённый милиционер удалился, мудрый шофёр назидательно произнёс:
«Всё можно, дорогой товарищ, всё!
Но не всем!»

Последняя вещь сборника – роман «Кровь».
Самая слабая и неудачная (на мой взгляд). Тут автор попытался дать панораму событий тыла гитлеровской армии после Сталинградской битвы. И восприятие новой власти как продолжения власти старой, советской, «с прежними дуростями» (А. Азольский).
Главное событие – устранение личного друга Адольфа Гитлера – Фридриха Вислени на территории Белоруссии (Белорутении).
Линии повествования так переплетены и запутаны, что вычленить основную мысль автора весьма затруднительно. Обилие героев и сложности их судеб "туманят взор"...
Содержание романа забывается сразу после прочтения, не оставляя следов в памяти.

Не подлежит сомнению, что автор наделён литературным талантом, но тенденциозность в подаче материала настолько явная, что как-то сразу становится понятно, что авторский посыл обращён не к массовому читателю, а к немногочисленным представителям жюри Букеровской премии (и их почитателям).

Что же, задача выполнена – премия получена.
А вот будут ли читать книги Анатолия Азольского ещё через десять лет?