Счастливая старость...

Юрий Фейдеров
Послушайте, что я Вам сейчас скажу! И потом не говорите, что не слышали этого.
Словосочетание: «Счастливая старость», - я слышал с самого детства. И при этом кто-то рисовал красочные картинки, которые в то время вызывали у меня кучу сомнений.

Почему? - я сам тогда не очень понимал. Но мне казалось тогда, когда мне было лет 10-12, маловероятным, чтобы люди испытывали большое счастье в старости, когда годы съели их красоту и свежесть кожи. Когда силы в теле уже не те, что в годы молодости. Когда радости жизни угасли в ежедневной рутине забот о пище насущной и ежедневном зарабатывании денег для нужд семьи. Когда хочется ещё пожить для себя, а приходится отдавать последние силы детям и внукам.
Я смотрел на руки матери, шершавые от стирок, тогда не было ещё в продаже стиральных машин, и жалел её.

Моя бабушка в шестьдесят лет была ещё физически сильной и энергичной, могла поднять и нести мешок с зерном купленный для кур, а лицо её уже избороздила старость. Она дожила до девяноста лет, но я помню её не раз сказанные слова: «Старость – не радость»!
И это на всю жизнь отложилось в моей памяти. 
А какая радость от детей и внуков?
Я всегда радовался тому, что у меня есть дети. И когда их стало четверо, мне было приятно. Но испытывать радость от детей, то есть прыгать от восторга. Этого не было…

Я был рад тому, что у меня родился сын – продолжатель фамилии. И я не менее был рад и рождению дочерей. Я рад, что дочери родили сыновей, моих внуков, потому, что это правильное, естественное течение жизни. Но радостно размазывать слюни и сюсюкать я не могу, не испытываю такой потребности. Это их дети. И это их задача – воспитывать их. 

Вся жизнь прошла в погоне за деньгами. Но не как самоцель, а как средствам выживания.  Мы с женой, как два квалифицированных специалиста с высшим образованием и активной жизненной позицией, трудились не жалея сил, чтобы обеспечить себя и детей. Нет, у нас не было надрыва души и страданий физических. Но у нас не было свободного времени, чтобы праздно отдыхать, сорить деньгами в своё удовольствие. Мы радовались тому, что мы жили на уровне среднего класса того времени. Мы и наши дети имели всё необходимое и не нуждались ни в чём. Но и накоплений у нас никогда не было. Всё время казалось, что вот-вот ещё немного и деньги начнут «липнуть» к нам, задерживаясь в накоплениях. Однако, каждый раз, когда приходили хорошие премии, дополнительные заработки, выявлялась острая необходимость их потратить. И мы радовались тому, что в этот момент эти деньги у нас находились, и не надо было занимать, что мы очень не любили делать.

И вот пришла перестройка. Появились завышенные оклады, дополнительные заработки стали официально разрешены. И мы позволили себе купить новую, из магазина,  автомашину в кредит, заняв часть денег.  Это было вершиной нашего счастья. Некоторые стали нас считать богатыми, хотя те, что «сели на золотую жилу» в большей степени пропивали своё заработанное, не видя пути расширения своего дела. Никто их этому не учил. И когда пришли « 90-е», многие из них разорились, потеряли квартиры, стали «бомжами» и погибли.

Мы долго примерялись, пытаясь найти свою дорогу в этом новом мире. Но вокруг творилась такая «вакханалия», где не было видно ни одного прямого и честного пути.
Так мы и жили, зарабатывая своей головой, не рискуя деньгами, которых не нажили.

И вот пришла пора оформлять пенсию. Если в советское время она называлась: «Пенсия по старости», то теперь её назвали: «Пенсия на доживание». Более кощунственного слова наши властители не могли придумать.
Услышав, как звучит теперь пенсия, я стал испытывать к власть имущим ещё меньшее уважение.

Таким образом, и наступила наша с женой «счастливая старость»!
Может ли быть радость от старости?
Вот «Счастливое детство» я могу себе представить. Я  думаю, что каждый может рассказать о счастливом периоде своего детства. Когда не важно, в какой семье, бедной или богатой, ты родился, потому, что не знаешь пока цены деньгам, и радуешься всему в этом мире, что окружает тебя. И радуешься каждому наступившему дню! Потому, что солнце, потому, что дождь, потому, что снег, потому, что трава зелёная, кузнечики стрекочат, птички будят по утрам своим чириканьем. И у тебя ещё нет никаких забот и обязанностей.

Но чем больше ты изучаешь мир, ты всё лучше и острее понимаешь его несправедливость. И тогда всё меньше остаётся счастья в твоей душе. А к старости этот «вагон счастья», предназначенный для тебя, оказывается, вообще затерялся на какой-то дальней станции, до которой ты не доехал. И уже не доедешь…
Так что, не ищите смысла в словосочетании «счастливая старость». Его там НЕТ!