Княжество Росс Глава 4

Алекс фон Джаго
   Только бывший верховный правитель, да несколько его прихлебателей пожелали покинуть Ново-Архангельск, и ждал их впереди еще долгий путь через всю Сибирь. Понимал, что насиженный свой кабинет, что в крепости на горе Кекур, оставить придется и заняться работой. Ведь дела то шли скверно - как прознал я, и Михайловский редут, и прочие РАКовские поселения голодали давно, а компания, вместо муки, ром с Гавайских островов везла. Хотя самому правителю, конечно, диета и не повредила б. Банкеты он любил, вот недавно сам президент компании Гудзонова залива приплывал, так квасили с неделю. Сакс, ясное дело с умыслом, а наш-то, как всегда по своей русской дури - был бы повод выпить, да гостю угодить. Да при этом во хмелю своей осведомленностью похвастать, даже не подозревая, что госсекреты задаром выдает. Дурак - хуже врага.
 Многое еще вызнать удалось мне прямо за первую неделю обживания Кекура, и понял я, что дольше ждать Лаврентия Алексеевича Заготина права не имею - самому навстречу надо идти его искать.

     Выпросил проводника поразумней, пару десятков несунов индианских,чтоб хоть по первости тамошний голод приглушить, пока к ним бриг "Байкал" с рисом не подойдет, и направились мы в ближайший Икогмют.
    Правительствовал там креол Глазунов, так же как и моя дочь Оленька, в форте Росс родившийся. Дело человек знал и большую серебреную медаль "Союзныя России" носил с гордостью и по праву. Не пойму даже, чему больше этот сильный человек обрадовался больше - продовольствию, или тому, что власть сменилась - не было сил у него смотреть, как разваливается дело, на которое у него вся жизнь ушла. Меха ведь у компании не то что гудзонцы через индианов перекупать стали, но и у самих нехристей своя буржуазия завелась - вон у старика, Заплаткой коего кличут, сам на вешалах 200 оленьих шкур счел, а бисеру для покупки товара имеет не менее 200 сажен! А таких оборотистых уже десятками можно считать. А сколько шкур к чукчам через Коцебузунд уходит! Непременно бы в заслон туда факторийку поставить следует - так что в обмен то давать, когда самим жрать нечего? Но раз приедет товар (и главное - бисеру побольше!)   и то, что мы не хуже, показать можно будет.

         А про Лаврентия Лукича слышал он, что того в районе Квихпакской одиночки (минифактории) видели - немедля он туда, да и по другим окрестным редутам да поселениям людей разошлет, чтоб искали отставного флота лейтенанта, да и сами сюда приходили - когда еще на верховного правителя поглядеть случай выпадет. Предшествующих то увидеть никому так и не удалось - больно важны были, и сами по перевалам ноженьки не били, и пред ясны очи не звали.
       И двух недель не прошло, как предстал передо мной высокий, сероглазый и очень изможденный блондин со шрамом на лице, в котором, не смотря на пережитые лишения, проглядывалась офицерская выправка. Взгляд его говорил, что ничего хорошего человек от меня не ожидает - видно жизнь поиздевалась над человеком во всю. Но не сломала! Это тоже можно было прочесть в его глазах. Тогда и я не стал сюсюкать, а попросил представить пока устный отчет о проведенных изысканиях. Вылившийся на меня поток информации несколько ошеломил - ведь исследования первопроходца были разносторонни до необъятности. Даже сохранившиеся кости доисторических животных входили в круг его интересов, и было их, кстати, немало - бивни мамонтов на сани тут шли в обычном порядке.

        Видно было, как человек в рассказе начинал было увлекаться, но вдруг резко обрывал себя, хотя немного погодя все повторялось вновь. Мне было ясно, что незнакомому человеку душу открывать он не хотел, а  времени с ним пуд соли съесть - у меня нет. Потому я прервал его рассказ, пообещав внимательно ознакомиться с информацией, когда она представлена будет в эпистолярном варианте. А пока же предложил сыграть в неведомую ему доселе ролевую игру "Если б я был султан...". А вернее - верховный правитель Русской Америки (конкретно Аляскинского ее филиала). Сначала человек опешил, но видно было, что ум у него был гибкий, и вскоре освоившись, прожектами я был завален. Осталось мне только добавить, что с сего момента он и назначается верховным правителем, о чем я на его глазах и издал именной Указ, и  срок на претворение всех выданных прожектов у него один год - мехов и пушнины требуется очень много, и за ценой больше стоять не будем. А добил я его тем, что как правителя, обязан проинформировать его известием, что все эти деяния связаны с грядущей широкомасштабной экспедицией по разведке и добыче золота.

       Только и смог выдавить он из себя удивленно: "Откуда вы знаете?" и положил передо мной затертый томик писания в алом переплете. Я открыл и обнаружил на листе, прилегающем к обложке, рисованную от руки карту с пометками. Я понял - что это, и он понял, что я понял. Так и смотрели мы друг на друга с минуту, ничего друг другу не говоря. Молчание прервал я, крикнув Глазунова и велев немедленно собрать во дворе всех, кого можно найти. Минут через пять попросил я отставного лейтенанта выйти со мной на крыльцо. Народ уже стоял в неведенье. Я же выдал речь: "Посмотрите люди на вашего нового верховного управителя. Слушать впредь его надлежит так же, как и меня, ибо только через нас есть у вас шанс зажить в итоге в благоденствии. Тот подвиг, что совершил уже этот человек я по достоинству оценить пока не могу, и потому наградить могу только высшей наградой своей державы "Крестом Князя", который я тут же снял со своей шеи и повязал на него. Дважды уже проделывал я это, награждая бронзовым невзрачным крестиком, откованным кузнецом из трофейной пушки сначала Рыбаченко, за сотый свой удачный выстрел по врагу, а потом доктора - за сотого спасенного им человека (и неважно, что в основном были это индейцы - наш лозунг "Один за всех ..." распространялся и на них). Эти люди делом доказали, что готовы разделить со мной мой Крест. Загоскин же сберегал как минимум год труда множества человек. Время, которое нынче и буквально было на вес золота, и даже дороже того - на вес крови.

       Не даром пер я свой разукрашенный бриллиантовой звездой и орденской лентой пусть немного и измятый в пути шелковый мундир, не даром на себе тащил в голодное поселение не только хлеб, но и увесистый бурдюк нашего вкуснейшего красного вина, засыпая в дороге в полглаза, и никому не доверяя его сохранность. У людей должны быть праздники и каждый лидер должен быть еще и шоуменом, чтобы эти праздники удавались. Хоть какая-то посуда для такого дела нашлась у каждого находящегося, и мой тост "За нового верховного управляющего!" всеми подхвачен был с большим воодушевлением. Ведь только что эти замученные крайней нищетой, голодные люди оказались свидетелями живого воплощения строки писания: "И последние станут первыми"(Ну или "Кто был ничем..." - кому что ближе). Это вселяло надежду и заставляло жить не по инерции - как жвачное. Глаза запылали у всех. И это воодушевление удалось запечатлеть в своем громоздком аппарате на светочувствительную пластину нашему хроникеру - Грекову. Его дагероскопическое отображение момента, может, было даже дороже принесенного хлеба. Он в итоге превратится в говно, а ценность кадра с годами становиться будет все дороже и дороже.

      Но на этом потрясения дня не завершились. Зайдя в горницу, Лаврентий Алексеевич стал рыться в своем сидоре и вскоре, извлекши с самого дна небольшой замшевый мешочек, протянул его мне. По весу сразу было ясно, что внутри и, не развязывая, я только и спросил: "Сам?". Он замотал головой и признался, что и карта не его. И то, и другое - собственность креола Савватия Устюжанина - приказчика с Квихпакской одиночки, зверски убитого забредшим с востока белым человеком с красными волосами. Соседствующее с Савватием индейское племя отомстило за невинно убиенного и ограбленного товарища - вещи убийцы себе они брать побрезговали, вот и получилось заглянуть в них Загоскину. По очень недешевым инструментам, судя, выходило, что залетный был не бомжем приблудным, а профессиональным картографом и геологом, ну и киллером по совместительству. Такой набор спецподготовки агента частному лицу был бы не под силу - за спиной чувствовалась либо очень солидная организация, либо государство, готовящее экспансию. Необходимо готовиться к отражению.
      Когда так же, как ты, думает и только что назначенный тобой правитель - есть шанс победить, только надо приложить максимум сил обоим.