Крым в октябре

Алексей Абраменко
Сел и поехал

Это я раньше тяжело переносил всяческие переезды и новые места. Последние года два все происходит с точностью до наоборот - частые командировки по работе привели к тому, что я не только начал нормально относиться к дороге, но и получать удовольствие от путешествий и новых встреч. В конце концов, что еще остается делать? Не сидеть же в четырех стенах всю жизнь.
Поэтому поездка в Крым на пару дней стала очередным пунктом из моей собственной программы "поехать-куда-нибудь-что-ли". Тем более, что я туда планировал попасть уже почти год. Решено - сделано. Билеты куплены, маршрут проложен. Делов-то.

Спорт - это наше все

Вообще-то я не особо разговорчив в поездах. Мое общение с попутчиками ограничивается несколькими фразами. На этот раз я вообще планировал сразу же улечься в койку - предыдущую ночь я практически не спал, летел из Франции в Киев.
Видно, судьба решила сделать мне подарок в виде разговорчивых и нескучных попутчиков. Вообще-то они считались спортсменами (ехали в Алушту на какую-то там спартакиаду), но судя по тому, как они пили, я бы вообще не предположил, что они смогут хоть что-то показать на соревнованиях. Короче, уже через час после начала их "застолья" они смогли привлечь к своему столу меня и еще одну женщину (мы оказались практически в эпицентре событий - деваться было некуда). Впрочем, компания была неплохой, общительной и душевной. Атмосферу создавал какой-то коньяк марки "самжене" из украинского аналога жень-шеня (честно говоря, я упустил все нюансы процесса создания напитка, но пился он неплохо).
В общем, все хорошо, что хорошо заканчивается. Хорошо, что гиревик ушел пить вторую бутылку к толкателю ядра - им как раз по весу подходит. А мы все улеглись.

Двухчасовой троллейбус

Поезд приходил в Симферополь в 11 утра, поэтому я успел не только выспаться, но и отойти от вчерашней пьянки. В столицу Крыма я прибыл свежим и одетым не по погоде - солнце и +15, а я в зимнем пальто. Ну ладно, не в зимнем, но в пальто.
Вокзал в Симферополе возвращает в атмосферу детства - смутные воспоминания о тех временах, когда еще в эпоху СССР (и немного сразу после) мы с родителями ездили в Россию к бабушкам-дедушкам, через кучу вокзалов и поездов... А еще - воспоминания о поездке в Ялту, на театральный фестиваль, когда я еще в 11 классе учился. Тогда мы тоже ехали через Симферополь, а потом на троллейбусе - в Ялту. Руководствуясь врожденным чувством интуиции и обрывками картинок восьмилетней давности, нахожу троллейбус. Странно осознавать, что ехать придется два с лишним часа. Но мне обещали красивые виды за окном - будем надеяться, так и произойдет.

Ялта, mon amour...

Виды в окне троллейбуса - все-таки чудесные. Осенние пейзажи Крымских гор - отдельная тема для восхищения. Правда, моя паршивая мыльница (да еще и через стекло) не сумела запечатлеть всей этой красоты. И Бог с ним - в памяти все останется в лучшем виде...
Троллейбус смешно напоминает недавние перелеты в самолетах - разгоняясь, он издает пронзительный, почти свистящий звук, похожий на шум турбины за стеклом иллюминатора. Да еще и уши на перевале закладывает. Натуральный самолет.
На подъезде к Ялте (Никитское, Артек, Массандра) средце начинает биться чаще, время от времени с неясным уханьем проваливаясь вниз, к мочевому пузырю. Вспоминаю те три дня в Ялте, в пору прыщавой юности - относительная свобода от родителей, пьянящий воздух Массандровского парка (да и пьянящий вкус удивительно дешевых крымских вин, чего уж там), странное ощущение причастности к чему-то сверхъестественному и неведомое до сих пор чувство какого-то единения и общности...
Сегодня Ялта встречает меня тучами, уцепившимися бородами за стертые вершины Крымских гор, умиротворенной Медведь-горой, пьющей коктейли из волн, и необычайным заговорщицким молчанием. Нет, городского шума хватает, но за ним - притаилась какая-то чудная, необъяснимая тишина, которую так долго искал.

Фото, кофе и галька

Собственно, предстоящая встреча с Сашей (замечательный фотограф, с которой я случайно познакомился в сети через Свету, с которой я тоже в свое время практически случайно познакомился... нипанятна, в общем) и была первоочередной причиной всей затеянной поездки. Потом уже к этому присовокупилось все остальное, но в начале всего стояла именно Саша.
Чего я ждал от встречи? Не знаю. Я просто ждал встречи. В последнее время я очень люблю встречаться с людьми, которые понимают меня с полуслова. Вот так странно - никогда не виделись, а все равно удивительное понимание между нами.
Слишком мало слов, чтобы точно описать мои ощущения за все эти короткие (долгие?) четыре часа в Ялте. Прогулка по набережной, во время которой Саша устроила мне фотосессию (ее мыльница с моей не сравнится, конечно); короткие разговоры и частые паузы сочного, теплого, настоящего молчания; кофе в малость душном кафе, за которым мы смогли немного уточнить наши общие творческие планы (совсем малость... очень тяжело нам обоим, привыкшим работать в одиночку, сотрудничать в тандеме, хоть и приятно); потом Саша учила меня швырять "жабкой" плоские камешки в набегающие волны Черного моря - море, вот такое - без пляжей, туристов, жары и бестолкового отлеживания боков, меня снова покорило, казалось, если бы сейчас время остановилось, я смог бы всю жизнь просидеть на берегу, закрыв глаза, вслушиваясь в мелодии классической лирики, доносящиеся откуда-то сзади; встреча со Светой - буквально на несколько минут мы задержались на набережной, а потом отправились на вокзал (по пути заскочили в магазин, где я прикупил две бутылки крымского вина - фигня, что я такое и в Киеве могу купить, главное сам факт); обнимания на прощанье и робкий вопрос: "А ты еще приедешь?.."
В полседьмого вечера в Ялте уже темно. Я отчаливаю в теплой маршрутке, и последняя ялтинская картинка, которую я вижу, - изогнутый хребет Аю-Дага, нависающего черной массой над приморской долиной, по которой рассыпаны мириады огоньков...

Есть такое место - дом

Симферополь был выбран местом ночлега. Благо, здесь было, где остановиться - тут живут друзья родителей по вузу. Это ничего, что я никогда их не видел, да и сами родители виделись с ними лет двадцать назад...
Это очень странное ощущение - когда тебя ждут те, кого ты не знаешь. Когда ты приходишь к ним в дом - и чувствуешь, что это действительно - дом... Когда тебе рады просто потому, что ты появился. Когда не делают вид, а действительно рады. Когда ты (не думая о времени) общаешься до 2 часов ночи с людьми, которых ты видишь впервые в жизни, играешь в кости и занимательную игру "дорисуй каракули". Когда ты уходишь из дому, не пробыв там и десяти часов, а тебе дают пирожков в дорогу и зовут в гости в следующий раз... Это необъяснимо. Это что-то в душе.

Город за четыре часа

Дорога из Симферополя в Севастополь была практически такой же красочной, как и в Ялту. Просто, наверное, я был сонным и не особо обращал внимания на мелькающие мимо красоты. Правда, я замечал указатели населенных пунктов: Доброе, Чистенькое, Приятное Свидание - как же должно быть хорошо жить в местах с такими душевными названиями!..
Добровольных провожатых на Севастополь мне не выискалось - это дело такое. Я и сам с усами. Вернее, с небольшой щетиной, но и фиг с ним. Небольшая консультация по телефону + купленная карта города = приблизительный план походов на ближайшие четыре часа.
Наверное, я успел увидеть тот минимум, с которым в первую очередь ассоциируется город моряков - Южная бухта с кораблями, Нахимов и Графская пристань, Приморский бульвар и - собственно - море, Сапун-гора и Малахов курган... Но лучше всего, наверное, было не ходить по утреннему (и даже не заметно, что будничному) Севастополю, а сидеть на залитых солнцев скамейках в каких-то парках, смотреть на синее небо, звонить просто так знакомым и чувствовать, что время не властно...
Правда, на поезд все-таки пришлось успеть. Я прощался с Крымом до следующего раза. Он будет скоро, очень скоро...