Катя Десницкая, принцесса Сиама

Роберт Тальсон
Принимаю замечания и дополнения.

Катя родилась в 1888 году в Луцке в семье обедневшего дворянина полковника Десницкого. Он умер, когда девочке было всего два года. Мать еле cводила концы с концами.  После ее смерти в 1903 году старший брат Кати, Иван Иванович Десницкий, взял на себя роль главы семьи.
Он поступил на учебу в Петербург и забрал сестру с собой. Иван мечтал стать дипломатом и уехать в Китай. Катю тоже почему-то тянуло в Азию. Однажды брат и сестра поспорили – кто первый предпримет долгожданное путешествие?
Екатерина Ивановна Десницкая (Стоун), принцесса Сиама На Питсанулок
(1888-1960)

 Пятнадцатилетняя Катя поступила на курсы медсестер. В 1904 году началась русско-японская война.
- Я еду на фронт, в Манчжурию! – гордо сообщила Катя брату.
- Я обещал матери тебя беречь! – возмутился Иван, -А ты на войну решила пойти? А ты знаешь, что в Манчжурии  еще и эпидемия чумы? Никуда тебя не отпускаю!
Катя ушла из дому, хлопнув дверью. Стояла промозглая осень. Где пересидеть, пока брат не остынет? Разве что в гостях у Елизаветы, молоденькой вдовы, устраивавшей веселые вечера со студентами и курсистками…
Елизавета очень обрадовалась, увидев Катю.
- У нас сегодня в гостях настоящий принц! – прошептала с загадочной улыбкой.
- Принц? – поразилась Катя. В ее голове возник образ из иллюстраций к Золушке – светловолосый красавец в средневековой одежде.
 Каково же было ее удивление, когда Катю представили этому самому принцу ! Чакробонг был подтянутым желтокожим  юношей с раскосыми глазами.
- Как поживаете? – спросил он Катю на чистом русском языке. Наследный принц Cиама (ныне – королевство Тайланд) уже семь лет жил в России.
В 1897 году его отец, король Рама Пятый, нижайше попросил императора Николая Второго взять на воспитание сиамского принца.
Николай пообещал отнестись к Чакробонгу, как к родному сыну. И это обозначало – никаких поблажек! Чакробонг, до этого обучавшийся в Англии, быстро овладел  русским языком и вскоре стал лучшим в военном училище.
Ходили слухи, что он редкостный повеса и не пропускает ни одной юбки. Но Катя, увлеченная учебой, ничего не слыхала ни о принце, ни о его похождениях.
В тот вечер экзотический юноша не отходил от Кати. Это была любовь с первого взгляда. Принц был сражен внешностью русской медсестры -  сочетанием вьющихся рыжих волос и пронзительных синих глаз.
- Я ухожу на войну, - сообщила Катя принцу в ответ на предложение сходить в пятницу на балет.
- Тогда и я с Вами! Немедленно подаю прошение императору! – воскликнул  принц и сдержал свое обещание. Но Николай Второй не позволил своему воспитаннику рисковать жизнью.
Катя помирилась с братом и нашла нужные слова, оправдывающие ее желание работать в центре боевых действий… Иван отпустил сестру.
Впрочем, Катин санитарный поезд всегда оказывался в самых безопасных местах, и девушка не подвергалась опасности. На самом деле, это ее экзотический воздыхатель попросил своего названного отца оградить смелую медсестру от смертельной опасности. Николай Второй близко к сердцу принял чувства сиамского принца и стал ангелом–хранителем это пары. Чакробонг слал Кате пылкие письма с подписью - твой маленький принц. Катя всю себя отдавала заботам о раненых, и отвечала крайне редко. Она сомневалась в возможности близких отношений с представителем другой расы и другой веры.
Катя вернулась с двумя медалями и орденом. Ее встречал влюбленный принц.
- Любите ли Вы электрические вентиляторы? – неожиданно спросил он.
- Признаться, мне редко приходилось видеть это изобретение! – созналась девушка, а сердце ее забилось в предчувствии неожиданного поворота событий.
- У нас в Бангкоке только электрические вентиляторы спасают от жары, - сообщил принц и, будто между прочим, добавил, – Выходите за меня замуж!
Катя согласилась. Брат Иван уже привык к выходкам сестры и дал свое благословение.
В 1906 году Катя и принц обвенчались в Константинополе в православной церкви, для чего  Чакробонгу пришлось на время перестать быть буддистом и принять веру невесты. Союз, заключенный на небесах, не был зафиксировaн ни в одной церковной книге.
Из Константинополя новоиспеченные супруги отправились в Сиам.
Чакробонг поселил Катю в своих покоях и поклялся ей не иметь других жен и наложниц.
- Кажется, ты женился? – спросил его отец.
- Возможно, да, - уклончиво ответил сын.
Женитьба наследника на белокожей женщине православной веры вызвала скандал при дворе. Король Рама имел сто жен, но каждая из них соответствовала строгим критериям отбора. А Катя одна нарушила все правила и законы.
Но Чакробонг обожал ее, и Катя влюблялась в мужа все больше и больше. Любовь помогла им преодолеть все препятствия. Главная жена Рамы Пятого, мать Чакробонга, пожелала познакомиться с невесткой. Ее интересовало – как одна женщина может заменить мужу сто жен?
Кoролева Савоапа прислала Кате национальную одежду и передала наказ скорее учить тайский язык. Катя послушно зубрила слова и тренировалась соблюдать экзотический придворный этикет.
Наконец, королева пригласила ее к себе и женщины понравились друг другу. Савоапа посоветовала Кате поскорее родить ребенка, уповая на то, что малыш растопит сердце сурового короля Сиама, и тот признает женитьбу сына.
Через положенный срок родился Чула – прекрасный младенец тайской внешности. Он появился на свет в день рождения своего отца, в тот же час и минуту. В этом увидели добрый знак. Когда Чуле исполнился год, его вывели гулять вместе с многочисленными детьми и внуками короля Рамы. Король сразу выделил из толпы детей именно Чулу и даже снизошел до того, чтобы поиграть с младенцем. Королева-мать была абсолютно права – ребенок растопил лед непонимания между королем и принцем. Катю признали сиамской принцессой и дали красивое новое имя Питсанулок. Казалось, теперь ничто не может разрушить идиллию.
В 1911 году Чакробонг, Катя и Чула предприняли длинное птешествие в Англию и присутствовали на коронации Георга V, как официальные принц и принцесса королевства Сиам.
На обратном пути они заехали в Петербург, где Катю ждало серьезное разочарование. Ее не пригласили на официальный прием в императорский дворец. Николай Второй продолжал считать ее брак морганатическим, а саму Катю - простолюдинкой. Плюс к этому, Катя не смогла повидаться с братом – тот осуществил свою детскую мечту и уехал работать в Китай.
По прошествии нескольких лет Катя заявила мужу, что желает навестить брата. Политическая ситуация не позволила Чакробонгу поехать вместе с ней. Позже Катя очень жалела, что оставила мужа одного. Пока она гостила у Ивана, в ее сиамском дворце произошли большие изменения. Чакробонг, которому к тому времени было тридцать пять лет, стал жить с пятнадцатилетней красоткой. Когда Катя прибыла из Китая сопeрница была рядом с ее мужем.
- Ты мне обещал! Мы венчались по православному обряду! – кричала и плакала Катя.
Наложница убежала, дрожа от страха.
Принц повалился на колени и горячо просил прощения, повторяя, что у всех его предков было по сто жен, а он-то всего один раз…
- Тебя не было много месяцев  в конце-то  концов!
- Да,  согласилась Катя, я виновата, но теперь, - она помолчала и очень тихо добавила, - Теперь нам придется развестись…
В 1918 году развод был оформлен официально. Это было тяжелое расставание после стольких лет безоблачного семейного счастья. Чакробонг не уставая просил прощения, но Катя была неумолима. Сына отправили на учебу в Англию, а Катя уехала к брату в Китай. Королевский двор Сиама выделил ей большую сумму денег на содержание сына.
Катя переживала разрыв, отвлекаясь только на благотворительные акции, которые устраивала в Шанхае русская миссия. Ее ждал следующий удар – при дворе сиама началась эпидемия испанского гриппа. Погибло несколько человек. Наследный принц Чакробонг был в их числе.
- Если бы я узнала о болезни раньше, я бы примчалась и вылечила его! – ругала себя Катя на похоронах бывшего мужа. Это был ее последний визит в Сиам.
Ей исполнился тридцать один год. За ее плечами осталась жизнь, перенасыщенная событиями. Впереди был тупик. В Россию вернуться невозможно – шел 1919 год. В Сиаме ее никто не ждал. Оставалось быть приживалкой  в семье брата.
Катя, поглощенная грустными мыслями, даже не заметила, как стала предметом страсти американского миллионера, налаживавшего бизнес в Шанхае. Гарри Стоун, за которым гонялись все сердцеедки из русской миссии, влюбился в молчаливую грустную Катю, чья красота только расцвела с годами. После долгих ухаживаний, Катя согласилась стать женой американца.  Стоун решил вернуться в Америку, а Катя там еще не была… Ее авантюрный характер требовал смены впечатлений.
Ее сын Чула закончил учебу в Англии и переехал в Париж. Он стал известным автогонщиком и популярным журналистом. Екатерина с мужем приехали на свадьбу Чулы, да так и остались в Париже. Сам Чула, унаследовавший от матери страсть к путешествиям, исколесив пол мира, вернулся в Сиам.
Екатерина Десницкая при жизни стала легендой.  Писатель Константин Паустовский сочинил волшебную повесть о ней, переименовав ее из Десницкой в Весницкую и превратив в королеву Сиама, которой она на самом деле не стала.
Героиня Паустовского погибла молодой, будучи отравенной завистливыми придворными. Этот вымысел настолько правдоподобен, что туристы до сих пор ищут в Тайланде ее надгробие в виде грустного черного слона.
На самом деле, Екатерина прожила 72 года и похоронена на православном кладбище под Парижем.
Ее внучка-писательница Нариза Чакрабон живет в Тайланде. Перу Наризы принадлежит документальная повесть «Катя и принц Сиама». Композитор Овсянников создал на ее основе одноименную оперу.  В этом спектакле счастливый конец – герои встречаются, чтобы уже не расставаться. В музыкальной сказке нет супружеской измены, октябрьской революции, войн и смерти – только бескорыстная любовь, разрушающая все стереотипы.