Плох тот каплей, который не хочет стать Master

Морской Профсоюзный Телеграф
 Одно из самых перспективных направлений, подразумевающих под собой подготовку квалифицированных кадров для флота российских судоходных компаний из числа специалистов Военно-морского флота, увольняемых из вооруженных сил, вполне может получить путевку в жизнь в скором времени. По крайней мере, так считает Профессор ГМА Николай Григорьев, который и рассказал нам о некоторых её нюансах.
В общем-то идея организации дополнительного обучения, которое позволило бы увольняемым из ВМФ попробовать свои силы на судах торгового флота, возникла года три назад. Она не только отвечает духу и времени, но и прекрасно сочетается с двумя государственными программами: «Стратегия развития морской деятельности РФ на период до 2020 года» и «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей». Понятно, что профессия моряка среди молодежи сейчас не столь популярна, как раньше. Мало кому из них по самым разным причинам хочется становиться Магелланами и Колумбами: как правило, они себя видят бизнесменами, чиновниками и т.д. Спрашивается, если дело так дальше пойдет, то кому прикажете работать на «море-океане»?
Ответ на этот вопрос нашелся сам собой, когда начались сокращения в вооруженных силах, затронувших, в том числе и ВМФ. Среди них оказалось немало таких, которые в силу разных обстоятельств решили завязать с военной службой. Как правило, их средний возраст составляет порядка 40 лет: не молодые, но и не старые люди, которые знают, что такое дисциплина, ответственность. К тому же, подавляющее большинство уволенных из ВМФ – люди семейные. Естественно, им надо кормить семью, а вот с хорошей и приличным заработком работой на гражданке, сами понимаете, сейчас туговато. Государство, со своей стороны, старается заботиться об увольняемых в запас военнослужащих в силу своих возможностей: даёт им сертификаты на приобретение жилья и переобучение за казенный счет на гражданские специальности по профилю (для справки: в Ленобласти места компактного расселения увольняемых из вооруженных сил – Янино, Колтуши, Кудрово). Однако морскую профессию в этом смысле, почему-то обошли стороной, хотя, казалось бы, лучше и придумать нельзя. Ведь военные моряки, которых можно переобучить за казенный счет по сертификату, практически готовые специалисты, поскольку специальности на кораблях и судах во многом родственны. Но не до такой степени, что прямо один в один.
Так, если говорить о штурманских специальностях на ВМФ, морском и рыболовных флотах, то в действительности идентичны методы и средства определения места корабля и судна. Различия же заключаются не только в организации несения ходовых и стояночных вахт, но и предназначении деятельности штурмана. Тем не менее, человеку, прошедшему подготовку для службы на ВМФ, работа на судах морского флота не станет слишком обременительной. Особенно, если это касается ведения документации.
Для того, чтобы увольняемые из ВМФ почувствовали себя на судне, как в своей тарелке, их необходимо, прежде всего, переподготовить в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1970 года с дополнениями. По словам Н. Григорьева предполагается, что переобучение займет около 6 месяцев. К тому же, их еще предстоит адаптировать к условиям гражданской жизни. Ведь у военного человека за время службы вырабатывается психология и навыки исполнителя инструкций, от которых нельзя отступать. Однако в современном мире, в зависимости от ситуации, действовать приходится по-другому: где-то проявить гибкость, а где-то – инициативу. Согласитесь, что им придется практически начинать с нуля, поскольку сразу попасть в старший комсостав они не смогут. Вот этому всему увольняемых из ВМФ также предстоит обучить, иначе никак нельзя. Кроме того, нужно быть готовым приступить к работе на судне с понижением в должности и постепенно подниматься по карьерной лестнице. Но с последней задачей увольняемые из вооруженных сил точно справятся, поскольку в вооруженных силах, чтобы из солдат сразу в генералы, тоже не выйдет.
Конечно, любая переподготовка специалистов такого плана потребует от государства выделения немалых средств. Судите сами: создание учебно-материальной базы, коими могут стать площадки ГМА, СПбГУВКа (экс-ЛИВТа); привлечение опытного преподавательского состава и т.д. Без участия профсоюза, которому есть, что рассказать о некоторых нюансах работы на судах по колдоговору или без него, здесь тоже не обойтись: заранее предупрежден, значит – защищен. Однако, в любом случае, речь не идет о потраченных впустую деньгах, поскольку люди получат работу, а работодатели - квалифицированных специалистов.
Идея о привлечении на суда увольняемых из ВМФ действительно очень нравится российским судовладельцам. На недавно состоявшейся очередной встрече представителей РПСМ и «Совкомфлота», «Северного морского пароходства», «Новошипа», на которой обсуждались положения, касающиеся изменений в колдоговоре стандарта IBF, тоже затрагивалась тема нехватки кадров. Как выяснилось, военные специалисты очень востребованы при подготовке газотурбинистов для газовозов: в наших мореходках практически никого не учат по этой специальности. «Совкомфлоту» такие специалисты очень даже нужны сейчас, а какая у них зарплата, сами можете догадаться. Судовладельцы особенно нуждаются в комсоставе, хотя, если, кто-то захочет начать с рядовых должностей, то тоже совсем неплохо. Они готовы сотрудничать по вопросу дальнейшего трудоустройства увольняемых из ВМФ, прошедших переподготовку, или точнее сказать доподготовку. Причем интерес к «служивым» людям уже проявили иностранные судовладельцы. Нам доподлинно известно, что греки – из их числа.
Пессимистам, считающим, что все равно увольняемым из ВМФ нечего делать на судне, мы приведем в пример конкретное доказательство того, как они заблуждаются на счет. Наверное, все слышали о подвиге Александра Маринеско, командира подводной лодки С-13, отправившего в годы ВОВ на дно немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф». Сам же А. Маринеско за «атаку века» был награжден Звездой Героя. Правда, посмертно. Так вот знаете ли вы, что еще до ВОВ А.Маринско закончил школу юнг, а потом работал на судах Черноморского флота? Затем он окончил Одесский мореходный техникум, и ходил третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот». Короче, вполне обычный не военный человек. В 1933 году он направляется на специальные курсы комсостава РККФ, после окончания которых назначается штурманом на ПЛЩ-306 («Пикша») Балтийского флота. Потом А.Маринско растет по служебной лестнице и встречает войну на боевом посту. После окончания ВОВ возвращается к мирной жизни и работает на судах Балтийского морского пароходства. Это мы к тому, что человеку, связанному с морем, неважно, гражданский он или военный, не проблема приспособиться к новым обстоятельствам. Здесь, как говорится, было бы желание. Так и в нашем случае с увольняемыми из ВМФ: будьте уверены – они не подведут, когда станут нести вахту на судне, только дайте им такую возможность.