Мужество

Ирек Фатхелисламов
              Вот уже восьмой год он прикован к постели. Если раньше мог шевелить левой рукой,  то в последние два года он и этого делать не может. Наступила полная недвижимость. Все эти годы за ним ухаживает Ольга Пожилова (уроженка Республики Беларусь),  которая с прошлого года стала  студенткой Ступинского медицинского училища. Она - его руки и  ноги и связь с внешним миром.

 
              Вместе с преподавателем медучилища Валентиной Михайловной Зеленской я пришёл к этому человеку и был готов увидеть больного, удручённого  жизненными невзгодами старика. Но реальность превзошла ожидания. Нас встретил весёлый, жизнерадостный мужчина средних лет. Мягкие черты лица, приятный голос. Живые глаза  изучающе и в то же время испытывающе смотрели на меня. В них была такая жизнеутверждающая сила, то в первые мгновения мне даже стало неловко за свой настрой.
              С самого начала встречи нас роднило то обстоятельство, что мы оба были военными. Виталий Соломонович Нудель - майор медицинской службы в отставке,  военврач, а я подполковник запаса, военный химик.
            - Меня в медицинским училище звали Виталием Семёновичем, и вы также зовите, - представился  собеседник. - До того, как стать военным врачом, я проходил срочную трехгодичную службу в знаменитой Таманской дивизии. Был сержантом, командиром мотострелкового отделения. Учил своих подчинённых метко стрелять, искусно окапываться  и грамотно выполнять нормативы, - пояснил Виталий Семёнович. - А после окончания  военно - медицинской академии судьба забросила меня в Дальневосточный военный округ, на границу с Китаем. Там служба не мёд, пришлось испытать на себе все прелести военно - полевой жизни и карьеры военного врача. Таким образом, у меня только медицинского стажа двадцать девять лет набирается, не считая семи лет преподавательской работы в Ступинском медицинском училище.
              Сообщил Виталию Семёновичу о том, что его  до сих пор с большой теплотой вспоминают старые работники образовательного учреждения. Да и как не вспоминать этого никогда не унывающего человека, который рабочий день, как правило, начинал с нового анекдота, чем очень веселил коллег. Один из них пришёл на память, и я не преминул этим воспользоваться: «В хирургическом отделении госпиталя: «Сестра, что у нас сегодня? - Два лёгких случая: автомобильная катастрофа, травма, полученная во время обслуживания боевой техники, и один тяжёлый случай - муж, отказавшийся мыть посуду».
            - Эти годы не выкинуть из жизни, - по лицу Виталия Семёновича скользит улыбка. - В 1990 году, когда пришёл  в училище, в течение шести месяцев не было преподавателя по предмету «Инфекционные болезни». Естественно, эту дисциплину поручили мне. Времени, подготовить студентов к экзаменам, практически не было. Как же вышел из положения?  Выбрал из программы самые основные, наиболее встречающиеся инфекционные болезни, такие как грипп, дизентерия, клещевой энцефалит, и некоторые другие.  В первые дни очень помогли коллеги.
              Конечно, спросил у собеседника о том, что он считал главным в своей работе.
              Как выяснилось, Виталий Семёнович считает, что специалист в первую очередь морально должен быть готов к практическому применению своих знаний. Во многих средних и высших медицинских образовательных учреждениях мало ещё уделяется внимания на морально - психологическую  сторону подготовки специалистов.  В нашем гарнизоне был такой случай. Ребёнок взял в рот пуговицу, и она перекрыла трахею. Отец взял ребёнка на руки и побежал к врачу. Но не успел: ребёнок умер в пути. И это закономерно, ведь в распоряжении у папы было всего 180 секунд. Чтобы спасти ребёнка, ему надо было любым режущим предметом  разрезать трахею и ставить туда трубочку. А трахею позже доктора бы зашили.   Поэтому в своих лекциях я всегда приводил примеры из моей богатой медицинской практики, нацеливая студентов на грамотное применение получаемых знаний. Как вы сами знаете, теория без практики мертва.
             Слушал я Виталия Соломоновича и поражался силе его духа, жизнелюбию. Ведь многие, сталкиваясь с подобными трудностями, поддавались течению обстоятельств, ломались.
          -  Мне силы даёт Вера в Бога. Когда со мной случилась такая трагедия, обратился религии, начал читать Библию. Она меня многому научила, буквально перевернула душу.