Умереть и не встать!

Галина Кошкина
Умирать, конечно, не обязательно, и даже совершенно не нужно. Да никто и не собирался. Но даже если бы кто-нибудь собрался, и открыто продемонстрировал это своё намерение – встать, а точнее, поставить свой автомобиль на нормальное парковочное место в центре города всё равно не получилось бы.  Потому что парковок там практически нет.

Зато там есть плотные ряды автомобилей, припаркованных в крайних правых (а порой и левых) полосах движения. И ещё немножко в соседних – со включенными аварийками. И еще чуть-чуть – в карманах остановок общественного транспорта, что, хоть и является нарушением ПДД, но никем отродясь не наказывается. Потому что в ГИБДД тоже люди работают, и они совершенно официально говорят: в городе катастрофически не хватает парковочных мест. Точнее, хватать или не хватать может того, что есть. А в Красноярске парковок, мягко говоря, нет. Не считая ведомственных или стихийных и незаконных. А раз этих мест нет, то заниматься «отловом» нарушителей правил парковки будет неправильно, негуманно и нелогично. Потому что соблюдать эти правила автовладельцам, даже самым законопослушным, негде. Вот такие примерно дела.

Убийственное такси
В двадцатых числах июля сего года моя старшая дочь стала свидетелем происшествия с участием маршрутных автобусов, такси и пожилой женщины. Произошел инцидент на остановке «Рынок Взлетка» во второй половине рабочего дня. Крупногабаритная маршрутка остановилась для высадки пассажиров, но из-за стоящего в «кармане» такси не смогла подъехать параллельно бордюру – и воткнулась наискосок. Следом к остановке подкатила вторая такая же «колбаса», и водитель не придумал ничего умнее, как втиснуться в клин между первым автобусом и бордюром. И при манёвре зажал выходившую из первой маршрутки женщину…

Крик, шум, смятение и ужас. Обе маршрутки встали колом, женщину стали извлекать из железного капкана, кто-то вызвал ГИБДД, кто-то скорую. И только водитель такси посчитал за благо быстренько ликвидироваться с места событий.

Маршрутки, тормозящие у остановочных карманов «ёлочкой» из-за помех в виде такси – явление не редкое для красноярской действительности. Впрочем, в таком кармане может стоять не только автомобиль с шашечками, но и обычная частная легковушка. Хотя простые автолюбители все же побаиваются столь откровенно нарушать ПДД: имитируют «аварийную остановку», стараются как-то минимизировать свое присутствие в запретном месте, прижавшись к обочине и даже заехав передними колесами на тротуар. Что, собственно говоря, является ещё одним нарушением правил парковки.

А вот таксисты довольно откровенно захватывают территорию остановок общественного транспорта. Особенно в «хлебных» местах – у рынков, торгово-развлекательных центров, кинотеатров. И судя по хроническому характеру процесса, бороться с этим злом ни ГИБДД, ни иные официальные структуры  не торопятся. Может быть, новый закон о такси, вступивший в силу 1 сентября нынешнего года, как-то разрулит ситуацию? Хотя очень сомнительно…

– Закон о службе такси к стоянкам этого вида транспорта не имеет никакого отношения, – подтвердила мои сомнения старший инспектор по пропаганде  УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю Галина КРУГЛОВА. – Он регламентирует собственно деятельность такси в сфере перевозки пассажиров: лицензирование, оформление автомобилей, требования к качеству услуги и необходимым документам и процедурам. А о том, как и где стоять в ожидании пассажиров, в законе ни слова нет.

Получается, выхода нет? И никакие ДТП, спровоцированные таксистами, поджидающими клиентов в «горячих точках» города, ситуацию тоже поменять не могут?

– Проблема много шире, чем просто нарушение водителями такси правил стоянки, – продолжила Галина Михайловна. – В Красноярске, особенно в центральной его части и на самых оживленных улицах других районов, практически нет парковочных мест. Ни для пассажирского транспорта, ни для личного. Попытка создать специальные карманы для таксистов дала неожиданные результаты. Во-первых, горожане, привыкшие к тому, что такси легко поймать на остановке общественного транспорта, просто потеряли эти машины. Количество клиентов сократилось, чему, конечно же, таксисты не обрадовались. Во-вторых, подготовленные для стоянок такси места немедленно оказались заняты личными автомобилями красноярцев. А поставить у каждого такого кармана постового в качестве сторожа и контролера за соблюдением ПДД, сами понимаете, невозможно.

Да уж кто бы сомневался… Тут не на всяком сложном перекрёстке при неисправном светофоре регулировщика можно поставить. В ДТП люди часами дожидаются патрульную машину. А после сокращения штатов в красноярской ГИБДД (по слухам – на 200 человек!)  рассчитывать на то, что каждый таксист, воткнувший свою машину на автобусной остановке, будет немедля наказан и призван к порядку, и подавно не приходится.

Значит, выхода всё-таки нет? На самом деле, гипотетически он есть. И ГИБДД Красноярска постоянно предпринимает попытки урегулировать болезненный вопрос. Но как-то всё не очень удачно. Как-то всё безрезультатно. Как будто какая-то злая сила решила из крайней вредности своей окончательно отравить жизнь красноярцам, в недобрую минуту решившим приобрести личный автомобиль для передвижения по городу.

Хитрости дипломатические и коммерческие
Некоторое время назад ГИБДД Красноярска придумала ловкий (как казалось самим «дорожно-безопасным инспекторам») манёвр. Закрыть часть набережной Енисея от коммунального моста до Речного вокзала и перепрофилировать её под фундаментальную парковку. Для тех, кто работает в центре и там постоянно ошивается, извините за выражение. Уже и планы нарисовали, и предварительно переговоры провели с пассажирскими перевозчиками на предмет запустить «шаттлы» для доставки граждан от парковки к месту работы или отдыха и обратно. И всю эту великолепную перспективу предложили к рассмотрению городской администрации.

Чиновники коней гнать не стали. Предложение изучили. Проанализировали. Еще раз изучили. Уточнили и ещё раз проанализировали. И ещё раз изучили. В общем, всё как обычно.

Они бы, может, совсем его там куда-нибудь подальше изучили… И поглубже. Если бы это предложение внёс какой-нибудь общественник Сигизмунд Водевильевич Окоченевший. А ему бы отписали официальную бумагу: мол, так и так, предложение ваше рассмотрено и оценено, но к исполнению принято быть не может по причине наличия отсутствия присутствия тенденций к развитию пассажиропотока в направлении сокращения нагрузки на центральные магистрали с одновременным уменьшением базисных ставок…

В общем, пока дочитал бы этот серьёзный документ Сигизмунд наш Водевильевич, ему бы уже вектор трафика пассажиропотоков лежал исключительно в сторону Бадалыка. На том бы дело и закончилось.

Но ГИБДД УВД МВД и т.д. – это вам совсем не то же самое, что общественник Окоченевший. И тут уже ответом про векторы и отсутствие присутствия не отделаешься. А «откусить» кусок набережной, где хоть и нет уже никакой культурно-парковой зоны, зато стоят такие славные кафешки с шаурмой, шашлычками, и дев… И девственно плещут волны о брег Енисея… Никак невозможно. Это ж неземная красотень, и без её эстетической ценности столица края сразу потеряет весь свой имидж. Всю репутацию города инноваций, партнёрства и согласия. Вообще и в частности. Ну, вы меня поняли.

И вот уже проводится интерактивный опрос граждан славного города Красноярска. Сформулированный очень дипломатично: «Хотите ли вы, чтобы центральная часть набережной Енисея была переоборудована под парковку?». За точность цитаты не ручаюсь, но что-то в этом роде.

О том, что речь про конкретный участок набережной, где вечерами только бакланы в караоке орут, ни слова. Понятное дело, что социально-активное население Красноярска сказало своё категорическое нет подлым проискам автолюбителей. Отстояли сообща землю-матушку, показали фигу супостатушке… И чиновники с легким сердцем на ясном глазу отписали таки в ГИБДД полноправный отказ: мол, извиняйте, господа, общественность против. А мы тут ничего поделать не можем.

Знамо дело, не могут. Это же не отель «Мариотт» к носу Чехова пристроить, чтоб на городскую ёлку в новогодние праздники секьюрити пропускали только проживающих в апартаментах. Там мнение общественности никому ни в какой вектор не упёрлось. «Я сказал – будет стоять!» – рубанул кулаком воздух чиновник, и все дела. Привет Глебу Жеглову, а заодно и ГИБДД.

Понятно, что крамольные вопросы о сути такого иезуитства, пардон – дипломатичности, со стороны администрации города я сотрудникам ГИБДД задавать не стала. Сама допёрла. Собственным умом.

А сотрудникам в лице Галины Кругловой задала вопрос невинный и безобидный: так что, надеяться красноярцам не на что? Только дожидаться реализации Программы-2020, где, кажется, предусмотрены подземные, надземные и прочие футуристические парковки?

– Пока мы никаких вариантов предложить не можем. Как только в центральной части  города освобождается пятачок, пригодный для обустройства парковки, на него немедленно находится застройщик, который давным-давно оформил документы о праве землепользования. Вы не поверите: мы не можем обеспечить парковкой даже здание УВД города на улице Дубровинского! Там тоже все время находятся «застройщики» на любой свободный клочок земли.

М-да… Пожалуй, просторечная поговорка, вынесенная в заголовок текста, гораздо больше отражает истину, чем мне казалось вначале. И в Красноярске действительно проще умереть – простой естественной смертью от старости в ожидании решения вопроса, – чем красиво и законопослушно «встать» на парковочном месте.

И что делать? Пока не знаю… Но что-то делать определенно надо. Может быть, вновь поднять вопрос об устройстве парковки на «общепитовской» части набережной? Глядишь, под выборы кто и услышит. И отзовётся с конструктивными предложениями.

PS Да, а женщина, пострадавшая в том самом ДТП на остановке «Рынок Взлетка», жива и здорова. Повезло: отделалась легкими травмами.