Размышления обывателя гл. 1

Виктор Некрасов
На фото: маршал Леонид Ильич Брежнев

                Минуло уже четверть века, как не стало на карте огромной, великой по своему международному статусу державы под названием СССР – Союза Советских Социалистических Республик. Сейчас мы живём совсем в другой стране. Изменились политический строй, границы, бывшие союзные республики теперь самостоятельные государства. Авторитет России на международной арене упал, как в народе говорят, ниже плинтуса. Однако не следует отрицать, что со времени вступления в должность президента Владимира Владимировича Путина роль современной России несколько возросла, но былого авторитета СССР нам вряд ли когда придётся достичь. Хотя понятие авторитета государства можно рассматривать по-разному, думаю, совсем не обязательно с точки зрения военной мощи. Но я хотел бы поговорить, если можно так выразиться, о временах минувших, о нашей жизни в последние два десятка лет при СССР. Сразу хочу предупредить читателя, что это субъективный взгляд или оценка той действительности простого учителя, директора школы, прожившего этот период в зрелом возрасте. Жизнь простых людей в этот период совершенно незнакома тем, кто родился и вырос после распада СССР, а потому и счёл необходимым поделиться своими воспоминаниями о том непростом времени.


Уже в середине 70-х годов окружение Л.И.Брежнева, а также партийные работники на местах стали возвеличивать роль генерального секретаря партии в жизни государства. К месту и чаще всего без надобности « успехи» страны приписывали лично Леониду Ильичу. И фраза « лично Леонид Ильич» звучала во всех средствах массовой информации. А успехов-то не было никаких. Разве что в освоении космоса да балете. В экономике же наблюдался застой, производительность труда была очень низкой, в сфере потребления процветал дефицит.


  В отчётах статистов озвучивались рост производства мяса, молока, а на прилавках редко можно было видеть колбасу или сливочное масло. Автогиганты наращивали производство автомобилей, а очередь на их покупку растягивалась на 10-20 лет. Невозможно было купить бытовую технику, не записавшись на очередь. Тем не менее, проявив определённую инициативу в форме знакомства с «нужными людьми», материального приношения им же или обменной услуги, достать можно было всё. Не купить в свободной продаже, а именно достать. Всё это ставило простого человека в унизительное состояние вечно просящего, зависимого от начальника, продавца, заведующего каким-то складом и т. д.


 Мало того, чтобы тебя поставили в очередь на покупку автомобиля в райисполкоме, требовали характеристику о твоём соответствии на эту покупку. Такую характеристику мне давала заведующая роно, чтобы я мог купить автомобиль ГАЗ-24 «Волга». Чиновница исполкома, записав меня в свои документы, сказала, что ждать придётся лет двадцать. После распада Советского Союза и перехода к рынку я купил в свободной продаже уже пять автомобилей. Менял их через каждые три-четыре года. Книга очередников так и оказалась невостребованной!


         Наши вожди почему-то не обращали на эти перекосы должного внимания. Именно не обращали внимания, так как не знать о них вовсе они не могли. Ведь к власти они шли из низов и испытали на себе понятия « дефицит» и «связи», а проще – «блат». Серьёзных мер по производству товаров народного потребления и, главное, свободной их продажи не принимали, а это и привело в дальнейшем к падению авторитета самих руководителей и советского строя в целом.


   Не обращая внимания на проблемы собственного народа, экономическую и военную помощь (а это та же экономика и народные деньги) нисколько не ослабевающим потоком отправляли за границу. Помогали африканцам, азиатам - всем, кто в какой-то форме заявил о своей якобы приверженности к социализму или некапиталистическому пути развития. Вот, мол, мы какие богатые, щедрые, и всё это - преимущества социализма. От помощи никто не отказывался, да и зачем же отказываться, возвращать-то долги никто и не собирался. Помощь оказалась безвозмездной. Все многомиллиардные суммы в дальнейшем были просто списаны. А как бы эти средства пригодились для своего народа. В конечном счёте все страны, которым помогал Советский Союз, отказались от строительства социализма, да и те, которые некогда входили в социалистический лагерь, перешли к рыночным отношениям, то есть к капиталистическим.

 
В конце семидесятых годов Леонид Ильич Брежнев неожиданно для всех взялся за перо и выдал на суд Божий аж трилогию мемуаров. Трилогия Брежнева — книги-мемуары «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина», автором которых считался Леонид Ильич Брежнев (фактически на основе его воспоминаний они были написаны группой профессиональных журналистов). По другим данным, всю трилогию написал известный очеркист Анатолий Аграновский. За эту трилогию Л.И. Брежнев был удостоен в апреле 1980 года Ленинской премии по литературе. Здесь следует отметить, что генеральный секретарь очень любил награды. После того, как он пришел к руководству страной и партией, награды стали сыпаться на него как из рога изобилия. К концу своей жизни Леонид Ильич имел орденов и медалей гораздо больше, чем Сталин, Маленков и Хрущев, вместе взятые. При этом он очень хотел получать именно боевые ордена. Ему четыре раза присваивали звание Героя Советского Союза, которое по статусу может присваиваться только три раза (лишь Г.К. Жуков был исключением). Десятки раз получал звания Героя и высшие ордена всех социалистических стран. Его награждали орденами страны Латинской Америки и Африки. Брежнев был награжден высшим советским боевым орденом “Победа”, который вручался только крупнейшим полководцам, причём за выдающиеся победы в масштабах фронтов или групп фронтов.


 Все три книги были внесены в школьную программу по литературе, истории. Однако ретивые чиновники от образования требовали использовать цитаты из этих произведений едва ли не по всем предметам. Дело доходило до явного абсурда. Даже в решении задач по той же математике надо было обязательно вставить цитату из какой-либо книги генсека. Правды ради следует сказать, что книги эти были написаны очень профессионально, читались с огромным интересом. Исторически они правдивы и полезны для читателя любого возраста. Однако и в этом вопросе допустили перекос: в конце 80-х их изъяли из библиотек и списали в макулатуру.

 Смерть в 1982 году (10 ноября) Л.И.Брежнева никого не удивила. Ему было почти 76 лет, телевидение наглядно демонстрировало, что генсек давно и тяжело болен. Печальное известие, как тогда было принято, на сутки задержали. Но все поняли: что-то случилось, не увидев вечером объявленной трансляции празднования Дня милиции.

Однако при всех недостатках и перекосах того времени руководство страной Леонидом Ильичом Брежневым вспоминается сейчас сказочно прекрасным, радостным, уверенным, бодрым. Не были мы заражены вещизмом, тяжел был наш быт, но при этом мы были все добрыми и внимательными друг к другу. Худа без добра не бывает. И сегодняшнее время невозможно оценить однозначно: много плюсов, но слишком много минусов!

Дальше события развивались рутинно: траурное извещение, медицинское заключение о причинах смерти, похороны, пленум ЦК КПСС, избрание нового генсека. Им, как известно, стал Ю.В. Андропов, незадолго перед этим, в мае 1982 года, занявший пост секретаря ЦК, освободившийся после смерти М.А.Суслова, признанного вторым человеком в партии.