Один из ракурсов живописи

Ната Алексеева
      
    На фото: В.Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876.
             
                (отрывок)
               
   Когда-то в далёком детстве, впервые увидев репродукцию картины Виктора Васнецова “С квартиры на квартиру”, я  была потрясена до слёз.  Помните?  Заснеженный берег Невы, у которого застыла, вмёрзла в лёд полуразвалившаяся лодка. Вдали виднеется шпиль Петропавловского собора. Сгорбившись, бредёт неведомо куда пожилая пара в ветхой одежде. В руках у стариков узлы с каким-то домашним скарбом.  Холодно, безлюдно…  Только маленькая собачка удивленно смотрит на несчастных, у которых на старости лет нет  даже своего тёплого угла.
   От этой картины веяло такой безысходностью, что я долго не могла успокоиться. Мне представлялось, что этих стариков с их маленькой собачкой  выгнали на улицу кaкие-то злые люди и теперь они могут просто замерзнуть на морозе…

    Много лет спустя, изучая творчество Васнецова, я узнала, что, представленная на V выставке передвижников, именно эта работа принесла известность художнику. Посетители останавливались у картины, спрашивая удивлённо: “ Что же это? Быть может, из Гоголя сюжет?”   И  правда, уж больно “гоголевским” настроением  веяло от этой картины.
   Надо сказать, что нужда и бедность были хорошо знакомы Васнецову.  Сын священника из Вятской губернии, он приехал в Петербург учиться живописи. Чтобы прожить, вынужден был выполнять любую работу – рисовать по заказам виньетки и заставки для книг, давать уроки рисования детям чиновников.  Но он верил в свой талант и не ошибся в предчувствиях – картина “С квартиры на квартиру”  сделала его знаменитым в Петербурге и в 1876 году Васнецов  отправился  за границу учиться, искать свой путь в искусстве.

   Интересно, что маленькая собачка на переднем плане совсем не случайная деталь композиции, а полноценный образ, без которого это полотно, как художественное произведение,  много проигрывает. Попробуйте закрыть  нарисованную собачку рукой  и вы сразу заметите, что картина стала смотреться по-иному, что она утратила очень важную духовную компоненту…

   Чтобы лучше разглядеть “второстепенного героя”, я все чаще стала брать в руки увеличительное стекло, а потом это и вовсе стало необходимостью. Многократное увеличение позволяло увидеть то, что было скрыто при беглом взгляде. Вот, например,   спорят между собой ценители левреток и  уиппетов – какая порода изображена на знаменитом портрете  Екатерины II  кисти Боровиковского?  Одни говорят – левретка, а другие утверждают, что уиппет…  На моё замечание о том, что левретка очень древняя порода,  некрупная и более подходит для роли домашнего любимца, чем спортивный уиппет, предназначенный для бега, моя  знакомая, имеющая трёх  титулованных уиппетов, даже обиделась. Но изучение полотна художника с помощью лупы все-таки даёт основание  видеть на нём трепетную левретку.

   Или вот ещё пример. Как-то в одном из каталогов я обратила внимание на картину Гойи “Письмо, или Юность” ок. 1813 г. На ней  изображена девушка, читающая письмо, к ногам которой прильнула маленькая собачка очень оригинальной внешности…  Долго я листала атласы пород, пока нашла в одном из них похожую – львиную собачку или левхен.  А уж когда я прочитала в одной из книг, что Гойя на своих полотнах любил рисовать именно  эту породу, тут я поняла, что теперь мне без лупы просто не обойтись.

   Вообще,  тема “собаки  в живописи”  - необъятная и совсем не исследованная ни искусствоведами, ни кинологами. Самый значительный след в культуре всех народов оставили, пожалуй, охотничьи породы – их изображение можно встретить даже в наскальной живописи и это  тема для отдельного разговора.  В  искусстве демократической направленности, конечно же, нашли своё отражение замечательные дворняжки. Огромные собаки-телохранители, собаки-охранники чаще всего появлялись в парадных портретах, рядом с царственными и высокопоставленными  особами. Но какой бы породе не отдавал предпочтение художник,  исследование “кинологического”  ракурса в живописи всегда занимательно и даёт очень интересные результаты.

   Вот передо мной несколько работ одного из моих любимых художников Валентина Серова.  Если подходить к искусству портрета не только с точки зрения его живописных достоинств, но с точки зрении психологического анализа, способности выявить суть характера, то “серовские” портреты не имеют себе равных в истории русской живописи. Ему нередко приходилось писать по заказам – семья была большая, её надо было содержать. Так в 1902 году Серов вынужден был отправиться в Архангельское, имение князей Юсуповых, чтобы написать портреты князя, княгини и двух их сыновей (один из них в недалёком будущем станет участником заговора и убийцей Распутина) Но мы пока остановимся лишь на одном из портретов – портрете княгини З.Юсуповой.

   … Красивая дама в роскошном атласном платье величественно восседает на столь же роскошном диване-кушетке. Правда, есть ощущение, что ей не совсем удобно, но так её усадил сам художник. На картине сверкает всё – золочёные рамы, золотая отделка стен, блеск атласа, кажется, слепит глаза. Всё свидетельствует о невероятном  богатстве и знатности, но не более того…  Ведь даже собачка,  которая сидит на диване,  это лишь деталь, дополнение шикарного интерьера – холёная, белоснежная, под стать мебели и платью княгини. Вот только почему же рука хозяйки опирается на диван, а не легла естественно и непринуждённо на спину собаки, поглаживая свою любимицу?

   Невольно напрашивается сравнение с другой работой Серова, выполненной на два-три года раньше – с портретом М.К.Тенишевой, где тоже присутствует четвероногий друг. Как же  они отличаются!  Здесь совсем другой колорит – его можно  назвать даже  несколько мрачноватым. На тёмном фоне возле окна в чёрном кружевном платье сидит Мария Клавдиевна Тенишева, меценатка и ценительница народного искусства, создательница знаменитого музея в Талашкино. Здесь интерьер не имеет значения – главное её лицо, её выразительные  глаза, облик благородства и высокой духовности. Интересна и фигура собаки,  которая сидит у ног хозяйки. Собака с обожанием смотрит на  Тенишеву, кажется, она вот-вот  лизнёт ей руку от избытка любви. Это совсем не то отчуждение на портрете Юсуповой, где модель сама по себе, а собачка сама по себе, как всё неодушевлённое – диван, картины на стенах, платье – лишь приложение к самодовольному  богатству.

   Вглядываюсь в эти полотна и ещё раз убеждаюсь – да, Серова не случайно считали вторым после Репина художником-портретистом. Он умел заглядывать в самые глубины души и его портреты – это психологически точный и правдивый рассказ о человеке, который надо лишь уметь прочитать.  Когда его упрекали за излишнюю резкость, он говорил “Да что делать? Меня ужасно интересует это нечто, глубоко запрятанное в человеке”…
   Кстати сказать, Серов с детства любил рисовать  животных и птиц. Настоящей страстью его были лошади, львы и, как это ни странно, вороны. Его рисунки – это бесконечная череда лошадей, собак, кошек, птиц. Работая над иллюстрациями к басням Крылова, он наделяет зверей человеческими чертами – они всё время разные. Художник говорил, что “звери приятнее людей” и рисовать животных ему было интересно в их естественной среде.
 
   И еще об одном своеобразном мастере мне хотелось бы сказать. Это имя – Павел Филонов – принадлежит веку ХХ-му. Его поистине трагическая судьба не требует комментариев – более 50 лет его творчество было закрыто для зрителей. Филонов был человеком гордым и бескомпромиссным. Он не умел приспосабливаться, работал по 18 часов в сутки, но бедствовал на протяжении всей своей жизни. Он умер в первую блокадную зиму в Ленинграде, так и не дождавшись ни одной персональной выставки. Зато нынче музеи гордятся его полотнами, а богатые коллекционеры мечтают заполучить хотя бы рисунок или этюд Филонова.

   Кто-то из искусствоведов написал в своём исследовании, что “ живопись Павла Филонова нужно рассматривать с лупой – глаз не вбирает все детали сразу, их невозможно счесть”.  Именно так, с увеличительным стеклом,  я разглядывала его картины и сделала для себя открытие –  почти на всех его знаменитых полотнах  присутствуют собаки.  “Пир королей”, “Святое семейство,  или Крестьянская семья”, “Ломовые”, “Семейный портрет”… Четвероногие друзья человека везде разные, но несут большую смысловую нагрузку. Посмотрите, какая зубастая, крепкая и надёжная собака изображена в “Крестьянской семье” – она защищает и охраняет, у неё своё дело, своя функция так же, как у кошки и лошади, изображенных здесь же рядом. Эта картина – воплощенный в красках идеал бытия, где каждый персонаж на своём месте, где их совокупность рождает гармонию жизни.
   А какая гладкая, ладная, кокетливая собачка участвует в сборище домочадцев в “Семейном портрете" ("Пасха"). Она словно олицетворение покоя и благополучия в семье, где за большим столом  едят и пьют, где все настроены на любовь и радость.

   Знатоки искусства считают, что полотна Филонова можно толковать как многозначный текст, в котором смешаны фантастические видения с конкретной реальностью, где соприкасаются, прорастают друг в друга люди и животные, дома и травы. Всё так. И тем более интересно и увлекательно путешествие по его живописи, где  постоянно встречаются самые преданные друзья человека – собаки и  которых сам художник, без сомнения,  любил – столько симпатии и тепла вложил он в их изображение.
 
   … Огромные и маленькие, лохматые и гладкошёрстные, изысканные породистые и простые дворовые – они всегда рядом с человеком. Они сопровождают нас через века и страны, они – неотъемлемая часть цивилизации и мы должны быть им признательны за долгое и безупречное служение. Увидев четвероного друга на старинном барельефе или на древнерусской иконе,  на полотнах Питера Брейгеля или Томаса Гейнсборо,  Боровиковского  или Брюллова, Федотова или Перова, Филонова  или Зверева, будьте уверены – они вовсе не случайная деталь композиции. Каждый из этих образов   может рассказать очень многое, стоит лишь приблизить лупу к холсту,  включить  свои знания и воображение и… четвероногие персонажи заговорят.
 


     ИЛЛЮСТРАЦИИ - http://www.proza.ru/2012/03/29/2129