Колыбельная на воскресенье

Александр Хоттабыч Губанов
Фантастическая история в двух действиях, написанная по мотивам повести Сергея Абрамова «Стена»...

Действующие лица:

Автор
Игорь
Коновалов Павел Сергеевич
Стеценко Алевтина Олеговна
Стеценко Александр Васильевич
Пахомов Семён
Пахомова Ирина
Топорин Андрей Андреевич
Топорин Константин


                Пролог

Затемнение. На авансцене в луче прожектора появляется Автор.

Автор: Это был самый обыкновенный дом - многоэтажный, многоподъездный, многоквартирный... И конечно же, в этом доме проживали самые обыкновенные люди - академики и уборщицы, молодые и старые, бедные и богатые. Эти люди возвращались домой и закрывались в своих квартирах-бастионах, отгораживаясь железными дверьми от соседей и вообще от окружающего мира. Дом был построен на месте старого кладбища - прямо на костях, на бесхозных останках неизвестных гражданок и граждан, давным-давно забытых беспечной роднёй. Впрочем, о кладбище ведали лишь несколько старожилов, которые неумолимо отходили в мир иной, где всем всё равно: стоит над тобой деревянный крест, глыба гранитная с золотой надписью или обыкновенный дом - многоэтажный, многоподъездный, многоквартирный...

Луч прожектора гаснет.


                Действие первое
               
                "Туман"

Сцена слабо освещается. На ней появляется старик в семейных трусах и майке. Тикают настенные часы. Старик прислушивается к звукам - он слышит не только часы, кто-то прячется в сумраке, скрывающем глубину сцены.

Коновалов: (хрипло) Кто здесь?

Из темноты появляется Игорь, молодой человек в чёрном плаще и чёрной шляпе, на шее у него модный шарф.

Игорь: Вор. Домушник натуральный. Что ж ты, дед, квартиру с такой ненадёжной дверью держишь?! На дворе двадцать первый век, а у тебя деревянная калитка, да ещё и с английским замком. Да любой пацан такую за секунды откроет.

Коновалов: (гневно) Пошёл вон!!!

Игорь: Сейчас. Только шнурки поглажу… Болен, что ли, аксакал?

Коновалов: Тебе-то что?

Игорь: Грубый ты, дед. Я к тебе по-человечески, а ты с ходу в морду. Нехорошо.

Коновалов: Нехорошо. Но я ж тебя не звал?

Игорь: Как сказать, как поглядеть… Слушающий да услышит…

Игорь ходит по комнате, смотрит по сторонам.

Коновалов: Ищешь, что бы украсть?! Так я бедно живу. Телевизор соседке отдал, сериалы смотреть. Её накрылся, запчасти к нему в магазинах уже не продают. А новый не покупает, жадничает старуха.

Игорь: Ты, дед, и впрямь со сна спятил. Не думай плохо, не вор я, не трону ничего… Мы по другой части… Есть хочешь?

Коновалов: Хочу.

Игорь: Тогда одевайся, нашёл время в постели валяться. Одиннадцатый час на дворе, пора прогуляться. Или не можешь? Обветшал?

Коновалов: (обиженно) Почему не могу? Могу.

Игорь: Орёл. Смотри не улети… Сам оденешься или помочь?

Коновалов: Что я тебе, инвалид?

Коновалов уходит в угол сцены, в темноту.

Игорь: Ты мне не инвалид. Ты мне для одного дела нужен. Я к тебе первому пришёл, с тебя начал, тобой и закончу. Понял?

Коновалов возвращается в брюках и рубашке.

Коновалов: Не понял я ничего.

Игорь: И не надо. Не для того сказано…

Коновалов: Слушай, парень, раз ты не вор, то кто? Может, слесарь?

Игорь: Если не вор, то слесарь. Логично. А ты что, заявку в домоуправление давал? Унитаз барахлит? Краны подтекают? Так мы это враз…

Игорь стремительно огромными шагами-прыжками уносится вглубь сцены. Оттуда доносятся разные звуки, характерные для ремонта унитаза или раковины. И через несколько секунд появляется снова с вантузом в руке.

Игорь: Шабаш контора.

Коновалов: Погоди, шальной. Я тебе о кранах слово сказал? Не сказал. В порядке у меня краны, зря крутил. У меня вон радио барахлит. Сумеешь, слесарь?

Игорь: Радио?! Это нам семечки!

Вновь уносится вглубь сцены.

Игорь: Сейчас починим!!!

Коновалов: А инструмент?!

Игорь: А он у меня всегда при себе.

Возвращается на сцену со стулом в руках.
 
Игорь: Всё, починил.

Коновалов: Неужто?

Игорь: А то! Фирма веников не вяжет.

Хлопает в ладоши. Звучат типичные для выпуска радионовостей слова диктора.

Коновалов: (удивлённо) Чудеса.

Игорь: Не чудеса, а технический прогресс. Я тебе для удобства звуковое управление встроил. Проверишь потом в действии, а сейчас к делу. Садись на стул, в ногах правды нет. Твоя фамилия Коновалов, так?

Коновалов садится на стул.

Коновалов: Так.

Игорь: Павел Сергеевич?

Коновалов: И тут попал.

Игорь: Я тебе, Павел Сергеевич, буду фамилии называть, а ты отвечай, слышал о таких или не слышал. Первая: супруги Стеценко.

Коновалов: Это какие же Стеценко? Из второго подъезда, что ли? Японская иномарка у них. Этих знаю. Сам-то он бизнесмен, бывший торгаш, теперь вроде строительством занялся. А жена учительница, химию в нашей школе преподаёт. Моя Соня, покойница, поговорить с ней любила.

Игорь: Про химию?

Коновалов: Почему про химию? Про жизнь.

Игорь: Хорошие люди?

Коновалов: Обыкновенные. Живут, другим не мешают… Соня как-то деньги забыла, а в магазине что-то дефицитное давали, так химичка ей десятку одолжила. А ведь только институт закончила, ещё хозяйством с мужем обзаводилась.

Игорь: Это ж в котором году было?

Коновалов: В восемьдесят девятом.

Игорь: Фига себе память… Вернули?!

Коновалов: Деньги-то? А как же? В тот же день. Соня и сходила. Так что на память не жалуюсь. 

Игорь: Значит, говоришь, другим не мешают?

Коновалов: Не мешают. А чего? Вон, десять рублей одолжили…

Игорь: Большое дело… Подавший вовремя подаёт вдвое… Ладно, поехали дальше. Пахомов Семён, семьдесят восьмого года рождения; Пахомова Ирина, восемьдесят второго.

Коновалов: Сеньку знаю. Сеньку все знают. Я еще мать его помню,  Анну  Петровну, святая тетка была. Муж у нее по  пьяному  делу  под  машину  попал  -  ну, насмерть. В восемьдесят первом вроде?.. Ага, тогда Сеньке  как  раз три года стукнуло... Анна его тянула-тянула, на трех работах работала, уборщицей. А что? Тяжко, конечно, а ведь под две сотни в  месяц  выходило.  Это  теперь двести целковых - тьфу, а тогда - большие деньги. Сенька не хуже  других - одевался, ел, пил...

Игорь: Пил?!

Коновалов: Лимонад. Это потом он за крепкое взялся. За  крепкое  -  крепко...

Игорь: Понятно. Давайте покороче, Пал Сергеевич, время ограничено.

Коновалов:  У меня не ограничено. И у Сеньки не  ограничено.  Он, как выпьет, сразу во двор. И ля-ля, и ля-ля - с кем ни  попадя.  Известно:  у  пьяного язык без костей. Ирка за ним: "Сеня, пойдем домой,  Сеня,  пойдем  домой". Где там!!!

Игорь: Бьет?

Коновалов: Ирку-то? Этого нет. Любит ее до потери пульса. Сам говорил...

Игорь: Понятно. Так. Следующий. Топорин Андрей Андреевич.

Коновалов: Хороший человек. Солидный. Профессор. Книги
по истории пишет. Я вот тоже историей интересуюсь, так он мне свою книгу  подарил,
с надписью.

Коновалов делает попытку встать со стула.

Коновалов: Сейчас покажу.

Игорь резко садит его на место.

Игорь: Сиди, отец, потом покажешь, у меня еще вопросы есть. Внука его знаешь?

Коновалов: Костика? Вежливый, здоровается всегда...

Игорь: И все?

Коновалов: А что еще? Ему под двадцать, мне под  восемьдесят,  здоровается  -  и
ладно.

Игорь: Ладно так ладно. Все. Допрос окончен. Вы свободны, свидетель Коновалов.

Коновалов: Я так и знал, ты из милиции!!!

Игорь: Ну ты, дед, даешь! Сначала вор, а теперь милиция. Кстати, нет у нас теперь милиции, уступила место полиции. Давай остановимся на слесаре. И тебе понятно, и мне спокойно...  А  ты  времени  не  теряй, завтракай - на плите тебя ждёт яичница с колбасой. А потом во двор. Дыши кислородом, думай о возвышенном. Хочешь  -  об
истории.

Направляется к краю сцены. Тормозит на половине пути, возвращается к растерянному старику.

Игорь: Да, про мелочишку забыл. Ноги у тебя болеть не будут.  И сердечко малость успокоется. Так что пользуйся, живи, не жалей себя.  Себя
жалеть - пустое дело. Вот других...

Коновалов: Может быть, ты доктор?!

Игорь: А что? Может, и  доктор. Не горюй, отец, еще увидимся. Я же сказал: с тебя начал, тобой и закончу.

Коновалов: Чего начал-то?

Игорь: Чего начал, того тебе знать не надо. А почему с тебя - объясню. Хороший ты человек, Пал Сергеич.

Затемнение. На авансцене в луче прожектора появляется Автор.

Автор: Оставим на время пенсионера Коновалова, пусть наслаждается неожиданно вернувшимся к нему здоровьем. Кстати, о здоровье... Вам нравится, что  подрастающее  поколение, надежда нации, с юных лет травит себя вредным для здоровья  никотином.  Но как,  посоветуйте,  с  этим  бороться?  Отнимать  сигареты?  Новые  купят, карманные деньги у всех водятся. Пороть? Попробуй справься с такими, уложи их поперек лавки! Читать лекции о вреде курения? Они  такими  лекциями  по горло сыты, ни одну на веру не принимают. Меня отец в своё время поймал за тайным курением и заставил выкурить целую пачку "Примы"... Но  это  -  мера  негуманная,  несовременная,  никак  не
совместимая с нынешним понятием о правильном воспитании..

Затемнение. В другом углу авансцены луч прожектора освещает старшеклассника, курящего, видимо на перемене. К нему из темноты выходит Игорь.

Игорь: Здорово, отец!!!

Школьник лениво оглядывает наглеца, который вторгся на его территорию.

Игорь: Капля никотина убивает лошадь.

Костя: А две капли - инвалидную  коляску. Иди своей дорогой, чувак, пока тебе эта самая коляска не понадобилась.

Игорь: Дорога у нас одна. К светлому будущему. Там и встретимся, если доживёшь... Но  я  не  о  том.  Знаешь  ли  ты  некоего Топорина Константина?

Костя: Зачем он тебе?!

Бросает сигарету в ведро и подходит к Игорю.

Игорь: Его юрист один ищет. Такое дело: умерла его двоюродная бабушка, миллионерша и сирота. Умерла в одночасье на Бермудских островах и  завещала  внучатому  племяннику  хлопоты  бубновые, пиковый интерес.

Костя улыбается, шутка ему понравилась.

Костя: Ну я Топорин. Бабушки ни какой не знаю, но к дороге готов.

Игорь: Не спеши, наследник. У тебя впереди физика и литература. Классное сочинение на тему: "Кому на Руси жить хорошо". Пиши про любого олигарха, ошибки не будет.

Слышно, как в школе дали звонок на урок.

Костя: А ты откуда тему сочинения знаешь?!

Игорь: По пути сюда в управление образования забежал. Иди, Костик, слушайся преподавателей, а в три часа я жду тебя на этом месте. Всё понятно?!

Костя: В три у меня репетиция.

Игорь: Репетиция отменяется, маэстро. У вас в училище исскуств сегодня внеплановый визит известного выпускника Серябряковского. Все занятия отменят, будут со звездой коньяк пить. Так что жду тебя в три.

Костя: А с чего ты взял, что я приду?! И главное, зачем?!

Игорь: Придёшь - ты заинтригован... А зачем, узнаешь потом.

Затемнение.

В центре сцены женщина средних лет. Читает книгу на скамейке. Судя по звукам, это автобусная остановка. Звучит сигнал сотового телефона. Она отвечает на звонок.

Алевтина: Да, Саша, ты уже дома?! Ах, ещё в аэропорту?! Задержали вылет?! Значит только к вечеру будешь?! Ну хорошо, я буду ждать. До встречи...

Убирает телефон в сумочку. Снова увлекается чтением книги. К ней подходит молодой человек с букетом в руке. Это Игорь.

Игорь: Добрый день. Я  имею  честь видеть Алевтину Олеговну Стеценко?

Алевтина: Это я?! Чем простите, обязана?!

Игорь: Ничем! Ничем  вы  мне  не  обязаны, уважаемая Алевтина Олеговна, и это я должен  просить  у  вас  прощения  за столь неожиданное появление. Так что простите великодушно, но посудите сами: что мне было делать?

Стеценко молчит.

Игорь: Если позволите, я присяду рядом с вами?!

Стеценко многозначительно молчит. Игорь садится, аккуратно забирает у неё книгу, а в руку вкладывает букет.

Игорь: Дорогая Алевтина Олеговна, вы меня  совсем не знаете, и вряд ли я имею право  льстить  себя  надеждой,  что  вы  меня когда-нибудь узнаете лучше, но разве в  этом  дело?  Совсем  необязательно съедать пресловутый пуд соли, чтобы  понять  человека,  чтобы  увидеть  за всякими там це два аш пять о аш или натрий хлор то, что скрыто в  глубине,что является затаенной сутью личности, увидеть талант, всегдашней сутью которого была, есть и будет доброта. Да, да, Алевтина Олеговна, не спорьте со мной, но  талант  без  доброты  -  не талант вовсе, а лишь ремесленничество, не одухотворенное болью за деланное и сделанное, ибо только боль, только душевная беззащитность, я бы сказал - обнаженность, движет мастерством, а  вы,  Алевтина  Олеговна  -  опять  не спорьте со мной! - мастер. Если хотите, от бога. Если хотите, от земли.

Алевтина: Но позвольте...

Игорь: Не позволю, не просите. Вы - мастер, и этим  все  сказано.  Я  о  том знаю, мои коллеги знают, коллеги моих коллег знают, а об остальных и  речи нет.

Алевтина: Какой мастер? О чем вы?

Игорь: Настоящий!!! Разве  конкретность  непременна?  Мастер  есть мастер. Это категория физическая, а не социальная. Если хотите, состояние материи.

Алевтина: А материя - это я? Вы, молодой  человек,   простите,   не   знаю   имени, тоже   мастер. Зубы заговаривать...

Игорь: Грубо. Грубо  и  не  женственно.  Не ожидал... Хотя вы же химик,  представительница  точной  науки!  Прекрасно, конкретизируем сказанное!.. Вы могли бы украсить собой любой дом моделей - раз. Вы могли бы стать гордостью общественного питания - два. Вы прекрасно воспитали сына - три. Тем не менее вы  - замечательный школьный преподаватель химии, хотя уже столько
лет не хотите себе в том сознаться.

Алевтина: Я плохой преподаватель. Мне скучно.

Игорь: Виноваты не вы, виновата школьная программа. Вот она-то скучна,  суха и бездуховна. Но саму-то науку химию вы любили! Вы были первой  на  курсе! Вы   окончили   педагогический   с   красным   дипломом!   Вы   преотлично ориентируетесь во всяких там кислотах, солях и щелочах, вы можете  из  них чудеса творить!!!

Игорь встаёт на колено.

Игорь: Сотворите чудо! Только одно! Но такое...

Он жмурится, показывая, что чудо должно быть потрясающим... Алевтина вскакивает со скамейки.

Алевтина: Скорее встаньте!!! Встаньте  и  сядьте...  Что  вы придумали? Что за чудо? Я же не фокусник.

Игорь: Нужен дым. Много дыма...

Алевтина: Какой дым?

Игорь: Обыкновенный.  Типа  тумана.  Смешайте  там  что-нибудь  химическое, взболтайте, нагрейте - вам лучше  знать.  В  цирке  такой  туман  запросто делают.

Алевтина: (сердито) Вот что, молодой человек,обратитесь в цирк. Там вам помогут.

Игорь: Не смогу. Во всем вашем доме нет ни одного циркового. А вы есть. И я пришел к вам, потому что вы -  одна  из  тех  немногих,  на  кого  я  могу рассчитывать сразу, без подготовки. Я ведь  не  случайно  сказал  о  вашей душе...

Алевтина: При чем здесь моя душа?

Игорь берёт Алевтину одной рукой за руку, другой за талию. И начинает кружить её в медленном танце.

Игорь: (нежно и монотонно, глядя Алевтине в глаза) При том... Рано утром вы придёте в школу. Вы откроете свой кабинет, возьмете все необходимое, вы начнете свой главный  опыт,  самый  главный  в  жизни. Пусть ваш туман выплывет в окна и двери, пусть он заполнит двор, пусть  он вползет в подъезды,  заберется  во  все  квартиры,  повиснет  над  спящими людьми. Вы сделаете. Вы сможете...

Во время этого танца начинает звучать, сначала тихо, потом громче, музыка. Она обрывается.

Игорь:  Все,  Алевтина Олеговна, сеанс окончен. Жду вас у подъезда  ровно в пять утра.

Алевтина: Но зачем?!

Игорь: Потом поймёте.

Удаляется от неё.

Игорь: И мужу не слова!!!

Музыка продолжается с того места, где оборвалась.

Затемнение.

В углу авансцены луч прожектора освещает профессора Топорина, который торопится после лекции домой. Его преследует молодой человек.

Игорь: У меня вопрос, профессор. Уделите минутку?!

Топорин: А  вы,  собственно, откуда, юноша? Что-то я вас не припомню...

Игорь:  А я, собственно, с параллельного курса. Меня  привлекла  к вам гремящая слава о ваших лекциях.

Топорин: Ну, н-ну,полегче. Мы с вами не на светском рауте, поберегите комплименты для женского пола...

Игорь: Всего один вопрос.

Топорин: Валяйте, юноша.

Игорь: Имеем ли мы право термин "Смутное время" толковать в ином смысле?  То есть не от слова "смута" - в применении к борьбе за престол,  и  только  к ней, а как нечто неясное, непонятное, до сих пор толком не объяснимое?

Топорин: (прохаживаясь по авансцене, словно на лекции перед рядами парт и студентами) Термин "смута" незыблем,  как  своего  рода  опознавательный  знак  его величества Истории. Но  вот  понятие... Обложившись  словами-знаками,  мы зачастую забываем исконные значения этих слов.  Да,  смутный  -  мятежный, каковым, собственно, и был доромановский период  на  Руси.  Но  вы  правы, юноша:  смутный  -  значит  зыбкий,  нерезкий,   неясный.   Если   хотите, непонятный... Но тогда взглянем  пошире:  а  что  в  истории  человечества предельно ясно? Факты, голые факты. Был царь. Был  раб.  Был  друг  и  был враг. Была война, которая продолжалась с такого-то  года  по  такой-то.  И прочее - в том же духе. А каков был этот царь? А что думал раб? И  был  ли друг другом, а враг врагом?.. Это уже  область  домыслов,  а  она,  юноша, всегда смутна. Человеческие  отношения  и  сегодня  для  нас  самих  полны смутности.

Игорь медленно пятится назад и скрывается в сумраке, скрывающем глубину сцены.

Топорин: В любой современной семье есть смута... Но все это софизм  и  демагогия. История  -  наука точная и по возможности опирается на голые факты. Мы - историки...

Топорин оборачивается к Игорю, не обнаружив его за своей спиной, удивлённо оглядывается.

Топорин: Чудеса... Пропал куда-то...

Топорин, оглядываясь, уходит за кулисы.

Затемнение.

В центре сцены в пижаме стоит Семён Пахомов. Держит в руке стакан с чаем.

Семён: Эх, мужики в понедельник премию квартальную получат, в "Закрома" пойдут. А я тут, дома, с температурой лежу. Врачиха строгая, сказала Ирке, из дома меня не выпускать. И вообще, постельный режим.

Рядом с ним появляется Игорь.

Игорь: А может оно и к лучшему?! Премию потратишь на подарок жене, и с похмелья во вторник болеть не будешь?!

Семён от неожиданности роняет стакан, но Игорь ловко его ловит. Пробует чай.

Игорь: Кстати, напиток уже холодный. Кто с больным горлом такой чай пьёт?!

Семён: (грубо) Ты кто?!

Игорь: Дед Пихто... Уж точно, не твой собутыльник...

Семён: А ты как в квартиру попал?! Ирка дверь закрыла и ключи забрала.

Игорь: Считай, что она мне ключи и дала.

Семён: А зачем?!

Игорь: Разговор у меня к тебе есть. Деловой...

Семён: А я болею...

Игорь: 36,6 - нормальная температура человеческого тела.

Семён: Какие 36,6?! Я час назад проверял - 37,8!!!

Игорь: Вынимай градусник, проверяй - если не веришь.

Семён: Чего вынимать-то?! Градусник в ящике лежит...

Неожиданно обнаруживает у себя подмышкой какой-то предмет. Достаёт оттуда градусник.

Семён: Что за чёрт?! 36,6...

Игорь: Я же говорил.

Семён: Пипец котёнку Машке... Я понял, ты экстрасенс!!!

Игорь: С утра был слесарем, потом следователем, после обеда студентом. Какая тебе разница, кто я?! Главное, что ты здоров, и у меня к тебе дело.

Семён: Пить не буду, я жене обещал.

Игорь: Обещал?! А сам в "Закрома" с мужиками собрался?!

Семён: Что, и помечтать нельзя?!

Игорь: Употреблять спиртное в общественном месте, без закуски и в антисанитарных условиях?! Ну и мечта...

Семён: (сердито) А ты мне в душу не лезь!!! Тебя Ирка зачем прислала, меня от пристрастия к алкоголю лечить?! Да разве я этим болею?! Что она понимает?! Я ведь могу и не пить!!! Скучно мне...

Игорь: Соседке твоей, Алевтине Олеговне, тоже скучно... Но она же не пьёт?!

Семён: Не пьёт. Это факт. Тогда по какому делу ты пришёл?!

Игорь: (показывая рукой в зал) Двор видишь?!

Семён: Вижу. Не слепой. Я этот двор с закрытыми глазами пройду, не споткнусь. Я ведь здесь с самого рождения живу.

Игорь: Молодец. Только вот нужно, чтобы сегодня люди споткнулись...

Семён: Ты чего задумал?! Я ведь честный человек...

Игорь: Нужно сегодня ночью построить кирпичную стену высотой два метра от первого подъезда и до последнего.

Семён: Через весь двор?! Слушай, друг, а ты сам себя лечить не пробовал?!

Игорь: Я не шучу.

Семён: Я тоже. Ты меня вылечил - спасибо. Могу заплатить, могу какую-нибудь халтурку сварганить. Но дурака из меня не делай!!!

Игорь: Ты не дурак. А вот в доме дураков полно. И хочется, чтобы они поняли свою дурость.

Семён: И для этого я должен построить стену?!

Игорь: Ну да. Ты единственный специалист в этом доме. Потому я к тебе и пришёл.

Семён: А сроки?!

Игорь: Ночь. К утру всё должно быть готово.

Семён: Даже если я в один кирпич класть буду, за ночь не успею.

Игорь: А нужно в два, а лучше в три кирпича. Но ты не волнуйся, у тебя будут помощники, много помощников...

Семён: А кирпича где столько взять?!

Игорь: О кирпиче не волнуйся. Всё будет.

Подходит к Семёну, кладёт ему на плечи руки и говорит, глядя в глаза голосом гипнотезёра.

Игорь: Сегодня в полночь ты выйдешь во двор и начнешь класть стену. Ты будешь ее класть и не думать о времени, ты будешь ее класть там, где она давно стоит, только ты ее не видишь, и никто не видит, а ты ее построишь, и это будет всем стенам стена. Все!!!

Уходит со сцены. Семён приходит в себя.

Семён: А люди? А полиция? Заберут ведь...

Играет музыкальная тема пьесы, по замыслу режиссёра это может быть та же музыка, под которую Игорь танцевал с Алевтиной Олеговной.

Затемнение.

                Конец первого действия


                Уже не пролог

На авансцене в луче прожектора появляется Автор.

Автор: Когда во дворе появились грузовики-самосвалы, аккуратно вываливающие кирпичи на зелёную травку газона, по дому прокатилась волна слухов. Одни жильцы утверждали, что власти продали землю бизнесменам и скоро у них во дворе появится торговый центр. В связи с чем у продуктового магазина даже образовался стихийный митинг, который рассосался сразу же после того, как его организатор, бывший комсомольский секретарь Петренко ушёл в детский сад за внуком. Другие жильцы говорили, что администрация города вспомнила про то, что в их дворе уже двадцать лет не было ремонта, и этот кирпич предназначен для реконструкции. Старика Коновалова, который встречал грузовики и подписывал путёвки водителям, жильцы тоже заметили. На вопросы любопытных он не отвечал. Ну и ладно, примазался пенсионер от скуки к стройке - пусть старается. У более молодых жильцов дома дел хватает - некогда гадать на тему, что за неожиданная активность во дворе.

Затемнение.

               
                Действие второе

                "Стена"

На сцене появляется Семён Пахомов. Следом за ним в слезах его жена Ирина.

Ирина: Сенечка... Любимый...

Семён: Ты чего?!

Ирина: Сенечка, родной ты мой...

Семён: Кончай причитать! Живой я, живой.

Ирина: Ага, живой... Ты меня во сне звал, так кричал страшно... Я тебя будила, трясла-трясла, а ты спишь...

Семён: Вот и проснулся. Всё. Здоров!!!

Ирина: У тебя же температура?! Иди обратно в постель.

Семён: Да нет у меня температуры. Здоров я...

Ирина: Так не бывает... (меняя ласковый голос на строгий) Куда вскочил?! К собутыльникам собрался?!

Семён: Нет. Я больше не пью. Дело у меня есть сегодня ночью. Ты мне лучше поужинать приготовь, силы мне понадобятся... Кстати, где моя спецовка?! Ты её выстирала?!

Идёт за кулисы.

Ирина: Семён... У тебя кто-то есть?!

Семён: Ну ты, Ирка, дура деревенская... Я же тебе сказал, шабашка у меня ночью. А с алкоголем я завязал.

Ирина: Ты уже тысячу раз завязывал...

Семён: Вот увидишь.

Уходит за кулисы. Ирина следом за ним.

Ирина: Так может ты ещё поспишь, раз ночью работать?! А ужин я тебе в постель подам...

Затемнение.

Прожектор освещает угол авансцены. Там Игорь и Костя Топорин ведут беседу.

Игорь: Жарко что-то сегодня. Ещё весна, а парит так, как перед летней грозой.

Костя: Может быть гроза сегодня ночью будет.

Игорь: Гроза - это шум. А мне нужна тишина.

Костя: Ночью и так тихо.

Игорь: Этой ночью будут звуки, необычные...

Костя: Это какие же?!

Игорь: Плач. Стон. Крики о помощи. Возможно, проклятия...

Костя: Ты что, садист?!

Игорь: Я не садист. Я профессионал. И сегодня ночью ты поможешь мне исполнить мои профессиональные обязанности.

Костя: И в чём же ты профессионал?!

Игорь: Много будешь знать - скоро состаришься. Твоя задача - на рассвете сыграть колыбельную...

Костя: Какую колыбельную?!

Игорь: Обыкновенную. Колыбельную на воскресенье...

Костя: Но я не знаю такой.

Игорь: Когда возьмёшь инструмент в руки - поймёшь, что играть. А сейчас иди домой, ужинай с дедом и в койку. Будильник не ставь - сам проснёшься...

Костя: Уснуть бы... Такие приключения намечаются...

Затемнение.

Заходит Стеценко Александр Васильевич, в костюме и с портфелем в руке. Ему на встречу выходит Алевтина, в домашнем халате и с принадлежностями для вязания.

Александр: Всё вяжешь?! Из офиса не звонили?!

Алевтина: Нет, не звонили.

Александр: Не смог дозвониться до секретаря, оставил сообщение на автоответчике, чтобы перезвонила на домашний.

Алевтина: Никто не звонил. Как долетел?!

Александр снимает пиджак и вешает его на стул. Ослабляет галстук.

Александр: Нормально долетел. Жарко сегодня... Ты быть хоть телевизор включила или радио.

Алевтина: Зачем?! Там сейчас ничего интересного, к тому же я устала...

Александр: Тишина меня душит. И с чего бы ты устала, у тебя же сегодня не было занятий?!

Алевтина: А проверка контрольных работ?! Конец учебного года, скоро экзамены.

Александр: Всё равно. Дома сидеть, не бизнесом заниматься. Одни перелёты за эти два дня меня так утомили... А ещё переговоры.

Он уходит за кулисы.

Алевтина: Вот и вздремни, раз устал. Я так поспала сегодня немного...

Слышны звуки, характерные для вечерних телепередач.

Алевтина: А я сон сегодня видела!!!

Александр игнорирует её обращение, но она продолжает.

Алевтина: Видела я наших соседей. Мы сидели на стульях, рядами... В каком-то зале... И смотрели по сторонам удивлённо. Так, как будто в первый раз друг друга увидели. Я искала глазами тебя... И не находила. Выкрикивала твоё имя, но ты не откликался. Может быть тебя там и не было?!

Уходит за сцену. Звуки телепередач прекращаются. Звучит музыкальная тема пьесы. Алевтина возвращается на сцену.

Алевтина: Спит любимый муж. Устал...

Затемнение.

В центре сцены бродит с книгой профессор Топорин. К нему подходит внук Костя.

Костя: Дед. А твои студенты интересуются, как ты к ним относишься?!

Топорин: В смысле?

Костя: Что ты думаешь о моем поколении?!

Топорин: Я на институтском диспуте?!

Костя: Ты дома, дед!!! И я твой внук. Поэтому говори то, что хочешь сказать...

Топорин: Ты считаешь, что в другой ситуации я сказал бы не то, что думаю?

Костя: Дед, ты всегда говоришь то, что хочешь. Но в разных ситуациях желания у тебя разные. Ваше поколение отлично умеет управлять своими желаниями.

Топорин: Это плохо?!

Костя: Это удобно. Безопасно.

Топорин: Да, это позволяет иногда избежать катастрофы...

Костя: Случается, житейские катастрофы приводят к  душевному  равновесию,  к обретению себя как личности.

Топорин: Софизм, внук. Оправдание  для  труса,  которого  подобная  катастрофа приводит, например, в монастырь.

Костя: Демагогия, дед. Я имел в виду  героя,  которого  подобная  катастрофа приводит, например, на костер.

Топорин: Ты научился хорошо спорить.

Костя: Ты отличный учитель, дед. Но ты так и не ответил мне...

Топорин: Извини, но я не желаю продолжать разговор в подобном стиле.

Костя: И всё же, ты прекрасно знаешь, что твой внук тайно курит... Для тебя не секрет, что в музыкальном училище я продолжаю заниматься только из уважения к маме, которая была великой пианисткой. И я не собираюсь по твоему совету поступать на исторический, я буду строителем или металлургом...

Топорин: Строителем?! Ваше   поколение   инфантильно   и избаловано. Вы еще не научились строить, но  уже  вовсю  рветесь  крушить. Причем крушить то, что построено не вами...

Костя: Прости, дед, перебью... Но ведь строили - для нас?

Топорин: И для вас тоже.

Костя: А если нам не нравится то, что вы построили для нас? А если мы хотим строить сами?

Топорин: Так стройте же, черт побери! Стройте, а не ломайте!!!

Костя: Как мы можем что-то построить, если вы нам не даёте?! Вы же точно знаете, что нам любить, чем  заниматься, во что верить. Чуть что не по-вашему, вы сразу - цап за  руку:  не  так, детки, строите! Вот мы в ваши годы... Постой, дай договорить... Да, вы в наши годы сами решали, как вам жить. А теперь у вас другие задачи: вы решаете, как жить нам. По-твоему, справедливо?!

Топорин: Но ведь так было всегда. Неразрешимая проблема отцов и детей...

Костя: Может быть однажды какое-нибудь поколение поймёт, что нужно дать своим детям шанс?!

Топорин: И что же вы хотите разрушить? Все, что мы построили?

Костя: Мы не варвары, дед. И не идиоты. И уж во всяком случае не те беззаботные пташки, за которых вы нас держите. Если мы и хотим что-то разрушить, то всего лишь стены.

Топорин: Какие стены?!

Костя: Да мало ли их понастроено?! Стены равнодушия, недоверия друг к другу, стены вранья, фальши, лицемерия. Посмотри на наших соседей... Александр Васильевич давно разлюбил свою жену, он лжёт ей, что сутками занят важной работой, а сам просто уезжает на дачу и пьёт там. Он не может решиться и сказать жене, что несчастлив с ней. А она думает, что он изменяет ей, не доверяет ему. Извела персонал его фирмы своими звонками. А они там предупреждены - отвечают ей, что Стеценко в командировке. Все лгут!!! Все лицемерят!!!

Топорин: Откуда ты это знаешь?!

Костя: Потому что я вижу, что происходит вокруг!!! Я не живу в маленьком, созданном только для меня, мирке... А супруги Пахомовы?! Семён в молодости мечтал стать архитектором, а судьба распорядилась так, что уже с подростковых лет он вынужден был помогать матери зарабатывать на жизнь. Вот и стал каменщиком. А ведь мог сейчас дарить миру шедевры зодчества. Вместо этого строит типовые жилые дома и от скуки спивается. Кстати, я понять не могу, что за напасть у мужчин - свою грусть топить в алкоголе?! Ведь и ты, дед, иногда закрываешься в кабинете и пьёшь коньяк?!

Топорин: Неужели и между нами есть стена?!

Костя: А ты как думал?! Между нами такая стена непонимания, что за раз и не разрушишь...

Затемнение.

На сцене появляется Семён Пахомов и Игорь. Оба в рабочих комбинезонах. В руке у Семёна мастерок. В руках у Игоря кирпичи.

Семён: Ну и тьма египетская. И как в этой темноте ровную стенку класть?!

Игорь: А ты клади кирпичики, не переживай. Они сами, как надо, построятся.

Семён: Что за бред?!

Игорь: Кому бред, а кому - нет. Клади, Семён, не теряй времени...

Подаёт ему кирпич.

Семён: Ты обещал, что помощников много будет.

Игорь: Будут тебе помощники.

Семён: Так ведь спят все.

На сцене появляется Ирина.

Ирина: Что ты делаешь, Сеня?!

Игорь: А вот и первая помощница.

Семён: Строю, Ира!!!

Ирина: Что строишь?

Семён: Стену.

Ирина: А зачем?!

Тем временем из-за кулисы выдвигается сегмент высокой кирпичной стены.

Семён: А чтобы люди лучше жить стали!!!

Ирина: Кто тебе об этом сказал?!

Семён: Да я сам это только что понял!!! Представляешь - стена между людьми уже давно построена, только они её не видят. А я им помогу её увидеть. И ты помогай - раз пришла!!!

Ирина: А ты давно её строить начал?!

Семён: Да только что!!!

Ирина: Как только что?!

Показывает Семёну на сегмент стены.

Семён: Эй, парень!!!

Игорь выходит из-за стены.

Игорь: Испугался?!

Семён: Откуда она?!

Игорь: Ты же сам только что сказал... Была стена - ты лишь помог ей проявиться.

Подаёт Ирине кирпич.

Игорь: И между вами она тоже есть. Но сегодня, я так думаю, вы её разрушите.

Ирина: А другие?!

Игорь: А что другие?! Проснутся - увидят стенку. Будут реветь от страха - как же дальше жить?! Поймут - что к чему - разрушат стенку. Не поймут - и дальше  будут жить, как за стеной. Толстой, в три кирпича.

Семён: Но так ведь жить нельзя?!

Игорь: Нельзя. Для того сегодня её и строим.

Показывает рукой в сторону. Оттуда выдвигается второй сегмент стены.

Игорь: Чтобы совместными усилиями разрушить.

Появляется Алевтина Олеговна.

Алевтина: Сколько людей на улице в такое раннее время...

Игорь: Так стену строим.

Алевтина: И в подъезде стена - тоже ваша работа?!

Игорь: А что - уже и туда проросла?! Тяжело спускаться?!

Алевтина: Немного...

Игорь: Вот через час она до квартир доберётся - тогда и не войти, и не выйти.

Алевтина: А зачем?

Игорь: Для удобства общения...

Ирина: Алевтина Олеговна, доброй ночи... Или уже утро?!

Алевтина: Здравствуй, Ирочка. Как поживаешь?!

Ирина: Да нормально. Работаю на стройке...

Алевтина: А ведь в школе отличницей была. Почему в институт не поступила?!

Ирина: Так я ведь замуж вышла, а на стройку пошла работать - поближе к мужу.

Игорь: Алевтина Олеговна, извините, но вам пора в школу. Нам вашего тумана ох как не хватает...

На сцене появляется Коновалов. Он вместе с Семёном носит кирпичи.

Алевтина: Хорошо, я уже бегу. Будет вам туман.

Уходит со сцены.

Ирина: Вот ведь парадокс, живём в одном подъезде, а со школы лишь иногда при встрече "Здравствуйте" и "До свидания" говорим друг другу.

Игорь: Прогресс очевиден. Ничего, теперь пообщаетесь, я обещаю. Кстати, почему ты к ней на "вы" - вроде бы почти ровесницы?!

Ирина: Нет, я её младше лет на десять. Мы с её сестрой в одном классе учились. А на "вы" - потому что она учительница, образованный человек. А я всего лишь штукатур. Хоть и мечтала в школе в педагогический поступить...

Игорь: В наше время даже пенсионеры в университетах учатся. Воплощать мечту в жизнь никогда не поздно.

Играет музыкальная тема пьесы. Герои передают кирпичи друг другу - от одного сегмента стены до другого и обратно.

Выходит Костя с музыкальным инструментом в руках (скрипка, возможно саксофон).

Игорь: Проснулся, герой нашего времени?!

Костя: Я и не спал. Задержался у девушки своей, выхожу от неё во двор, а там стена растёт. Она везде - не только в нашем дворе.

Игорь: А ты как думал?! Только в вашем доме люди отгородились друг от друга?!

Костя: Я думаю, что много где...

Игорь: Тогда не теряй времени. Играй. Играй так, чтобы души людей, умирающие в крохотных индивидуальных мирках, воскресли... И увидели мир неразделённого человеческого общения, мир безграничных возможностей. Ваш выход, маэстро!!!

Герои замирают с процессе передачи кирпичей. Затемнение на сцене. Луч прожектора освещает только Константина, который играет медленную, нежную мелодию. По сцене начинает стелиться туман. Луч прожектора гаснет, музыка затихает.

На авансцене появляется Автор.

Автор: Алевтина Олеговна выполнила своё обещание. Туман получился самым настоящим. Он стелился по двору, втягивался в открытые двери подъездов, распахнутые форточки. Туман клочками прилипал к оконным стёклам и словно вата, имитирующая снег, свисал с крыши. Алевтина Олеговна вернулась домой. Людей во дворе уже не было, а вот стена была - женщина с трудом пробралась по лестнице к своей квартире, открыла дверь и вдруг почувствовала - неведомая   сила подхватывает ее, поднимает над землей, закручивает, швыряет невесть куда - в туман, в неизвестность, в кромешную темноту.

Затемнение.

В другом углу авансцены Игорь и Коновалов.

Коновалов: Завидую я порой молодёжи. Живёт открыто - без комплексов.

Игорь: Не вся молодёжь так живёт. К сожалению, во многих семьях родители не только сами барьеры строят, но и детей в это дело втягивают.

Коновалов: Многие люди боятся жить открыто - вот и живут в своём маленьком мире, отгородившись от общества. Оно и правильно - в открытую дверь может не только хорошее залететь, но и дрянь какая-нибудь...

Игорь: А голова на что?! А глаза?! Дрянь - она и есть дрянь, её сразу видно. Если дверь открытая, её вовремя вымести можно, не копить...

Коновалов: Хороший совет. Не копить...

Игорь: Ты так и не понял, почему я к тебе первому пришёл?! У тебя ведь, Павел Сергеевич, двери всю жизнь открытые. Ты ведь с молодости стен вокруг себя не возводил. Поэтому я к тебе за помощью и обратился.

Коновалов: Может так оно и есть. Тебе видней, волшебник...

Игорь: С утра я кем только не был...

Коновалов: (всматривается в темноту) Стоит стена...

Слышен крик Андрея Андреевича.

Топорин: Костя, что это?!

Игорь: Ага. Просыпаются. Теперь всё зависит от них самих.

Затемнение.

В центре сцены два сегмента стены сдвинуты так, чтобы разделить её на две части.

С одной стороны профессор Топорин, с другой стороны его внук.

Топорин: Откуда стена?! Я  спрашиваю, черт побери, откуда взялась стена в моей квартире?

Костя: Дед, успокойся.

Топорин: Не указывай мне, мальчишка. Отвечай, откуда здесь стена?! Это твои фокусы?!

Костя: Это - не просто стена. Это - символ. Символ нашей разобщенности, нашего нежелания  понять  друг  друга, нашей проклятой привычки жить только собственными представлениями и неумением принять чужие...

Топорин: То есть после нашего разговора ты решил наглядно продемонстрировать мне барьер непонимания между нами?!

Костя: Дед, я прекрасно понимаю твоё волнение, но соберись... И выслушай меня. Сегодня нам дали понять, что дальше так жить нельзя. Нужно рушить барьеры и жить открыто.

Топорин: Кто же это сделал?!

Костя: Какая разница, кто?! Лишь бы смутные времена прошли и люди стали счастливыми от того, что больше не скрываются в своих тесных камерах, которые сами же себе и построили.

Топорин: Кто-то со мной уже говорил про смутные времена совсем недавно, буквально вчера...

Костя: Это было предупреждение, дед.

Топорин: Я материалист!!! Я верю в то, что между людьми есть стена непонимания, но это же абстрактное понятие.

Костя: (стучит по стене) Да вроде вполне материальное...

Топорин: Но это же нонсенс?!

Костя: Ничего себе нонсенс. Долбанись лбом об стену - поверишь в её материальность.

Топорин: Опять грубишь деду?

Костя: Извини, дед, но ты сам напрашиваешься...

Топорин: Ты ведь вроде мечтал рушить стены?! Так что же ты медлишь, неси кувалду, отбойный молоток... И мне лом принеси.

Костя: Дед. Неужели ты не понимаешь?! Её нельзя сломать кувалдой. Ну выбьешь ты десяток кирпичей из стены - они снова восстановятся. Я видел, как росла она, ломом здесь не обойтись...

Топорин: Они не могут восстановиться. Это фантастика...

Костя: А стена в центре нашего зала - это не фантастика?!

Топорин садится на пол спиной к стене. Его внук делает тоже самое.

Топорин: Что же мы будем теперь делать?

Костя: Жить, дед. Раньше же как-то жили?!

Топорин: Разделённые стеной. Разве это жизнь?

Костя: Кажется, дед, ты начал понимать...

Поворачивается лицом к стене и кладёт ладони на неё. С другой стороны его действия повторяет дед.

Топорин: Я так хочу тебя обнять...

Костя: И я тебя, дедушка...

Звучит музыкальная тема пьесы.

Затемнение.

Стена на прежнем месте. Новые герои по разные стороны стены. Это Алевтина Олеговна и Александр Васильевич.

Александр: Алевтина, откуда это безобразие в нашей квартире?!

Алевтина: Сашенька, ты только не волнуйся. Это сон.

Александр: Какой ещё сон?! Я шишку набил об эту стену. Так что я не сплю.

Алевтина: Не может быть... (Щипает себя за руку) Ай!!! Точно не сон... Так значит он не обманул, значит действительно построили стену.

Александр: Кто не обманул?! Ты про кого, Аля?

Алевтина: Какая тебе разница?! Я ведь не спрашиваю, с кем ты кувыркаешься в своих командировках?!

Александр: Аля, ты что?! Как я могу тебе изменить?!

Алевтина: Молча!!! Ну иногда ты ещё сопишь как паровоз... Но это со мной. С любовницей наверное стонешь от удовольствия?!

Александр: Да с чего ты взяла, что у меня есть любовница?!

Алевтина: Потому что я не дура!!! Неужели я не замечаю, что твои сотрудники мне лгут. Ты им платишь за молчание, а они мне лапшу на уши вешают...

Александр: Да. Я не так часто бываю в командировках...

Алевтина: Ага!!! Сознался!!!

Александр: Иногда я сбегаю от тебя на дачу, чтобы побыть в одиночестве.

Алевтина: На дачу?!

Александр: Да. Иногда ты со своими разговорами про то, кто из учителей какую себе кофточку купил, кто из учеников какое слово на доске написал... Иногда так достаёшь, что на стенку лезть охота. А это твоё вязание?! Милый, примерь, кажется нужно ещё три рядочка добавить... Зачем ты вообще вяжешь мне все эти шапки, шарфы и рукавицы?! Я ведь их всё равно носить не буду?!

Алевтина: Это ты сейчас не носишь. А постареешь, перестанешь в модных магазинах одеваться. Пенсионеры все носят вязанные вещи...

Александр: Так значит?! На пенсию меня уже подгоняешь?! Не рано ли в старики записала?! У нас ведь даже детей нет!!!

Алевтина: Сашечка, но ты ведь знаешь... Я ведь обследование проходила, я ведь тебе предлагала из детдома ребёнка взять...

Александр: Сколько раз я тебе говорил, что хочу своего ребёнка?!

Алевтина: Ты мне это часто твердил. Так значит ты на даче от меня скрываешься?! А почему не сказал мне?!

Александр: Ты бы не поверила в то, что я хочу уединиться. Ты бы поехала следом за мной - проверить, не повёз ли я туда любовницу.

Алевтина: Я в любом случае подумала про любовницу... Я каждую минуту думаю, что ты уйдёшь к другой, которая родит тебе ребёнка.

Александр и Алевтина садятся на пол спиной к стене.

Александр: Я люблю тебя, Аля. Несчастлив с тобой, но уйти не могу.

Алевтина: Если хочешь, иди... Найди своё счастье с другой.

Александр поворачивается к стене.

Александр: Нет, мы поступим по-другому... Менять что-то в своей жизни никогда не поздно. Я продам свою фирму и мы поедем на север, в Ханты-Мансийск. У меня там одногруппник обосновался. Он недавно писал, что компанию открывает - из природного газа будет производить современные материалы. Ему ведь химики первоклассные нужны, такие как ты.

Алевтина: Ты знал, что мне не нравится работа учительницы?!

Александр: Я догадывался.

Алевтина: Хорошо. Давай уедем на север. Но я ведь никогда не смогу родить тебе ребёнка. В моём возрасте если и рожают, то далеко не в первый раз.

Александр: Знаешь, мы недавно были в доме малютки, игрушки дарили воспитанникам. Там такие замечательные малыши. И такие талантливые... Мне один мальчик особенно запомнился. Схватил рукой мой галстук и не отпускает, так на руках у меня и сидит. Концерт, который для нас затеяли, уже закончился, а он всё сидит. И в глазах его читается - возьми меня с собой, папа...

Алевтина: Покажешь его мне?!

Александр: Если его ещё не усыновили, то да... В любом случае, я готов стать приёмным отцом.

Алевтина: Я люблю тебя, Сашенька.

Александр: И я тебя люблю...

Звучит музыкальная тема пьесы.

Затемнение.

На авансцене луч прожектора освещает Автора.

Автор: В то утро сломали свою стену не только Топорины и Стеценко. Преграда сдалась над натиском взаимопонимания у супругов Пахомовых, в семье полковника Иванова, водителя трамвая Малининой и ещё во многих квартирах. Туман стелился из одного двора в другой. И похоже, в других домах в этот день побывал наш герой. Как его звали?! Игорь?! А может быть Василий?! А может быть их было много?! Целый десант волшебников высадился на улицы нашего города?! В местой газете "Все тайны города N" вышла интересная статья, в которой говорилось о том, что в ночь с субботы на воскресенье город подвергся нашествию инопланетян, которые ставили над мирно спящими людьми эксперименты. Говорят, бывший секретарь комсомола Петренко видел на берегу руки корабль этих пришельцев. Так это или не так, мне неизвестно...

Затемнение.

               
                Эпилог

На заранее оставленных свободными местах в зале сидят герои пьесы - все, кроме Автора и Игоря. Свет в зале медленно зажигается.

Семён: Алевтина Олеговна, и вы здесь?!

Стеценко смотрит на него удивлённо.

Семён: Это же я, Семён Пахомов.

Алевтина: Это разве не сон?!

Семён: Если это сон, то коллективный!!!

Алевтина: А Сашу моего не видел?! Сашенька, ты где?!

Александр Стеценко сидит с другом конце зала.

Александр: Аля, я здесь!!!

Топорин: Простите, но что здесь за собрание?!

Семён: Похоже, у нас коллективный сон.

Топорин: Сон - это индивидуальное явление. Доказано наукой.

Костя: Дед, ну не будь ты таким реалистом.

Ирина: Кстати, а кто все эти люди?! Они не с нашего подъезда...

Коновалов: И даже не из нашего дома.

Топорин: Павел Сергеевич, может быть вы объясните нам, что здесь происходит?!

Коновалов: Я думаю, он вам лучше всё объяснит.

Показывает рукой на сцену. Там стоит Игорь.

Игорь: Не волнуйтесь, дорогие мои. Садитесь и слушайте, много времени я у вас не займу... Всё, что с вами сегодня произошло, случилось не сегодня и не вчера. Стену, которую вы видели, строили все вместе. Каждый внёс свою лепту. Вместе и рушить пришлось. Одни уже прорвались и теперь счастливы. Другим ещё предстоит это сделать. Посмотрите по сторонам, оглянитесь. Может быть рядом с вами сидит человек, который вам не безразличен?! Задумайтесь над тем, а есть ли между вами стена?! Она коварна, её так просто не разглядеть... Но я уверен, между кем-то из вас она есть. Взгляните внимательно на своих близких и обязательно найдите способ её разрушить. Уж если что и нужно рушить в нашем обществе, так это именно такие стены...

Герои стоя аплодируют Игорю. К ним присоединяются зрители пьесы. Герои идут на сцену. Игорь идёт за кулисы.

Коновалов: Куда же ты теперь?!

Игорь: В другой город. В другую область. Страна большая. И ещё километры неразрушенных стен...

               
                Занавес.