Жертва мира. Часть 1а

Сергей Владимирович Жуков
                Глава1. Происхождение жертвы
                §1. Происхождение жертвы


   Происхождение жертвы связано не только с появлением религиозных обрядов и мистерий, являющихся внешним отражением Сущего, но, прежде всего с космогонией или теорией сотворения и строения мира.

   Итак, становление Вселенной произошло в итоге грандиозного жертвоприношения, о чём свидетельствуют многие (а, скорее всего, все) мифологические системы.
Вначале рассмотрим выдержки из текста «Ригведы» - самого древнего из литературных памятников индуизма, создание которого исследователи относят к середине 2-го тысячелетия до н.э.
Знаменитый гимн Пуруше, который вполне можно назвать ключевым или основным в этом сборнике, говорит о всеобщей жертве.
                2
Ведь Пуруша - это Вселенная,
Которая была и которая будет.
Он также властвует над бессмертием,
Потому что благодаря пище перерастает
Свое начальное состояние.

                6
Когда боги предприняли жертвоприношение
С Пурушей  в качестве жертвы,
Весна была его жертвенным маслом,
Лето - дровами, осень - жертвой.
                7
Его в качестве жертвы кропили на жертвенной соломе,
Пурушу, рожденного в начале.
Его принесли в жертву боги,
Садхья и риши.
                8
Из этой жертвы, полностью принесённой,
Было собрано расплавленное жертвенное масло.
Из него они сделали  животных, живущих в воздухе,
В лесу и в деревне.
                9
Из этой жертвы, полностью принесённой,
Гимны и напевы родились,
Метры родились из неё,
Ритуальная формула из неё родилась.
                16
Жертвою боги пожертвовали жертве.
Таковы были первые формы жертвоприношения.
Эти же могущества последовали на небо,
Где находятся прежние боги-садхья. 1

  Уже в этом древнейшем гимне, частично здесь приведённом, достоверно показана всеобъемлющая роль, всепроникающая суть и непреходящее значение жертвы и жертвенности.
Наряду с индусскими сказаниями о жертвенном первоустройстве мира говорится в других эпических опусах.
Карло Кереньи, ученик знаменитого Карла Густава Юнга, в одной из своих статей приводит индонезийский миф о Хайнувеле, захороненные части тела, которого превратились в вещи, ранее на земле не существовавшие, прежде всего в клубневые плоды, которыми человечество с тех пор в основном и питается.
Только после убийства Хайнувеле люди смогли умирать и только тогда они также смогли рождаться вновь.2
   
   Таким образом, здесь жертва предстаёт символом возрождения, возможного лишь после гибели, а также способом грядущего человеческого и природного единения.
Ещё одно веское доказательство жертвенной сущности мира содержится в древнегерманской эпопее «Старшая Эдда». В этом грандиозном сказании говорится, что древнейший великан Имир был принесён в жертву богами.
                Имира плоть
                Стала землёй,
                Кровь его - морем,
                Кости - горами,
                Череп стал небом,
                А волосы лесом.
                Из ресниц его Мидгард
                Людям был создан
                Богами благими,
                Из мозга его
                Созданы были
                Тёмные тучи. 3

   Отнюдь не случайным, на мой взгляд, представляется созвучие Имир и мир, то есть по-русски окружающая, а точнее, содержащая нас в себе Вселенная. Вместе с тем у слова «мир» имеется ещё одно значение. Мир как отсутствие войны, всеобщая благость, не допускающая агрессию.
Помимо жертвы, запечатлённой в образе титанического первочеловека, ещё одни образ поражает воображение.
Сам верховный бог германского пантеона Один (Вотан) принёс себя в жертву ради рун или поэтических сказаний.
«…Знаю, висел я
В ветвях на ветру
Девять долгих ночей,
Пронзённый копьём,
Посвящённый Одину,
В жертву себе же,
на дереве том,
Чьи корни сокрыты
В недрах неведомых.
Никто не питал,
Никто не поил меня,
Взирал я на землю,
Поднял я руны,
Стеная, их поднял –
И с древа рухнул.» 
Одно за другим древние предания раскрывают мировые и надмирные тайны. В 17 –ой руне карело-финского эпоса «Калевала» повествуется о Випунене, певце заклятом, вынужденном вошедшим к нему во чрево Вяйнямейненом, передать ему своё умение. Здесь показана поистине магическая власть слова.
«Пел вещей происхожденье,
По порядку все заклятья,
Как по Божьему веленью,
Всемогущему приказу,
Сам собой распался воздух,
Из него вода явилась,
Из воды земля возникла,
Из земли пошли растенья» 
И ещё один подтверждающий факт, изложенный в той же великой книге. Девушка Айно, погибшая во время морского купанья, стала жертвенной основой для жизни на Земле.
«Ведь все рыбы в этом море –
Тело девушки погибшей,
Здесь по берегу кустарник –
Это косточки девицы,
А прибрежные все травы
Из моих волос все будут» 4 

   Здесь показано не нуждающееся в доказательствах духовное значение жертвы. Всё сущее возникает по Божьему повелению из песен, то есть из ярко выраженного и соразмерного словесного звучания.
После схватки вавилонских богов Мардук и Тиамат первый приносит вторую в жертву.
«Рассек её тушу, хитроумное создал.
Разрубил пополам её, словно ракушку.
Взял половину – покрыл ею небо.
Сделал запоры, поставил стражей –
Пусть следят, чтобы не просочились воды.»
В Месопотамии же сохранился полный вариант: Мардук создаёт человека из глины и своей крови:
                «Склею кровь свою, превращу её в кость.
                Подниму человека на ноги, воистину человек будет.
                Воздвигну человека, насельника земли…»

   Кинг, который перевел и издал этот текст, сближает его с халдейским преданием о Творении, сохранённым Беросом, написавшим, как известно, по-гречески очень ценную вавилонскую космологию.
« И Бел, увидев, что земля была пустой, но плодородной, велел одному из богов отрезать ему /Белу/ голову, смешать вытекающую кровь с землёй и создать людей и животных, способных дышать воздухом».
  Творение всегда жертвенно. Жизнь можно «одолжить», лишь пожертвовав собой».5

   Происхождение отнюдь не всегда и везде служит прямым и непосредственным синонимом рождения. Происхождение не есть начало или исход, но и продолжение действия, длящееся неопределённое время.
Имея в виду происхождение, говорят не только о том, что произошло когда-то, но и то, что имеет место в настоящем, а также предстоит в будущем.
Жертвенность как основной фактор и актор бытия, зародилась невероятно давно и никогда не прекратится, ибо Вселенная бессмертна и миры, погибающие и возрождающиеся вновь - свидетельство этого.
В китайской мифологии тоже присутствует сказание о гигантском первочеловеке Пань-гу, принесённом в жертву ради жизни на Земле. Пань-гу - древнекитайский первопредок-исполин Пань-гу, родившийся из космического яйца, считается творцом Неба и Земли. 18 тысяч лет он, подобно эллинскому Атланту, продержал небо на своих плечах, вырастая ежедневно на 1 чжан, то есть около трех метров (подсчитано, что за все время жизни он вырос до размера в 90 тысяч ли, то есть примерно 45 тысяч километров). Но главные космические превращения начались после смерти Пань-гу. В полном соответствии с древнейшими общемировыми представлениями, из частей его тела образовалось все богатство поднебесного и наднебесного мира. Последний вздох Вселенского исполина сделался ветром и облаками, голос—громом, левый глаз— Солнцем, правый— Луною, туловище с руками и ногами— четырьмя сторонами света с пятью знаменитыми горами, кровь — реками, жилы — дорогами, плоть — почвою, волосы на голове и усы — звездами на   небосклоне, кожа и волосы на теле— травами, цветами и деревьями, зубы, кости, костный мозг— металлами, камнями минералами, пот— дождем и росою.
Классической считается одна из версий мифа о смерти Оси риса, когда тело его было разрублено коварным братом Сето на 14 частей. Сестра-супруга Исида собрала и соединила все части изуродованного тела; не найден был только фаллос. «Философией расчлененности» наполнена и египетская «Книга мертвых», где части тела усопшего в загробном мире совмещают с конкретным богом— носителем определенных свойств и фун¬кций. Вот небольшая характерная иллюстрация «распределения тела по богам», взятая из 42-й главы Книги мертвых (в ориги¬нале текст сопровождается виньетками с изображением богов)
«...Лицо мое—это лицо Диска [Ра-Солнце. — В.Д.]. Глаза мои— это глаза Хатор [Небесная Корова]. Уши мои— это уши Ап-уата [бог с головой шакала — коррелят Осириса]. Нос мой это нос Кхенти-кхаса [бог— покровитель и владыка города  Летополиса]. Губы мои— это губы Анпу [Анубис с головой шакала — Владыка загробного царства]. Зубы мои — это эуо Серкет [Богиня-Скорпион]. Шея моя— это шея богини Изиды. Ладони мои— это ладони Ба-неб-Татту [Властитель с головой барана — коррелят Осириса]. Руки мои — это Нейты, госпожи Саиса [богиня охоты и ткачества]. Мой п ночник— это позвоночник Сути [бог-«чужестранец» Сет — Осириса и его убийца]. Фаллос мой— это фаллос Оси_ Почки мои— это почки Повелителей Кхер-аха. Грудь м это грудь Могущественного бога Ужаса. Живот мой и спи это живот и спина Секхет [богиня Сохмет— «Могучая»,покровительница фараонов и медицины— с головой львицы]. Ягодицы мои— это ягодицы Глаза Гора [Хор-Солнце]. Бедра мои— это бедра и ноги Нут [Небо— олицетворение Космоса]. Ступни мои — это ступни Птаха [бог земли и плодородия].
Пальцы мои и кости ног— это пальцы и кости ног Живых богов. Нет ни одной части моего тела, которая не была бы частью тела того или иного бога. Бог Тот [Гермес] защищает мое тело со всех сторон, и я есть Ра [Солнце] день за днем».
Сюжет о расчленении Первобога был распространен чуть ли не у всех древних народов. В устных талмудических сказа¬ниях (неканонических ветхозаветных преданиях евреев) знакомое космическое клише перенесено на первочеловека Адама; сначала он имел вселенские размеры, заполняя собою весь мир, и лишь после грехопадения Бог уменьшил размеры праотца рода людского. Когда Адам лежал, голова его находилась на крайнем востоке, а ноги— на западе; когда же он встал, то все тари посчитали его, вселенского исполина, Творцом, равным Богу. Ангелы констатировали: «В мире двоевластие», и тогда Бог Яхве уменьшил размеры тела Адама.

  Подобные же мотивы обнаруживаются и в мусульманских легендах, изложенных, к примеру, в поэме великого суфийского мыслителя Джалаледдина Руми (1207—1273) «Масневи», написанной на основе ближневосточного фольклора. У Руми Бог творит Адама из праха, а дьявол проникает через раскрытый рот внутрь первочеловека и обнаруживает там «Малый мир», подобный «Большому миру». Голова Адама— небо о семи сферах, тело его— земля, волосы— деревья, кости и жилы — горы и реки. Как в природном мире— четыре времени, так И в Адаме— жар, холод, влага и сушь, заключенные в чер¬ной и желтой желчи, флегме и крови. А связанный со сменой времен года круговорот природы подобен кругообращению пищи в теле Адама и т.д.
Впоследствии популярный сюжет общемирового фольклора (не без влияния, однако, и Голубиной книги) проник в русские «отреченные книги»— апокрифы— и стал известен под Названием «Вопросы, от скольких частей создан был Адам». Здесь первочеловек рисуется по аналогии с Голубиной книгой, но как бы с обратным знаком: тело- от земли, кости— от камней очи— от моря, мысли- от ангельского полета, дыхание - от ветра, разум - от облака небесного (небо - синоним Космоса), кровь – от солнечной росы.6
 
  К сожалению, считается утраченным космогонический миф Авесты, главной священной книги зороастрийцев, послужившей духовной основой одной из величайших культур Востока - культуры древнего Ирана.
Однако известен миф о Митре, убивающем быка, олицетворяющего Вселенную.

1Гимн Пуруше //Ригведа. Избранные гимны.- М.:Наука,1972.-C.259-261

2 Кереньи К. Кора //Юнг К.Г. Душа и миф.-Киев,1997.-C.155

3 Старшая Эдда.- М.:Художественная литература,1975.-С.213-214

4 Калевала.-М.:Художественная литература,1977.-С.206

5 Мирча Элиаде Азиатская алхимия.- М.:Янус-К,1998.-С.111

6 Дёмин В.Н. Тайник русского севера. – М.:Издательский дом Вече,2007.-С.204-205