Лучший подарок

Иван Крайности
Годы шли своим чередом. И этот год, одна тысяча девятьсот восьмидесятый по местному календарю отсчета времени, был похож на все другие года. Ничего не менялось в природе на планете "Земля". Зима, весна, лето и осень. Люди, живущие на планете, считая себя главными движителями и хранителями природы и мира, занимались своими мирскими делами.

Большая страна, занимающая одна шестой части суши земного шара была на подъеме. Работали фабрики и заводы в городах, работали крестьяне в совхозах и колхозах в деревнях и аулах. Люди любили друг друга и наивно полагали, что так будет всегда.

И в этой спокойной обстановке, события, о которых пойдет речь, разворачивались в маленькой деревушке по незапланированному никем сценарию. По крайней мере простые люди ничего не знали, ничего не понимали и, как казалось на первый взгляд, ничего не решали.

ДЕРЕВНЯ

Около магазина стоят люди. Одни уже давно купили себе то, что им надо, другие же пришли к магазину из любопытства, дабы услышать какие нибудь новости.

Разговоры были самыми обычными: о жизни, о детях, о работе.

-Мой Афанасий работает далеко за пределами  нашей деревни - грустно, но гордо заявила Валентина Максимовна, мать Афанасия стоя около магазина в кругу односельчан.

-Он в районе? - спросил кто-то из присутствующих с восхищением в голосе.

-Нет. Он дальше...

-В Столице республики, в самом Кишиневе? - тут же переспросила женщина с удивлением в голосе.

-Еще дальше...

-На самом севере республики? - неугомонно спросил дедуля пытаясь вспомнить название какого то знакомого ему города, может в Черновцах.

-Нет. Он далеко за пределами республики. Он на территории Украины. В далекий Крым! - и Валентина Максимовна разрыдалась горькими слезами.

-За длинным рублем пошел? - ехидно спросил мужчина лет сорока.

-За длинным...как будто ему тут короткие платили...все было у человека...дом, наша семья, его братия и сестры, мы с отцом, его родители...а он ушел и...оставил нас всех одних...- и Валентина Максимовна разрыдалась, как глубоко обиженный ребенок, не обращая внимание на людей и на их реплики.

-Не плачь Валентина! Он же не умер! Вернется! Походит по Крыму и вернется. А может и на сезонной работе пошел, овец пасти, зерно собирать, солома сложить в скирдование! Мой пошел на Севере России...далеко! Так далеко, что и не знаю где он...пишет, что ему там хорошо, только лето короткое и много мошкары да комаров...И что это мошкара может съесть Человека заживо...а дочь уехала тоже на Украину в Крым...может с твоим сыном там встретятся? Он у тебя вроде со своею женой там поехал? А дочь одна с ребенком на руки... - стала ее успокаивать женщина и тут же сама зарыдала, - и что им дома не сидится? Двое служат...один в Подмосковье, другой под Хабаровском...все разбежались по свету и оставили нас с дедом...

Женщина не пряча стыдливо глаза от людей плакала.

-Вас много. Одни уехали, другие остались - вставила бабушка успокаивающим тоном.

-А я своим сказала, что никуда не пущу! Где родился, там и пригодился! - вступила в разговор другая бабушка, - и они у меня все тут, возле меня, кроме тех, что не вернулись с фронта. И живем хорошо. Нам длинные рубли не нужны.

-Вам хорошо...позавидовать можно...- рыдая вставила Валентина.

-Ладно эти в Крым поехали, там хорошо, тепло, море, другие отдают свой воинский долг родине, что вполне справедливо и прилично для настоящих мужчин, это священный долг каждого - начал с видом знающего Человека дедуля, - а ваш сын - то, тот что уехал на севере России, что там потерял на Севере? Он что, подумал мошкаре есть нечего?

И многие, понимая его шутку дружно рассмеялись, кроме двух рыдающих женщин по своим ушедшим в дальние края.

-А на ком он там жениться? На Медведицу? Так Медведь не мужик и он с ним драться за свою бабу не будет. Он его придавит из ревности своими лапами и съест с патриархами! - продолжил веселый дед, искажая немного смысл слов, отчего всем стало еще смешнее.

Женщины перестали плакать.

-Женился уже. Там есть еще такие, как он. Нашел себе какую-то девицу с Украины и на пару мошкарой кормят - ответила вторая женщина вытирая свои глаза от слез, а эти что служат, думаю никогда более не вернуться!

-Ты так не говори! Боже упаси нам опять пройти через войну! - тут же в один голос сказали многие и перекрестились.

-Да я в другом смысле...они пишут, что им там хорошо. Служба нравиться, возможно останутся служить и дальше, то ли в офицеры пойдут, то ли в прапорщики, то ли просто на сверхсрочную службу...и жди их двадцать пять лет, если дождешься, пока они вернутся...

-Нам столько не жить! А служить надо! И коли они такое решение приняли, так пускай служат! Ты же сама говоришь, что им там хорошо! Так, разве вы с мужем не счастливы от того, что вашим детям хорошо? И потом... они напутали немного в своей голове. Они напутали Мать родину и Родину мать!

-Ха-ха-ха! - посмеялись люди, не понимая к чему клонит дед.

- Они любят Родину мать больше, чем Мать родину! А вы с мужем, вместо того, чтобы гордиться такими детьми, плачете! Вы счастливые люди! Ведь это кредо нашей жизни, любить Родину мать больше, чем Мать родину! На том и стоим мы все вместе! Наши предки и мы их дети, с достоинством несем над головой знамя всех побед!

-Да! Вы самые счастливые люди в нашей деревне! У вас много детей и все они, хоть и ушли из дому, нашли свое счастье в этом мире! - громко сказал кто-то из толпы.

-Счастливы то счастливы...но может мы тоже захотели бы всех вместе держать, около себя. Разве в селе работы нет? Только успевай работать! И зарплата приличная и скотина есть. Вот Валентиновый сын например, тоже смог по идее овец  пасти в нашей деревне...а дочь моя лечить людей...так нет же, им надо куда-то уехать, бросить родителей...

Женщины плакали навзрыд. Другие люди охали и ахали не зная как им помочь. И вдруг дед придумал вывести их из этого состояния говоря веселые слова, чтобы всех рассмешить.

-Наплодят тебе Гришка с женой в Сибири внуков, как плодится там удачно мошкара, так и люди наверное, ведь среди мошкары надо бы самому быть резким и успеть отбиваться от ней в процессе любви! Мошкара назойливо лезет везде, я сам в Сибирь был! Мошкара сует свои кусачие зубы везде!

-Так, он не зря об этом пишет...а я ему пишу, чтобы они вернулись побыстрее домой...

-Вот наплодят внучат и вернутся домой! И в нашей деревне будут больше людей - вставил дед.

И люди дружно рассмеялись. Смеялась даже Валентина.

-Уже народили...троих...- вытирая слезы сказала женщина. И пусть! Все они мои внуки и внучки! И никому не отдам!

-А как же украинские сваты?

-Они хорошие люди. Они также ждут внуков к себе. Мы даже поссорились с ними, решая где лучше жить нашим детям. Мы говорили что у нас хорошо, есть овощи и фрукты, есть вино...а они говорят, а у нас есть и овощи и фрукты и сало и перцовка!

-Перцовка ихняя хороша, черт побери! Я сам пробовал в юности! - в ставил в своей манере дед, - напились мы с ребятами и на танцы, а там девчонки такие ихние, красивые...

-Чем тебе наши не красивы? - прервала его бабушка.

-Наши тоже ничего, но ихние, - мечтательно ответил тот на время умолкая.

-Теперь я думаю, овец ли мой пасет в Крым или...- начала Валентина, но дед ее прервал.

-Вот, вот, ваш там, точно овец пасет? - уточняющее спросил дед Валентину, увидев, что она перестала  плакать и понимая, что и вторая женщина окончательно успокоилась.

-Может овец, а может и баранов! Я откуда знаю? - ответила та шутливым тоном и люди все рассмеялось, поддерживая ее шутливый ответ.

-Лишь бы сам не стал на них похожим! - тут же съязвил дед, - рогатым и тупым!

-Рогаты ваши дети, о чем вся деревня знает! - резко ответила Валентина, защищая своего сына.

-Моих детей не тронь! Эту проститутку, что привел старший, мы уже выгнали! Разве ты не знаешь? Она обгоняла автобус и водитель не мог догнать, чтобы посадить на законное место пассажира, - шутливо, но напряженно ответил дед.

И все люди рассмеялись, кивая головой одобрительно, давая тем самым понять, что они мол, об этом слышали или может даже, видели своими глазами.

НА СЕВЕРЕ РОССИИ.

Бригада электромонтеров стояла около трансформаторной подстанции высокого напряжения и отмахивались от мошкары и комаров своими металлическими когтями.

-Давай Григорий сегодня ты залезь на опору! Я вчера был и до сих пор чешутся все части моего тела, как будто вшивый какой-то! Вечером разделся, чтобы принять ванну, но тело болело! весь искусанный! Жена родная не узнала! - сказал один из них отмахиваясь явно сильнее других.

-Я позавчера был! Разве вы не помните? Могу показать свои раны! - ответил Григорий окутываясь в тулупе, - пусть Сашка пойдет! Меня жена тоже любит и желает видеть целым! И детей кормить некому будет, если со мной что-то случится! а их у меня уже трое!

-У тебя пятеро! Забыл тех, других? Которые остались в Молдавии!

-Я помню! И хочу чтобы вы тоже помнили и сберегли меня!

-Как я пойду? Я же ваш бригадир! - прервал их полемику Саша - начальству не подобает работать в присутствии подчиненных!

Саша, бригадир ихней бригады строго посмотрел на своих подчиненных.

- Пойдете вдвоем, один из вас будет восстанавливать линии электропередач, после вчерашнего урагана, а другой будет его оберегать от мошкары! Потом поменяйтесь! Люди сидят без света, олухи!

И электрики молча стали одевать свои металлические когти и собираться для выполнения необходимой работы на высоте.

КРЫМ.

-Афанасий! Овец напоил с утра? - крикнула Таня на своего мужа а сама повернулась на другой бок на своей деревянной кровати в маленьком вагончике.

Сам вагончик стоял на спущенных колесах посреди огромной равнине недалеко от моря. Романтика.

-Это ты спишь до загара! А я уже с ночи с овцами занят. Уже и надоил и напоил и вскоре опять голодным пойду их пасти! А  ты спи! Спи! Так и проспишь свое счастье! - крикнул ей Афанасий и демонстративно натравил собак на стадо, - Хэршть, - крикнул он и овцы понимая его язык с полуслова побежали к необъятным полям в поисках сочной травы.

-Ты не сердись. Я сейчас тебе что нибудь приготовлю и дам тебе в дорогу...

-Готовь и бери все с собой! К моему возвращению тебя тут не должно быть! Хватит! Пожили и ...хватит! Я вот лучше к Ленке пойду. Она тут с ребенком живет, ты ее знаешь..она с моей деревни... работает медсестрой в медпункте...сутками работает!  Без мужа живет и везде успевает! А ты...лежишь, как корова сутками и ...даже не жуешь ничего и молока не даешь!

-Развод и девичья фамилия! Ты меня оскорбляешь? Ты, баран! Пастух несчастный! Ленку ему подавай! Да она...она, кажется не дура, чтобы за тобой в поле пойти и овец пасти! Это я одна такая нашлась! принц...на белом коне!

Афанасий в самом деле в это время сидел уже верхом на белом коне, но вместо сабли в руках держал кнут.

-Хэршть! - крикнул он еще раз на овец и овцы побежали еще быстрей. собаки залаяли и побежали в вдогонку овцам, - чтобы духу твоего больше я не встречал на белом свете!

Животные понимали своего хозяина. и когда он сердился они по своему молча, не блея ощупывали траву на ходу и бежали куда то прочь, чтобы не дай бог не попасться ему под руку. Он мог бы и кнутом огреть жестоко, не по человечески.

-Найди свою Лену и живи с ней! Баран! - крикнула ему вдогонку жена и стала собирать свои вещи.

Из вещей у нее было плате, что сама носила уже несколько лет, резиновые сапоги, порванные старые колготки, мамин чемодан, что получила по наследству от своей бабушки после выхода замуж.

Детей у них с Афанасием не было, так что, собрав вещи она спустилась с вагончика по лесенке из гнилых досок и пошла по полу в сторону ближайшего хутора, где раз в неделю приезжала машина с хлебозавода, привозила хлеб, молока, яйца, рыбные консервы и другие продукты общепита. До хутора было недалеко. Около двенадцати километров и кругом ни души человеческой.

"Чтоб душу мою не увидел!?" - громко спросила она сама себя и тут же ответила, - "Не то что душу, даже тела моего больше не увидишь!"

Афанасий приструнил собак, пробежал круг вокруг отары, давая знать овцам, что его око везде и всегда на страже и поскакал на своей белой лошади в сторону районного центра, до которого было лишь тридцать километром и где работала его землячка, Лена, к которой он давно уже присмотрелся.

"Она не дура!" - думал он на ходу про себя, вспоминая слова жены, - "Она не пойдет! еще как пойдет!"

-Но! - крикнул он соей лошади и ударил ее слегка по спине.

Лошадь тоже за долгие годы знала своего хозяина и поскакала еще быстрей в ту сторону, куда он ее направлял.

Вскоре показался поселок Ленинск. Это небольшой районный центр, но по меркам полуострова он выглядел весьма прилично. Тем более, для таких посетителей, как Афанасий.

Афанасий знал этот поселок как свои пять пальцев. Вот улица Карла Маркса, по которой он сейчас скачет на своей белой и в мыле от скачки лошади, за ней улица Ленина, потом улица Лёни Голикова, затем улица Марата Казея и наконец улица Николая Гоголя, где и проживает его любимая  Лена со своим сыном.

"Посмотрим, пойдет она или нет!?" - переспросил он вслух себя, - "  Думаю, поскачет вместе  со мной на этой лошади и представит себе, что я Иван Красавиц, а она Елена Прекрасная".

Ухмыльнувшись, с такими позитивными мыслями, он и подскакал к ее дому.

Ребенок играл в песочнице, а Лена сидела на качелях с книгой в руках.

-Ан - один, - цвай - два, драй - три...- повторяла она какие то не совсем понятные ему слова.

-Привет дорогая моя! - чем занята?

-Изучаю немецкий язык! - ответила она и отложила книгу.

"Красивая стерва" - подметил про себя Афанасий.

-Замуж за меня пойдешь? - вслух сказал он, не слезая с коня.

-Замуж? - растерялась Лена и выронила книгу с рук.

-Да! Я ... представь себе, как в сказке решил прийти к тебе на белом коне и сделать тебе предложение...беру тебя в жены вместе с твоим ребенком...я его усыновлю, чей бы он не был...хотя я знаю эту историю...

-Я давно разведена. Ребенок рожден по глупости моей, но в браке...я порядочная...

-Знаю! Вот и пришел за тобой!

-А где же жена?

-Она ушла...вернее я ее выгнал за ненадобностью...она, как собака которую надо содержать. Утром и вечером кормить, но взамен ни шерсти, ни мяса, ни молока...даже детей не смогла мне родить, хотя живем с ней...вернее жили вот уже более пяти лет.

-Может ...это...ты сам не можешь детей делать?

-Я? Ты не сомневайся! Я все могу! - крикнул Афанасий и приструнил лошадь.

Лошадь, зная нравы своего хозяина встала на задние ножки и громко заржала.

-Не мучай животное! Ладно..подумаю еще и отвечу.

-Даю тебе пять минут, дорогая! У меня овцы одни в поле, правда собаки за ними следят. Умные собаки, особенно Анзора! Она их в кучу все время собирает, так, что порой мне приходится пройти сквозь отары, чтобы овцы разбежались. Им же пастись надо, а не греться. А Анзора...ей лишь бы все овцы были бы вместе, целыми и невредимыми. Однажды я ее отругала  за то, что она откусила ухо овце, так она запомнила на всю жизнь и теперь только лаит страшно на них и гоняет злобно, но не трогает! Представляешь какая она умная?

"Он в принципе мужик хороший, красивый, статный, с женой не ладит и разведется наверняка. Замуж предлагают не так уж и часто в жизни. Может стоит попробовать" - подумала про себя Лена а сама вслух сказала -  я согласна, только... когда приедешь за мной со сватами!

-Зачем нам сваты? Зачем оставить на завтра то, что можно сделать сегодня? Садитесь на лошадь!

-А как же приличия? Что скажут люди?

-Наплевать! Хоть сейчас слезь на лошадь, бери ребенка и поехали ко мне!

-А вещи?

-Какие вещи? Дом государственный! Одежды, как я смотрю, нет, коляски для ребенка тоже, обувь...обувь я найду! У меня все есть! Ты все увидишь сама!

-Я боюсь на лошади!

-Я с тобой, Елена Прекрасная! Ты моя принцесса!

 -Стало быть, ты принц?

-Да! Я твой принц на белом коне!

-А как же моя работа в медпункте?

-Обойдешься без работы! Вернее, я тебе работу найду, кроме той, что делают женщины по дому!

-А садик? Ребенок у меня ходит в садике!

-Ему в поле садик не нужен. Он будет следить за барашками и ему это, поверь, понравится! Да давай уже, садись, а то лошади не иметься...видишь, даже готова присесть, чтобы вам было удобней садится! Она у меня умница!

Лена взяла ребенка на руки и пошла к лошади.

-Страшно!

-Не бойся! Переверни это старое ведро дном кверху и... я тебе помогу...дай ребенка сюда!

Лена послушно отдала ребенка. Но, ребенок тут же заплакал.

-Он тоже боится!

-Он боится, потому что тебя с ним нет! Давай уже...о-о-оп! Вот и все! Семья в сбое! Поехали!

-Ой! Тише! Я боюсь!

-Не бойся! Держись за гриву!

И они поскакали втроем к отаре.
 
СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

-Смирно! - скомандовал молодой лейтенант и солдаты стали на свои места в строй с приподнятыми подбородками и смотрели вперед на своего командира, провожая его лишь взглядами. 

Со стороны казалась, что это одна сплошная Китайская неразрушимая стена.

-Сегодня праздник. И в честь праздника у нас спланированы спортивные мероприятия, концертная программа и час солдатского письма! Всем перед ужином показать мне свои напечатанные в конверте письма на родину! Помните, вас дома ждут! По вам скучают ваши близкие и родные! Вы им нужны! Они счастливы, получая ваши письма! Тем, кто сегодня проявит себя наилучшим образом, я обещаю походатайствовать перед вышестоящим командованием о предоставлении краткосрочного отпуска с выездом на родину. Многие из вас получат увольнительные записки на четыре часа с выходом в город! - отчетливо говорил офицер.

Солдаты слушали не дыша, впитывая каждое слово офицера.

Перед ужином командир роты сидел в канцелярии роты и вызывал к себе по одному солдату для индивидуальной беседы. Главное в этой беседе было рассказать кому написал письмо, что по смыслу в письме написано и на скольки листах.

-Рядовой Мелентев к командиру роты! - крикнул дневальный по роте и тот взяв с собой свои письма пошел в канцелярии роты.

-Товарищ капитан! Рядовой Мелентев по вашему приказанию прибыл! - отчеканил он у самого входа.

-Зайдите товарищ Мелентев. Присядьте. У нас с вами доверительная беседа по знакомой нам теме. Вопрос стоит о вашей исполнительности. Сегодня я ставил задачу в час солдатского письма написать письмо родным людям. Вы написали?

-Так точно, товарищ капитан!

-Где ваше письмо? И что за сумку футболиста вы ко мне в канцелярии принесли? Я же говорил зайти с письмом, а не с спортивной формой!

-Это не спортивная форма, товарищ капитан. Это...в этой сумки письма, написанные мною родным и близким...как вы приказали.

-Письма? Какие письма? Ах, да письма родным и близким! А почему в такой огромной сумке? Вы что...письма у всей роты собрали? Вы же у нас не почтальон! И с письмами я приглашаю к себе каждого солдата, для того, чтобы убедиться в исполнительности и порядочности каждого! Чтобы увидеть и понять душу человека, который мне подчинен! Я должен знать каждого солдата и заботиться о нуждах каждого! Вы товарищ солдат не понимайте может быть, как важно общение солдата, прежде всего, как  Человека, с его родными и близкими. Солдаты, то есть вы, скучают по своим близким людям и пишут им письма! Для этого и есть час солдатского письма в армии!

-Это мои письма, товарищ капитан...я у роты письма не собирал...я сам их написал...

-Сам? Столько писем? Кому? Почему так много? Когда вы успели? Неделю что-ли писали?!

-Никак нет...в час солдатского письма...

-В час солдатского письма? Да...если вы хотите знать товарищ Мелентев, в час солдатского письма солдаты не всегда успевают написать одно письмо, ну ... бывают солдаты, которые пишут по два три письма! А не спортивную сумку!

-Я сам их написал...

-Бес души, небось? У нас нет копировального аппарата, а то я бы подумал, что вы их через ксерокс провели и...как только не жалко конвертов?

-Я люблю своих родных и близких...люблю своих друзей, своих подруг, своих одноклассников и однокурсников, я люблю свою родину...весь наш огромный Советский Союз и хочу...как вы, служить Родине всю свою жизнь!

-Так...это хорошо! Пишите рапорт и поступите в военное училище, обучитесь офицерскому ремеслу, так сказать военному делу настоящим образом и будьте офицером!

-Я писал рапорта, но...у меня не получается...

-Что не получается?

-Меня не приглашают в военное училище для поступления...

-Это почему же так?

-Говорят, в роду есть судимые...

-Чепуха. Каждый отвечает прежде всего, за себя, а не за поступки своих родных и близких! Так по закону...

-А вы мне поможете поступить?

-В смысле?

-Я напишу рапорт, а вы его отправите куда следует по команде...

-Даю слово офицера! А теперь возвращаемся к письмам. Кому вы написали письма?

-Родным, близким, друзьям и подругам, однокурсникам, одноклассникам и...

-Стоп! Предположим, у вас все это, что вполне естественно, есть. То есть, есть у тебя, рядовой Мелентев родные, прежде всего, друзья, подруги, одноклассники и даже однокурсники. Вы ведь окончили профессиональное училище?

-Так точно!

-Предположим, что вы им успели быстро написать письма...но почему их так много?

-Так, посчитайте сами...у меня девять братьев и сестер...

-Девять, - подтвердил офицер и подсчитав девять писем отложил их в сторону.

-Дальше, - продолжил солдат, - у меня двадцать два одноклассников...

-Двадцать два одноклассников, - повторил командир роты и добросовестно отсчитал двадцать два письма.

-Всем тридцати однокурсникам я не успел написать, поэтому написал только самым лучшим друзьям, всего восемь...

-Восемь, - подсчитал командир с недоверием в голосе восемь писем и отложил в сторону к остальным.

-Шесть лучших друзей детства...- продолжил вспоминать рядовой Мелентев, загибая еще один палец на руке.

-Шесть, - отсчитал командир.

-Маме с папой...я им написал все в одном письме...все ровно вместе читать будут и ...у них секретов нет...у нас, в смысле в нашей семьи, у всех нет секретов между собой...

-А почему же братиям и сестрам написал отдельно?

-Так, они, товарищ капитан по всему свету разбрелись в поисках своего счастья...

-А-а-а!

-Дедушке с бабушкой со стороны мамы, - продолжил отсчет солдат загибая еще один палец.

-Есть, - ответил командир откладывая письмо, - они естественно тоже вместе прочтут?

-Так точно!

-Бабушке моего отца...

-Дедушка умер?

-Так точно. Он вернулся с фронта и через месяц умер от полученных ран.

-Он был офицером?

-Никак нет. Он был просто солдатом и дошел пешком до Берлина.

-А-а-а!

-Потом дядям и тетям, всего двенадцать писем, я им написал по семейству, потому что по времени не успевал.

-Кошмар! В смысле, от счастье то какое по всему Советскому Союзу разнесет наша почта. И...простите за вопрос, но я обязан знать...о чем вы им пишите?

-Я пишу о том, как у нас в части хорошо, как вы у нас справедлив и строг, какие дружные ребята служат со мной из Армении, из Грузии, из Казахстана, из России, с Украины, с Белоруссии, с Литвы, с Латвии...

-Хорошо, вы перечисляйте все союзные республики...это впрочем не секрет, а дальше?

-Дальше я говорю им о своих успехах в боевой и политической подготовке...

-В каком смысле?

-В смысле того, что у меня семь благодарностей от вас и от командира взвода за караульную службу, восемь за несение службы в наряде на КПП, девять за несение службы в патруле, одиннадцать за несение службы в столовой...

-И двадцать три за несение службы в наряде по роте, а также за успехи в боевой и политической подготовке...

-Так точно! - удивленно ответил рядовой Мелентев.

-У меня перед глазами ваша служебная карточка и тут все отражено. Все верно вы пишите и ничего лишнего. В смысле секретов не выдаете, тайн из службы не делайте. Что хорошо, то хорошо и об этом надо говорить. А дальше что?

-Дальше я пишу, как вы меня отругали за то, что я нарушил дисциплину во время занятий и подсказал, как в школе "суфлер" рядовому Петрову тему нашего занятия и командир взвода поднял меня и поставил в угол...

-Прямо, как в школе. В этом смысле все нормально. Даже пресловутое "упал, от-жался не звучит".

-Никак нет!

-Не кричи, слышу хорошо. У нас с вами, рядовой Мелентев, беседа. Продолжаем. Что дальше?

-Дальше я описываю местную природу...

-В каждом письме?

-Почти в каждом...по крайней мере в каждом письме по разному...

-То есть, одному пишите что у нас тут лето, а другому, что наступила зима?

-Никак нет! Я же не за весь год отчитываюсь! Просто одному пишу что у нас лето и листья зеленные, большие. Особенно нравятся местные Березы,  ведь у нас в Молдавии берез таких нет, другим пишу о красивых Липах, третьим пишу о необыкновенной сочной траве...

-О сочной траве вам откуда знать? Вы ее едите?

-Никак нет! Просто она так выглядит, жирная, сочная...

-Ладно, дальше.

-Дальше я пишу о том, что я постараюсь оставаться в армии навсегда, потому что мне военная служба нравиться...если бы я знал, что вы дадите слово офицера мне помочь с поступлением в военное училище, я бы и об этом написал, а так, уже на следующей неделе об этом напишу...

-И вы...так постоянно пишите? Обо всем, что происходит с вами и с вашими сослуживцами?

-Никак нет! Я пишу только то, что по моему мнению интересно людям читать, то, что смешно и добро, то, что вызывает слезы и сглаживает обиды...

-Ты, рядовой Мелентев, писатель?

-Никак нет! Я простой человек нашей родины! У нас в селе люди добрые, отзывчивые, порядочные, внимательные...Каждое написанное мною слово ими обсуждается неделями и месяцами возле магазина и колодцев, когда приходят по воду...

-Кем это, ими?

-Людьми?

-Всеми людьми вашего села?

-Так точно! Им же интересно как я служу, сколько я и за что получаю благодарности. И в школе учителя порой читают наши солдатские письма. И учителя бываю плачут прямо во время урока со всеми учениками или же смеются, или гордятся моими поступками.

-Как вашими? Вы что, в деревне один солдат?

-Нет, нас много, но пишут не все, или пишут не интересно и их родители об этих письмах стараются умалчивать, хотя шило в мешке не утаишь. Все ровно все все знают и осуждают. Так зачем им дать повод смеяться надо мною, над нашей семьей, над нашей частью и даже страной?

-Правильно Мелентев! Правильно! Молодец! Ты настоящий солдат! Патриот! Ты настоящий гражданин нашей великой родины! Давай проверим, хотя я верю каждому вашему слову, но все же...как можно писать об этом в течении солдатского часа письма? Не могу понять! Или вы, товарищ солдат, нарушая распорядок дня, писали все эти письма ночами?

-Бывает, товарищ капитан, что иногда...

-Тогда мы открываем сейчас три письма, на выбор. Вот, письмо родителям, письмо другу детства и письмо любимой...пойдет?

-Пойдет.

Капитан открыл письмо родителям и стал читать.

"Здравствуйте мои дорогие и единственные на всем белом свете, мама и папа!"

Капитан приподнял свой взгляд и посмотрел на солдата.

-Читайте дальше, товарищ капитан. Может я чего не учел и вы подскажите? Мы, солдаты, вас так уважаем и знаем все о вас...знаем, что вы проницательный, умный, справедливый, чуткий и заботливый! Кому, как не вам понять чувства солдата, который на два года отрывается от родных почетной военной службой и, находясь далеко от своих родных людей и близких выполняет священный долг гражданина Советского Союза перед свой великой Родиной!?

-Не отвлекайте меня, Мелентев.

И капитан стал читать дальше.

"Я жив и здоров, чего и вам желаю! Служу хорошо! На сегодняшний день у меня семь благодарностей от командира роты! Он у нас строгий, но заботливый и справедливый! От командира взвода тоже имею благодарности и тоже семь за караульную службу, восемь за несение службы в наряде на КПП, девять за несение службы в патруле, одиннадцать за несение службы в столовой и двадцать три за несение службы в наряде по роте, а также за успехи в боевой и политической подготовке. Я служу и понимаю, что все эти благодарности принадлежат вам, мои дорогие! Я их посвящаю вам, моим самым лучшим на свете и любимых мною людей! Сегодня у нас был спортивный праздник в честь выходного и праздничного дня. И я лучше всех (впрочем, не скромничая скажу, как обычно) пробежал сто метров-ку, один километр и три километра, подтянулся на перекладине пятьдесят пять раз (никак не могу улучшить этот свой  рекорд), сделал триста пятнадцать подъемом с переворотом на перекладине и в составе взводя подтянули все другие взвода на перетягивание каната. Таким образом, наш взвод занял первое место и командир взвода выглядел счастливым. Благодарил нас всех, особенно меня. Он тоже во всем участвует, но никак не может догнать меня и немного обижается, но я ему не могу уступать. Ведь мне важно быть первым, а не вторым и писать об этом вам с удовольствием. Я знаю, что мои письма читаете возле магазина среди односельчан. Так, пользуясь случаем, передаю всем привет! Перечислять не буду, чтобы не обидеть кого нибудь. Может, пока я служу еще кто родился или, не дай бог, умер".

Капитан отвел свой взгляд от письма и посмотрел на своего солдата с восхищением и недоумением.

-У нас такая традиция. Узнавать о новостях от своих родных находясь в отрыве, чтобы жить жизнью села.

-Понятно.

И капитан стал читать дальше.

Дорогие мои учителя! Всех всех вас я люблю и счастлив, что вы в меня вложили науки жизни. Спасибо вам за географические знания! Они мне пригодились и еще пригодятся на занятиях по тактике, по специальной подготовке, по технической подготовке, по военной топографии, по огневой подготовке, по инженерной подготовке, по... перечислять все предметы не буду, а то не дай бог выдам какую нибудь военную тайну, случайно. Да уж, не удивляйтесь! Даже на занятиях по политической подготовке мне помогает география! И, также  могу сказать о истории, о математике, о геометрии, о молдавской и русской литературе, об анатомии и астрономии...(прошу у вас прошение, перечислять все предметы не буду, потому что час солдатского письма короток, он короче даже, чем обычный час!).
Час письма, проходит у нас так: сначала нам дают задание на того, чтобы писать обязательно родным. Командиры говорят долго, повторяя слова и цитируя друг друга! Сначала командир роты, потом командиры взводов, потом заместители командиров взводов, потом командиры отделений, тем самым "скрадывая" у нас из этого часа минут десять времени! И наконец, дают команду сбегать за ручками и тетрадями, потом за конвертами, потом, если кто забыл чего, дают команду все отнести обратно на свои места! И так - несколько раз, пока все ребята возьмут письменные принадлежности и ничего при этом не забудут. И когда, наконец, поступает общая команда "к написанию писем, приступить" мы, начинаем скрипеть нашими ручками. И не дай бог, кто скажет, что у него ручка не пишет! Могут конечно дать карандаш, а могут и поднять нас всех и начать все сначала, то есть отнести все письменные предметы обратно на свои места и заново их потом взять. Порой командиры ходят между рядами столов и смотрят о чем мы пишем, но сегодня все устали и я пишу не отрываясь  чтобы успеть. Хочу написать письма всем родным и близким, чтобы не дай бог, обидел кого... но, если вдруг кому письмо не достанется, прошу меня првильно понять, и не осуждать. Обязательно напишу в следующий раз. И, жду от вас всех писем всегда. На прошлой неделе почтальон принес письма. Целый мешок! И мне было приятно, что пол мешка были мои письма. Ох и станцевал я всем за каждое из них! Такие у нас в роте традиции! Ничего. Это даже интересно. Хуже, если письмами бьют по носу! Но, меня не бьют. Меня уважают и ...кажется, даже боятся!

Командир роты посмотрел сурово на солдата.

-Что-то не так, товарищ капитан? Надо внести корректировки, или исправить какие нибудь ошибки? - спросил рядовой Мелентев.
-Вы...вы находитесь на грани распространения военной тайны! Разве можно так...-капитан стал подбирать у себя в голове слова, -  с такой скрупулезностью писать о распорядке дня?

-Простите. Мне показалось, что это односельчанам будет интересно! Ведь...у нас все мужики отслужили в армии и все об этом знают и говорят, но их жены порой им не верят и они вынуждены постулироваться этой информацией! Вы даже не представляйте себе, какие споры и дебаты вызывают такие письма! Их неделями потом обсуждают в школе, в домах, на огородах, в период посадки, прополки или сбора урожая...

-Я сам из деревни, товарищ солдат и знаю все то, о чем вы говорите и пишите. Но...нужно писать короче! Ведь, у вас это письмо из пяти страниц и...ее могут не принять на почте...или принять как бандероль...как посылку!

-Я не знаю что убрать из этого письма, ведь...все что написано, все верно...

-Ладно!

-Вы еще не дочитали, товарищ капитан!

-У меня, Мелентев, в роте сто двадцать человек. И все письма я должен читать. Но, когда?
 
-И те письма, что вы отобрали, лучшему другу и любимой..тоже не будете читать?

-Нет. Я верю, что вы военные тайны не выдаете и что...пишите хорошо и патриотично. Берите все свои письма и вызовите ко мне тех бездельников, которые не написали ни одного письма!

-Так...я не знаю кто это...Мне некогда было за другими следить...

-Я знаю! Вы просто скажите дневальному, чтобы он дал команду "Бездельники, кто не написал родным письма, зайти к командиру роты!" И все.

-И все?

-И все!

-Разрешите идти?

-Да, заберите свою сумку с письмами, отдайте почтальону под роспись все письма и, ждите общего построения, для подведения итогов.

Через час, в течении которого из канцелярии роты раздавались ужасные крики в адрес тех, что не написал ни одного письма родным, было объявлено общее построение роты.

-Рядовой Мелентев!

-Я!

-Выйти из строя на два шага!

-Есть!

-Товарищи офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты! У нас в роте есть много солдат, которые заслуживают почет и уважение, но...среди лучших солдат есть он, рядовой Мелентев! Солдат из многодетной семьи! Он лучший по физической подготовке, лучший по военной топографии, лучший по специальной и тактической подготовке, лучший по несению службы во всех нарядах! Имеет много благодарностей от меня лично, от своего командира взвода и от сержантов! Он сам достоин стать сержантом и...даже офицером! Но, об этом мы поговорим с ним позже, а сейчас...Рота смирно! За отличные показатели в военной службе, объявляю рядовому Мелентеву внеочередной отпуск с выездом на родину, по месту жительства! С командованием части вопрос уже решен, так, что держите отпускной билет, товарищ солдат и...счастливого пути а также скорейшего возвращения в части! Мы вас будем ждать и скучать!

Солдат почувствовал как подкашиваются у него от волнения ноги, но он набрал воздух в груди и громко крикнул: Служу Советскому Союзу!

И в тот же день рядовой Мелентев убыл из части. Но перед этим, составил план своего краткосрочного отпуска, зная хорошо географию своей великой страны: "Сначала надо съездить к сестре, в Крым" - подумал он, - "Сестра вышла недавно замуж уже во второй раз и, как пишет родила дочку, то есть, племянницу! Потом, по тем адресам, которые дали мне солдаты, чтобы я побывал у них в городах и селах и рассказал о том, как служат их дети, брат, дядя, муж и так далее, потом поехать к братьям. Сначала к одному, по маршруту, потом к другому, потом к бабушке и дедушке со стороны мамы и к родным и близким в том районе, потом к бабушке и бабушке со стороны отца, к друзьям, по пути и в селе, к маме и папе! А дальше, если еще будет время, к одноклассникам, однокурсникам, в школе, потом в сельский совет или в район, чтобы стать на учет и снятся с учета и потом обратно в часть.

Сказано, сделано. И солдат пошел в свой армейский отпуск.
   
КРЫМ

По замыслу и подготовленному плану рядовой Мелентев поехал на электричке да города. В городе купил большой букет цветов и поехал тут-же на автобусе до аэропорта. Далее, на самолете, он полетел до Крыма.

Когда самолет сел, он отчетливо понял, что до его сестры еще далеко. Он сел на автобус, проехал до города, далее таксист увез его бесплатно до поворота к нужному ему району, там на тракторе доехал до ближайшего к полям населенного пункта, мотоциклист довез его до поля и далее по полю он сначала проехал с каким то человеком на велосипеде, потом пересел на гужевой повозке и когда оставалось еще около пяти километров, до места назначения, местные люди из небольшого аула показали ему где предположительно расположена нужная ему отара. И он шагал в том направлении гордым армейским шагом держа перед собой свой красивый букет цветов для своей сестры, которая родила недавно девочку, его очередную племянницу.
 
Вдали он увидел небольшую будку (вагончик на колесах), которая напоминала "хлебовозную" машину, но только без кабины. Он посмотрел на часы и с грустью заметил, что стрелки показывают уже шесть часов. А это означала, что первые сутки его отпуска из десяти уже позади. Время вне части летела еще быстрей, чем в части, а ему надо было успеть согласно намеченному плану побывать везде, встретить всех, увидеть лично каждого, поговорить, чтобы лучше все понять что и как происходит.

Приближаясь к будке, рядовой Мелентев осмотрелся, не помял ли костюм, достал щетку для обуви и почистил свои блестящие кирзовые сапоги, вытер пот со лба и с шее, так, как несмотря на вечернее время, лето давала о себе знать и температура была не менее тридцати градусов тепла.

Приведя себя в порядок после долгой поездки, он приподнял еще выше букет цветов, который уже выглядел немного вялым, и перешел на строевой шаг, подымая степную пыль. Для остроты ощущений, он запел армейскую песню.

"У солдата выходной! Пуговицы в ряд! Никуда не торопясь..."

Полусломанная дверь в будке открылась и из будки с маленьким ребенком на руках вышла его любимая сестра.

-Лена! - крикнул он прекратив петь и бросился в ее объятия держа цветы перед собой.

-Вася?! - то ли спросила от удивления, то ли сказала Лена, и ноги ее подкосились.

Рядовой Мелентев схватил сестру вместе с ребенком на руках и не выпуская из рук цветы торжественно поднялся с ними в будку.

-Ты такой сильный?! - удивленно спросила она, - поставь нас на ноги. Я хочу посмотреть на тебя. За цветы большое спасибо...я...хоть и живу в поле цветы никогда ни от кого не получала.

-А где твой...-вопросительно спросил он.

-Принц? - перебила она его, - скоро будет. Вот, уже слышно как овцы блеют и собаки лают. Отара приближается.

В вагончике было тесно и душно. К стенам с одной стороны распологалась двухярусная кровать, с другой стороны узкий и длинный стол. За ваончиком на улице был прибит кривыми гвоздями умывальник, а чуть далее небольшое углубление в песчанном грунте было отгорожено рубероидом, без крыши над головой, и использовывалась в качестве туалета.

Рядовой Мелентев вспомнил полевые выходы, пытась сравнить условия жизни своей сестры с двумя маленькими детьми на руках и не смог. Ведь там, у них был не только хорошо оборудованный умывальник и душевые кабины, столовая, где в летнее время на столах были красиво расположены в горшках живые цветы, а в зимнее муляжи цветов, была кухня, где повара в белых халатах готовили вкусную рисовую кашу, плов, супы и борщи, кампоты, чай, кофе, в отдельной палатке распологалась ленинская комната, оборудованная столами, стульями, свежими изданиями газет и журналов, книгами писателей современников, целая библиотека с томами В.И. Ленина, плакаты с фото и видеогазетами, которые обновлялись ежедневно, телевизир с видеомагнитофоном, диапроектор и фильмоскоп и многое другое оборудование, которое украшала их жизнь в полевых условиях. В спальных расположениях готовились нары, на которых, для удобств настилался природный настил, потом матрацы, простыни, подушки и оделала. Сбоку этих нар были размешены табуретки, на которых они раздеваясь складывали свое имущество.

"Я прав. Мне нужно оставаться в армии. В армии хорошо" - подумал он перед сном отказавшись от стакана предложенному ему свеже надоенного "принцем" молока с грязными руками в грязном граненном стакане.   

Ночь прошла не спокойно. Рядовому Мелентеву было не по себе от того, что после мягкой армейской кровати с чистыми простынями и мягкими ватными матрацом и подушкой, в этот вечер он спал на полу вагончика, под деревянной кровати первого яруса.

Над ним спали сестра с мужем, а еще выше, на втором ярусе, спал его пятилетний племянник Геша, так он его назвал вчера любовно с первой же минуты их встречи в поле.

До позднего вечера сестра с Афанасием говорили о делах, долго обсуждали события прошедшие в последнее время в стране и в их личной жизни, вспоминали родных и близких, спрашивали у рядового Мелентева об успехах о военной службе. И он с гордостью отвечал на их вопросы.

-Правильно думаешь, - поддержал его Афанасий, когда Мелентев заговорил о своем желание поступать в военное училище, - а то пасти овец не так то просто. Это сложная профессия! Живешь в поле, особенно в весенний, летний и зимний сезоны, имеешь личных врагов, это волки, шакалы, башенные лисы, крысы, мыши, кровососные насекомые, мухи и черви, что заводятся в укусах и в ранах, на теле овец. Вставать нужно не как в армии в шесть утра, чтобы бегать на физическую зарядку, а в четыре, чтобы успеть произвести надой овец, подстричь часть из них, покормить собак и выйти с отарой в поле. За день нужно пройти десятки километров по полям. Порой приходится доставать из болота застрявшую там бестолковую овцу или тупорылого барана, приходится отбиваться от кровожадных и голодных волков, которые нападают стаями на отару и даже собаки их порой боятся. Приходятся вступать в бой с огромными змеями и с опасными ядовитыми кобрами.

-В армии, в мирное время легче, но солдаты обязаны готовятся к войне и готовятся. и им тоже не легко, - защитил армейцев рядовой Мелентев, - есть поговорка "тяжело в учении, легче в бою" и этой поговоркой следуют командиры и начальники на занятиях и во время учений, готовя своих солдат к всевозможным предстоявшим военным действиям.

 Рядовой Мелентев сравнил свой ответ с ответом Афанасия и горделиво про себя заметил, что он сказал более интеллектуально об армейской нелегкой жизни и при этом не выдал никакой лишней информации и не раскрыл секреты военной и государственной тайны.

Сестра молчала, а племянник приоткрыв рот прислушивался к их разговору.

-Везде хорошо, где нас нет, - продолжил разговор Афанасий, - вот бы твоей сестре это все лучше знать и тогда у нас меньше проблем стало в семьи. А то ей не нравится быть женой чабана.

-А вы женаты? - почему то спросил Афанасий, - я что-то о свадьбе ничего не слышал.

-Не всем же делать свадьбы, - посмеялся Афанасий, - у нас в поле своя свадьба. Вот завтра с утра пойдем спасать барана. У него завелись черви в самом паху, а твоя брезгливая сестра, к стати врач по специальности, боится выковыривать эти твари из тело барана и он бедный мучается вот уже который день. Он, как человек походит ко мне и блеет, жалуясь на боль, а я ему говорю, что мол, не повезло нам с тобой братец с женами. И он понимает. Он мотает головой, блеет, ложится и показывает мне свое причинное место, где уже выросла огромная опухоль, раскрылась кровоточащая рана и в этой ране черви длиной в двадцать сантиметров роют себе ходы и сообщения. Хорошо что ты приехал, поможешь с утра разобрать эту рану.

Рядовой Мелентев долго представлял себе ситуацию, в том виде в котором ему рассказывал Афанасий, но несмотря на то, что ничего не ел с самого утра и есть отказался из пахнущих дурно тарелок и пить грязное молоко из грязных кружек, он вышел, как бы подышать свежим воздухом и долго рвал кислоту из своего пустого желудка.

И когда наконец легли спать, он даже обрадовался. Вот с утра встану, помогу извлечь эти противные черви из раны барана, потом возьму племянника и пойду к морю. Говорят до моря тут недалеко. Вчера он взобрался на крыше вагончика и увидел ее огромные просторы, и как показалось, даже услышал как плещутся волны.

Ночью ему снились странные сны. Во сне рядовой Мелентев, после крушения корабля, зацепился за доску, как Симбад мореплаватель и волны ее вывели на необитаемом острове. Из всей команды он остался в живых один. Когда на доске волны подбросили его к берегу острова было уже глубокая ночь. Кругом была кромешная тьма. Он был сильно усталым голодным, хотел страшно пить. Зацепившись за берег он стал двигается медленно по пластунски вглубь острова, как их учили на военной службе, в ходе разведывательной подготовке, но не потому, что на острове было много невидимых врагов и он прятался таким образом от них, а потому что ноги его больше не держали от усталости.

Рядовой Мелентев долго полз в сторону каких то животных, блеющих то тут то там, так как решил поймать какую нибудь из них, чтобы утолить свою жажду ее кровью жажду, а голод свежим мясом, но животные, чувствуя его в этой тьме, все время ловко уходили от преследования.

Неожиданный лай собаки приводят его в некое смятение, в тот же миг слышен скрип и скрежет старых гнилых досок и в тот же миг кто-то наступает рядовому Мелентеву на руку. От боли он просыпается и вспоминает, что находится в гости у свой сестры с мужем, а на руку ему наступил сам Афанасий, который услышав лай собак встал и пошел посмотреть причины их беспокойства.

Рядовой Леонтев машинально посмотрел на часы. Было четыре утра. С той поры, как они легли спать прошло лишь два часа.

"Думал что во время отпуска отосплюсь" - подумал он про себя  и встал вслед Афанасия.

-Доброе утро!- громко и весело поздоровался тот, как будто всю ночь спал сладким сном.

-Доброе утро, - в полусонном состояние ответил рядовой Афанасий и побежал по привычке на физическую зарядку.

-Беги, беги! Тут просторно! До море рукою подать! - крикнул ему вслед Афанасий и стал умываться звеня металлическим умывальником.

-Я тоже хочу бегать солдатиком! - крикнул проснувшиеся племянник и не дожидаясь одобрения взрослых побежал за рядовым Мелентевым.

Час спустя, после хорошей пробежки, рядовой Мелентев со своим племянником подошли устало к вагончику.

Приближаясь к вагончику он увидел ругающегося на чем свет стоит Афанасия, опрокидывающего страшно блеющего барана на спину. Рядом с ними нагнувшись стояла сестра, которая кричала держала одной рукой барана за ногу, чтобы тот ее не ударил отбрыкиваясь, а другой длинными щипцами доставала страшных длинных червяков из загнивающей раны.

-Помоги, солдат! - сказал Афанасий, - ты сильный, не то что твоя сестра.

И рядовой Мелентев подключился к данной проблеме крепко держа барана за ноги, пытаясь не смотреть в ту сторону и не дышать.

От предложенного завтрака он отказался, ссылаясь на недомогание, взял племянника на плечи и пошел в сторону моря. 

  ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ