Княжество Росс Глава 1

Алекс фон Джаго
         Где я? Кто я? И что за сильно пахнущий чесноком еврей склонился надо мной? Так же лежал Грушницкий, когда портной снимал с него мерку, чтобы пошить мундир. Теперь лежу я. Опять мысли о смерти и гадкое ощущение. Но ведь здесь только тело Печорина, а душа то моя, так же, как и его душа, нынче находясь в моей тушке под руководством Ширли (у нее это получается ненавязчиво, но неотвратимо - чисто по-английски) и вместе с ней, наверняка уже освоил драйвинг и дайвинг, пароплан и тарзанку, ну и еще кучу других радостей жизни, о которых раньше она мне прожужжала уши. Теперь вот наверняка отрываются на пару - для английского сплина новшества цивилизации времени не оставляют - жизнь коротка и изведать надо все, кроме инцеста. Были б на счету цифры достаточно многозначны и невостребованные герои одного времени непременно найдут себя в другом. И нет больше нужды скучать под пулями горцев - надоело одно развлечение, масса других ждет тебя! Плати и будешь счастлив! Будешь! Будешь! Будешь! Плати! Плати! Плати! Не думай о других - наслаждайся сам! Жизнь коротка!

        А я лежу на столе, и жид снимает с меня мерки - я герой другого времени и тарзанка с паропланом мне не интересны. Для меня важней, кем вырастет та сотня малышей, что совсем недавно чуть не сгорела вместе с родителями в крепости. И прочие сотни и тысячи детей, что скоро родятся, в этом благословенном краю,- будут ли счастливы? Счастье ведь как золото - чтоб добыть карат надо перемыть тонны песка. Значит, я все ж кайфую от такого "старательства", иначе бы "там" с тарзанки прыгал - каждый ведь, в конце концов, оказывается на том месте, которого достоин.
          Но мерки сняты - надо вставать и на философствования больше времени нет. Через три дня новый мундир готов, и я открыл рот. Портняга был не только хороший мастер, но и креативщик покруче всяких Зайцевых! Не найдя у нас в запасах другого материала кроме шелка - текучка заела, было как-то не до того, а с собой он кроме шнуров да прочего украшательства не привез ничего, он пошил мне мундир из китайской мануфактуры, того же оливкового цвета. Причем весьма качественно! Для здешней жары изделие очень подходило, но выглядело все же несколько революционно (хоть в моде мной и Николаем это слово дозволялось). И фуражка также была шелковой, хорошо хоть, что на брюки лен некрашеный изыскал (иначе выглядел бы я или как пидор, или как Киркоров на сцене). Дополняли военный мундир княжества Росского индейские мокасины. Из украшений - только массовый золотой значок "Блокадник", которым награждены были все, кому суждено было сгореть. Все получилось простенько, но со вкусом. Пробудив в глазах царской свиты восторг и зависть (похоже, мы становимся диктаторами моды). Видно было, что послужить здесь найдется немало желающих только из перспективы шелковую фуражку с белыми штанами носить. Значит опять по укоренившейся здесь традиции - "Расчет портками!".

         Целое судно служилого люда различных ведомств уступал мне царь. Были прибывшие все добровольцами, ухватившимися за шанс мир посмотреть - себя показать, ведь, конечно, двойной оклад был стимулом немаловажным, но далеко не главенствующим. Какой-нибудь "генератор идей" у себя в Симбирской или Ярославской губернии был просто неудобен своей излишней активностью и посему задвигался и затирался всеми силами собственным столоначальником. Человек от безысходности начинал квасить или того хуже, уходил в революцию - энергия ведь требовала выхода, вот и перерождалось вино в уксус. А на новом месте - каждый день требовалось принимать революционное решение, и тут за это как раз выдвигали. Мало того, что княжество получало столь ценный для него кадр, но и империя избавлялась от кадра маложелательного, а возможно - и потенциально опасного. И все по любви и доброй воле, не звеня кандалами. Выпускной клапан избыточного пара, если государственную машину сравнивать с паровой.

        На мое счастье государь любил говаривать: "Мы - инженеры!". И действительно, по работе мысли соответствовал этому званию. Потому и моя аллегория была ему понятна, хотя он и не ожидал ее услышать от недавнего своего невысокостоящего армейца, и, в добавок к тому, вампира и дуэлянта (информацию обо мне перед отплытием ему собрали). Но как раз это перерождение и было лучшим доказательством моих слов. И видно было, как удивление в глазах монарха постепенно сменяется уважением. Ведь отказать ему в уме было нельзя, а умный умного уважает всегда. Другое дело, что и до того не лучший характер Николая Павловича декабристы испортили. Компашка ГКЧПистов и тогда подобралась   в основной своей массе с трясущимися руками, а он, раздавив путч слабаков, возомнил это победой над серьезным противником. Со всеми вытекающими для себя и страны. Спасибо вам - радетели Отечества! Ведь то, что позднее выльется в системный кризис, зарождено было на Сенатской площади вашими стараниями. Раз так, народец жалко было, то со своих крепостных бы и начинали - как граф Толстой позднее в лаптях землю бы пахать шли. Нет же - в диктаторы да реформаторы захотелось, Чубайсы недоделанные. Вот и развивайте теперь экономику каждый конкретного сибирского рудника "храня гордое смиренье". А мне по вашей вине к человеку с деформированной психикой хитрые подходы ищи.

  Лечить в таком случае, только давая посмотреть и пощупать получается. Вариант с лапшей на уши уже не прокатит. Но тут то мы со всей душей! Потемкинские деревни второпях строить нужды нет - достаточно только в подвальчик башни завести, а там уж отражение от пламени факела на стенах выстроенных из золотых кирпичей за тебя все сделает. И плевать, что гостю свой домик уступив, сам с женой и ребенком в палатке пока живу - тепло ведь, даже комфортней получилось. Да и Указ №2 "О борьбе с показной роскошью" уже месяц как действует. В нем разрешил я на всей территории впредь
каменные постройки возводить только на том месте, где до того деревянное (либо иное - главное, чтоб на хорошо обжитых местах) здание век отстояло. В том числе это и на храмы распространялось, посему часовенки на приисках ломились внутри от пожертвований старателей, а понтовать золотыми куполами как в первопрестольной не могли, зато внутри все купели да дароносицы только из литого золота были.

   Думали все, что этот прибамбах этот у меня от скромности неимоверной - может Сократа или Сенеку какую перечитал под впечатлением большим. А все было проще - хоть к перемещению я специально и не готовился, но припомнилось, что в начале двадцатого века Калифорнию сильное землетрясение ожидает, зачем тогда строить то, что все равно разрушено будет. А в сколоченной деревяшке и выжить легче и если гвоздей не жалеть, то коробочка подпрыгнет только и опять на свое место встанет. Вот как переживет народ трус великий так хоть со львами и колоннами каждый себе дворец строит, как это на моей памяти новые русские делать кинулись. Хотя все ж надеюсь, что пока моей волей, пока силком, а далее уже по собственному разумению, здешний люд все ж мудрее окажется, только вот пример моей семье всегда народу показывать придется.

     Посещение государем дружественной державы прииска на его выбор, мнение только укрепило - народ встречал нас в косоворотках из точно такого же шелка, как и у меня. И по прочим признакам заметно было, что не бедствовал, а когда попросил на шару ткнуть в любого из толпы и пачпорт предъявить, то глазки у монарха непроизвольно на лоб полезли, сосчитав циферки на обратной стороне листа - золотишко исчислялось пудами! Похоже было, что сам порыв в ручейке с лоточком сесть еле сдержал.
  После того видно заготовленные ранее наработки пришлось выбросить. Мы были не какой-либо Валахией или Молдавией, и вариант с протекторатом у нас не катил, да и тридевятое наше царство все ж далековато располагалось - право самостоятельную политику вести уже имели. Что и признано было сопредельными государствами. Пришлось и Российской империи это признать. За компанию пожаловал меня титулом и российского князя с орденом Андрея Первозванного, а теще -  Св. Екатерины - поскольку разобраться не могли, кто тут главней - награждать пришлось обоих, как руководителей дружественной державы. Я же отдариться смог только увесистым самородком. На сем формальная процедура обмена сувенирами закончилась и, наконец, можно было перейти к разговору за жизнь, ради чего и был проделан весь этот немалый путь