Базовые идеи в истории культуры

Александр Тузиков
В основе культуры лежит информация, которую мы потребляем, создаем, храним и используем. Информация «циркулирует» как в сознании отдельного человека, так и в обществе – определяя наши действия и события нашей жизни. В истории западной культуры можно выделить несколько основополагающих идей, которые оказали особенно большое влияние. Это представления о причинности. Именно те или иные мнения относительно подоплеки происходящего в значительной степени определяют философию, психологию, литературу, кинематограф. Идейные концепции, книги и фильмы выражают определенные убеждения – и тем самым также влияют на тех слушателей, читателей и зрителей, которые соглашаются с ними.
Итак, можно выделить несколько главных идей, которые доминировали в ту или иную эпоху. В период античности это идея судьбы. Древние греки и римляне верили в всемогущий рок, которому подвластны даже боги. С идеей судьбы связана вера в предопределенность и необходимость относительно прошлого, настоящего и будущего. Кроме того, фатализм создавал почву для веры в строго определенные прогнозы на будущее (пророчества и предсказания). Вера в судьбу вызывала чувства неизбежности, неотвратимости, обреченности – тем самым ограничивая человека, ослабляя его веру в себя. Именно фатализм лежит в основе сюжетов произведений древнегреческих авторов (Гомера, Гесиода, Софокла, Еврипида, Эсхила), в основе многих философских систем (Демокрита, стоиков). Разумеется, возникали и противоположные взгляды. Были также философы, отстаивавшие идею свободы человека (Сократ, Эпикур, киники) – однако их влияние уступало влиянию фаталистов.
В эпоху господства христианство (с V века н.э.) идея судьбы отчасти была отвергнута, а отчасти дополнена религиозными догматами. Среди них особенно большую роль играл догмат о грехе – о врожденной греховности человеческой природы, о внутренней слабости и ничтожности всех людей. Вера в греховность лежала в основе многочисленных убеждений о том, как устроен мир и от чего зависит жизнь человека (идеи искушения, наказания (воздаяния) за грехи, искупления). Представление о греховной порочности человека тесно связывалось с христианским представлением о Боге и о церкви (как необходимом посреднике между Богом и людьми). Крупнейшие богословы Западной Европы (Августин, Фома Аквинский) строили свои системы прежде всего на идее греховности. В эпоху Реформации произошли некоторые идейные сдвиги (появились учения М. Лютера и Ж. Кальвина), однако образ греха по-прежнему оставался фундаментом христианского мировоззрения.
Начиная с пятнадцатого века, вера в греховность постепенно стала уступать место иным представлениям. В период Возрождения философы-гуманисты (Д. Боккаччо, Ф. Петрарка) вновь провозгласили античные идеалы – причем не только и не столько фатализм, но и идею свободы человека. Еще большим ударом по авторитету религии стали концепции философов-просветителей (XVIII век, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ф. Вольтер), которые на первый план выдвинули разум, противостоящий догмам веры. В XIX веке была создана теория эволюции, которая еще в большей степени оформила третью глобальную культурную идею – идею саморазвития. Идеи Ч. Дарвина о естественном отборе и адаптации к среде по-новому поставили вопрос о роли личных качеств человека. Стало более очевидно, чем раньше, что развитие индивидуальных способностей намного повышает уровень возможностей. Развивая физические и психические качества, человек может достичь во внешнем мире гораздо большего.
Конечно, идея саморазвития существовала и раньше. В Древней Греции философ Сократ провозглашал важность самопознания и выработки этических качеств. Однако греческие философы сводили саморазвитие прежде всего к росту добродетелей, причем обычно они отрицали свободу во внешнем мире – в котором, по их мнению, безраздельно властвовала судьба. Христианские мыслители также ограничивали саморазвитие заботой о спасении души, в противовес активности в «бренном» внешнем мире.
Учения гуманистов, просветителей и теория Дарвина являлись не единственными источниками третьей глобальной культурной идеи. В эпоху Нового и Новейшего времени (XVII – XIX вв.) идея саморазвития и вера в возможности человека оказалась тесно связанной с верой в науку. Впечатляющие достижения научно-технического прогресса коренным образом изменили жизнь людей. Очевидность этого факта сильно подорвала прежние старые стереотипы. Возник новый стереотип, основанный на идеализации науки – сциентизм.
Помимо Возрождения, Просвещения, дарвинизма и сциентизма, источником идеи саморазвития можно назвать практическую психологию. Многочисленные системы наподобие НЛП, предлагают программы реальных и действенных самоизменений. Меняя свои убеждения и установки, человек способен освободиться от многих недостатков, ограничивающих его мышление и восприятие.
Третья глобальная идея – не панацея. Ее влияние нельзя назвать однозначно положительным – так же, как влияние первых двух неверно оценивать как однозначно отрицательное. Дело в том, развитие способностей вовсе не ведет к непременному решению всех проблем. Наоборот, зачастую появляются новые трудности, не менее серьезные, чем старые.
Всегда остается вопрос о том, КАК развиваться – и как при этом относиться к окружающему миру. Необходимо суметь уравновесить внутренние качества таким образом, чтобы их рост не приводит к проблемам. Это связано, в частности, с вопросом о самооценке. Идеи судьбы и греха побуждали к снижению – и зачастую к занижению самооценки. Человек смирялся перед лицом всемогущего рока и перед Христом, ограничивая свою гордыню. Но потеряв веру в могущество судьбы и в грех, человек получил искушение утратить и необходимое «заземление». Фатализм и вера в греховность отчасти сдерживали завышение самооценки, предотвращая развитие многих конфликтов.
Рост научно-технической мощи и другие факторы привели к секуляризации, ослабили влияние христианства. Но они также ослабили и «предохранитель», играющий двоякую роль. Например, сциентизм приводил к убеждению своего «превосходства» над природой, к вере в то, будто можно безопасно наносить ущерб экологии во имя удовлетворения культа потребления. «Человек – хозяин природы», «природа – не храм, а всего лишь мастерская»…
Одна из основ гармоничного развития – формирование гармоничной самооценки. Такая самооценка – высокая, но не завышенная, адекватная, но не презрительная. Важно понимать, что любые свои достижения можно не только приобрести, но и утратить. А можно – сохранить и развить – если соблюдать разумный баланс между активностью и пассивностью. В конечном счете, человек разрушает себя именно из-за избытка психофизического напряжения или расслабления…
В заключение стоит подчеркнуть, что все три макроидеи сосуществуют – причем неверно считать, будто идея саморазвития незыблемо покоится на несокрушимом пьедестале, и ничто не способно этот пьедестал поколебать. Идея судьбы и идея греха, хотя и сильно «сдали позиции», утратили свое влияние отнюдь не полностью. По сей день достаточно популярны убеждения, выражающиеся в пословицах вроде «от судьбы не уйдешь», «судьба покорного ведет, а непокорного тащит». Представления о греховности также имеют своих сторонников – многие верят, что «все мы – ничтожные грешники», «человек слаб и грешен» и т.д. Соединение фатализма с идеей греха можно наблюдать в убеждении о скором и неизбежно грядущем конце света, предсказаниями которого многие увлекаются.
Какая идея будет доминировать в мировоззрении человека – его личный выбор. Этот выбор мы совершаем постоянно, и во многом неосознанно. Читая книги и тексты по Интернету, смотря фильмы, общаясь – мы постоянно находимся в процессе самовнушения. И при этом принимаем решение, во что прежде всего верить, в какие причины – во в внешние или во внутренние. Акцент на внешнюю причинность либо на внутреннюю определяет образ жизни, мышление, восприятие и деятельность человека.