Письма из Китая

Александр Ефимов 2
                ПИСЬМА ИЗ КИТАЯ
Привет, Виталик! Поздравляю тебя с ударной статьёй! Может быть, это реально поможет народу.
А я тебе напишу про Китай.
Я готов был увидеть этот Китай, но он превзошел мои ожидания. Вообще, там, где я предполагал увидеть 5-10 строительных кранов - оказалось 15- 20 ....Вокруг строится всё кварталами и городками. Архитектура разнообразная; для меня, ощущение некоторого гигантизма и тяжести было в начале. Всё масштабно, и скульптура тоже. А менталитет у населения, как сказал Саша с Украины, напоминает ему 70-тые года. Все работают и отдыхают – просто живут; доброжелательны.
Сразу же бросается в глаза, что у каждого мало-мальски уважающего себя учреждения стоит гранитный блок с иероглифами на шершавом боку; и естественно, чем серьёзней и больше это учреждение, тем огромней эта глыба. Гранит, вероятно, должен внушать вечность, стабильность и надёжность, и он это делает убедительно. Ещё учреждения, рестораны и большие магазины ставят у входа скульптуры львов, и потому львов здесь огромное, неисчислимое количество с разнообразным выражением «лица», от угрожающего, страшного до ужасно кислого, как бы лев с больными зубами. Я увидел даже двух львов в лесу, наполовину заросших плющом. Они, вероятно, сбежали от какого-то шумного ресторана в тишину и покой...
Это в китайском городе Чангчунь, на мировом симпозиуме скульптуры. Мы уже начали делать скульптуры.
Вчера было торжественное открытие симпозиума: полная площадь народу, президиум во главе с заместителем мэра;, речи, марширующие солдаты, военный оркестр, салюты и поднятие флагов, телевидение и фотокорреспонденты; и всякие ещё мелкие и яркие детали. В общем, это как маленькие олимпийские игры в одном городе, и китайцы умеют это делать. Более ста скульпторов со всего мира, и все будут «строить» для этого города скульптуры... Бронза и камень.
Девушка из правительственной газеты взяла у меня интервью. Начала с того, что бывает ли в других странах такое. Я сказал, что в таких грандиозных масштабах не бывает, это возможно только в Китае, потому что Китай стремится и становится не только экономическим, но и культурным мировым центром, и т.д. Ну и подтвердил ей, что желаю Китаю всего, всего; и что хоть я с Н.З. , но я русский, и был прежде почти их соседом. Вырос и жил лучшие годы в СССР, и сейчас вдруг, как замелькают передо мной красные флаги со звёздами, с серпом и молотом, я ощущаю, будто попал в свою молодость, в свою прежнюю жизнь. Журналистка расцвела.

В общем, всё хорошо, претензий нет к устроителям. И помощник попался хороший, и переводчица; все они - студенты- волонтёры. Переводчица у меня учится русскому, а я стараюсь усваивать китайский (трудно, нужна какая то система). Способная девушка хорошо осваивает язык, красиво, чисто поёт песню «Александра» из кинофильма « Москва слезам не Верит». Говорит, что они смотрят этот фильм и как бы изучают по нему русский; а также фильм «С лёгким паром» и ещё что-то из тех времён. К своему удивлению, я понял, что они изучают страну под названием СССР ! А как же действительность?! Ведь эти девочки столкнутся совсем с другим миром! Но с другой стороны, их русских учителей понять можно. Я обещал, что попозже научу её хорошо материться. То то будет , когда она вернётся в свой универ. Там у них две училки с Волгограда .
. Живу на одиннадцатом этаже, на двери табличка с крупно написанным моим именем на двух языках. Душ. Ванна, телевизор плоский с большим экраном, кровать размером на троих с четырьмя подушками, малюсенький холодильник; и даже сейф в шкафу стоит пустой, открытый нараспашку. На втором этаже в ресторане отлично кормят, шведский стол, но надо не переедать. А вот с рыбными блюдами здесь некоторая натяжка, а рыбу я люблю в любом виде.

На площади лежат глыбы гранита и мрамора; их уже пилят и долбят, пыль столбом. В огромном крытом стадионе разложены щиты с фамилиями для скульптуры в глине (в дальнейшем это будет бронза). И там страшный гул от резки металла для каркасов и вонь жженого металла от сварки. И полно народу: рабочие, скульпторы, их переводчицы и т.д. В общем, всё кипит и бурлит.... Да, слышал, что некоторые девочки-переводчицы «вырубились» в такой обстановке, где и свою-то речь не разберешь, они перестали понимать иностранную речь, особенно с утра. Вот интересный пример. Утро, я поднимаюсь в автобус (мы отправляемся на работу). Говорю девочке-переводчице на первом кресле: «Цау шанг хау!» (это «доброе утро» по-китайски). Она смотрит на меня не понимающе, я повторил три раза эту фразу! И здесь она говорит: «Сори, ай спик инглиш онли!» А я ей со смехом говорю: «Бат ай спик чайнис онли!» Потом, наконец, до неё дошло, что европеец сказал фразу по-китайски.
Скажу несколько слов о скульпторах и для чего нас пригласили сюда. Нас здесь больше сотни, от каждой страны приглашено по человеку. Каждый должен делать свою скульптуру, комиссия отобрала её из трёх предложенных ранее скульптором. Скульптуры могут быть в камне, в сварном металле и в бронзе, для бронзы мы лепим сначала в глине. Размеры монументальные, минимум 3 метра высотой.
Посетили то место, куда делаем свои скульптуры. Центр Регионального Развития. Пока вокруг стройки и пустые пространства, ( правда, уже новые качественные широкие трассы с автономным освещением. У каждого, дизайнерски решённого, фонаря, свой маленький винт – ветрячок и батарея фотоэлементов). А в этом здании, можно сказать, музей будущего. Нам показали на площадке, размером в большой спортивный зал, макет целого города, который переливался огоньками. Показали парки и озёра, где будут наши скульптуры. Озеро имеет силуэт дракона, а другое - птицы Феникс; это важно и в современном Китае. Посмотрели стереофильм в кинозале о будущем этого города. Научно-исследовательские центры, университеты, высокотехнологичные производства, жилые комплексы, парки с живописными озёрами. Вот здесь и будут наши скульптуры, в этом городе будущего, в главном его парке. Мы тоже работаем на будущее Китая!
Когда было открытие нашего парка скульптуры, сдернули красную материю с гранитного обелиска, и там оказалось сто семь наших имён на китайском и английском, так что мы теперь вписаны в Городе Будущего навечно.

Ну, а так - доработался, долепился, что уже и не пойму, иностранец ли я здесь, и китайцы ли мой помощник и переводчица....
 Молодежь хорошая; не смотря на всякие любови и переживания комсомольско-студенческого возраста, наша работа успешно двигалась вперёд.
Я заметил, что что-то, почти неуловимое, роднит меня с этой молодежью; и кажется, я понял, что. Есть в них что-то от тех нас, рождённых и выросшых в СССР!
Сделав некоторые наблюдения, я пришел к выводу, что ещё одно поколение Китая, которое пока ещё студенты, будет уверенно двигаться вперёд к светлому будущему. Ну, а там что будет - я не знаю, но вот это поколение будет строить свою страну, а это уже очень не мало!
Вот, например, такое наблюдение. У меня бутылка пива, пока думал и искал, чем её открыть, одну девочку успел остановить, она сделала попытку открыть зубами, но другая, когда я отвернулся, моментально открыла бутылку зубами. (Да, ещё они палочками для еды лихо открывают). Я отругал Анюту (Ани), и она обещала беречь свои красивые зубы. И что удивительно: эти девушки в рот пива не берут (ну, очень редко), а это они для мужчины так старались!
Говорю нашему армянину Тиграну
- Вот я придумал тост: «Выпьем за тех девушек, которые могут открыть для мужчины бутылку зубами, но сами ни капли в рот не берут! “
Cпросят тебя: «А где это такие? Да не бывает таких!»
 –Есть такая страна Китай, и там есть такие девушки, потому Китай и великая страна!-
Моя Нина (настоящие имя Сён – медведь, ха-ха! Это её назвали в честь Азиатских Олимпийских Игр 22 года назад) говорит, что у них в университетском общежитии она вообще не видела курящих девушек!
Симпатичные девушки крутят педали велосипеда, одной рукой придерживая маленький зонтик, для них это нормально, они ещё могут спокойно обойтись без прогулки на мерсе...
Я спросил у Нины, была ли она пионером и комсомолкой .
– Да, была.
- А хочет ли она вступить в партию?-
-Да, надеется, что станет коммунистом –
-А трудно ли это – стать коммунистом?-
- Вообще, нелегко. Нужно доказать свою любовь к родине, знать хорошо историю и многое другое, что она ещё не знает.-
Моя Нина приехала учить русский язык из богатого южно – китайского города. У неё есть папа, мама и брат 16-ти лет, который тоже уже скоро начнёт скитаться по общежитиям при разных школах. Нина уже 6 лет живёт по общежитиям. Родители имеют магазин и три многоэтажных дома, которые купили за свои деньги, а не в кредит у государства. Нина учится в частном дорогом университете – это 12 тысяч юаней в год. Многие университеты значительно дешевле, всего несколько тысяч юаней, или где платить не надо, но нужно будет отработать на государство там, куда оно направит.
В каждом квартале есть улицы со своими ресторанами и дешевыми ресторанчиками, вечером выставляется много столов, прямо вдоль всей улицы. Юаней за 30 пара человек здесь может хорошо досыта посидеть. Здесь тебе всё зажарят и сварят- первое, второе и третье; поставят пиво. В более серьёзном ресторане хорошо поесть и выпить паре обойдётся уже под сотню юаней. В ресторане, где тебе выловят хорошего карпа из аквариума и тут же зажарят, а потом подадут его в соусе с травами на блюде, под которым тлеют угли – это обойдётся юаней в 70 при том, что чашка риса стоит один юань. Дальше, если пройти по улице, дворы нередко превращены в плотно засаженные огороды. Грядки густо растущего лука, картофель; что-то неизвестное с густой листвой на деревянной конструкции из жердей.

Рестораны-ресторанами - честно говоря, они уже надоели. Крутящийся стеклянный круг по центру стола, всё завалено едой, но, как поставят большую рыбину на блюде в центр, мгновенно от неё остаются хвосты и косточки, а чуть погодя - и голова исчезает. Я пошарю немножко палочками в соусе с травами, в надежде подцепить кусочек, но тщетно; и вскоре принимаюсь за другие блюда. Рыбу кушать буду дома.
 А вообще, в ресторанах обжираловка, много остаётся еды. Да, в этом они точно на нас похожи, но есть у них выражение, фраза, подобное, наверно, было и у нас, но уже забылось, а жаль. “ Ни чи лэ ма ? “ - переводится просто: «Вы уже поели?». Но исторически так уж сложилось, что вложено в неё много. Это как особый знак уважения, внимания и заботы о ком-либо. Я её проверил на нескольких людях, реакция очень серьёзная. Знакомая официантка даже сложила ладони, как в молитве, отвечая мне, что она скоро покушает, спасибо.
Так вот о рыбе. Чам Пин мой помошник, студент скульптурного факультета, высокий, большеглазый, для Китая это красавец абсолютный, так что девочки неизбежно влюблялись. И Нина моя, конечно, не устояла, да и права у неё как бы на Чам Пина некоторые, всё-таки одна команда (правда, слух пронёсся, что есть у него девушка; вероятно, из тех же мест с побережья рядом с Далянем и, вероятно, с такими же большими глазами, не зря он приглашая меня в свою деревню погостить, говорил, что там красивые девушки. А большие глаза в Китае! Нам трудно представить, что это значет.) Были там и слёзы, вроде, как голос он на неё повысил, а чтобы слёзы не были видны, Нина надела свою чёрную маску, которую китайцы зимой то ли от мороза надевают, то ли от гриппа, то ли от всего сразу. Так вот, Нина в ней и была до конца дня, а потом и в автобусе ехала. Я ей говорю: «Так весь город в окно видит, что ты плачешь, раз в маске в такую жару сидишь». Чем я смог, тем Нине и помог, можно сказать, «расписал» я их навечно. На плоском основании законченной трёхметровой скульптуры в глине они с Чам Пином расписались огромными иероглифами и оттиснули рядом свои ладони; в общем, скреплено печатями! Потом это всё будет отлито в бронзе.

  Ладно, но речь сейчас о Чам Пине. Сам он из какой-то не- большой народности. Как-то мы с Ниной про нашего армянина Тиграна разговаривали и про армянское радио. Нина и говорит: « Вот и Чам Пин из такой народности, он как начнёт шутить на своём языке, так я его сразу останавливаю!» Хотя у Нины у самой родная речь тоже своеобразная, она из южного Китая. Слышал я, как она с мамой по сотику разговаривала. Закончила и сообщила мне: «Вот так у нас разговаривают, в Южном Китае!»
Всё, теперь о рыбе. Чам Пин со своим однокурсником ходят утром рыбачить на речку, которая протекает рядом с их универом. (Университетские городки, в основном, на окраине города, население Чанчуня 7.5 миллиона, студентов 300 тысяч). Встают в 4 утра и ловят на речке каких-то рыбёх типа карасей, в длину они см 15 - 20 и меньше. А потом здесь по соседству в кафешке заказывает хозяйке вкусно их приготовить к обеду. Вот Чам Пин и пригласил меня пообедать вместе в студенческой компании. Такая мне выпала честь. Студенты! Это вам не банкеты в доме правительства, всякие там открытия и закрытия. Студенты выбирают сами!
На два сдвинутых стола было подано несколько блюд, всё было вкусно. Центральным блюдом, конечно, была рыба в каком-то красном соусе с какими-то семенами в брюшках со вкусом тмина. Открыли несколько бутылок пива. Двое справа даже водочку помаленьку наливали себе , все остальные от неё отказались, в том числе и я. Водку они пили из зеленоватой простой бутылки конечно, народную (много здесь чего называется народным, это значит - самое дешевое, но не значит, что плохое. Проверено, хоть на вкус не очень, но голова не болит). В таких бутылках бывает водка и по 56 градусов. Когда-то Нина купила мне такую бутылку, ну, вероятно, в знак признательности, я её тортиками из нашего ресторана периодически угощал. А бутылка мне и правда пригодилась. Студенты наблюдали за моей едой палочками. Кто–то спросил, а возьму ли я ими хорошо фасолину? Я лихо ухватил её палочками и, будто подбросив в воздух, поймал её ртом, чем вызвал одобрительный смех. В процессе выпивания пива и поедания рыбы и других блюд, состоящих, в основном, из обжаренных в соусах овощей, плоской лапши и миски риса, мне сказали, что я - как китаец, в общем, свой человек. Я ответил, что в той, прошлой жизни был, вероятно, китайцем. Чан Пин вылил мне в стакан остатки пива из бутылки и положил последнюю рыбку. Нина объяснила, что это большой знак уважения ко мне и пожелание счастья. В кафе стоял страшный шум; мы и наши соседи разговаривали громко и смеялись. Подметил еще одну особенность: все косточки сплёвываются прямо на стол, даже в приличных ресторанах. Если у тебя костей уже гора, то официант начинает украдкой выгребать их из-под тебя. Один симпатичный студент напротив, который не пил пиво, потому не чокался со мной, извинился, сказав, что сегодня он не может пить пиво, потому то у него болит живот, но в следующий раз он обязательно со мной чокнется, он уважает меня. Да, в следующий раз он пил пиво и чокался, но сказал, что живот всё ещё болит; а пиво он пил из уважения ко мне....
 Всем Комсомольский Привет из Китая !
Саша

Привет!
Появилось свободное время, и я решил поехать в Пекин, как раз и гид подвернулся. Одна из наших переводчиц возвращалась на учёбу в Пекин в университет и предложила три дня Пекин мне показывать, но оказалось, что билетов на Пекин уже нет до 31-ого августа: студенты возвращаются на учёбу, а первокурсники даже с родителями, так что и с гостиницами некоторая напряженка...
Тогда я решил поехать в Харбин со своей переводчицей, она с русским языком, и должна участвовать во всекитайском конкурсе русского языка где-то через месяц. Я обещал ей помогать, что постоянно и делаю.
Джалин считается кукурузной провинцией, и потому пространство, которое мы пересекали от Чанчуня до Харбина, можно назвать кукурузным морем; морем, в котором просматриваются полузатопленные кукурузными волнами деревеньки. Селения удивили меня тем, что состояли они, в основном, из стандартных домов, с большими окнами, похоже, всего на две семьи, потому что имели две печные трубы. Глядя на их потёртые, не знавшие свежей побелки стены, думалось, что все они были построены одновременно, лет 30 назад. Может быть, отсюда с села и началась Китайская Перестройка.
Были мы в Харбине два дня. Харбин меня поразил; что это был русский город, я знал только по серым картинкам. А когда идешь по пешеходной мощёной улице, и вокруг тебя история - это другое дело. Например, среди русских домов начала 20-го века (на них размещены каменные доски с информацией на английском и китайском языках, и почему-то если здание построено именно евреем, то указывается) стоит бронзовая скульптура в натуральную величину:, ямщик на своей повозке придремал, видать, с похмелья; и лошадка понурая. Сидение у повозки отполировано, много народу туда садится, особенно детей; и уши у лошадки сияют золотом, потому что все теребят и гладят их. И кажется: вот проснётся ямщик, как раз через сто лет, а везёт он, оказывается, уже китайцев. Недалеко три музыканта играют русскую музыку. Везде вывески и этикетки гласят, что всё прямо – таки производится здесь с 1900-ого года: и пиво, и хлеб, и мороженое. Не выдержал, купил здоровенную булку хлеба за 34 юаня (утверждается, что русский, а это огромные деньги; цены на водку начинаются с 4-х и заканчиваются сотней юаней) и копчёной колбасы. Три палочки мы уплели с хлебом и пивом. Есть вывески на русском или на трёх языках, но есть только одни иероглифы: это как бы русский для китайцев (там подобраны иероглифы, которые звучат, как русское слово). Нина смеётся:
- Смотри, смотри! На ресторане написано “Люсия“, но это же неправильно. «Россия» по- китайски звучит, как Эрос!»
- Ха- ха ,- смеюсь я, - ну это почти как бог; значит, придёт время - встанет ЭРосс!
 - А вон, смотри, вывеска,- говорит Нина, – написано иероглифами “ Лёша северо-восточная торговая компания!”
... Весь вечер допоздна эта улица полна народу. На набережной у реки народ играет во всякие спортивные игры и танцует, очень праздничная атмосфера, хоть это и понедельник. Игры, например такие: через сетку ракеткой надо послать мяч, но и успеть с поворотом под музыку сделать танцевальные движения до приёма мяча; или игра как бы в нашу зоську, только командой в круг, и зоська не баранья шкурка со свинцом, а мяч с оперением. Пожилые танцуют с веерами плавные танцы, а широкий проулок рядом с основной мощёной пешеходной улицей превращён в настоящую танцплощадку, там танцует больше сотни пар. И это понедельник!
 Ещё меня поразило написание водой древних стихов о чиновнике, который очень болел за свою страну, на каменной мостовой. Большой кистью красивыми иероглифами пишет мастер, пожилой седовласый мужчина в шляпе; и тут же стараются дети, даже совсем маленькие. Стихи быстро исчезают с нагретых солнцем каменных плит, испаряются и становятся частью проплывающих облаков, которые плывут в недалёкую Россию, но там их уже никто не увидит и не прочтёт, но мастер будет писать их снова и снова.
Посетили мы также красивый собор Софии того времени, теперь это музей с массой фотографий и макетов о том русском периоде. Да, город был явно богатый, процветающий, одних православных соборов здесь было больше десятка, и все оригинальной архитектуры....
Рядом с гостиницей на стене мемориальная доска, посвященная генералу, и улица его имени, здесь же музей с материалами о нём, выше этажом. Имя, к сожалению, не помню. Решили посмотреть, потому что генерал этот действовал как раз в период борьбы с Японией и погиб в 45-ом молодым. « Не дожил до победы,- говорит Нина. И до меня дошло: победа в Китай пришла позже. Я всё время искал информацию о дружбе и взаимодействии наших культур, наших народов и считал это полезным не только для себя, но и для моей Нины. Например, на банкете в доме Правительства Чанчуня за столом почётных гостей обнаружил сразу три русскоговорящих гостя. Искусствоведы - муж с женой, и скульптор. Все они учились в Ленинграде в 70-десятых. Затем я представил им Нину, и все они поговорили по-русски. Нина была поражена, эта встреча подтвердила ей мои слова: «Если ты в Китае, и у тебя проблемы с русским, обращайся к старшему поколению». Таких материалов в музее оказалось достаточно. Копии фотографий, как Советские войска освобождают Харбин, даже пара картин на тему, как наши и китайские войска громят японцев. Чинчунь как раз и являлся столицей этого государства Манджоу Го, там был дворец императора и вся японская администрация. И именно здесь в Ченчуне к японцам, если мягко сазать, самое неблагожелательное отношение. Хотя и весь Китай к ним относится не очень. Самые известные случаи, это таксисты отказываются везти японцев. Все азеаты похожи, переводчик договаривается с таксистом, но если уже в пути таксист вдруг услышыт японскую речь, то стоп машина. ....То-то у нашего японца на симпозиуме всё были какие-то проблемы, он уж куда-то и жалобные письма писал, а хороший мужик, нравился мне, только к концу он был всё время, какой-то полупьяный, видно, так ему легче здесь жилось.
 Трудно сразу сказать, что же меня в Китае удивило, наверное, всё, что я в основном описываю. Если говорить об иностранцах–европейцах, то в Китае их всё ещё мизер. Например, в огромном международном аэропорту, где я проторчал несколько часов, я заметил европейцев около десятка. На большой сельскохозяйственной выставке, которая занимала огромные площади на воздухе и во множестве огромных павильонов и где количество китайцев исчислялось, наверно, сотнями тысяч, я не заметил ни одного европейца, кроме себя (ха-ха!). И здесь был единственный негр (ха ха), с которым мы и ходили по выставке, у него переводчицей как раз и была Анюта (Ани), подруга моей Нины. Китайцы выбегали из-за прилавков, из толпы и приглашали нас сфотографироваться вместе, но чаще, конечно, приглашался человек из Африки:– это абсолютная экзотика. Но больше всего на Сельскохозяйственной выставке меня поразили два коттеджа разной планировки, предлагаемые для сельских жителей. Окна большие, в центре просторный холл, в обе стороны коридоры с дверями в просторные спальни, просторная ванна и кухня. И ещё в придачу энергосберегающие системы, ветряк с генератором и солнечные батареи фотоэлементов. И всё это стоит 150 тысяч юаней! Нина сказала, что для их богатого юга это тоже фантастика, там все цены на жильё давно высоко задраны........................

сейчас 23:10, я позвонила вам, но вы уже закрыли телефон. Надеюсь ,что у вас всё у порядке. Мой номер skype;
Я уже сказала соответственному начальнику как сделать с нашей скульптурой. Чувствую ,что сейчас только я, как сестра, забочусь о нашей скульптуре. Её дед ушёл, брат ещё ранее ушёл . Какая одинокая она, хочу плакать для неё.
Ещё раз спасибо за ваше терпение за это время.
Непослушная Нина
Тема моей скульптуры “Coтворение”. Это образ Танивха как бы создающего человека (мужчину и женщину). Танивхи - это мифологические существа из легенд маори, меняющие свою форму (начиная от бревна и заканчивая драконом) и живущие в глубинах океана, в реках и пещерах. Они прибыли в Новую Зеландию с первыми людьми (с первыми коное). Разные Танивхи вели себя по-разному. Одни защищали определённые племена, другие их уничтожали. В общем, Танивхи - это часть окружающей нас природы....
Чангчунь - один из нескольких городов Китая с высоко развитой тяжёлой промышленностью. Здесь производятся поезда и трамваи, здесь самая мощная автомобильная промышленность. А также: электронная, оптическая промышленность, самая мощная киностудия, самая высокая доля людей с высшим образованием. Сама провинция Джалинь - единственная в Китае производит столько кукурузы и риса, что отправляет зерно на экспорт. В этой провинции самое большое количество лесов и чистых озёр. Даже в её названии присутствует иероглиф «два дерева», обозначающий лес. И вот здесь
международный Парк скульптуры (камень и бронза) вечные материалы, как бы в противовес соседнему Харбину, где Парк скульптуры появляется только зимой из снега и льда....