Гамма жизни - в тюрьме

Мери фон Стааль
Ветер бешено гнёт до земли ветки одинокого клёна в нашем саду. Ночь темна и всё держит в своём мраке. Но глаза не могут отдохнуть темнотой - встречают решётку...
Самые длинные, тёмные ночи июля! Безотрадно, но гордо шелестит ветер листьями. Как не дать его поцелую руки, плечи?... Он несёт аромат невидимых цветов, он могуч - своим дыханием гонит тиштну и лицемерную сестру её - уныние...


.                * * *


Утихает, но можно не верить: вот, на время исчезнув, возвращается и на лёгких чёрных крыльях несёт мучительно полузабытые звуки музыки. Тишина без него безотрадна, но жду терпеливо, он умчался за новыми чарами. Даст - и снова гордо затеряется в шелестящих листьях клёна. Но что это? Чем он, могучий, нарушил ночное молчанье? Слышу крики, (мне стало жарко) слышу крики "пожар"!! А! Так, так! Видеть его! Это мощно! Видеть, видеть его! Скорее к окну. Послать пламя своей бури-тоски в общий огонь и видеть, как вдруг распадётся на тысячу искр, мыслей без слов, и вновь загорится... Ветер исчез, но вернётся. Я жду; пальцы в решётку впились. О! Вот... он мчится обратно, крики, крики; ещё, ещё. И окна в том доме, что против, в саду, вдруг... озарились. Это улыбка пожара в них отразилась. Лишь решётка чёрными змеями держит её. Ярче! Ярче! Как дико, песня и крики пожара не вместе: музыка жизнь прославляет, пожар над смертью хохочет.



.                * * *


Мне вольно! Я вижу окна... их улыбка ещё озаряет, но... видят незримое мне и дрожат, багровея. Я отражаю зрачками их страх, но на мгновение. Так ярко! Исчезли и мрак, и уныние; слышу крики "пожар". Он далеко, но я вижу яркое зарево в стёклах, вместо первой улыбки безумия огненный свет.


.                * * *


Крики, крики! ... быть может, много смертей. Вихрь, ты - друг! Победный и гордый, всё мне дал, и затих! ... Всё ярче, ярче, не считаю смертей, мне жутко и сладко. Я сильна в бессилии своём.


.                * * *

Вдруг ветер донёс злорадство победы пожара, крики: "подымай, подымай"... С чем-то, мощно рухнувшим, чувствую чёрное небо, мгновенно пронзённое гирляндой огня. В падении своём увлекает балки, людей... А окна?! Открыли глаза, но не смотрят на море огня; им страшно!


.                * * *


Вихрь, с ним крики, вновь вихрь!... Упиться огнём, впитать зрачками весь свет кроваво красный средь ночи, проклясть тишину. Вдохнуть скорее все звуки и жизни и смерти, и замереть.


.                * * *



Слышу стоны, всё громче, ближе! ... О, вихрь, сильнее! о, ярче, огонь! Какое горе - здесь нет набата... Мечусь по решётке. Туда, туда! Друг ветер скрывает в испуге лицо мне прядью волос. Нет! Пусти!... Глаз не закрою. Боюсь я ночи, без стонов жизни, без страсти  вихря, без ласк огня...