Молодым везде у нас... дорога

Павел Старцев
    ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ.(из серии "Обыкновенные невыдуманные истории")
               
               


      Конец марта.В ясные дни  пригревает солнце. Более всего весна  ощущается в полуденное время. Утро и вечер ещё во власти зимы. А уж про ночи и говорить нечего. Мороз хозяйничает в тёмную пору суток  по полной. На полях снегу ещё , особенно под навалами, да вдоль лесополос -не занимать! А в городе его уже не увидишь. Там по улицам грязь, вытоявший мусор, прытко отскакивающие подальше от проезжающих машин пешеходы: кто не успел- прикид весенний в стирку - чистку направляй. Весна ещё только намекает на тепло, а модницы уже в капрончик ножки свои поместили, юбочки чуть ниже пупочка напялили, ещё в сапожках, но на высоченных каблучках-шпильках.   »Чёрт показал моду, а сам в воду!» , -  ворчат пожилые, забыв, что сами грешны были по молодости.
   К последнему до Новосибирска  автобусу в такой мартовский денёк подвёз дочь,- на выходные приезжала в деревню к нам, родителям. Загрузил в автобус сумки с деревенскими продуктами,слава Богу ,  здоровье ещё позволяет помогать своим детям  (деньги вроде хорошие  зарабатывают в городе, да всё как-то их не хватает: цены- как бешеные собаки кусаются), помахал  в окно ей  на прощание  и поехал в обратный путь.                Солнце уже к закату клонится.Выехал за город. Чувствовалась вечерняя свежесть, включил в машине отопление, тепло приятно обволакивало озябшее тело.
 Машин на трассе было на удивление мало. Впереди , на обочине  трассы, стояла молоденькая девушка, с вытянутой рукой- голосовала.На ней была коротенькая куртка , которую курткой-то назвать было трудно, - она даже поясницу не прикрывала, по максимуму мини  юбочка, длинные стройные ноги в колготочках- капрончике обуты в модные сапоги, больше смахивающие на чулки с высоченными  шпильками-каблуками.
  -Бедняжка, она ведь промёрзла вся на таком холодном ветру, да в такой одёжке,-  мелькнуло в голове.Нажал на тормоз. Метрах в пятнадцати , проскочив её, остановился. Вижу в зеркало , бежит. Открыла дверцу, молча села.Лицо синенькое(замерзла) и злое. Поехали.С удивлением спрашиваю, почему не поприветствовала, сама просила подвезти, а лицо такое сердитое.
   -Все Вы,мужики, сволочи,- услышал в ответ.
 Опешил я от такого поворота , невольно вырвалось:
 -Я же тебя посадил подвезти , а ты меня сволочишь.Может тебя высадить?.
  Нет,- отвечает,- это я в общем сказала.
-Ничего себе, обобщение,-пробурчал я. -А куда едешь-то ?- с опозданием спросил я.
- А до куда довезёшь,- был ответ.
 Тут только до меня дошло , кого я посадил.
 - Девочка, я же для тебя старый, у меня уже внуки .
  --А мне всё равно, я жрать хочу.
   Признаюсь, я был в такой растерянности от неожиданно возникшей ситуации, что не  знал , что делать, что говорить. Мне почему - то стало  нестерпимо стыдно за себя, как будто я был уличён в чём-то постыдно- непростительном, я почувствовал себя в своей машине мелким , гадким человечешком с бегающими, плутоватыми глазами. Сбросил скорость, остановился.
-Вам , наверно, надо выйти7 У  Вас другие намерения, чем я полагал,- залепетал я извинительно.
  -Пожалуйста , довезите меня до развязки кольцевой. Я хоть чуть-чуть согреюсь в машине.-тихо проговорила девушка.На глазах её были слёзы.
   Мне стало ещё неудобнее за себя.
  --Конечно, конечно,- идиотски заторопился  я и включил скорость. До развязки было километров тридцать. Почему до развязки , я сообразил без расспросов: движение автомобильное там интенсивнее,-  проходит трасса до курортного городка.
    -Сколько же тебе лет?-невольно вырвался вопрос.
  -  Восемнадцать.
  -Ты школу-то успела закончить?                -В прошлом году.
-И никуда не попыталась поступить учиться, или работу найти, кроме этой,-ляпнул я и почувствовал, что покраснел.
 Она заметила это и грустно улыбнулась:
-Чтобы учиться нужны деньги.А где их взять?  Родители безработные, ко всему ещё и пьют. По окончании школы заявили, что выучили меня, теперь добывай на житьё, как хочешь. Устроилась я на работу, вернее на две,- техничкой в торговых киосках, месяца четыре проработала.Разве можно на такую зарплату прожить в городе?.Нет, Вы скажите , можно прожить и не сдохнуть на те гроши , которые платят сейчас таким , как я?-с горечью спросила  она.
   Что я мог ответить на этот крик души девушки, в самом начале жизни загнанной в угол, в безысходный тупик.Некоторое время ехали молча.
  - У Вас не найдется хоть  попить что -нибудь? С утра во рту ни росинки не было.
-Что и не кушали ничего?-посмотрел я на неё.
  -Не заработала вчера,- с вызовом ответила она.
 Опять мне стало нестерпимо стыдно за себя, за то , что я сытый, относительно благополучно  устроенный в жизни человек. Впереди был пост ГИБДД, а невдалеке от него придорожный киоск продуктовый. Я остановился около него. Выгреб из кармана мелочь и подал девушке:

-Поди, купи что-нибудь съестное.
 Пока она стояла у киоска , у меня  нарастало бешеное возмущение:
 -Неужели на самом деле до такой степени в нашем обществе Всеобщей Демократии и Свободы , где денно и нощно пекутся о правах человека неисчислимые правозащитники, может быть до такой степени низведён  человек.И не заматерелый годами, а только что вступивший в пору самостоятельности.Значит для этой девушки все усвоенное ею в школе, всё окружающее её в детстве было сплошной ложью? И не есть ли Большой Обман всё устройство « Обновлённой» России?
  Девушка с наслаждением жевала  купленные пирожки и запивала газировкой, по детски причмокивая.
 -А почему на трассе-то, а не в городе? -опять не выдержал я с вопросом.
 -Там все точки заняты, дядя.  Неужели Вы не замечали , как толпятся такие, как я с наступлением темноты на выезде из города , около скверов, у остановок , да мало ли ещё где,- желчно усмехнулась она.- Там просто так не въедешь, морду могут покосить.А уж про валютных девочек и говорить нечего, они охраняются по Поняткам.
 -И сколько же ты ,прости, зарабатываешь?
 -А это как повезёт. Бывает, раздобрится крутой какой,-  отвалит. С неделю жить можно, А бывает попользуется и вышвырнет из машины, да ещё пригрозит.А так постоянная такса — пятьсот рублей.-Она смотрела на меня, как на идиота и откровенно хохотала. И во взгляде,  и в смехе её  были  неизмеримая обида вчерашнего ребёнка,накопленная за унизительное существование злоба на всех окружающих, беспредельная безысходность и тоска.
 - Это же опасно для Вас ,- невольно перешёл я на «Вы».
 Она глубоко вздохнула, помолчала  и тихо обречённо промолвила:
 -Но ведь жрать - то хочется!
 Подъехали к развязке дорожной, я остановил машину.
 -Ну что, дядя, рискнёшь,-  дерзко посмотрела она мне в глаза.
 Молча я достал бумажник и подал ей  все тощенькие мои наличные.
 -Прости нас , старых мужиков ,  за то , что не сумели сохранить страну, за сегодняшний всеобщий позор.
 Ехал я опустошённый, душевно раздавленный и до бесконечности униженный.И всё вокруг казалось чёрным и беспросветным, и не от того, что за окном была уже ночь.
      Сквозь тьму виделся зыбкий силуэт девочки-подростка, беззащитно подставившей свое надломленное жизнью тельце холодному , злобному ветру.
          
                Октябрь. 2011 год.