Букет из диких роз

Вера Шушпанникова
А.Мердок "Дикая роза"

Дикая, дикая роза! Мне так и не удалось для себя решить, кто или что с этим образом отождествляется. В аннотации написано: «Дикая роза» – это история девяти человек, каждый из которых ищет любви…
Рэндл + Линдзи
Хью + Эмма + Милдред (?)
Феликс + Энн (?)
Пенни + Миранда + ?
Для этого произведения, как мне показалось, персонажей действительно много, все они жаждут любви и взаимности. Но это только на поверхности, в глубинах же повествования сокрыто нечто большее…
Признаться, я не очень люблю произведения, которые начинаются с эпизодов смерти, а тем более с похорон. Как-то сразу мрачно и грустно становится на душе, и хочется просто взять и захлопнуть книгу, поставить ее на свое место в книжный шкаф и пусть себе там пылится. Но что-то меня остановило. То ли название понравилось – «Дикая роза» (ничего не припоминаете?). Уж больно оно родное и милое сердцу, навевает приятные воспоминания. То ли А. Мердок мне уже полюбилась своими романами. Не знаю, но чтение я продолжила. Вначале всё казалось затянутым, скучным, герои меня не привлекали, их чувства не трогали. Но это быстро прошло, как только в повествование вплелись, излюбленные автором, живые краски, цвета, описания и аллюзии! Все как будто ожило вновь! «Восточный ветер с утра до ночи гнал целый дождь розовых лепестков вниз…».
Эта книга, прежде всего, о реальной жизни, о семьях, с их чувствами, проблемами.  В романе присутствуют отношения отца и сына, матери и дочери, а также отношения между поколениями. Видно, что к их описанию Мердок подошла с психологической точностью.
Любовь, страсть, интриги, измены – все это тоже присутствует в романе, но не становится главным. Важно то, как к этим категориям относятся сами герои. «Пойти наперекор внешним установлениям – одно, но пойти наперекор своей совести - другое». Этим принципом в романе руководствуется каждый при принятии какого-либо решения. Есть в этом что-то христианское. Недаром, эти мотивы звучат между строк на протяжении всего повествования, которое к своему завершению приобретает более мягкие черты и  становится более чувственным. 
«От жизни всегда нужно ждать сюрпризов». Так их ждешь и от романов Айрис Мердок. Это произведение стоит читать до конца хотя бы ради самого финала. Мне он показался немного непредсказуемым и по-своему интересным. Хотя, не скрою, хотелось большего.
Необходимо  упомянуть о деталях, которые играют в романе отнюдь не второстепенную роль. Поэтому на них стоит обратить особое внимание. Также в романе упоминается картина итальянского художника Тинторетто, которая превращается в символ свободы и помогает обрести эту самую свободу одному из героев.

В итоге хочется сказать, что роман мне действительно понравился. Хоть и не могу утверждать, что это лучшее, что я читала у Мердок, «Дикая роза» действительно заслуживает пристального внимания.