Умный и еще умнее

Александр Зачесов
1970 год, Лос-Аламос, штат Нью-Мехико.

- …Вуаля! Конь с d3 на f2! Шах и мат!
Энди, довольно потирая руки, перевел взгляд с белого короля, запертого в ловушке из собственных пешек и ладьи, на лицо своего  поверженного оппонента.
Доктор Стельман, маленький щупленький человечек с коротенькими руками и непомерно длинной шеей, задумчиво покачал головой:
- Мистер Гросс, вы когда-нибудь кому-нибудь проигрывали в шахматы?
- Один раз. Когда мне было семь лет, я проиграл руководителю шахматного кружка на первом занятии. После этого мы играли с ним каждый день в течение месяца, и он не смог повторить своего успеха.
Доктор Стельман снова  качнул головой и задумался еще сильнее, периодически поскребывая большим пальцем щетину на подбородке.
Энди выждал паузу, несколько секунд, разглядывая сквозь выпуклые линзы очков глазные яблоки доктора. Это занятие ему быстро наскучило. Терпение никогда не было сильной стороной Энди.
- Знаете, мистер Гросс, - произнес наконец Стельман, - я думаю, вы обладаете уникальным интеллектом, за два дня мы с вами несколько раз сыграли в более десяти различных настольных игр, с некоторыми из которых вы столкнулись впервые. Начиная с бриджа и русских шашек, заканчивая рендзю и сянци  - в каждой игре вы сразу же, едва ознакомившись с правилами, выигрывали за минимальное количество ходов. И это, учитывая тот факт, что я считал себя опытным и хорошим игроком и специалистом в области настольных интеллектуальныx игр! Вы уникальный человек, мистер Гросс…
- Глупости, доктор, - усмехнулся Энди, двумя пальцами обхватив «горло» одной из «съеденных» пешек, - я никакой не интеллектуал, как вы изволили выразиться. Я просто играю, не совершая ошибок. Знаете, каждый ход в любой игре – это как школьная задачка про путь из пункта А в пункт Б. Здесь главное  оценить какие опасности таит и какие перспективы открывает  пункт Б, и что может произойти с пунктом А, когда мы его покинем.  Вы ходите, руководствуясь тем, как ваша фигура повлияет на игровую ситуацию, заняв точку Б. Я хожу, руководствуясь тем, как игровая ситуация может повлиять на точки А и Б. Понимаете? Все дело в двух точках…
«Задушенная» пешка выскользнула из пальцев Энди и ударилась «головой» о край доски.
- То-то и оно, мистер Гросс, - запальчиво воскликнул Стельман. Его очки, видимо от волнения, съехали на нос, и теперь он выглядел весьма забавно, - разве умение не совершать ошибок не есть ум? Как мы называем людей, совершающих ошибки – глупцами! Стало быть вы, мистер Гросс, самый настоящий умник!
Энди поморщился.
- Я говорил немного не о том, мистер Стельман. А если уж говорить об уме, на мой взгляд, любой человек – самое умное создание на земле. Ведь в конце концов, шахматы, шашки и игру го  придумали люди. И уж они то, наверное, были умнее нас с вами вместе взятых.
- Глупости! Уж извините меня, мистер Гросс, но сейчас вы говорите глупые вещи.
- Стало быть, я глупец? – усмехнулся Энди.
- Не надо иронизировать, мистер Гросс, - нахохлился Стельман, - вы с позиции непросвещенного человека восхваляете интеллект людей, в то время, как уже сейчас немногие дальновидные ученые признают превосходство компьютерного интеллекта над мозгом человека.
- Отлично, доктор. Стало быть я, прогнозирующий шахматную партию на десять шагов вперед, по-вашему человек недальновидный?
- Боже мой, мистер Гросс, вы невыносимы! Оставьте, наконец, вашу иронию. У меня дома стоит машина, которая прогнозирует шахматную партию на 20, 40, а то и все 100 ходов вперед! Если желаете, можете проехать ко мне, и проверить на себе мощь искусственного интеллекта.
- Машины, - Энди снова схватил бедолагу-пешку, - это всего лишь пешки в руках человека. Они делают то, чего от них хотим мы. Мы можем поступать с ними как угодно!
В подтверждение своих слов, Эндрю с силой швырнул пешку об стену.
- Человек-король, а король никогда не станет пресмыкаться перед пешкой. Вы же, мистер Стельман, кажется, готовы ползать на коленях перед любой мало-мальски сообразительной грудой металлолома! Не забывайте, что все эти ваши машины созданы человеком!
- Пешка может порою стать ферзем,- улыбнулся доктор, - и разве детище не может превзойти своего создателя?
- Хорошо, мистер Стельман. Убедили. Поехали к вам, я покажу вашей «гениальной машине» кто здесь король!

-… Отсутствие эмоций и чувств, вот что как раз и делает машину умнее любого человека, мистер Гросс, - довольно ухмыльнулся Стельман.
Энди нервничал. Нервничать он начал к 11му ходу, когда понял, что компьютер не совершает ошибок. Машина четко анализировала каждую точку на доске, когда Энди ограничивался только теми, что как-то касались пресловутых А и Б.
К девятнадцатому ходу Энди почувствовал, как у него дрожат руки, а на лбу выступают капельки пота.
На двадцатом он потерял слона.
- С вами все в порядке, мистер Гросс? - продолжая ухмыляться, поинтересовался Стельман.
- Не отвлекайте, доктор. Поговорите лучше с вашей умной машиной, - процедил Энди, облизнув губы.
«Все-таки она не может просчитывать все, эта машина» - думал он про себя, - «как и я, на деле, не просчитываю все на десять шагов вперед…»
А ферзь его бездушного противника тем временем, методично чистил середину доски от оставшихся без защиты пешек…

Избавившись наконец от вражеского ферзя,  разменяв его на своего ферзя и одного из  коней, Энди вытер со лба пот. Хоть что-то. Но партия все равно была проиграна, почти наверняка.
- …За машинами будущее, - продолжал увлеченно вещать доктор Стельман, - скоро они будут выполнять всю работу, которую раньше выполняли люди, и ту  работу,  о которой люди даже не могли бы и помыслить! Люди не смогут жить без них, мистер Гросс. И я  несказанно рад тому, что после этой партии, вы как умный человек, коим вне всяких сомнений являетесь, признаете превосходство процессора перед мозгом!
Очередной ход. Компьютер бросил в бой слона, угрожая расправой ладье Энди. С d7 на f5. Из пункта А в пункт Б… Уводим ладью под защиту короля… Слон компьютера прыгнул на e4… Нужно спасать коня…Стоп.
Энди, запоздало анализируя, точки А и Б, сперва не поверил своим глазам. Компьютер своим предыдущим ходом открыл короля прямо под удар слона, стоящего на f1.
Слон с f1 на b5.
- Шах! – выдохнул Энди, раздумывая как избавиться от слона оппонента, не выпуская короля из-под шаха, - твоя машина тоже может совершать глупости, док!
- Что?  - Стельман слегка опешил и приподнял очки, недоверчиво глядел на экран, - это какая-то ошибка…
- Вот именно, док! Ошибка! Машина ошиблась! – Энди, долго не раздумывая пустил в ход ладью, повторно угрожаю королю компьютера шахом, - теперь он ходит так как хочу от него я. Сейчас, док, я избавлюсь от его слона… Вот… Для него игра – это уравнение, в котором из десятка разных решений он выбирает самое рациональное с математической точки зрения. А то что кажется рациональным в математике, не всегда будет являться таковым в реальности, - оставив наконец короля в покое, Энди выдвинул  вперед коня, - Еще два хода и ему придется выбирать кого отдать в жертву моей кавалерии – короля или ладью…
- Заткитесь, Гросс! Это не просто машина! Этот компьютер умнее любого человека. Он мыслит…
- Он мыслит также как человек, хорошо знающий математику. Он был создан людьми и мыслит не лучше их, если этот процесс вообще можно назвать «мышлением». Однако он никогда не сможет придумать что-то оригинальное и новое, в отличие от так презираемых вами людей, док… Осталось совсем немного. Когда мы закончим партию вы в этом убедитесь.
-  Слезай! – заорал Стельман не своим голосом, - партия окончена!
- Не кипятитесь, доктор. Лучше приготовьте мне пару гамбургуров – хорошенько подкрепившись я смогу надрать задницу этой машине еще парочку раз… Эй, док! Что вы делаете?
Багровый, как вареная креветка Стельман с неожиданной для его комплекции силой толкнул Энди со стула.
- Какого черта вы творите?!
Стельман не слышал. Словно безумный он кинулся на лежачего шахматиста.
- Ты возомнил себя самым умным, Гросс?! Так он все равно умнее тебя! За ним будущее, чертов кретин! Я тебя…
Энди пинком ноги откинул сумасшедшего в сторону. Очки окончательно слетели с носа Стельмана и описав в воздухе незамысловатый пируэт приземлились (судя по звуку не совсем удачно) в противоположной от владельца стороне.
- Не заставляйте меня применять силу, до…
Стельман не дал ему закончить фразу и снова бросился на  своего гостя, успевшего подняться на ноги.
Своими коротенькими ручонками, Стельман упорно тянулся к горлу Гросса. Энди окончательно разозлившись, решил поступить также.
Обхватить длинную шею доктора двумя руками оказалось немногим сложнее, чем двумя пальцами схватить за горло шахматную пешку пару часов назад.
Энди осознал что делает только когда Стельман из багрового перекрасился в бледно-розовый, сипло захрипел и выпучил глаза, без очков казавшиеся намного меньше.
Энди разжал пальцы и Стельман безвольно повалился на пол,  при падении ударившись головой об угол стола на котором стояла «чудо-машина».
- Черт… - выдохнул Энди.
На мониторе компьютера яркими буквами светилась надпись:
«Вы потратили слишком много времени на обдумывание хода и признаетесь проигравшим. Спасибо за игру!»