Можно ли списывать персонажей с реальных людей?

Инна Криксунова
Списываете ли вы героев своих романов с друзей, родственников, соседей, коллег?
Думаю, да. А откуда же их брать, в самом деле — не с Марса же? Только из жизни, из нее, родимой.

Лучше всего получается описывать то, что хорошо знаешь. Образы получаются яркими,  колоритными, насыщенными живыми деталями, которые невозможно придумать. Ведь лучший выдумщик, как известно, сама жизнь.

Хотя я не пишу романов, но почти во все свои книги вставляю живые истории — короткие рассказики, иллюстрирующие то, о чем идет речь в книге. В них я рассказываю о своих друзьях, знакомых, родственниках, и конечно, о себе.
Разумеется, я переплавляю все это до неузнаваемости. То есть, узнать-то можно, но вот придраться не к чему. Я меняю несущественные детали на похожие (внешность, город проживания, профессию и т. д.) — так, чтобы образ человека остался неизменным.

Когда родственники, друзья, знакомые читают мои книги, то они узнают в них себя и тех, о ком идет речь. Ну что, подшучивают, конечно. Но, слава Богу, претензий пока еще никто не предъявлял. Да и не получится, ибо прицепиться не к чему.

Хорошо, а как быть с известными персонами — можно ли брать их в качестве прототипов для героев романов? Представьте, какой шикарный любовный роман получился бы, если взять прототипами Пугачеву, Киркорова, Галкина! Можно привести еще массу примеров, достойных воплощения в любовном романе.
Понятно, что автор изменил бы имена героев, их внешность и прочие несущественные характеристики. Но ведь фабула-то всем известна, она по-любому будет узнаваема. Как в таком случае «уйти от ответственности», какие для этого существуют приемы? С одной стороны, хочется, чтобы образы были выпуклыми, яркими, живыми, а с другой — надо себя обезопасить, согласны? 

Дина Рубина начала свой знаменитый роман «Синдикат» такими словами: «Автор, ранее уже судимый, решительно отметает малейшие поползновения кого бы то ни было отождествлять себя с героями этого романа».
В этой нашумевшей книге она практически точно описала жизнь московского отделения израильского агентства «Сохнут». Детали были настолько узнаваемыми, что…
Короче, писательница недаром поместила на страницы романа это предуведомление :)

Итак, где та грань, которую можно или нельзя переходить в описании реальных людей? Можно ли выводить в книгах (разумеется, в измененном виде) своих родственников, членов семьи — не предупредив их об этом?

***
МОЙ САЙТ: http://inna-kriksunova.ru  Много интересных статей!