Халява, сэр! Из записок пожилого человека

Валерий Заикин
                ХАЛЯВА, СЭР!
            Как только приближается время выборов, не важно, какого уровня, многопартийная элита Израиля вдруг вспоминает о своем русскоязычном электорате, и начинает его сильно любить! Еще бы! Такого благодатного избирателя, как выходцы из славно почившего СССР, поискать надо! Только они обязательно будут озабочено проверять, внесены ли они в списки избирателей, аккуратно ходить на все встречи с кандидатами (партия не имеет значение, был бы переводчик!), добросовестно вести агитацию по просьбе избирательного штаба, если такой соизволит их попросить, и первыми спешить к избирательным урнам! Уж так мы воспитаны советской властью! Выборы – это святое! Ты чувствуешь себя личностью, в тебе нуждаются, тебя обхаживают, и даже угощают! Помнится, как в давние времена торопились на избирательный участок, нет, не голоса отдавать «за блок коммунистов и беспартийных», а в обязательный на участке, по негласным правилам, буфет, где можно было разжиться нехитрым дефицитом, за которым гонялись в обычные дни! Что ты! Радости не было предела!
  Витюша, в свои восемьдесят пять, не потерял былой энергии, когда много лет подряд возглавлял избирательную комиссию с селе Садовое в Крыму, и, будучи уже в другой обстановке, в Израиле, так же живо включился в агитационный процесс среди ветеранов Великой Отечественной, от так называемой «русской» партии. Чем заслужил приглашение на ужин-встречу с кандидатом  от этой партии в Кнессет, в ресторане отеля «Парадиз».  На утро я спросил его, какое впечатление на него произвел кандидат…
    - Знаешь, шикарный был вечер! Играл оркестр, пел Демидов, были танцы, на каждом столе было по бутылке водки и вина, неплохая закуска…
 - Понял, понял, а кандидат? 
 - Какой кандидат?
- Ну, ты же на встречу с кандидатом ходил?
- Ну, да!
- Чем он интересен?
- Ну, что его не знаешь? Он во всех наших газетах на первой странице!
- Ну, а личное впечатление?
- Так он не приехал! Его представители из штаба были….
- Но ты же на встречу ходил!
- Отличная была встреча! Классный ресторан! И главное, на халяву!
О, это сладкое слово «ХАЛЯВА»! Ты ласкала слух советского человека, но наверное, в любых уголках мира она доставляет удовольствие даже вполне состоятельным гражданам, не зря изобретательные шведские рестораторы придумали «ШВЕДСКИЙ СТОЛ»!
  Этот самый «шведский стол» впервые я познал в пресловутые девяностые, поминаемые многими россиянами недобрым словом. Уже разворачивались кооперативы, создавались шарашки, в том числе, промышляющие компьютерной техникой, и неведомо, как - начальство вышло на одну из таких «фирм», предлагающую товар по очень выгодным ценам. Послали меня договариваться на эту «фирму» в столицу нашей Родины, златоглавую…
  Где-то далеко от центра, на задворках, в каком-то подвале, разыскал-таки я эту фирму, молодые, но хваткие ребятишки вцепились в меня, выгодного заказчика, и долгие полдня мы составляли договор, так и не завершив его до обеденного перерыва.
  «А где тут перекусить можно, ребята?» - спросил я.
   «Да мы столуемся тут в одной харчевне,  довольно недорого, и главное, «шведский стол»!
  Я так, по серости своей, решил, что там кухня особая, по шведским рецептам, ну, ладно, думаю, познакомлюсь…
  Пришли… Там, перед обеденным залом, предбанничек  такой, с кассой, очередь небольшая стоит, а доски с прейскурантом что-то не видно. Но, смотрю, народ платит и жетон получает, на вход: видать, комплексный, что называется, обед. Дело знакомое: первое, второе, компот!
  Только вот что смущает, долларами платят!! Ну, кое-кто и рублями, но как я присмотрелся, в основном, пятидолларовыми  купюрами!
  Не фига, думаю себе, «недорого»! Моих командировочных - дней на пять! Но деваться некуда, да и перед  «фирмачами» неудобно свою финансовую несостоятельность демонстрировать! Ладно, думаю, переживем как-нибудь, и в кармане, наощупь, свои рубли считаю.
  Получил я жетон, вошел в зал…  Наблюдаю… Вижу, берут ребята со стоек  снедь разную, и чего там только нет! Глаза разбегаются! Ну, вам –то сейчас не рассказывать, сами знаете…
  Тут я понимаю, что в выборе меня никто не ограничивает, и решаю: раз я уж так потратился, возьму самое дорогое из блюд! Долго ходил, выглядывал. И остановил свой выбор вот на чем!
  Когда-то мне довелось побывать на концерте в Кремлевском дворце съездов. В перерыве я зашел в буфет, но цены там для моего кармана были неподъемные. И самый дорогой предмет был в таких симпатичных формочках, и с загадочным названием «ЖУЛЬЕН». Ну, не знал я, что это такое, а очень хотел бы узнать!
 И вот сейчас , в этой забегаловке, я вижу этот самый жульен, и мне предоставляется  возможность есть его,  сколько душе угодно! Набрал я на поднос, не помню уже, сколько штук, но – много!
 Оказалось, - грибной соус, но штука вкусная, с какими-то специями, а еще вкуснее от того, что, вроде как, на халяву! По моему прикиду, по стоимости, как бы вдвое больше того, чем я заплатил!
   Съел все, что взял, без остатка, и вышел, очень довольный собою! Но ненадолго…
   Рассказывать, что со мною было в гостинице не стоит, все уже догадались!
Слава Богу, до «Неотложки» не дошло. Боком мне вышла эта халява, и долго я себя воспитывал на нее не покупаться! Но чувство это неистребимо!
 Как в анекдоте:
Салон самолета. Наш человек впервые летит за границу. Стюардесса обходит кресла: "Коньяк, бренди, джин  с тоником!"
    Наш человек: "Спасибо, не надо!"
    Стюардесса: "Халява, сэр!"
    Наш человек, оживившись: "Две халявы!"
                *                *                *