Хватит, поумилялись

Юрий Комболин
Помнится, в начале установления рыночных отношений в нашей стране средства массовой информации заполонили материалы, в которых мои коллеги-журналисты с умилением писали о подростках, которые занялись автосервисным бизнесом: с тряпками и вёдрами, автошампунями они осаждали машины петербуржцев, предлагая помыть их или хотя бы протереть лобовое стекло. В центре их внимания оказывались дорогие иномарки, хозяева которых, тронутые вниманием к ним чумазой и крикливой пацанвы, порой одаривали бизнесменов-подростков и «зелёными».
А потом стали просто гонять от своих автомобилей.
Я со своей «четвёркой» ни разу не удостоился внимания малолетних предпринимателей. Поэтому мне не пришлось после них перемывать машину и перетирать стёкла. Они ведь одной тряпкой и диски, и лобовое стекло моют. Кстати, и ведро у них одно, а воды в нём иногда хватает на пару машин.
Сейчас они подросли, окрепли, сбились в сообщества, расширили словарный запас, что всё вместе помогает им отбивать деньги у очень крутых «братков» за свою, даже без согласования с хозяином, выполненную работу. То есть, когда водителя ставят перед фактом, что машина его вымыта.
Мы не будем считать, сколько денег заработано на этом «автосервисе», и сколько грязи, минуя очистные сооружения, утекло в городскую канализацию, а может, и прямо в Неву или в залив. Всё-таки дети.
Но ведь и все легальные, полулегальные и вовсе нелегальные мойки тоже действуют, в абсолютном большинстве, наподобие тех пацанов. Начнём с того, что очистных сооружений у них нет, а грязь, которая накапливается в ёмкостях и которую необходимо вывозить в специально отведённое место, вываливают в сумеречное время в пределах города на места отдыха горожан или топят всё в тех же несчастных Неве и в заливе.
А качество? Недавно мой коллега решил сделать своей машине подарок – помыть ей двигатель перед техосмотром. Купившись на рекламу, он завернул с Малого проспекта Васильевского острова на 25-ю линию и, буквально за углом, въехал в бокс.  Помыли холодной водой под напором. И безо всяких там приспособлений и шампуней. За немалую цену в 165 рублей. На его претензии к низкому качеству работы просто не обратили внимания, указав на дверь, то есть – ворота.
У нас сейчас проходит широкая кампания «Чистый город». Может, стоит включить в её программу жёсткую, с привлечением независимых экологов и представителей общественности, инвентаризацию питерских автомоек? И наконец-то, убрать с улиц мальчиков с промасленными тряпками и вёдрами с грязной водой. Хватит, доумилялись до того, что питьевую воду приходится покупать в магазине.
Удачи нам на дорогах.
Колонка редактора. Газета «5 колесо», №20, 29 мая, 1999