Застава богатырская Глава 23

Александр Быков Ольга Кузьмина
Глава 23.

Однажды Тру и Тра-ля-ля
Решили вздуть друг дружку,
За то, что Тру у Тра-ля-ля
Испортил погремушку.
Л. Кэррол

- Так ты не уедешь? - взревел Кощей.
- Не уеду из твоей земли, пока ты мне мой меч не отдашь! - упрямо наклонил голову богатырь-гора.
- Ну, тогда мне придется убить тебя, Святогор, - прорычал Бессмертный.
- Тогда тебе придется убить и меня, Кощей, - воскликнул Илья Муромец и, подскочив к Святогору, встал рядом с другом.
- Ну куда он лезет? - схватилась за голову Алена.
- И нас! – переглянувшись, закричали Добрыня и Алеша.
Лебедь охнула и схватилась за сердце.
- И меня, - не отстал от друзей Микула Селянинович.
Застыла напряженная пауза.
- ВСЕХ вас убить? - проскрипел Бессмертный. - Да запросто! - и от нависшего над базальтовым плато смерча отделился ледяной вихрь, ударивший по стоящим плечом к плечу богатырям.
Вихрь отбросил людей шагов на сто от оставшегося стоять Святогора, раскидав их в разные стороны. Пронизывающе-холодный, леденящий душу ветер придавил их к каменистой земле. Острие холода было направлено на Святогора, но он стоял неколебимо, лишь прикрыв щитом лицо от смертоносного ветра.

Лебедь смотрела в зеркало, бессильно кусая губы.
«Змей! Что ты смотришь! Он же сейчас их поубивает!» - мысленно закричала Алена.

- Ох, братушки. Зря вы в дело впутались. Я в такой мороз часочек выдержу, вас же холод убьет за пять минуточек, - предупредил Святогор богатырей. - Вы бегите скорей, пока живехоньки!
- Все равно мы от тебя не отступимся, - прокричал Илья. - Ты скажи лишь, в чем сила Кощеева, как нам с этим ворогом управится?!
И вдруг поток холода прекратился. Это Змей Горыныч, извергая из пасти огонь, ринулся с неба на базальтовое плато. Он встал между богатырями и Кощеем, распростер свои перепончатые крылья, закрывая друзей от губительного холода, и прорычал в черный вихрь:
- Может, ты и меня убьешь, Кощей?! Рискнешь попробовать?
Холодный вихрь стих, и Бессмертный замер на краю плато одетым в черную броню великаном.
- Ты-то, Змей, куда лезешь? С каких пор они тебе друзьями стали?
- Отдай Святогору его меч, Заморыш, и мы уйдем. А коли хочешь биться, так тебе придется биться со всеми.
- Не отдам. Это МОЙ меч.
- Это мой меч, - покачал головой Святогор.
- Да они же сами его мне отдали! - возмущенно завопил Кощей, словно бы обращаясь к какому-то невидимому судье. - Такого невообразимого нахальства я еще не видел! Я Морскому пожалуюсь!
- Жалуйся, - радостно потер руки Добрыня. - А мы расскажем ему, как ты со свадьбы подружку невесты похитил, в лед замуровал и стал выкуп требовать!
- Да я тебя в порошок сотру! - обернулся к Добрыне Кощей. - И всех вас, - он окинул злобным взглядом богатырей.
- Ты меня сперва попробуй сотри, - прогремел Святогор. Он уже слез с коня и сейчас крутил в могучих руках свежерасколотые острые базальтовые глыбы, примеряясь, какую бы метнуть в Кощея.
- И меня, - Змей выпустил длинный, дошедший чуть не до Кощея язык пламени.
- А что? - вскипел Кощей. - Я царь или не царь? Я Всемогущий? Я - Бессмертный?! Да раз на то пошло, да коли так, то я...
- Ну давай! Решайся! - Горыныч, злобно оскалясь, снова дыхнул огнем.
- А вот решусь! Всех вас, всех!.. Я вам всем докажу!!! - и он снова взвился огромным холодным вихрем.
Святогор весь подобрался.
- Вы в глаз его цельте, изверга. У любого урагана есть глаз. Коли ранить его получится, изувечить, порезать до-крови, так буран бессильным рассыплется. Чтобы новый создать, силы надобно. У Кощея-то сила немалая, только все же она не бескрайняя. Если мы переможем ту силушку, не помрем от железа иль холода, то тогда его силушка кончится, и вреда он нам больше не сделает, - стал поучать богатырей Святогор, взявшись поудобней за огромную скалу. За его спиной с луками или мечами наизготовку затаились остальные богатыри.
- Что, всю силу свою потратить готов? - язвительно спросил Змей. - Не боишься со мною помериться, у кого быстрей сила кончится? Своей силе я конца и не видывал. А ты своей, Заморыш?
- Последний раз говорю. Смертной битвой буду биться, а меча вам не отдам! - завыл Кощей, надвигаясь.
Горыныч замер вдруг, словно прислушиваясь к чему-то. Даже перестал выдыхать из пасти огонь.
- Ну и ладно, - вдруг махнул он безразлично крылом. - Не хочешь отдавать меч, так и не надо... На кой ляд он нам сдался?
Богатыри непонимающе посмотрели на Змея. Кощей от подобной перемены тоже опешил. Вихрь исчез. Бессмертный снова стоял великаном на краю плато, и подозрительно смотрел на дракона. Потом затравленно огляделся, чувствуя, что где-то тут скрывается подвох.
- Я тут подумал, - беспечно продолжал Горыныч. - Ну зачем нам меч? Мы и так, в общем-то, неплохо живем.
Кощей стремительно уменьшился в размере и скрылся в глубине одной из расщелин. Змей повернулся к застывшим в недоумении богатырям.
- Нет у него меча. Уже нет, - он разочарованно, и, одновременно, облегченно вздохнул.
- Кто?!!! - взревел выскочивший из расщелины, как пробка, Бессмертный, - Кто?! Отвечай, змеиное отродье! Кто посмел украсть меч?!!!
- А ты догадайся с двух раз, - улыбнулся ему в лицо Горыныч.
Черная тень догадки легла Бессмертному на лицо.
- Черномор, подлюка... Кому же еще! Догоню!! Убью гада!!! - взмыл он в небо огромным перепончатокрылым ящером.
- Не успеешь, - покачал головой Горыныч. - Он уже над своей территорией летит. Даже не над Русью, а над морем. Так что, если ты теперь на него нападешь, то Черномор пожалуется Морскому и...
- Да я сам на него пожалуюсь!.. Вор! Стервец!.. - замахал руками-крыльями Кощей. - А вы что стоите?.. Решили жить здесь остаться, что ли?
- Ну, я полетел, - Змей развернулся и взмахнул крыльями.
- Стоять! - взвизгнул Кощей. - А кто на место отвезет Святогора? Ведь это ты его сюда, в мои горы припер!
- А что мне за это будет? - оглянулся, ехидно улыбаясь, Змей.
- Да ничего тебе за это не будет. Отпущу подобру-поздорову.
- Я и так могу поздорову улететь.
- А я? - встрепенулся Святогор. - По топким землям я отсюда до своих гор не поеду. Не дай Род, завязну еще. Доставляй меня тогда на родину ты, Кощей. А не то я у ТЕБЯ жить буду.
- Э... не надо у меня тут жить! - испуганно взвизгнул Бессмертный, видимо, представив, сколько еще неприятностей может причинить ему грузный Святогор одним только своим присутствием. - Змей! Если он тут останется, то я за себя не ручаюсь. Как только разрушит мне что-нибудь важное, так я на него нападу с полным правом.
- За бесплатно я не работаю, - подбоченился Змей, специально для этого вырастив пару рук.
- Да не знаю я, как его обратно доставить! - взвыл Кощей. - Чтоб до гор родных его дотянуть у меня же силы не хватит.
- Си-илы не хватит? - издевательски переспросил Горыныч. - А я здесь при чем? Сил не хватает, так терпи его у себя над головой.
- Э, нет, Змей! - возмутился Святогор. - Я домой хочу. Мало того, что меча моего не добыли, так ты еще бросишь меня тут что ли?
- Нехорошо как-то получается, Горынушка, - порицающе покачал головой Илья Муромец. - Мы что же, Святогора в царстве кощеевом одного оставим? Меча у Кощея теперь нет. Ничего другого нам от него не надо. Так?
- Так, - обречено вздохнул Змей. - Выходит, все теперь против меня?
- Заварил кашу, баламут зеленый, так тащи меня теперь обратно! - Святогор взобрался на своего звероподобного коня и выжидательно посмотрел на Горыныча. - Ну? Готов?
- Ладно, - махнул тот крылом. - Чего уж там...
Святогор ударил коня пятками в бока. Конь набрал разгон и, получив по крупу плеткой, взвился вверх богатырским скоком. Горыныч догнал его на лету, подхватил и поволок, отчаянно работая крыльями, все дальше и выше.
- Ну что, ребятушки? - оглядел оставшихся богатырей Илья. - И мы поедем-ка... Если что не так, ты уж, Кощей, извиняй. Не со зла мы.
- Угу, - кивнул Добрыня. - Работа у нас такая.
И богатыри, развернув коней, помчались кратчайшим путем к Огненной речке. А дальше, перемахнув ее, над более ровными местами пошли уже богатырским скоком.
Проводив незваных гостей долгим озлобленным взглядом, Кощей оглядел причиненные его царству разрушения, присел на краешке изломанного базальтового плато и, обхватив голову руками, тяжко застонал.


Только убедившись, что богатыри беспрепятственно покинули царство Кощея, Алена и Лебедь облегченно вздохнули и присели за стол. Глянув на скатерть-самобранку, не сговариваясь, заказали по чарке меда.
- Ну вот, - улыбнулась Лебедь. - У Кощея теперь меча нет.
- Зато он есть у Черномора.
- Ты, конечно, предпочла бы, чтобы он был у Змея, - язвительно улыбнулась Лебедь.
- Конечно предпочла бы. И дело не только в моих чувствах, Просто он и так сильный и никакой меч ему не нужен.
Лебедь вдруг подскочила с раскладного ременчатого стула.
- Что ж мы сидим, как дуры? Кощей ведь жаловаться обещал! Такое зрелище нельзя пропускать, - и она вновь склонилась над озерцем. Зашептала что-то, повела руками.
На водной глади проступили очертания подводного дворца. Царь Морской, сидя на троне, тоскливо взирал на приступ истерики своего младшего братца. Только сейчас, видя обоих братьев одновременно - одного, атлетически сложенного, и лишь немного полноватого, и другого, тощего, сутулого и нервно дергающегося, Алена в полной мере смогла оценить прозвище Кощея - Заморыш.
- Да я его! Пусть отдаст мне немедля мой меч, а не то я...
- Да ты угомонись. Подумай, - сделал успокаивающий жест Морской. - Ну, прозевал ты драгоценный свой меч. Так ведь он и тебе... кхм... не вполне честно достался. Не строй из себя обманутую невинную девицу.
- Да как ты можешь?! Ведь он же украл...
- Колечко, половина которого и придает мечу все его волшебные свойства, вообще-то было мое. Я его лично сделал, если ты помнишь. Так что, коли всем быть до конца честными, то вы МНЕ его должны отдать.
Кощей опешил от такого заявления. Открыл рот, закрыл.
- Н-ну, братец... Ну ты... Она ж, Лебедь, сама мне его...
- Да я и не претендую, - махнул рукой Морской. - Тут разбираться начнешь, так все еще больше запутается. Лебедь я простил, и всему делу погреб. Но ведь тот меч, который украл Черномор, не с той половинкой кольца, что Лебедь дала тебе...
- Знать ничего не знаю, - уперся Кощей. - Он мне честно достался.
- Шантаж - это честно? - удивленно поднял брови Морской.
- Уж почестнее, чем воровство! - театрально воздел руки к небу Кощей.
- А по мне, так вор у вора дубинку украл. Дело это грязное. Я в него мешаться не буду.
- Ах не будешь? - Кощей недобро сощурился. - Не будешь, да?
Морской развел руками.
- Ну так я... Коли Черномор не отдаст мне моего меча до завтра, то я ему... - Бессмертный решительно рубанул рукой воздух. - Царь я, или не царь? Волшебник я или хрен собачий?
Морской снисходительно посмотрел на своего разбушевавшегося братца. «Ну, ты уж, как-нибудь, сам для себя реши», - читалось во взгляде Морского.
- Раз ты не хочешь вмешиваться, то я сам накажу вора!.. Коли он завтра, к полудню, меча мне не отдаст, то я ему весь дворец сотру в порошок! Разнесу по камешку!
Морской нахмурился.
- Да постой ты. Не горячись так.
- А что? Он ВОР! Он МОЙ меч украл! Имею право!
- Ну хорошо. Коли ты не желаешь слушать советов... - Морской решительно сжал губы и расправив плечи встал с трона. В руках его сверкнул, появившийся откуда ни возьмись золотой трезубец. - Но знай: если при этом в МОЕ море упадет хоть камушек, хоть песчиночка, я ТЕБЯ в порошок сотру. Имею право.
Взгляды братьев скрестились. Безмолвный поединок длился недолго. Кощей опустил взгляд на мраморный пол, невразумительно ругнулся и, вынув из кармана пульт, исчез. Морской, усевшись на трон, сразу как-то ссутулился. Тяжко вздохнул. Потом устало поднял руку, щелкнул пальцами. На стене проступило зеркало. С него на Морского смотрел бледный, как смерть, Черномор.
- Ну что? Допрыгался?.. Теперь уж точно ты сам во всем виноват.
- Да что же мне теперь, под Заморыша прогибаться? Он прошляпил, а я за так ему меч отдавай?! - взвился средний брат.
- Ультиматум ты слышал. Мое слово крепкое. Если в море упадет хоть один камушек, я вступлюсь. Ну, а нет...
Черномор безнадежно махнул рукой, и связь прервалась.


- Ну вот, - Лебедь вздохнула и взмахом руки убрала изображение с водной глади. - Жалко папочку. Эти дурни меж собой воюют, а он переживает.
- Что же дальше-то будет? - задумчиво спросила Алена.
- Время покажет... Посмотрим на черноморов дворец завтра в полдень. Я думаю, там все решится. До той поры и Алеша с друзьями до заставы доберется.
«Хорошо ей - Алеша в рот глядит, любой каприз выполняет. А тут угораздило влюбиться в незнамо кого, и бегай за ним по всей сказке. Может, правда с Ягой посоветоваться? А что, сейчас и схожу, чего зря день терять?» - Алена вскочила со стула и решительно направилась в лес.
- Стой! - ухватила ее за руку подбежавшая Лебедь. - Куда это ты собралась?
- Да так... погулять - смутилась Алена. И вдруг с вызовом посмотрела на подругу. - А что? Без твоего разрешения мне нельзя уже шагу ступить?
- Ты устала, милая Аленушка, - торопливо зашептала Лебедь, положив ладонь девушке на спину, между лопаток. - Хорошенько отдохнуть тебе надобно. На пуховой периночке выспаться...
Алена попыталась что-то возразить, но по ее телу уже прокатилась неумолимой волной сонная слабость, рот сладко зевнул, и глаза закрылись сами собой.
- Ну вот. Так-то мне спокойнее будет, - облегченно вздохнула Лебедь, и, подхватив Алену поудобнее, понесла ее по тропинке к заставе. - Надо же! Собралась уже к Змею, дурочка. Вот ведь как ее угораздило... Ну ничего, выспится, отдохнет, пока богатыри не подъедут. А там и Бабу Ягу позову. Вправлять таким молодым дурочкам мозги - это самая что ни есть ее, Яги, работа.


Проснулась Алена от солнечного света. Увидела открывающую ставни Лебедь. Непонятное чувство какой-то обиды на подругу шевельнулось в душе. Но Алена, как ни старалась, не могла вспомнить, за что она обиделась.
«Последнее, что помню - как мы на Морского с Кощеем смотрели... А потом, наверное, я прямо там и уснула».
Алена удивленно посмотрела на улицу. Судя по солнцу, время шло к полудню.
- Ну ты, милая, и соня, - покачала головой царевна Лебедь. - Почитай спала сутки целые. Вставай, пойдем смотреть на бесплатное представление. Истек срок, который Кощей дал Черномору. Если Черномор не вернет меча, то мои дядюшки сцепятся в драке. А поскольку у Черномора, нашими стараниями нет теперь бороды, то чую, Кощей задаст ему хорошую трепку... И поделом интригану.
Алена оделась. Не в парадный сарафан, а в походный костюм, прихватив с собой и суму, в которой так и лежала, дожидаясь своего часа, оставшаяся шишечка. Лебедь неодобрительно покачала головой, но говорить ничего не стала. Вдвоем они вышли на крыльцо. Там уже ждали их богатыри. В доспехах и при оружии, верхом на конях.
- Вы чего это? - удивилась Лебедь.
- На всякий случай, - переглянулись Илья и Алеша.
- Никаких больше вам «всяких случаев»! - замахала руками царевна. - И так уже я вся извелась, глядя, как вас чуть Кощей не убил. Родной дядя убил бы мне мужа! Это виданное ли дело?!
- Да уж. Повезло мне с родней, - пробурчал Алеша.
- А ну снимайте доспехи немедленно. А не то ничего вам показывать не буду! Ишь, наловчились - придут посмотреть, а там, глядь, и в драку влезут. Нет уж, пусть-ка дядьки мои без вас меж собой разбираются.
Богатыри, переглянувшись, нехотя слезли из седел, сняли шлемы и стали стягивать с себя кольчуги. И только Микула Селянинович, который, похоже, боевого доспеха и вовсе не имел, за ненадобностью, просто слез со своей соловой кобылки и приставил к стене терема длинное копьецо, размером мало отличающееся от того бревна, которое он расщепил вчера, сражаясь с чудищами Кощея.
«Получается, богатыри могут и без твоего позволения шагнуть в озеро, и оказаться на месте событий? Так?» - мысленно спросила царевну Алена.
«Не могут. Чтобы превратить обычное магическое зеркальце в переход, нужна недюжинная сила и некоторый магический навык. А иначе не туда забросит, или вовсе не подействует. А ежели какие-то магические предметы через портал передавать, так тут дело еще сложнее. Твоя волшебная шишечка и то усложнит дело. А скатерть-самобранка, или тот же меч-кладенец - с ними вообще отдельный разговор...»
«Что же ты тогда на них напустилась?»
«А пусть заранее ни на что не рассчитывают. А то что это такое получается? Я звала их смотреть, а они подраться приехали!»
Богатыри, тем временем, разоблачились. Царевна придирчиво обвела их взглядом, и, зажав подмышкой скатерть-самобранку, возглавила шествие к озерцу. Через пару минут вся компания расположилась за столом, под навесом, который никто со вчерашнего дня не убирал. Лебедь театрально взмахнула рукой, и перед их взором предстал нависший над морем на высокой скале дворец Черномора.
- Как Кощей не уронит в море ни камушка? - удивленно пожал плечами Добрыня. - Собственными руками он дворец разбирать, что ли будет?
- А уронит, так ему мой папочка такую трепку задаст, - мечтательно улыбнулась Лебедь.
Над дворцом нервно каркая кружили вороны. Серое, покрытое белыми барашками волн море отражало такое же серое, все в низких, клубящихся тучах, небо. На стенах и башнях замка суетился народ, устанавливая какие-то хитроумные метательные машины. Белостенный город Неаполь, лежащий невдалеке от замка, словно бы вымер. На улицах не наблюдалось никакого движения. Ни одного корабля не было ни в порту, ни на море. Невдалеке от дворца клубилась туча нетопырей. Приглядевшись, Алена заметила что-то вроде паутины.
- Лебедь, глянь-ка. Что это держат слуги кощеевы?
Царевна приблизила изображение. Летучие мыши и правда держали на ниточках огромную сетку. Над сеткой, прямо в воздухе, часто и ярко, словно молния, вспыхивало. И после каждой вспышки вниз падали небольшие свертки. Маленькие, похожие на черных обезьянок существа, бегая по сетке, раскладывали упавшие свертки ровными рядами, пересыпая их каким-то серым порошком. Груда свертков росла. Близился полдень. Вдруг чуть в стороне от стаи нетопырей вспыхнуло непривычно ярко, и из вспышки в небо взмыл черный птеродактиль.

- Кощей! - хором выдохнули за столом.

- Ну, так что, готов ли Черноморушка ты отдать мне мой меч украденный? - прогремел над бурным морем грозный голос Кощея. - Ждать осталось мне еще минуточку... Иль тебе дворца не жалко, Черноморушка?

- А где сам Черномор? - спросила Алена.
- И верно, - Лебедь защелкала пальцами, пошептала что-то и взмахнула над водной гладью.

Черномор сидел по колено в воде на ступенях каменной лестницы, ведущей из его дворца в морское царство. В правой руке он сжимал меч-кладенец - тот самый, покрытый ржавчиной, с отломанным кончиком клинок, на который Святогор нацепил половинку Кольца. Под левой рукой злосчастного кощеева брата стояла драгоценная ваза эпохи Мин. Видимо, самый милый его сердцу предмет во дворце.

- Ловкий ход, - ухмыльнулся Добрыня. - Черномор теперь хотя бы сам, лично, находится в безопасности. Ведь ногами он стоит уже во владениях Морского Царя. Лично на него Кощей теперь и кирпичика уронить не посмеет.
- А где же Людмила? Неужели он оставил ее в замке? - озабоченно спросила Алена.
- Людмила разругалась с ним, как только узнала, что черноморов замок, скорее всего, уничтожит Кощей, - скривилась в презрительной усмешке царевна Лебедь. - Сейчас она, наверное, на пути к папочке. То-то Красно Солнышко обрадуется.

Черномор наблюдал за происходящим снаружи, глядя в большое, натертое до зеркального блеска медное блюдо. Уже все летучие мыши взялись за ниточки, держащие огромную сетку. Обезьяноподобные существа, уложив тысячи свертков в большую кубическую конструкцию, стали исчезать один за другим, оставляя после себя яркую вспышку. Когда исчезли все, Кощей громоподобным голосом произнес:
- Твой срок истек, Черномор. Отдай меч немедленно, или прощайся с дворцом!
Черномор, вздрогнув, плюнул на каменную плиту и зло прошипел.
- Хрен тебе! Попробуй-ка его разрушить, ни единого камешка не уронив в воду.
Несколько ярких вспышек под клубящимися тучами, и рядом с Кощеем забили крыльями еще полдюжины гигантских нетопырей, почти столь же огромных, как и сам птеродактиль-Кощей. Помедлив секунду и не услышав черноморова ответа, Кощей махнул кожистым крылом, и вся его летучая армия медленно двинулась на замок.