Страницы истории команчи

Игнат Костян
  Вначале XVIII в. группы команчей как указывалось выше, откололись от шошонов и начали откочевывать на юг. Заключив союз с  индейцами-юта, они заняли центральные равнины (восток Колорадо и запад Канзаса). Там они столкнулись с исконными жителями этих мест - степными апачами. Тогда же, как считает ряд исследователей, произошла первая встреча команчей с европейцами: около 1700 года в сопровождении нескольких юта они посетили испанскую факторию в Таосе (ныне территория Нью-Мексико). Хотя сведения об этой встрече в источниках не сохранились, точно известно, что уже к 1706 г. испанцы уже доподлинно знали, кто такие команчи.
 В то время  индейцы-апачи в союзе с индейцами-пуэбло  хозяйничали  в долине реки Рио-Гранде. Где начали сталкиваться с совместными рейдами проносившихся вихрем команчей и юта, нападавших и разорявших их селения в восточной части Колорадо. Небольшие, изолированные друг от друга, деревеньки апачей не могли долго сдерживать яростный натиск вражеских племен и к 1716 г. хикарилья-апачи были оттеснены в горы на север Нью-Мексико, а другие группы степных апачей начали спешно уходить с обжитых мест в Оклахому и северный Техас. Летом того же года команчи и юта приходили торговать в ряд испанских городов Нью-Мексико.
Уверенные, что эти торговцы были шпионами, испанцы нанесли «предупредительный» удар по селению команчей и юта к северо-западу от Санта-Фе, а захваченных пленников продали в рабство. На три года испанцы обрели относительный покой, однако на Равнинах война команчей и юта с апачами продолжалась. Становилось все более очевидным, что приход команчей дестабилизировал целый регион, а отступление апачей на юг превратилось для испанцев в серьезную головную боль. Апачи-липан и апачи-мескалеро остановились в южном Техасе и принялись вымещать злость на близлежащих поселениях белых, а другие группы апачей пошли на запад, в Аризону, угрожая отрезать Санта-Фе от Эль-Пасо и северной Мексики. В 1720-х гг. белые убедили дружественные группы степных апачей не уходить дальше на юг, а остаться на Рио-Гранде. Испанцы хотели превратить их в «живой щит». Примерно к 1723 г. война между команчами и юта с одной стороны и степными апачами - с другой, достигла своего апогея. В 1724 г. состоялось масштабное сражение близ Эль-Гран-Сьерра-де-эль-Фьерро (Железных Гор). Точная дата и место битвы не установлены, известно только, что апачи потерпели сокрушительное поражение. Вскоре исчезли последние селения апачей по верхнему Арканзасу. В центральной и южной части равнин маленькие, рассеянные группы апачей оставались еще порядка десяти лет, однако команчей уже ничто не могло сдержать. К 1730 г. они контролировали почти весть Техас и прилегающие районы Нью-Мексико. Примерно тогда же разошлись их пути с юта, которые заключили в 1740-х годах против них союз с испанцами и  в 1750 хикалрилья-апачами. На следующие 50 лет бывшие союзники стали кровными врагами.
Конечно,  война команчей и юта по утверждению современников не достигла того накала, как их противоборство с апачами. Первоначально команчи только «играли» с юта, время от времени посылая против них небольшие отряды, однако скоро эта тактика перестала приносить пользу, и они навалились на юта всей своей мощью. Юта были вынуждены уйти с равнин и укрыться в горах. Хотя война продолжалась до 1786 г., группы команчи-котсотека на протяжении 1740-х гг. беспрепятственно пересекали Арканзас и перебирались в Нью-Мексико. Их примеру во второй половине XVIII в. последовали другие группы команчей, которые закрепились в Льяно-Эстакадо, на севере Техаса. Между тем, основная часть  команчи-ямпарика и юпе оставалась в старых селениях к северу от Арканзаса до начала следующего столетия.
Преследуя отступающих юта, команчи превратились в главную угрозу для испанцев Нью-Мексико. Три причины - торговля, лошади и апачи - привлекали команчей в испанские владения, и, что самое удивительное, они ухитрились удовлетворить все три желания разом. Команчи попросту разделились: одни спокойно торговали в г.Таосе, другие похищали коней где-нибудь еще, а третьи сражались с апачами. По испанским данным выходило, что индейцы еще в 1725 г. использовали при перекочевках собак. Десятью годами позже необходимость в этом отпала, так как к тому времени команчи уже полностью обеспечили себя лошадьми. Тем не менее, спрос на них по-прежнему оставался высоким. Коней можно было с немалой выгодой сбывать другим племенам равнин. Налеты конокрадов приносили испанцам немалые убытки, однако команчи в качестве компенсации привозили в города Нью-Мексико бизоньи кожи и рабов, и отношения оставались терпимыми. Правда, в 1742 г. против конокрадов была все-таки отправлена военная экспедиция, но по установившейся традиции она не нашла никого, хотя дошла вплоть до селений индейцев-вичита располагавшихся вдоль Арканзаса.
В то же время команчи обрели еще одного торгового партнера в лице французов, которые объявились в районе р. Ред-Ривер и начали торговать с вичита, а с 1747 г. - и с команчами, поставляя им ружья,  и выступая в роли миротворцев в конфликте вичита и команчей. И это стало для испанцев настоящей катастрофой. Французы угрожали не только торговым интересам, но и самой безопасности испанских владений. С команчами они достигли полного взаимопонимания – ружья  в обмен на лошадей. Откуда же индейцы доставали «товар», их ни сколько не интересовало. Число охотников за испанскими скакунами среди команчей возросло многократно. В 1746 г. летучий отряд напал на г.Пекос, и с тех пор, территория Нью-Мексико фактически оказалась на осадном положении. В следующие сорок лет покоя испанцам не было нигде. Попытки ответить ударом на удар, а также строительство крепостей, карательные экспедиции 1747 и 1749 гг. не давали положительного результата. Показательно, что пока одни команчи воевали, другие мирно приходили торговать и в  г.Пекос, и в г.Таос, но оба этих населенных пункта (первый в 1746, 1750, 1773 и 1775 гг., второй в 1760 г.) подвергались нападениям команчей. У команчей отсутствовало централизованное правление, они не являлись единым племенем.  Каждое подразделение само решало вопросы войны и мира по своему, и на свой лад.  Провалилась очередная военная экспедиция против них в   1768 г., когда команчи фактически остановили испанскую экспансию из Нью-Мексико на восток и прервали прямую связь с новыми поселениями в Техасе.
Первый военный успех пришел к испанцам в 1774 г., когда отряд в 600 солдат, ополченцев и индейцев-пуэбло под началом К. Фернандеса напал на деревню команчей у Испанских гор (территория Нью-Мексико) и взял больше ста пленных. В 1779 г. новый губернатор Нью-Мексико, Х. Б. де Анса, собрал армию в 500 испанцев и 200 наемников из юта и апачей, которые захватили большое селение команчей и в бою убили влиятельного военного вождя, Зеленого Рога (Куэрно Верде). После этого число индейских набегов заметно снизилось, хотя и не полностью. Тогда в 1785 г. де Анса известил команчей, что испанцы хотят мира, и предложил им выбрать одного делегата для подписания договора. Его идея принесла плоды той же осенью, когда техасские команчи заключили мир с губернатором Техаса, Д. Кабельо.
У команчей-котсотека главным противником мира являлся военный лидер по имени Белый Бык (Торо Бланко - исп.), однако котсотека убили его и разогнали его сторонников. На общем совете  команчских групп: котсотека, ямпарика и юпе избрали главой мирной делегации Кожаную Шапку (Экуэракапа). В начале 1786 г. состоялись две встречи с испанцами, в  г.Пекос и на индейской территории. В июле Анса отправил подписанный договор в Мехико, а в октябре он был ратифицирован. Вместе с тем Анса добился перемирия между команчами и юта, а также заключил союз с команчами против апачей. Отныне на много лет в Нью-Мексико воцарился мир, взаимная торговля получила новое развитие, а тех испанцев, которые торговали с команчами, стали называть «команчеро». Деловые контакты между жителями Нью-Мексико и команчами успешно выдержали испытание временем и были перенесены в следующий, XIX век. Они не прерывались даже тогда, когда индейцы обращали купленное у команчерос оружие против жителей Техаса и северной Мексики.
Кроме войн с испанцами, юта и апачами, команчи на протяжении второй половины XVIII в периодически осуществляли набеги на другие племена Центральных Равнин. Они дрались с сиу-лакота, шайенами, арикарами, канза, осейджами, пауни и др. индейцами. Обычно камнем преткновения служили лошади. У команчей всегда их было больше, чем нужно, а эти племена не желали снисходить до торговли, особенно когда сами получили ружья от миссурийских французов. Чаще шли самым простым путем - встречая всадника-команча, его тут же пристреливали, коня забирали, а это уже значило войну.  Команчи выработали тактику борьбы с противником, вооруженным однозарядными ружьями, а пауни и осейджи к тому времени обзавелись собственными табунами, правда, преимущественно за счет тех же команчей. В 1746 г. три племени схватились в большой войне. Через четыре года при посредничестве вичита команчи и пауни помирились и общими усилиями обрушились на осейджей; в 1751 г. те были разбиты. После этого пауни приняли решение уйти из Канзаса и переселились далеко на север, в Небраску. Команчи в свою очередь частью отправились к Льяно-Эстакадо, частью укрепились у Арканзаса.
Однако мир длился недолго. Индейцы-пауни на своей новой родине не оставили мыслей о неисчислимых табунах Техаса и Нью-Мексико. Обычно они отправлялись в набег пешком, чтобы в случае успеха вернуться верховыми. Неизбежным итогом стало возобновление взаимных столкновений (1790-93 и 1803 гг.). Команчи снова взялись за оружие  и в 1791 г., наголову разгромили осейджей. В 1796 г. они стерли с лица земли целый лагерь осейджей на границе современного Канзаса и Миссури.
Непросто складывались отношения команчей и с индейцами-кайова, взаимные разногласия с которыми возникали еще в Вайоминге. До 1765 г. кайова проживали в Южной Дакоте, в Блэк-Хилс, но затем были изгнаны оттуда индейцами лакота, идущими с Миссури. Кайова пришлось идти на юг: сначала вверх по р. Платт, оттуда в Канзас и наконец в южные равнины, к р. Арканзас – земли, которые команчи привыкли считать своими. К 1780 г. кайова находились в состоянии войны с  команчи-ямпарика и команчи-юпе, причем обе стороны признали, что противник им попался достойный. Будущий мир зародился на случайной встрече в испанской фактории (точная дата неизвестна - скорее всего, около 1805 г.). Хозяину только чудом удалось не дать воинам кайова и ямпарика сцепиться, после чего один из кайова выразил желание уйти с команчами и провести у них лето. Осенью он вернулся невредимым, и это стало залогом мира. Очевидно, на урегулирование разногласий потребовалось несколько лет, однако в результате не только закончилась война, но и был заключен прочный, нерушимый союз. Он распространился и на необычных друзей кайова –кайова-апачей. К этому союзу команчи, должно быть, привыкли не сразу, поскольку оба народа долгое время враждовали друг с другом.
Еще один важный союз команчи заключили с южными подразделениями индейцев-шайеннов и арапахо. Они пришли в Центральные Равнины вскоре после ухода оттуда индейцев-пауни. Эти земли считали своими личными охотничьими угодьями едва ли не все племена Центральных Равнин, и на первых порах шайенны и арапахо оказались о кольце врагов. Для того, чтобы выжить, два племени сразу же объединились между собой. На юге их привлекла торговля  с испанцами Нью-Мексико, затем с американцами. В 1830-х гг. главным торговым центром на южных равнинах был Форт-Бент, американская фактория на р. Арканзас на юго-востоке Колорадо. Населявшие форт, дружили с шайенами. Глава форта даже был женат на шайенке. Торговля в форте осуществлялась и с враждующими с шайенами племенами, такими как команчи. Междоусобные распри мешали форту функционировать должным образом и извлекать необходимые выгоды. По инициативе Главы форта шайенны и арапахо предложили команчам и кайова трубку мира. Так был заключен «Великий мир 1840 г.» - важная веха в дипломатии южных равнин. Новых друзей команчи одарили лошадьми. О заключении этого мира будет рассказано ниже.
Что касается Техаса, то на протяжении XVII в., он оставался глухой и практически неосвоенной провинцией Испании. В Мадриде по-настоящему вспомнили о нем лишь тогда, когда французы, закрепившись в Луизиане, постепенно начали выбираться за ее пределы. В 1716 г. испанцы построили миссию-президио Нагадочес – первый  камень в создании на территории Техаса цепи укрепленных поселений. Команчи поначалу отнеслись к этому начинанию спокойно, эти земли не входили в круг их непосредственных интересов. Однако, в скором будущем мир в регионе был нарушен, и без участия команчей не обошлось. Всему виной был их застарелый конфликт со степными апачами. К концу 1720-х гг. часть апачей оказалась выжатой в южный Техас и отступала дальше на юг, к Рио-Гранде. Этих индейцев стали называть липан. Для испанцев новый сосед оказался более чем беспокойным. Липаны сразу же обрели скандальную известность, расправившись с маленькими и слабыми племенами коагультек, чисо, яно и мансо, они стали воевать с каннибалами тонкава и кэддо и совершать набеги в северную Мексику.  За собой липаны привели в Техас своих преследователей –команчей.  Первое упоминание о команчах в Техасе относится к 1743 г., в некоторых донесениях их именуют нортекос – собирательный  термин, который, вероятно, включал в себя также вичита и пауни. Испанцы попытались установить с липанами дружеские связи и затем обратить в христианство, однако должного успеха это, как и в случае с другими апачами, не возымело. Более того, вожди липанов ухитрились переиграть самих испанцев. В 1757 г. их посланники обратились к испанским властям с просьбой построить для них миссию - причем на участке, уже облюбованном команчами. Наживку заглотили обе стороны: испанцы открыли миссию, а команчи (вместе с вичита) незамедлительно ее уничтожили. Карательный отряд под командованием полковника Д. Парильи в бою на Ред-Ривер в 1759 г. потерпел поражение, а через два года команчи напали на вторую миссию, выстроенную для липанов на р. Нуэсес. Липаны могли торжествовать, им удалось столкнуть своих недругов лбами.
В следующие 25 лет команчи превратили в театр боевых действий огромную территорию – восточную  часть Техаса и мексиканские земли по ту сторону Рио-Гранде. Набеги и столкновения переросли в три локальных войны – команчей  против испанцев, команчей против липанов, а также  липан против испанцев. В 1763 г. Испания получила от Франции Луизиану, однако на торговлю в регионе это не повлияло. Техасом испанцы продолжали управлять из Мехико, а Луизиана была передана в ведение вице-короля Кубы. Соответственно, руководство этими землями осуществлялось из Гаваны. В Луизиане оставались французские купцы, которые, как и прежде, вели дела с команчами при посредничестве вичита. В 1770 г. власти Луизианы через них предприняли первую попытку помириться с воинственными индейцами-вичита. Приняв эту идею благожелательно, команчи  продолжали устраивать рейды в Техас. Число набегов начало сокращаться лишь с начала 1780-х гг. в связи с жестокой эпидемией оспы (1780-81)  среди команчей.
К 1778 г. липан-апачи и их родственники, поселившиеся у Рио-Гранде, превратились в проблему настолько серьезную, что даже команчи стали казаться испанцам не такими беспокойными соседями. Более того, власти задумали использовать команчей в борьбе с липан-апачами. Губернатор Техаса Д. Кабельо, который к тому времени провел несколько успешных операций против степных племен, в 1785 г. через индейцев-вичита пригласил команчей на переговоры. Переговоры прошли в октябре того же года в Бехаре, и испанцы добились ошеломляющего успеха. Получив богатые подарки и обещания торговых льгот, команчи Техаса не только подписали союзный договор с испанцами, но и пообещали уговорить своих западных родичей заключить мир с правительством Нью-Мексико. Соответствующее соглашение было подписано год спустя и оказалось на удивление долговечным.
В отношении же Техаса все сложилось иначе. В течение 1786 г. один за другим, по разным причинам, отошли в мир иной почти все вожди, которые подписывали договор. В результате некоторые группы команчей взялись за старое – грабежи  и набеги на техасские поселения. Между тем следует признать, что масштабы набегов были много ниже, чем раньше, и в силу этого сохранялся шаткий мир. Имели место инциденты, которые едва не привели к возобновлению войны как, например, убийство сына вождя команчи-ямпарика в 1803 г.. Однако, тогда вмешались западные команчи, и кровопролития удалось избежать. И в Техасе, и в Нью-Мексико команчи совместно с испанскими солдатами участвовали в боях с липан-апачами. Самым весомым их вкладом стала операция 1789-90 гг., когда они помогли генералу Угальди нанести сокрушительное поражение липанам на юге Техаса. Липаны тогда получили такой удар, что бежали через Рио-Гранде в Мексику, однако  команчи настигли их и там.
  В последние годы испанского правления Техас находился в хаосе. За восстанием Идальго (1810г.) последовала попытка американских авантюристов (так называемых «флибустьеров») захватить Техас (1812-13гг.). На Ред-Ривер и р. Арканзас появились американские торговцы, которые выменивали у команчей лошадей на ружья и боеприпасы; вследствие этого участились нападения индейцев на техасские поселения. В частности,  один из вождей команчи, известный под прозвищем «Глухой» (Эль Сордо-исп.), в 1810 г. приняв изгнание, сплотил вокруг себя группы таких же команчей изгоев из других племенных групп, конокрадов и налетчиков и начал  совершать набеги на Техас и Мексику. Через год он был арестован в Бехаре и заключен в тюрьму в Коагуиле. Техасцы свой гнев обратили естественно на остальных команчи, с которыми были в мире. Последние собрав родоплеменные военные отряды прибыли за объяснениями в Бехар. Техасцы, предвидя сражение, выступили против команчей численностью 600 испанских солдат. Боя не произошло, однако отношения между команчами и техасцами испортились навсегда.
На смену Новой Испании в 1821 г. пришла Мексиканская республика. На следующий год Ф. Руис добился от команчей Техаса перемирия, а в декабре в Мехико состоялось подписание «договора о вечной дружбе». Однако из-за отсутствия денежных средств у молодой республики на оплату подарков для команчей «вечной дружбы» не получилось, и команчи возобновили свои набеги в течение двух последних лет. Под угрозой оказалось и соглашение с Нью-Мексико. К 1825 г. уже «пылала» вся долина р. Рио-Гранде. Особенно страдала провинция Чиуауа. Попытки все уладить средствами дипломатии (встречи в Чиуауа в 1826 г. и Эль-Пасо в 1834 г.) ни к чему не привели. Власти Нью-Мексико применили экономические санкции, приостановив в 1831г. деятельность команчеро и сибольеро (охотников на бизонов). Но желаемого  эффекта  данные санкции не возымели, так как  практичные команчи к этому времени имели и других надежных торговых партнеров. Тогда в 1835 г.  провинция Сонора возобновила выплаты за скальпы индейцев. Вначале 1840-х гг. ее примеру последовали мексиканские провинции Чиуауа и Дуранго, однако команчи все равно чувствовали себя полноправными хозяевами северной Мексики. Некоторые военные отряды команчей не спешили возвращаться с добычей на родину и порой оставались в Мексике по несколько месяцев. Поселения Техаса служили для них постоянным источником добычи, а когда с 1821 г. там начали селиться американцы, команчи не разбирали, кто перед ними – англичане  или испанцы. Тогда же был открыт караванный путь, который связал Санта-Фе и Миссури, и англо-американское влияние среди команчей получило сильнейший толчок к дальнейшему развитию. Команчи же какое-то время оставались для американцев далеким и загадочным народом. Торговцы принялись искать источник лошадей и мулов для иммигрантов, и скоро нашли его на южных равнинах в лице команчей. Более того часть Команчерии стала территорией США в связи с покупкой последними Луизианы в 1803 г. у французов. Но вместе с тем американцы не торопились ее осваивать. В следующие двадцать лет их интересы в Великих Равнинах связывались в первую очередь с меховой торговлей по Миссури. На южных равнинах французские купцы, теперь уже граждане Соединенных Штатов, продолжали общаться с команчами и вичита. С течением времени к ним присоединялось все больше  англо-американцев.
Агенты по индейским делам в Луизиане скоро начали получать указания установить контакт с  команчи-хиетан. Первая официальная встреча прошла в 1807 г. в Натчиточес. Американскую сторону представлял доктор Д. Сибли. Он роздал вождям команчей подарки и выдал первую лицензию на торговлю с ними. Воинственные племена получили не только огнестрельное оружие, но и замечательную возможность сбывать украденный у поселенцев скот. В 1821 г. началась мексиканская революция. Мексика завоевала независимость от Испании и англо-американцы хлынули в Техас. Торговый тракт Санта-Фе находился под контролем команчей, которые встречая англо-американских поселенцев  на пути в Техас вели себя корректно, не нарушая договорных отношений. Однако поселенцы предпочитали выезжать большими и хорошо вооруженными группами и в свою очередь старались не провоцировать команчей. Куда большей угрозой для неосторожных путешественников являлись воины осейджей и пауни нападавшие и грабившие их на пути. На команчей часто списывали грехи других племен. К сожалению, «миролюбие» команчей на тракте Санта-Фе не распространялось на территорию Техаса.  В Техасе команчи  всегда воспринимались, как враги даже когда оскорбление поселенцам наносили вичита или кто-либо еще из индейских племен.
В 1833 г. для заключения договора с команчами от имени Соединенных Штатов в Техас прибыл С. Хьюстон. Он успел провести с ними несколько встреч, пока мексиканские власти обеспокоенные популярностью американского политика не нашли предлог о высылке его из Техаса. После отделения Техаса от Мексики (1836г.) С. Хьюстон стал его первым президентом. Переговоры с техасскими команчами возобновились в мае 1838 г., однако Хьюстон всячески избегал самого больного вопроса – границы  между Команчерией и владениями бледнолицых. Тогда переговоры зашли в тупик. В декабре Хьюстона сменил М. Ламар, полагавший, что в отношении индейцев самый верный аргумент – сила. В первую очередь он вознамерился освободить всех пленников англо-американцев, которые попали к команчам за десять лет мексиканского правления. Большинство из них составляли женщины и дети, и желание англо-американских техасцев совпадало с планами Ламара. Для того, чтобы решить эту проблему, в марте 1840 г. была организована встреча в Сан-Антонио.  Однако, как выяснилось на встрече с команчами, техасцы питали на этот счет  иллюзии. Захваченные в плен белые женщины к тому времени сожительствовали с мужчинами команчи и имели от них детей, это было их лучшей участью, находясь среди свирепых индейцев. Что касается детей, то команчи воспитывали их, как своих собственных, и те не имели никакого желания возвращаться. Когда техасцы узнали об этом, то пришли в необузданную ярость, и переговоры провалились. Вожди команчей, участвовавшие в переговорном процессе  (по условиям встречи им гарантировали безопасность), были взяты солдатами  под стражу, и им было заявлено, что отпустят их только в обмен на белых пленников. Тех, кто пытался возражать, сопротивляться или бежать, тут же расстреливали. В плен попало 27 команчских женщин и детей, 30 вождей и военных лидеров убито, в перестрелке убили 3 женщин и 2 ребенка команчей, а обменять удалось только шестерых. В историю это событие вошло как «резня в доме совета». Сотня воинов с боевыми кличами двинулись к Сан-Антонио, но сражения не произошло. Команчи по одним свидетельствам обменяли несколько белых детей на пленных соплеменников, несколько месяцев бродили вокруг Сан-Антонио а потом ушли к верховьям р.Колорадо и техасцы решили, что все обошлось. По другим свидетельствам команчи,  вернувшись в свой лагерь, тут же казнили всех белых пленников, которых собирались обменять. А в августе того же года вождь Горбатый Буйвол повел отряд в полтысячи воинов прямо в сердце восточного Техаса. Они сжигали дома, вырезали поселенцев, насиловали женщин и девочек и прошли Техас насквозь, выйдя к Мексиканскому заливу у Виктории. Затем, перегруженный добычей, отряд медленно пополз назад. Успех вселил в команчей обманчивую самоуверенность, вероятно, они рассчитывали, что техасцы не осмелятся напасть на такое большое войско. Однако именно это позволило техасцам подготовить ответные меры. С помощью разведчиков-тонкава, отряд техасских рэйнджеров (основан в 1823 году из числа группы добровольцев с целью противостояния враждебным индейцам. Использовался против команчей в качестве легкой мобильной кавалерии), устроил засаду у Плам-Крик (теперь там г. Локхарт), где и перехватил главные силы неприятеля. Бросив большую часть трофеев, команчи бежали на север. Это поражение научило их многому, отныне они никогда не позволяли техасцам застать себя врасплох.
Власти Техаса в 1839 г. пошли на уступки команчам и депортировали группы восточных индейцев чероки, шауни и делаваров, которые заселили восточную часть Техаса еще при  мексиканском правительстве. Однако проблема крылась не только в команчах в 1841 г. началась новая война с Мексикой. Не имея средств на содержание постоянной армии, Техас окончательно сформировал небольшие отряды рейнджеров на лучших лошадях, чтобы противостоять команчам их же тактическим оружием  (партизанские вылазки в тыл противника). Когда на вооружение рейнджеров поступили первые револьверы Кольта, преимущество заметно складывалось не в пользу команчей. Рейнджеры в противодействии команчам добились заметных успехов и в октябре 1845 г. состоялось подписание мирного договора между Республикой Техас и местными группами команчей. В декабре договор официально вступил в силу. По его условиям на границе между Команчерией и Техасом должна была появиться цепь торговых блокгаузов. Но, поскольку сама граница так и не была четко определена, в будущем это сулило новые неприятности. Как и белые, так и команчи не всегда соблюдали условия этого договора. В 1846 году Техас был присоединен к США с проблемой южных индейских племен.  В мае 1846 г. состоялось подписание нового договора на р. Бразос (так называемое соглашение Батлера-Льюиса). Со стороны краснокожих жителей Техаса присутствовали пенатека и хоа, а также представители иони, анадарко, кэддо, липан, вичита и вако. В договоре являл собой обычные декларации: мир и дружба, торговые льготы, а также единовременная выплата 18 тыс. долларов товарами. Вскоре после этого делегация команчей отправилась в Вашингтон и встретилась с президентом США. В 1847 началась война  США с Мексикой и сенат отложил ратификацию договора Батлера-Льюиса. Команчи, посчитав себя обманутыми, не намеревались прекращать набеги на Техас. Только, тогда когда торговцы и агенты по делам индейцев выслали часть обещанных товаров, команчи свой натиск несколько приостановили, но вопрос о границе с Команчерией оставался открытым. Первая половина 1848 г. оказалась сравнительно спокойной, техасские команчи даже предоставили проводников землемерам, которые прибыли для проектирования новой дороги через южный Техас к Эль-Пасо и городам Калифорнии.  В 1848 году через территорию Команчерии в Калифорнию начали продвигаться потоки золотоискателей, и в этой связи последним услуги команчей по продаже лошадей и мулов были кстати. По всему северу Мексики команчи проходили саранчой, угоняя лошадей и скот для продажи по пути золотоискателям, разоряя фермы и убивая их обитателей. Пик набегов команчей приходиться на 1852 год. Чтобы обезопасить передвижение своих граждан по прериям, правительство Соединенных Штатов выступило инициатором «конференции по обеспечению мира на равнинах». Она состоялась в Форте-Ларами (Вайоминг) в 1851 г. и имела целью прекратить, или хотя бы ограничить, межплеменные распри путем проведения четких границ между владениями различных племен. Договор в Форте-Ларами подписали представители почти всех степных племен,  исключая команчей и кайова, так как в их поселениях прошла эпидемия оспы, и они были настроены воинственно по отношению даже к племенам севера, подписавшим предательский договор. Однако из-за крайней важности тракта Санта-Фе американцам требовалось именно  согласие, прежде всего, команчей. Когда в Форте-Аткинсон стали собираться индейцы за подарками, обещанными по договору 1851 г., команчи и кайова пришли тоже, но настроены были отнюдь не дружелюбно. Соседство нескольких тысяч (от 6 до 9) немирных индейцев вызывало беспокойство, и американский агент по собственной инициативе потратил 9 тысяч долларов на подношения команчам и кайова. В ответ  команчи - ямпарика в 1853 г. заключили в Форте-Аткинсон свой договор с американцами. Пообещав прекратить нападения на караваны и походы в Мексику, они получили обязательство американской стороны выплачивать им по 18 тыс. долларов ежегодно в течение десяти лет.
На настроение команчей и кайова вначале 1850-х гг. повлияло несколько причин. Во-первых, они встретились с врагом более опасным, чем техасские рейнджеры или американская армия. Эпидемия оспы в 1780-81 гг. оказалась столь катастрофической, что несколько подразделений команчей исчезло с лица земли, а количество боеспособных членов племени упало настолько, что о тропе войны и речи быть не могло. В 1816-17 гг. команчей поразила вторая эпидемия оспы. Золотая лихорадка принесла племенам Равнин сначала оспу (1848 г.), затем холеру (1849 г.). По правительственным данным вышло, что численность команчей упала с 20 тысяч в 1849 г. до 12 тысяч в 1851 г., и они так и не оправились от такого удара. В 1862 и 1867 гг. оспа и холера вернулись. К началу 1870-х годов команчей осталось менее 8 тысяч, и они продолжали вымирать.
Команчи сдержали обещание не трогать переселенцев на тракте Санта-Фе, но не в Техасе. От Команчерии отрывали все больше и больше земель, а рейнджеры охраняли нарушителей границы. На отторгнутых территориях появилась вторая, а затем и третья линия фортов. Гарнизоны из пехотинцев, которые мало годились для войны с команчами, быстро заменили частями легкой кавалерии. Таким образом, потребовалось три линии укреплений и большая часть военной силы США, чтобы оттеснить команчей от американских поселений в Техасе в середины XIX в.. Еще больше команчей раздражало то, что бледнолицые возвели особые посты (например, Форт-Стоктон), вознамерившись перекрыть «великую военную тропу» в Мексику. За период с 1848 по 1853 гг. мексиканское правительство 366 раз обращалось в Вашингтон с жалобами на грабительские набеги команчей и апачей, приходящих из-за границы.
 В 1854 г. легистратура Техаса выделила в верхнем течении р. Бразос 23 тыс. акров земли под резервацию для индейских племен. В 1955 г. в Техасе были созданы две резервации. В одну поселили  делаваров, кэддо, вичита и тонкава, во вторую, половину племени команчи-пенатека. Местные поселенцы не прекращали строчить жалобы, обвиняя «дикарей» в конокрадстве и прочих преступлениях. Реальное положение дел в этих документах  искажалось  неимоверно. Когда обвинения на самом деле имели на то основания, виновников  искали  в резервации, а не среди «свободных» команчей Льяно-Эстакадо. В 1858 г.  когда солдаты охранявшие резервацию  Кэмп-Купер ушли из нее, то спустя год толпа  из 250 поселенцев ринулась громить резервацию, но получила отпор команчей.  Учитывая недовольство поселенцев, и невозможность защитить индейцев власти закрыли резервацию Кэмп-Купер, и переселили всех ее обитателей на индейскую территорию. Среди них оказались не только самые мирные из команчи-пенатека, но и индейцы, которые вообще никогда не поднимали руку на техасцев. Напротив, тонкава, делавары и кэддо добросовестно служили разведчиками в ротах рейнджеров.
  В это же время администрация Техаса убедила военных оказать давление на непримиримые группы команчей лютующих в окрестностях штата. Рейнджеры, которые выслеживали военные отряды команчей, обнаружили, что налетчики располагают удобным укрытием на индейской территории. В 1858-60 гг. вновь созданные части легкой кавалерии действовали против команчей в Оклахоме. В мае 1858 г.  сборный отряд рейнджеров и военных напали без предупреждения на поселок команчей у Литл-Роб-Крик. Через три месяца были изгнаны с военной службы и высланы из Техаса все разведчики-индейцы. В октябре 1858 г. отряд регулярной армии напал на деревню команчей в Раш-Спрингс, убив 83 индейца, а в мае следующего года американские военные нанесли удар по команчам в Канзасе, в районе Крук-Крик. Индейцы разделились на маленькие группы и направились на север, к тракту Санта-Фе. Здесь воины команчей и кайова занялись охотой за торговыми караванами. Летом 1860 г. власти направили к тракту  карательную экспедицию, которая не имела успеха. Время для выяснения отношений было выбрано на редкость неудачно. С началом Гражданской войны конфедераты в августе 1861 г. заключил с команчами два соглашения одно с пенатека, другое с нокони, ямпарика, тенава и котсотека., которое не работало по причине отсутствия у конфедератов достаточных средств, для задабривания команчей.
Во времена Гражданской войны, когда скотоводы двинулись со своими стадами за линию поселений через Техас в страну команчей, техасский скот стал одним из главных объектов грабежа. Его перепродавали торговцам- команчеро. Индейцы понимали, что скотоводы желают согнать их с земли ради своих пастбищ. В 1867 год сообщалось, что «территория Нью-Мексико наполнена техасским скотом». В обмен на скот команчи получали боеприпасы, ножи, ситец, кофе, наконечники стрел, табак, виски, всяческие безделушки. За годы Гражданской войны из Техаса было угнано и продано в Нью-Мексико 300,000 голов скота. Подобное продолжалось и позднее. Утверждали также, что за два десятилетия до 1873 год из Техаса было угнано 100 000 голов скота. Немалую роль в этом сыграли команчи и их союзники кайова. Более всего отличились в угоне скота антилопы-квахади из Льяно-Эстакадо.
В годы войны граница Техаса отступила больше чем на сто миль, и на северную Мексику обрушилась новая волна команчских набегов. Команчи также получили возможность посчитаться с тонкава  не только за то, что те служили врагу, но и из личной мести.  Каннибалы тонкава убили и съели брата одного из вождей команчи. Далеко не ангелы, команчи находили каннибализм просто отвратительным. Когда техасцы возглавили агентство по делам индейцев в Оклахоме, команчи вместе с делаварами и шауни сторонниками северян  в октябре 1862 г. напали на него. Было перебито 300 тонкава, те, кому посчастливилось спастись, бежали за Ред-Ривер и поселились у Форта-Гриффин. Тонкава отомстили команчам уже в скором будущем, вернувшись на службу к белым с началом широкомасштабных операций последних против команчских племен.
В 1861 г. команчи, кайова, шайенны и арапахо по прежнему эффективно убивали и грабили на тракте Санта-Фе, в связи с чем, передвижение по нему стало практически не целесообразным. Более того, северяне убедились во враждебности команчей, после того как узнали о заключении ими договора с конфедератами.
К осени 1863 г.  племена лакота, шайенов, арапахо, кайова, кайова-апачей и команчей объединяются для масштабного противостояния карательным экспедициям регулярной армии США. Через год для усмирения индейцев районе Льяно-Эстакадо из Форта-Баском (Нью-Мексико) были высланы армейские отряды во главе с полковником Китом Карсоном. Его разведчики из числа индейцев-юта и хикарилья-апачей обнаружили лагеря кайова и команчей.  В ходе разразившегося боя у Эдоуб-Уолс (Глиняных Стен)  части регулярной армии потерпели поражение и вынуждены были отступить, прикрываясь орудийным огнем. После этого Карсон вернулся в Нью-Мексико и посоветовал заняться «усмирением» кому-нибудь еще. «Кем-то» оказался некто Чивингтон по кличке «Мясник». Через пять дней после боя у тех же Глиняных Стен его колорадские ополченцы вырезали спящую индейскую деревню на Сэнд-Крик (на юге Колорадо)  их не остановил даже американский флаг над типи вождя, вывешенный в знак мирных намерений. Когда они устали резать и уродовать тела 300 погибших  в основном женщины и дети, то подожгли степь.
В конце 1864 года объединенные силы кайова и команчей осуществили рейд вдоль реки Элм-Крик и напали на ранчо в графстве Янг и вырезали его обитателей, полностью угнав более ста голов скота и лошадей и захватив пленников из числа женщин и детей.
После победы Севра над Югом в гражданской войне все племена Великих Равнин находились в состоянии войны с США, а основные караванные пути были закрыты. Тем не менее, федеральные войска постепенно возвращались в покинутые посты, а в октябре правительственные чиновники встретились с команчами на р. Литл-Арканзас, чтобы обсудить условия мира. Из команчей на встрече были представлены ямпарика, нокони, пенатека и  тенава, квахади и котсотека не пришли. Это наглядно демонстрирует, насколько сложна была обстановка на равнинах.  По новому договору команчам и кайова были обещаны западная Оклахома, северный Техас и выплаты по 15 долларов на человека на сорок лет. На самом деле на Литл-Арканзас заключили два соглашения - одно для шайенов и арапахо, другое для команчей и кайова. По условиям договора команчи ожидали ружей, боеприпасов и качественных товаров, а получили просроченные военные пайки и потрепанные одеяла, которые расползались под дождем. Мир вскоре перестал устраивать обе стороны. Военные действия возобновились на целых два года.
Армейская элита настаивала на военных операциях против индейцев, а федеральное правительство решило в последний раз попытаться закрыть индейский вопрос с помощью дипломатии. Итогом стала судьбоносная мирная конференция в октябре 1867 г. в Медисин-Лодж (южный Канзас). В обмен на караван с товарами и ежегодные выплаты команчи и кайова согласились обменять Команчерию на резервацию в юго-западной Оклахоме площадью в три миллиона акров. Все это гладко выглядело только на бумаге. Из-за эпидемии холеры в Медисин-Лодж не пришли квахади, соответственно, договора о продаже Команчерии они не подписывали. Поэтому квахади чувствовали себя свободно и не собирались покидать Льяно-Эстакадо. Остальная часть команчей, отправилась в резервацию на зимовку и остановилась у Форта-Кобб.  Пережив зиму, большинство команчей и кайова пришло к заключению, что возвращение на родину, на равнины их единственный выход. Летом 1868 г. они так и поступили. Голодные индейцы снова занялись набегами на Техас и Канзас, а в резервацию возвращались, чтобы избежать преследования.
Генерал Шеридан составил план зимней кампании 1868-69 гг. против враждебных индейцев в западной Оклахоме и Льяно-Эстакадо. После того, как все племена получили предписание прибыть в Форт-Кобб, а в противном случае из-за отказа там находится, объявлялись врагами США, кампания началась. В ноябре 1868 г. седьмой кавалерийский полк  генерала Д. Кастера атаковал деревню южных шайенов на р. Уошита, а майор Э. Эванс в конце декабря напал на селение команчей у Солджерс-Спрингс. После этого большая часть индейцев, находившихся на равнинах, вернулись в свои агентства. В марте 1869 г. агентство команчей и кайова перенесли в Форт-Силл, а шайенов и арапахо в Дарлингтон. В Льяно-Эстакадо оставались лишь квахади. Кайова и остальные команчи находились в резервации, однако время от времени маленькие группы воинов тайком уходили в Техас. В этом же году правительством США была объявлена мирная политика по отношению к индейцам.               
На протяжении 1871-72 гг. воины команчей и кайова совершили серию налетов на техасцев, убив более 20 человек. Тогда же, на протяжении 1872 г., техасцы угнали из Форта-Силл около двух тысяч индейских лошадей. К вылазкам из резервации добавились набеги  команчи-квахади, которые похищали в Техасе скот для перепродажи команчерос в Нью-Мексико. В октябре 1871 г. Карательный поход полковника Р. Макензи,  против воинов команчи-квахади под предводительством вождя Кванаха Паркера был не удачен. Команчи выиграли сражение и ушли в Льяно-Этакадо Команчи в бою потеряли двоих воинов, а Р.Макензи пятерых и несколько раненых солдат. Кроме того, команчи угнали 70 кавалерийский лошадей.  В следующие два года Макензи и его негры-кавалеристы прочесали все Меченые Равнины; кампания завершилась атакой на деревню команчей у Макклеллан-Крик (сентябрь 1872 г.), где Макензи захватил 130 пленников женщин и детей, а также огромный табун лошадей, после чего лагерь квахади сжег дотла. Пленников заключил  в Форте-Кончо.  Кванаху Паркеру удалось отбить табун лошадей численностью 3000 голов. После этого Макензи приказал всех захваченных у индейцев лошадей расстреливать. Мера подействовала, и квахади пришлось  сесть за стол переговоров. В апреле 1873 г. заложники были освобождены и под надежной охраной, чтобы пресечь попытки бунта, переправлены в Форт-Силл.
В это же время белыми охотниками  началось массовое истребление бизонов в прериях. За десять лет, с 1865 по 1875 гг., их популяция сократилась с пятнадцати миллионов голов до одного.  «Охотники» при неофициальной поддержке армии (они получали от военных бесплатные боеприпасы) подрывали саму основу образа жизни степных индейцев.
Команчи и кайова, находясь в резервации, регулярно получали информацию от шайенов о прериях, от края до края заваленных трупами мертвых бизонов. Руководство резервации Форт-Силл получило приказ урезать продовольственные пайки и заморозить выдачу боеприпасов индейцам. Среди индейцев началась паника, они голодали и к маю 1874 г. часть кайова и команчей покинули, резервацию уйдя на равнины. Поводом для ухода послужил призыв молодого шамана Исатаи стать на тропу войны  и уничтожить белых.
Исатаи  или Зад Койота (точные даты рождения и смерти неизвестны), воин и проповедник из племени команчей, происходивший из рода квахади. В 1873-74 гг. Исатаи получил широкую известность как пророк и «мессия». Ему удалось - хотя лишь на короткое время - объединить разрозненные группы команчей для отпора американским колонизаторам. Проповеди Исатаи основывались на заверениях, что сам Великий Дух вознес его на облака и наделил сверхъестественными способностями. Среди них были дар исцелять больных и воскрешать мертвых, управлять погодой и другими явлениями природы, а также останавливать пули белых людей, заставляя их бессильно падать наземь. Чтобы доказать свою неуязвимость для вражеского оружия, шаман утверждал, что проглотил целый фургон с боеприпасами. Соплеменники окончательно поверили Исатаи, когда в 1873 г. он точно предсказал появление кометы и сильную засуху.
Руководствуясь, в том числе и личными мотивами (его дядя погиб в бою с американскими солдатами), Исатаи в мае 1874 г. собрал команчей вместе на Пляску Солнца – ритуальное мероприятие, которое команчи ранее не знали в отличие от других равнинных индейцев. Шаман объявил бледнолицым «войну на истребление» и обещал своим последователям защиту от вражеских пуль. Проповеди Исатаи услышали и в других племенах; к нему присоединились воины кайова и шайенов.
При этом Исатаи ссылался на посетившее его видение, которое пророчествовало победу команчей в войне против белых. Уйдя на равнины свой гнев команчи обратили против заклятых врагов каннибалов тонкава, и расправившись с ними начали нападать на белых охотников истреблявших бизонов. В июне 1874 г. большой отряд 700 воинов команчей и шайенов напал на лагерь «охотников» у Глиняных Стен, (Эдоб-Уоллс), на реке Канадиэн, что означало начало войны за спасение бизонов вошедшей в историю под названием «Воина на Ред-Ривер».  В бою воинами руководил молодой команч Кванах Паркер. Исатаи же обосновался на холме неподалеку и таким образом не стал подвергать опасности свою магию. Белые, 28 мужчин и одна женщина, укрытые прочными глиняными стенами и вооруженные дальнобойными винтовками смогли отразить атаку индейцев. Нападавшие, потеряли около 15 воинов убитыми и многих ранеными. Исатаи пытался оправдаться, говоря, что его магия ослабла из-за случайности, якобы перед самым боем один шайен нарушил священный запрет, убив скунса. В ответ несколько шайенов попросту избили Исатаи, и это стало крушением его популярности. Само сражение у Глиняных Стен стало моральным поражением племен южных равнин, которые слишком понадеялись на помощь высших сил. Их воля к дальнейшему вооруженному сопротивлению оказалась подорванной. Исатаи же из могущественного и влиятельного шамана превратился в персонаж для анекдотов.
Известно, что после событий 1874 г. Исатаи прожил еще долго. Ему пришлось пережить и финал индейских войн в 1890 г.
Несмотря на то, что атака у Глиняных Стен захлебнулась, и воины были вынуждены отступить, восстание все же быстро ширилось по мере того, как все большее число индейцев покидали   резервации, и собиралось в Льяно-Эстакадо. Войска спешно разоружали тех индейцев, кто остался в резервациях. В августе это вызвало столкновение в агентстве Вичита. Командование приказало сдать оружие группе команчей-пенатека, которые отказались выполнить приказ и завязали бой. Команчи бежали и  взяли агентство в осаду, пока через два дня не появилось армейское подкрепление из Форта-Силл. К сентябрю только 500 кайова и команчей еще находились в резервации  остальные ушли в Льяно-Эстакадо.
    Самое грандиозное сражение  войны на Ред-Ривер произошло в результате удара трех  колонн американской армии под руководством Н.Майлза по лагерю команчей в каньоне Пало-Дуро, в котором находились объединенные силы вождей команчей Кванаха Паркера и Охаматаи, шайенов Железной Рубахи, кайовов Одинокого Волка и Маманти в сентябре 1874 года. Заставив воинов отступить, полковник Р.Макензи,  сжег лагерь и перестрелял две тысячи захваченных лошадей. Крупных сражений больше не было, но бесконечное преследование индейцев частями регулярной армии и изматывающие стычки на протяжении всей осени и зимы сказывались на боевом духе команчей. Терзаемые голодом, они начали возвращаться в резервации по большей части пешком, так как им пришлось съесть своих лошадей. К новому году в резервации Форта-Силл уже находилось 900 индейцев. В апреле 1875 г. пришли сдаваться двести человек из неукротимых квахади. В июне пришли в резервацию последние 400 квахади, включая Кванаха Паркера и других своих предводителей. Война закончилась. Более команчи не поднимали восстаний, хотя покидая резервацию, по привычке, под предлогом выездов на охоту, осуществляли бандитские набеги на поселения. В целях поддержания своего боевого духа и воинских навыков и умений им как воздух были необходимы вооруженные столкновения с техасскими рейнджерами, которые они всегда при желании получали.
Макензи передал сотню лошадей команчей разведчикам-тонкава, а стальных 1600 голов лошадей и мулов продал за 22 тысячи долларов. На вырученные деньги Макензи приобрел своим бывшим врагам овец и коз. К 1879 г. бизонов на равнинах не осталось. В этом году резервации кайовов, команчей и вичита слились в одну. Команчам помогла приспособиться к новой жизни их деловая хватка.
Кванах Паркер (1845-1911) (упирая на то, что но по рождению являлся наполовину техасцем) занял одно из руководящих мест в племени. Его необычное имя КВАНАХ означает   «Сладкий Запах». Славой своей он во многом обязан своей матери, уроженке Техаса Синтии Паркер. В 1836 г. в девятилетнем возрасте она попала в плен к команчам, воспитывалась наравне с индейскими детьми. Племя квахади  нарекло ее Прелох и она счастлива жила среди команчей, вышла замуж за индейского воина и родила троих детей. В 1860 г. ее отбили техасские рейнджеры, при этом ее муж погиб, а сын - Кванах  бежал и впоследствии стал одним из предводителей квахади.
Оказавшись в чуждом для нее мире белых людей, несмотря на слезные просьбы, ей не разрешили вернуться к индейцам. Среди соотечественников, Синтия прожила только четыре года и умерла от разрыва сердца. Современники рассказывали, что смерть ее наступила от таски по сыну и соплеменникам. Ведя мирную коммерческую жизнь, Кванах Паркер  ввел пошлины с перегона скота по Чизхолмскому тракту через резервационные земли, а пастбища сдал в аренду соседним скотоводам. Со своими шестью (по некоторым данным у него было семь жен и много дочерей, сыновей не было) женами Кванах въехал в большой, удобный дом, на крыше которого приказал нарисовать пять звезд  больше, чем на погонах у любого белого генерала. Он был избран шерифом и племенным судьей. К тому времени, когда Кванах участвовал в параде в честь нового президента Т. Рузвельта (1905 г.), его имущество уже составило сто лошадей, тысячу голов скота и 250 акров обработанной земли. Техасцы любили говорить о нем как о «своем парне» - естественно, как о Паркере, а не Кванахе. Вслед за Джеронимо и Сидящим Быком он, был самым известным индейцем того времени. Но, когда легендарный апач-чирикахуа Джеронимо и Кванах Паркер встретились в команчской резервации Форт-Силл, именно Джеронимо по этикету должен был выказывать почтение, ведь Паркер был большим вождем, а Джеронимо шаманом и военным лидером. Кванах ездил на охоту с Рузвельтом, и даже метил в сенаторы от штата Оклахома. Однако для белых в Оклахоме он все еще оставался индейцем, и поэтому у него вряд ли были шансы заняться большой политикой. Не под силу ему оказалось, и помешать обнищанию своего народа. Из трех миллионов акров, обещанных команчам по договору в Медисин-Лодж, у них не осталось и десяти процентов. В 1901 г. резервацию поделили на 160 личных наделов по одному акру и упразднили за ненадобностью. Открытие для заселения остальных 90% земель команчей вызвало последнюю «земельную лихорадку» в истории Соединенных Штатов. Умер Кванах Паркер 21 февраля 1911 года, в возрасте 64 лет, и похоронен двумя пережившими его женами в Оклахоме. Из чистокровных команчей влиятельными вождями были: Десять Медведей, Красные Рукава, Зеленый Рог, Железная Рубаха, Кожаная Шапка и Горб Бизона (Горбатый Буйвол)). Сами индейцы ставили их выше, чем Кванаха.
Такова краткая история этого уникального народа.