Часть 2. Паузелипон

Наталия Фрехтман
Часть2 Паузелипон.
 
-Ты какого  числа  в Неаполе  будешь? - спрашивала меня перед отъездом  моя  подруга Надя.
-7-8, а что?
- А то, что это не только город, где Вергилий «Энеиду» написал. Неаполь - самый  криминальный город и там воруют. Представляешь, они  не  воруют  только  19 сентября, в день  святого  Януария.
Эти Надюхины  слова я вспомнила, когда мы от Мерджеллины, где похоронен Вергилий, рассматривали панораму Неаполя.  Кто-то из группы  сказал, что если бы не  Везувий, то очень  похоже  на Баку.
 Лишь одна  дама по имени Адель не   восхищалась  Везувием, возникающим  в тумане. Она  копошилась  в  своей  необъятной  сумке, а  потом громко  объявила, что в  Неаполе  у неё  спёрли  кошелёк.
Хорошо, что предприимчивый муж был  у Адели. Не держал  все  яйца  в одной  корзине, т. е  при себе держал  денюшки, так что денег  в кошельке жены  было немного.  Основная  часть и документы  остались  в гостиничном  сейфе. Ну, а  мы наглядно  убедились, что  Неаполь- город  хоть и красивый (замки, церкви, триумфальная арка, театр Сан-Карло с  самым большим оперным залом в Италии), но криминальный.
 Неаполь   считается  белой вороной  среди  Итальянских городов, как говорится  семья не без.…Здесь и безработица, и перенаселённость, и преступность организованная и  мусор на  улицах. Но народ  весёлый, приветливый и юморной. Живут одним  днём, потому что  живут, как на  вулкане. В прямом смысле  этого  слова. Это  сейчас Везувий  красивая зелёная гора.
Она  и в 79 году была  красивая да безобидная. Но августовским ранним утром раздался гром, землю потряс толчок, и Везувий пульнул  в небо (как  описывает Плиний) « каменной пробкой, а вырвавшийся  столб пламени взметнул в воздух огромные камни, тучи пемзы, шлака и земли». Огненная река  хлынула  в сторону Помпеи, городские  стены  задержали лаву, но город окутала туча пепла и ядовитых серных газов, люди задыхались и  умирали в страшных мучениях. А город, когда то процветающий, был похоронен под кучей  пепла.
С 16 века проводились раскопки Помпей.
 А ныне  я словно вижу картину жизни города  первого  века.  Мощёные улицы с  широкими тротуарами, удобные дома, магазины и рынки, храмы, стадион, два театра, термы и публичные дома. 20 веков назад (подумать только) здесь кипела жизнь.  А теперь пустота и только группки туристов ходят по этому мёртвому городу. И чувствуется Время.
 В древнем  театре потрясающая  акустика. Ну, не помню я из Энеиды два стиха. Зато помню: - Град Иллион мы, покинув, в Итаку домой  устремились, - ух, ты… как  звучит, - мчались суда, погружаяся в волны крутыми носами…
- Ой, смотрите  у них мостовая  ху..и выложена, - громко и весело  сообщила дама по имени Ада. И, правда: на многоугольной  брусчатке мостовых вырезаны  маленькие  фаллосы, указывающие  направление  к центру. Некоторые  считают их символами, отгоняющими злых духов,  а кто-то - указателями, направляющими сластолюбцев  в бордель.
О нравах Помпей  можно  судить по  эротическим фрескам,  которые сохранились   в прекрасном  состоянии, и представлены на  стенах отдельных кабинетов, расположенных над термами. Да и жилые дома украшались фресками и скульптурами эротического, иногда и непристойного  содержания. Хорошо  сохранилась скульптура Фавна. Этакий танцующий лукавый обнажённый сатир украшает имплювий (резервуар в который стекала  дождевая вода).
 А уж публичных домов, кроме  центрального  лупанария, в Помпеях было более 25.
 Со всей империи стекались  сюда люди в поисках развлечений. Своеобразная « индустрия  наслаждения». В одних борделях женщины  обслуживали  мужчин, в других мужчины обслуживали женщин, в третьих мужчины мужчин , а женщины  женщин. Этакая энциклопедия  древнего  секса. В общем, грешили  в Помпеях  с размахом и  фантазией. И накрыло пеплом и ядовитым газом грешников  в момент их постыдных занятий. А археологи, залив гипсом  пустоты  затвердевшего пепла, превратили  их  в своеобразные статуи  разврата: скелет рабыни в объятиях  хозяина, украшеные драгоценными камнями останки знатной  матроны  в казарме  гладиаторов.
  Посмотришь на эти скульптуры, бывшие  когда-то людьми, и  аж мороз по  коже. Мне  они  какими-то  маленькими показались. На лицах ужас. А вот собачку, вывернутую в конвульсиях, мне  жалко стало. Она  тварь безгрешная. Но и её Господь умертвил, вместе  со всем нечестивым городом, как  когда-то уничтожил два других грешных города: Садом и Гоморру.
Вообще, настроение у меня  удручённое  после этой экскурсии. Нет, ну это не  у всех так. Кто-то  смотрит просто, как на древность. Магнитики с  изображением  мёртвого  города  покупают, тарелочки на  стену, сувенирные  фаллосы, эротические  макароны  в  виде гениталий и сердечек.
 А я  вдруг классика вспомнила, что  человек  смертен  внезапно.
Кому-то кирпич на голову, у кого-то цунами, где-то  пожар или извержение  вулкана. Такая  хрупкая, такая быстрая эта жизнь. Близкие и любимые ушли, и, кажется, зачем я осталась  на этой Земле… но и ты скоро можешь, пусть не  сейчас, но  неизбежно.   И надо жить. И жить достойно. Есть много прекрасных, высоких целей. Надо только найти положительную идею, чтобы наполнила  существование  смыслом.
Познавать. Открывать. Изучать.
А меня ещё ждали новые  впечатления и открытия. Впереди Флоренция, Сиена,Пиза, Венеция и Милан.
Как мне, оказывается, был нужен этот паузелипон.