Плоский штопор

Евгений Шукевич
Середина "восьмидесятых". Полёты в аэроклубе. Перед началом обучения "вертикалям" в самолётном спорте обязательно вывозят на плоский штопор и вывод из непонятного состояния (сложного положения).
Пока плоский штопор не освоен, спортсмен вертикали не отрабатывает. Именно в верхней точке вертикали легче всего попасть в эту неприятную, хотя и зрелищную фигуру. Як-52 отлично выполняет эту фигуру (в смысле хорошо в него входит и быстро в нём крутится) когда в кабине двое человек. Если выполнять вход с обычного крутого штопора, то "плоский" начинается через 2-3 витка. Запаздывания на выводе до 3-3,5 витков. Усилия на органах управления во время "дачи на вывод" до100 кг.

Перед полётом в зону командир самолётного звена (Геннадий Михайлович), во время посадки в кабину уточняет, что после отработки других элементов, набираем полторы тысячи, делаем 5 витков плоского штопора (ввод с «крутого») и, затем - заход на посадку....
... Подошло время плоского штопора. Спортсмен начинает выполнять. Про себя мысленно контролирует выполнение примерно следующим образом: "Так, значит...1500. Гасим скорость…. Начинаем.... Ввод в простой штопор.... Раз виток, рули - на плоский. Самолёт поднимает капот, начинает раскручиваться.... Два виток, три.... Вот он - плоский штопор!!! О-фи-геть!!! Здорово! Всё мелькает, самолёт дрожит, тело вдавливается в спинку кресла. Тени от яркого солнца при погоде «миллион на миллион» мелькают по кабине. Только и успевай считать…. Один виток плоского штопора…, два…, три…, четыре…, пять! Рули - на вывод! Ни ...чего... себе нагрузочки! Шесть…. «Дожимай!» Семь…, восемь... с половинкой.... Выскочили! Ух! Как захватило дух!"

Вывод в горизонт - 600 метров (минимальная высота для этой зоны и по упражнению). В задней кабине - молчание. В управление на протяжение полёта инструктор не вмешивался, значит, всё в порядке. Доклад РП. Заход, посадка. Подход к кабине инструктора для получения замечаний на крыле, в прекрасном настроении с физиономией нескрываемого счастья от бури эмоций и удовольствия, полученного при выполнении плоского штопора....
- Ты…, сколько витков "плоского" сделал?, - спрашивает Бутин угрожающе-спокойным тоном, за которым может последовать отстранение от полётов.
- Как сколько...? Сколько Вы сказали - пять!
- Ты что считать разучился!? – повышает голос Геннадий Михайлович.
- Почему? Я всё хорошо помню: в плоский вошли после 3-х витков обычного, затем пять витков плоского. Вы же сами сказали: «Делаем пять витков»! Потом дал рули на вывод. Задержка была как в инструкции - три с половиной витка....Усилия - так себе... . А что не так-то.... ?
- Ну..., если считать таким образом.... Ладно иди.

Надо отдать должное выдержке Инструктора…
После этого случая, лётчик-спортсмен и Тренер стали более детально обговаривать порядок выполнения задания в пилотажной зоне.