Волшебная Венеция

Лев Израилевич
Венеция. Фото с сайта platinumwall.ru   

Бесспорно, Венеция производит ошеломляющее впечатление. Как утверждают всё знающие гиды, это самый романтичный и самый посещаемый город в мире. Здесь витает некая умиротворяющая аура. И что совершенно неожиданно, возникает необычное, нисходящее откуда-то свыше, спокойствие. И это, несмотря на толпы снующего вокруг тебя праздного народа.
               
Венеция – единственный город на земле где полностью отсутствует какой-либо колёсный транспорт. Вплоть до велосипедов. Улицы настолько тесны, что ещё в XVI веке венецианцы отказались даже от лошадей. Уже много веков местные жители лишены возможности быстро передвигаться. Возможно, этим обстоятельством объясняется их размеренный и неторопливый темп жизни. Отсюда, похоже, и заразительное спокойствие.

Это древний город со сложной урбанистической структурой. Он расположен в Венецианской лагуне Адриатического моря. Венеция – административный центр венецианской области Италии. Город состоит из двух частей. Морской и материковой. Исторический центр Венеции благодаря своей уникальной топографии воспринимается как фантастический город, встающий прямо из моря. Впечатление словами непередаваемое.
 
Город расположен на 118 островах. Каждый остров имеет своё название. Это что-то вроде городского квартала. Между островками – сеть каналов. Всего их ровно 150. Каналы разные. Есть большие, широкие. Есть и крохотные узкие протоки, метра в четыре шириной. По ним плавают только гондолы.
 
Самый грандиозный из них – Большой канал. Это главная транспортная артерия города. Здесь речной транспорт уже солидный. Он же и городской. Баржи, моторные катера и лодки.

Канал пересекает центральную Венецию в виде перевёрнутой латинской буквы S и делит её на две неравные части. Протяжённость канала около четырёх километров. Ширина в некоторых местах достигает 70 м. Глубина – около 5 м. Большой канал впадает в широкий канал св. Марка, в воде которого отражается грандиозный Дворец Дожей.

Во время нашего посещения Венеции стояла прекрасная солнечная погода. На небе – ни тучки, ни облачка. Спокойная водная гладь канала, окрашенная отражённой голубизной венецианского неба, смотрелась сказочно красиво.

Восхитительно обрамление Большого канала. Вдоль обоих его берегов находятся чудесные дворцы разных стилей и эпох. Их фундаменты опираются на мощные деревянные сваи, глубоко забитые в грунт. Тут же бедные домишки, заржавленные ворота, крохотные площади.

Именно в этих неказистых жилищах когда-то останавливались, а иногда подолгу жили и творили Байрон, Вагнер, Фасколо и другие всемирно известные поэты, художники и композиторы.
 
На левом берегу канала находится железнодорожный вокзал Санта Лючия. Он построен на месте, где раньше стояла церковь с таким же названием. Рядом – железнодорожный мост. Это тоже относительно новое сооружение. Почти сто лет здесь действовал мост довольно сложной конструкции.

Он состоял из 225 арок, установленных на 75 тысячах сваях, забитых в дно лагуны. Затем старый мост снесли, а в 1846 году открыли новый, который действует до сих пор. Всего же в Венеции около 400 мостов и мостиков. Они соединяют между собой все 118 островов, образуя единую городскую инфраструктуру.

  Расположенный на воде центр Венеции, занимает относительно небольшую площадь. Всего семь кв.км. Здесь проживает примерно треть городского населения. Что-то около 100 тысяч жителей. Остальные две трети живут, так сказать, на материке. Этот район находится примерно в четырёх километрах от морской Венеции.

 Обе части города помимо водного транспорта связывают два моста. Один железнодорожный с двумя путями. Второй с дорожным полотном. Вообще-то, материковая Венеция особого интереса для туристов не представляет. Здесь сосредоточены промышленные предприятия. Находятся морской порт, университет, академия искусств.

Наше знакомство с Венецией происходило по давно заведенному ритуалу. Для организованных туристов он начинается с посещения площади Святого Марка. Она буквально кишит народом и голубями. Такое скопление пернатых можно увидеть разве что на птичьих базарах где-нибудь на непреступных скалах Белого моря.

 Жирные голуби сотнями кружат над площадью. Бродят по ней. Неожиданно вспархивают и садятся. Тут же полно продавцов птичьего корма. Полагаю, что венецианские голуби – самые сытые в мире. Покормить их приезжают туристы со всех концов мира.

Кругом всё загажено голубиным помётом. Но это, похоже, никого не раздражает. Все, разинув рты, созерцают окружающую сказочную красоту. В первую очередь – величественный Собор Святого Марка и не менее удивительное сооружение – Дворец Дожей.

В Венеции у нас было две экскурсии. Одна – по городу. Другая – по выше упомянутому дворцу. Ну и, само собой разумеется, замечательная прогулка по венецианским каналам на гондоле. Ты удобно устроился на бархатном сидении стула, а перед тобой красавец итальянец под аккомпанемент гитары распевает баркаролы. Удовольствие фантастическое.

Такие картинки я много раз видел в глянцевых журналах, с экранов телевизора, так что всё было знакомо до мелочей. Неописуемый восторг вызывал тот факт, что действительность, в которой оказался, полностью соответствовала сложившемуся стереотипу. Порой даже хотелось себя ущипнуть, дабы убедиться, что это не сон. Короче, сидя в гондоле, испытываешь ошалелое чувство необычайного наслаждения. Описать его словами у меня нет никакой возможности.

Экскурсию по городу проводила не первой молодости «гарная» хохлушка, не известно каким ветром занесённая из Украины в Венецию. Она буквально как метеор неслась во главе нашей группы. На минуту-другую останавливаясь у какой-нибудь достопримечательности, и тут же продолжала свой бег.

Её пояснения успевала послушать лишь небольшая группка физически крепких товарищей. Мне это иногда удавалось. Супруге – значительно реже. Всё внимание остальных более хилых членов нашего сборного коллектива уходило исключительно на то, чтобы не отстать. Народ, естественно, очень не хотел заблудиться и пропасть в узких венецианских улочках. Тут уж – не до окружающих красот! Нужно было элементарно выжить. Или иначе – спастись бегством.

От экскурсии-пробежки в памяти мало что сохранилось. Но один факт запомнился хорошо. Наша красивая чичероне уложилась точно в отведенный для неё час. Ни минуты больше. Идеальная пунктуальность. Впрочем, всё правильно. Именно за шестьдесят минут ей и платили.
 
Экскурсовод стремительно вынесла нас на площадь св. Марка. Буркнула что-то вроде прощания, и понеслась дальше к следующей туристической группе. Так же как в Париже, Лондоне и других европейских столицах, в Венеции наблюдался огромный наплыв русскоязычного туриста. Нужно было не запоздать с «чёсом». И женщина спешила.

 Потом мы с нашим израильским гидом Игорем самостоятельно прогулялись вдоль венецианских каналов и проток. Под его не менее интересные комментарии смогли уже не спеша полюбоваться сказочной красотой этого необыкновенного города. Конечно, было бы дешевле для туркомпании и удобней для нас, если бы экскурсию проводил только Игорь. Но, к сожалению, у него не было итальянской лицензии.

Осмотрели мы и Дворец Дожей. Это изумительное сооружение на протяжении многих веков являлось резиденцией дожей, глав Венецианской республики. Затем здесь размещались офисы австрийского правительства, библиотеки Марциана, местное законодательное собрание.

Теперь Дворец Дожей – музей, где собранны огромные ценности, накопленные веками. Кроме того здесь проводятся различные культурные мероприятия. Самое примечательное из них – ночные концерты во внутреннем дворе.

 Интерьер дворца поражает своей праздностью и величием. Стены и потолки многочисленных залов отделаны с  неповторимой роскошью. Здесь много подлинных скульптур Тициана, Франческо Сегала, Сансовино и других величайших итальянских художников.

Особо великолепны три зала: Коллегии, Сената и Совета Десяти. Потолки и стены залов деревянные. Они украшены тонкой резьбой и позолотой и служат обрамлением вставленных в них восхитительных полотен великих мастеров эпохи Возрождения: Якопо Тинторетто, Паоло Веронезе, Джованни Беллини и др.
 
В зале Совета Десяти когда-то заседал трибунал. Здесь велось следствие и вершился суд по делам заключённых, совершивших преступления против Венецианской республики. В состав трибунала входили десять членов Большого совета во главе с дожем. Отсюда и название зала.

Над ним находились тюремные казематы некогда самой мрачной венецианской тюрьмы «Пьомби». Что на русский переводится как свинцовая. Так её прозвали из-за свинцового потолка в камерах преступников. Здесь в своё время сидели знаменитый путешественник Марко Поло, философ и поэт Джордано Бруно, писатель и незаурядный авантюрист Джакомо Казанова и другие не менее известные исторические личности.
 
По крутой лестнице через мост Вздохов мы прошли в былую тюрьму. Кстати, название моста никак не связано с романтикой влюблённых. Мост, перекинутый через Дворцовый канал, прозвали так по совершенно другой причине. Проходя из зала Трибунала в тюрьму, осуждённые на смерть преступники в последний раз видели солнечный свет через зарешеченные оконца крытого моста. Оттого, естественно, и тяжко вздыхали.
 
После великолепия залов дворца тесные тюремные камеры с деревянной облицовкой смотрелись как-то по-особому убого. Но самые мрачные ощущения возникают при посещении камеры пыток и подвала, где содержались наиболее опасные преступники.

Осмотрев этот жалкий интерьер, начинаешь хорошо понимать, что от роскоши и славы до нищенства и забвения если не один шаг, то уж, во всяком случае, не более трёх десятков ступенек. Прогулка по тюрьме «Пьомби» с потрясающей наглядностью и железной достоверностью подтверждает эту бесспорную истину. Честно сказать, пребывание в тюрьме даже в качестве туриста навевает грустные мысли. Мне показалось, что финишная часть экскурсии по Дворцу Дожей просто испортила людям впечатление от  ранее увиденного.
 
За всю историю этой страшной тюрьмы из неё удалось бежать только одному заключённому. Им был всемирно известный авантюрист Казанова. Что ни говори, но эта неоднозначная личность, похоже, является самой яркой персоной из тех, кто когда-либо жили в Венеции.

Сын актёра, талантливый писатель, непревзойдённый любовник и авантюрист Джакомо Казанова к настоящему времени скрыт под множеством масок. Одни он надевал сам на Венецианских карнавалах, как потомственный комедиант. Другие – надела на него литературная традиция того времени. Его личность и поныне интересует, по крайней мере, народ творческий. Не случайно к ней обращались прославленные итальянские режиссеры Федерико Феллини, Марио Моничелли и не менее знаменитый актёр Марчелло Мастроянни.
 
Сегодня официальная Венеция примирилась со своим блудным сыном. Экскурсовод не только показал нам дом, где, вроде бы, жил когда-то Казанова, но и даже, стоящую на приколе покрытую чёрным лаком шикарную гондолу. Согласно легенде на ней ловкий ловелас переплывал от одного галантного свидания к другому.

Кстати, о гондолах. Как  городское транспортное средство они стали использоваться ещё в VII веке. За это время утвердился жёсткий стандарт на эти лодки. Ровно 10,15 метра в длину и 1,40 в ширину. С правой стороны гондола на 24 сантиметра выше, чем с левой. Такая конструкция диктуется положением гондольера. Он управляет лодкой при помощи весла, опускаемого в воду только справой стороны по ходу движения.

Изнутри гондола обита бархатом, а снаружи покрыта необычайно глянцевым чёрным лаком. В ней пять посадочных мест. На корме – площадка для гондольера. В передней части находится место для сопровождающего певца. Такая лодочка стоит недёшево. От 30 до 100 тысяч «зелёненьких».

Рядовые венецианцы перемещаются на муниципальных моторных катерах. Более состоятельные – на личных моторных лодках и катерах. В венецианском порту полно и морских яхт. Но это, вероятно, уже для миллионеров.

Во время прогулки на гондоле по широким и узким каналам Венеции мы наслаждались не только баркаролами певца. Вызывало восхищение мастерство и спокойствие, с которым управлял лодкой уже далеко не молодой гондольер. Гондолы порой сбивались в кучу. Казалось, что столкновение неотвратимо. Однако черные лакированные борта всякий раз проходили рядом, не коснувшись друг друга. Иногда буквально в сантиметре или двух.

Венеция знаменита своими потрясающими карнавалами. Они проводятся  ежегодно. Причём проводятся с особым шиком. Сюда со всего мира съезжаются галантные кавалеры и изысканные дамы, облаченные в изысканные пышные средневековые наряды. Костюмы не только потрясающе красивы, но безумно дороги. Есть ценой в несколько млн. долларов. Ну, и разумеется все участники карнавала гуляют по Венеции в знаменитых венецианских масках. Тоже весьма не дешёвых.
 
В эти праздничные дни на городских площадях устраивают концерты, различные представления и фейерверки. Круглые сутки звучит музыка, а в бокалах плещется вино. Состоятельный народ в особняках устраивают балы - маскарады и многое прочие, как теперь принято говорить, корпоративные посиделки. По заявлению гида русский язык на карнавале звучит достаточно громко. Праздник длится около двух недель и обычно проходит в конце января – начале февраля.

Венеция известна на весь мир не только своими красотами. Венецианское стекло знаменито не меньше. Разглашение технологии его производства в старинные времена каралось смертной казнью. Да и сегодня эти секреты знают немногие. Но главное, до сих пор точно не установлено, почему нация мореходов, не имея собственного сырья, занялась производством стекла.

В нашу программу входило посещение венецианской фабрики стекла. Русская девочка минут за десять провела нас по двум небольшим производственным помещениям. Нам показали электропечь, где плавилось стекло. Какие-то приборы и инструменты, но сам процесс изготовления стеклянных венецианских шедевров так и остался для нас тайной.

Затем фабричный гид привёла в небольшой магазин – главную цель экскурсии. Здесь было на что посмотреть. А вот купить оказалось намного проблематичней. Цены начинались с трёхзначных цифр. И что удручало – исключительно в евро. Поглазев какое-то время на переливающиеся всеми цветами радуги потрясающие по красоте вазы, блюда и прочие изделия, мы таки решились на покупку. Эта замечательная вазочка теперь украшает обеденный стол семьи моей дочери.
 
А вот ещё один штрих, имеющий, правда, отношение не к венецианскому стеклу, а к туалету фабрики, где его производят. Строго говоря, посещение этого фабричного клозета не входило в обязательный план нашей экскурсии. Туда я забрёл самостоятельно. И не пожалел. Причём не только по естественной причине.
 
В этой связи хочется вспомнить поэзию городского романса бессмертного Высоцкого. Когда-то он так писал о Париже. Точнее, о его общественном туалете.               

                Проникновенье наше по планете
                особенно заметно вдалеке.
                В общественном парижском туалете
                есть надписи на русском языке.       
               
В парижских туалетах таких надписей я уже не застал. После того, как в них побывал Высоцкий, из Сены утекло немало воды. К моменту нашего появления в Париже почти все подобные заведения стали частными и платными. Думаю именно по этой причине, рядовые русские туристы избегают в них заглядывать. Так что писать на русском языке стало некому.

А вот в бесплатном туалете венецианской фабрики стекла мне довелось наблюдать приметы русского проникновения вглубь Апеннинского полуострова. Здесь я нашёл красиво выполненные с порядочной порцией юмора надписи на русском языке.

 Вообще-то, сделаны они были не туристами из России, а именно для них. Ничего недостойного в текстах не имелось. Собственно, то были даже не надписи в вульгарном понимании слова, а инструкции по пользованию унитазом. Я записал их, и теперь дословно привожу этот уникальный материал.

«Уважаемые господа россияне убедительно просим при пользовании унитазом не влезать на него ногами. Во время процесса не принимайте орлиную позу. Сядьте на унитазную доску. Здесь всё абсолютно чисто. Только так Вы сможете получить настоящее удовольствие».

Кнопка спуска воды была заделана в стену. Русские ребята, не найдя привычной  верёвочки, пускали дело на самотёк. Такой подход к гигиене блюстителей чистоты тоже, вероятно, не устраивал. Дабы помочь нерасторопным пользователям туалета они изобразили большую красивую стрелку, упирающуюся в замаскированную кнопку. К стрелке была присовокуплена надпись, видимо, позаимствованная из Интернета. «Жми здесь!»

Проехались мы и по материковой Венеции. Это промышленно-портовый район города. Есть здесь пару музеев. В Галерее Академии искусств мы побывали. Но, в принципе, кроме магазинов, там смотреть было не на что. Обычный провинциальный город.