Аспид - помощник

Алексей Кожевников 3
               
        В конце июня 1941 года маму с четырьмя детьми эвакуировали с Кольского полуострова в южноуральское село, где до окончания войны мне удалось закончить три класса.
        Положение в стране со школьными канцелярскими принадлежностями было необычайно трудным, а в сельской местности – особенно. Вместо мела мы писали на школьной доске пережженными костями, вместо писчей бумаги использовали старые газеты, картон, толстую оберточную бумагу, а вместо чернил – свекольный сок, сажу, толченые красные шарики, извлеченные из кирпичей.
        Когда хотелось отомстить кому-нибудь из обидчиков, у него выпивались свекольные чернила, а если он оказывался еще и дежурным, то съедался костный мел.
        Зимой, когда мы сидели на уроках, ежась от холода, даже будучи в верхней одежде,  то превращались в лед любые самодельные чернила, а «мел» плохо писал, оставляя на доске царапины.
        Уже не помню, откуда появились у детей, и у меня тоже, в это тяжелое время грифельные доски и грифели - «карандаши», изготовленные из черного камня-сланца. В древности его называли аспидом.
        Аспидная доска обрамлялась легкой деревянной рамкой, была очень удобной в переноске и пользовании, так как имела размеры современной школьной тетрадки. При давлении на нее грифелем, она не гнулась, не мялась и не рвалась, как бумажный лист.
        На ее обеих сторонах мы учились не только  грамотно и красиво писать, решать арифметические задачи и примеры, но и рисовать. И не только на уроках, и не одни мы, школьники. Вернешься из школы домой, а из-за доски и грифеля начинают ссориться младшие сестренки и братишки. Рисуют и черкают все, что им вздумается – мягкая тряпочка все стирает бесследно. Ведь грифелем водят по доске почти без нажима.
        Чтобы эти письменные принадлежности служили ребятам дольше, мамы шили для них специальные матерчатые мешочки, а дети относились к ним бережно, потому что хорошо знали – на покупку дорогой писчей бумаги нечего было и рассчитывать.
        Много лет спустя, я узнал, что грифельные карандаши и доски широко использовались в России еще в VIII веке. С их помощью писались указы Петра I, рождались рукописи  книг академика Л. Эйлера, писателей и поэтов Г.Р. Державина, А.П. Чехова, драматурга А.Н.Островского и других. Французский романист Флобер даже предлагал начинающим писателям создавать свои  произведения с помощью грифельной доски, чтобы проверить написанное на глаз.
        Получается, что эти «канцелярские товары» были в обычном обиходе во всем мире. В России их широко использовали в учебных заведениях, в семьях, имеющих детей школьного и дошкольного возрастов.
        Исчезли они внезапно, в 1914 году, будто в России их никогда и не было. Не случись вторая мировая война, мы бы никогда, наверно, не узнали об их существовании.
        Я вспомнил о прошлом не случайно. И в наши дни блокноты, альбомы и прочие полезные для детских домашних увлечений канцелярские товары стоят не дешево. Вот и подумал: не возьмется ли кто за возрождение аспидных принадлежностей? Черный сланец в недрах Урала наверняка имеется. Выпускать их можно и в качестве сувениров. Уверен, что недостатка в покупателях не будет.
        В случае успеха, глядишь, и мне подарят один аспидный комплект - как плату за  поданную идею.