Ван Вэй

Константин Рыжов
Ван Вэй. Просвет после снегопада в горах у реки. Фрагмент свитка.

Первым в плеяде великих китайских художников-пейзажистов был Ван Вэй (699-759) – сначала блистательный придворный, сановник, живописец и музыкант, затем отшельник и монах, удалившийся на лоно природы. Здесь он пишет лирические стихи, настроением которых проникнуты его пейзажи. Недаром критики танского времени писали, что его стихи были подобны картинам, а картины подобны стихам.

«Устремления его были возвышенны, - пишет Го Жо-сюй, - он верил в истину Будды. К югу от Ланбтяна устроил себе хижину, развлекал себя созерцанием  воды и деревьев, игрой на цине и книгами. Хорошо писал пейзажи, следы кисти были изысканно-сильные». Создавая свои свитки, Ван Вэй пользовался только черной тушью и белилами. Его пейзажи наполнены нежной дымкой и размывами, удивительно передающими воздушное пространство. В этом состояло отличие Ван Вэя от большинства других современных ему мастеров, писавших яркие пейзажи с применением минеральных красителей.

Ван Вэй смотрел на мир глазами созерцателя, отшельника и поэта. Его картины -  это пейзажи-исследования  с одинаково внимательным отношением ко всем деталям познанного и увиденного. Природу он предпочитал изображать как место покоя и тишины.  Дали на его картинах едва прорисованы, они словно тают в тумане, а вся природа кажется спокойной и тихой. Человек как бы растворяется во вселенной, превращается в ее частичку, ее атом.

Одно из самых прославленных творений Ван Вэя - длинный свиток  «Прояснение после снегопада». Ван Вэй достигает здесь необычайной мягкости и воздушности. Картина представляет собой величественную композицию гор у спокойно текущей реки. На горах, на ветвях деревьев лежит снег, подчеркивающий белым цветом контуры гор, деревьев и домиков. Основная тональность – тушь, с легким добавлением зеленого. Черные, оголенные ветви деревьев и темная холодная пелена воды на переднем плане особенно выделяют белую поверхность снежного покрова, смягчающего очертания горных вершин. Тонкие деревца образуют на фоне гор четкий узор.  Все словно застыло. Эта картина как бы образ зимы, сковавший всю землю.

Ван Вэю приписывается знаменитый трактат "Тайны живописи" - одно из основополагающих сочинений по теории живописи, оказавшее большое влияние на последующее развитие теории и практики живописи в Китае. Сочинение это, написанное превосходной, высокопоэтичной ритмической прозой, можно также рассматривать и как своеобразный комментарий к пейзажной лирике Ван Вэя, где образы поэтические по большей части трудно отделить от образов чисто живописных, не случайно крылатыми стали слова поэта Су Ши: "Наслаждаюсь стихами Мо Цзе (Мо Цзе - второе имя Ван Вэя) - в стихах его картины; гляжу на картины Мо Цзе - в картинах его - стихи" ("Шичжун ю хуа, хуачжун ю ши"). 

Ван Вэй предопределил пути новой живописной эпохи. Жизнеутверждающая красочность  и фантастика танских художников сменяется поисками глубоких обобщений и поэтических раздумий. Его последователи художники-монахи, в основном пейзажисты, жили уединенно, вдали от суеты мирской жизни. Непричастные к заботам о карьере, о видимых житейских удачах и разочарованиях и поэтому независимые, они сделали творчество и общение с природой единственной формой взаимоотношения с миром.

Восточная культура в Древности и Средневековье  http://proza.ru/2013/07/11/270