Старушка в оптике

Аслан Шатаев
Старушка Йокх-Саг зашла в оптику, чтобы купить себе очки.

- Добрый день, - поздоровался с ней оптик за прилавком, молодой парень.

- Добрый, добрый, - ответила старушка.

- Что вы хотели?

- Очки хотела.

- Какие?

- Красивые.

- А рецепт есть у вас?

- Респект?

- Я говорю, рецепт есть у вас?

- Это что такое?

- Для того чтобы вам дать очки, нужно сначала у врача провериться.

- А зачем тебе врач? Ты больной что ли?

- Нет. ВАМ нужен врач.

- А мне-то он зачем? Я помирать пока не собираюсь. У меня вся жизнь впереди.

Оптик вздохнул и сказал:

- Ладно, давайте я сам подберу. Вам для близи или для дали?

- Кому дали?

- Ну, чтобы близко видеть или далеко видеть?

- Я и так вижу.

- Бабушка, поймите, я должен знать, какие вам нужны очки.

- Я же говорю – красивые.

Оптик вздохнул второй раз.

- Диоптрия какая у очков?

- Диоптар? Кто это?

- Ну… сила линзы.

- А-а-а, силу? Давай сильные. Чтобы прочные. И не ломались.

- Нет. Это диоптрия очков. Например, плюс два, плюс три, плюс полтора.

- Одни очки дай мне! Зачем две, три штуки? Тем более полтора?

- Ну, я же не могу вам любые очки дать. Вы в них видеть не будете.

- Почему я в них видеть не буду? У вас очки для слепых что ли?

- Нет. Для зрения.

- Тогда хватит меня путать! Очки давай!

- Хорошо, хорошо, - успокоил ее оптик. – Я вам буду очки давать с определенной диоптрией, а вы скажите, видите вы в них, или нет.

- Диоптар?

- Э-э-э… не важно. Подождите.

Он достал коробку с очками и, достав одни, протянул их старушке.

- Вот, посмотрите.

Бабушка взяла у него очки и стала их изучать со всех сторон с таким вниманием и интересом, словно видела такие первый раз в своей жизни.

- Вы их на глаза наденьте, - подсказал парень.

Старушка стала крутить их у своих глаз, словно пытаясь их надеть прямо на глазные яблоки.

- Да не так.

Оптик взял у нее очки и насадил их ей на нос.

Йокх-Саг удивленно уставилась на оптика, раскрыв рот и выпучив глаза, которые казались за плюсовыми линзами еще больше.

- Ты кто? – спросила она как-то испуганно.

- Я… я вам очки дал. Вы в них видите?

- Конечно вижу! Вы замужем?

- Угу… понятно. Давайте я вам другие дам.

Он дал ей плюс шесть. Старушка надела их.

Долго смотря куда-то сквозь оптика, она через какое-то время спросила:

- Ты чей?

- Я… сын Султана… Я оптик. Я вам очки дал.

- Зачем?

- Вы сами попросили.

- Когда?

Оптик вздохнул вновь.

- Бабушка, если вы хотите очки, так и скажите, если нет – то нет!

- Ой, извини. Просто я часто на ходу память теряю. Не всегда, конечно, но бывает. Что поделаешь? Старость не радость, как говорится. Посмотрела бы я на тебя через полсотни лет в таком возрасте, как я. Да ты бы и вряд ли дожил бы до моего возраста. Я всех своих детей пережила. У меня даже праправнуки есть. Я много кого переживу. – Голос старушки понемногу стал повышаться. – И тебя переживу, и твоих детей переживу, и всех твоих родственников! Да кто ты такой, вообще?! Как ты со мной разговариваешь?! Сидишь тут с умным лицом и старушек обижаешь! Иди, лучше, себе ровню ищи!

Йокх-Саг отдышалась, успокоилась, вспомнила, что они, вроде как не ругались, и произнесла:

- Извини!

Оптик первое время стоял столбом, не зная, что сказать. Потом решил, что лучше ничего не говорить, и стал дальше подбирать ей очки. Сначала он давал ей плюсовые. Никакие не подходили. Тогда он дал минусовые. Потом решил проверить, не астигматизм ли у нее, перевел в другую комнату, усадил на стул и стал проверять специальным офтальмологическим набором.

Прошел час, но старушке ничего не подошло. Оптик сдался и дал ей очки с простыми стеклами.

- Во! – воскликнула старушка. – Теперь я отлично вижу!

- Я вам дал очки с простыми стеклами. Вы же прекрасно видите без всяких очков!

- Конечно! На зрение я не жалуюсь.

- Так вам нужны были очки просто для красоты???

- Ну да. Я так и сказала - «красивые».

- Вы меня запутали! Я думал, вам нужны диоптрические очки!

- Диоптар? Кто это?

- Это сила тяжести.

- У кого «сила вяжется»?

- Я говорю, сила тяжести.… Тьфу ты! Сила линзы!

- Не плюйся на меня!

- Я не плююсь! Я сплевываю!

- Не сплевывай на меня! Что за сила тяжести?

- Это гравитация.

- Левитация?

- Не леви, а грави.

- Гравий? Ты бетон месишь?

- Да. Дома тропинку сделал.

- А при чем тут гравитация? Ты чей?

- Сын Султана.

- Султан? А кто такой Диоптар?

- Мой отец.

- А ты кто такой?

- Оптик.

- Ты Оптик Диоптарович?

- Да.

- Хватит меня дурачить! Очки давай!

- Не дам.

- Почему это?

- У вас нет гравитации. Согласно теории тяготения, свет в линзах преломляется, и очки получает бразильский футбольный клуб!

Старушка дотронулась до лба Оптика, помотала головой и произнесла:

- Да-а-а, совсем горячий. Отдохни немного, а то совсем тронешься. А я зайду в другой раз.

Она оставила очки, попрощалась и покинула оптику. А про себя подумала: «Понаберут идиотов на работу!».