Ищут владельцы, ищет милиция

Александр Ручко
     Мотосезон близится к завершению, железные кони, уютно приткнувшись в гаражах или зарывшись в снег под брезентом на открытых стоянках, ждут долгожданного тепла. У мотовладельцев середина периода мото-интоксикации, по сему поводу тематические интернет-форумы полны  обсуждений, споров, размышлений…. Тем много;  самые горячие в спорах - отношение ГАИ и мотоциклистов. Где ругают ГАИ, где хвалят, а где высказывают дельные предложения, где откровенно обвиняют сотрудников милиции в бездействии.  А где предлагают дельные инициативы!
     Одна из горячих тем дискуссий мото-байкеров – поиск угнанного мототранспорта.
     Кражи мотоциклов представляют собой очень большую проблему. Вследствие самой природы мотоциклов, воры считают их легкой добычей.
     Примеров способа угонов множество, а вот случаев возвращения «коня в стойло» очень мало.  Эта категория механических транспортных средств имеет, по мнению многих форумчан, самый низкий процент раскрываемости по угону.  И не только по Украине – в соседней России, например, ежегодно находят всего 3% угнанного за год мототранспорта!  Только в Британии ежегодно «уходит»  более 37.000 мотоциклов… и по закону сохранения энергии они ведь где-то «всплывают»!  Причем до недавнего времени силами полиции возвращение мотоциклов владельцам на Туманном Альбионе -  не превышало и 20% угнанных ранее!
     Причин много:   угнанный мотоцикл проще прятать, легче разбирать, да и не секрет -проще продать без документов, перевезти в страны ближнего зарубежья. Очень много мототранспорта, попадающего уже на территорию Украины, угнано в Европе… но кто об этом знает?  Если мотоцикл угнан, допустим в Италии и не подан в розыск в Интерпол, его нахождение на территории Украины никак не отслеживается – это огромный недостаток в деле борьбы с угонами любого автотранспорта.  А ведь цена некоторых моделей сопоставима с ценой хорошей иномарки. 
     В качестве примера хочу вспомнить случай шестилетней давности. У мотоциклиста, проживающего в Германии, угнали его любимый мотоцикл Harley-Davidson. В один прекрасный день владелец увидел свой похищенный байк в телевизионной рекламе латвийского банка.
     Ролик рекламировал латвийский банк LBS, и угнанный мотоцикл использовали в съемках рекламы. Позже стало известно, что украденный мотоцикл несколько раз перепродавали, а оригинальный серийный номер перебили - теперь это даже не Harley-Davidson, если судить по номеру на раме самого мотоцикла. Мотоцикл владельцу вернули, а ведь сколько «двухколесных коней» так и не вернутся к своему хозяину – это вопрос риторический. В данном случае полиция бы никогда не нашла мотоцикл, если его случайно не узнал сам владелец…
     Методика поиска любого авто-мототранспорта органами милиции сводится к традиционной оперативно-розыскной работе.  Редко когда пропажа находится сама по себе, и на то есть множество негативных факторов. Чаще всего находят при техосмотре и при проверке документов на дороге или оформлении купли-продажи,  меньше всего по информации граждан, однако даже в этом случае процент найденных двухколесных коней слишком низок по сравнению с такими европейскими странами, как Италия или Германия. Неужели немецкие, и итальянские полицейские работают лучше наших милиционеров?
     Ответ на этот вопрос я опять нашел на одном из отечественных тематических мото-форумов… Оказывается, с недавних пор европейская полиция, поняв, что раскрываемость угонов мотоциклов в 20% от числа угнанных в год – это очень мало, привлекает к поиску владельцев не только угнанного мототранспорта, но и других механических транспортных средств, и даже велосипедов - простых граждан, завсегдатаев сети-интернет!
      Там решили не отмахиваться от помощи общественности. Для этого при официальных интернет-страничках полиции созданы специальные ресурсы, которые позволяют выяснить факт, находится ли то или иное транспортное средство в угоне, не раскрывая при этом другой, конфиденциальной информации. Только факт – в угоне или нет.
     Например – сайт итальянских карабинеров предоставляет возможность любому итальянцу внести данные на увиденный ими автомобиль в специальное поисковое окно, указав дополнительные данные в виде номера машины или мотоцикла, номеров агрегатов или рамы, цвета и марки (любая дополнительная информация, которая облегчила бы поиска по базе данных). И если автомобиль или мотоцикл в угоне, окошко загорается красным цветом. Никакой дополнительной информации о владельце транспортного средства, его истории или обстоятельствах угона - полиция не предоставляет. Зато дает возможность тут же заявить о нахождении т/с, и что самое важное – по желанию и совершенно анонимно, об обстоятельствах, при которых гражданин, запросивший информацию, видел данное угнанное транспортное средство и место его теперешнего положения.
        Данная мера рассчитана на граждан, которые хотели бы помочь полиции, но в силу определенных обстоятельств это не делают традиционным способом – по телефону, через заявление… А ведь сколько такой ценной для розыска информации сгинуло по причине того, что кто-то не захотел тратить время отвечая на телефонные расспросы полицейских. Просто там в некоторых районах за беседу с полицией могут и убить. С другой стороны – любой законопослушный гражданин  всегда может проверить – является ли, допустим мотороллер, который ему пытаются продать подозрительные люди, краденым. Это серьезно осложняет жизнь тамошним авто-мото угонщикам, которые в Украине чувствуют себя комфортнее своих европейских коллег.
     Чтобы проверить эту теорию, я попытался самостоятельно выяснить – находится ли в угоне мотоцикл, пригнанный на одну из СТО подозрительными молодыми людьми или нет. Что вы думаете – ГАИ Украины подобную информацию не дает! Даже журналисту ведомственной прессы такая информация закрыта – оказывается, факт нахождения т/с в угоне является секретной информацией! То есть, для того что бы все же выяснить «родословную» мотоцикла или машины, нужно ехать куда-то с транспортным средством, показывать специалисту, он воспользовавшись своим паролем войдет в базу данных и проверит данное транспортное средство на предмет угона… но все это время – и как не спугнуть законопослушному механику предполагаемых угонщиков? Проверить документы? На каком основании? Подозрения «к делу не брешешь». А разве он специалист по распознанию поддельных документов или сможет оценить на глаз, соответствуют ли номерные знаки данному транспортному средству с данным номером на раме? Или при отсутствии надлежащих навыков сможет отличить перебитый номер рамы от неперебитого? И как сделать это, не «засветившись» перед возможными преступниками, и не дай бог, если это ошибка, не поругаться с потенциальным и честным клиентом? А если вдруг угадает…. Подвергнуть себя опасности, ибо одному богу известно, на что пойдут бандиты, чтобы их тайна осталась нераскрытой!
     Вот и получается – в случае угона, написанное безутешным владельцем заявление ложится в тихие глубины выдвижных канцелярских ящиков. Данные на угнанное т/с вносятся в секретную (я подчеркиваю) базу данных, и на этом активная фаза поиска заканчивается. Далее начинается розыгрыш лотерейного билета – попадет, не попадет в поле зрения милиции тот или иной «железный конь»… а даже если попадет – привлечёт ли он к себе должное внимание? И будет ли к тому времени, чем привлекать?
      Отечественные «конокрады» знают свое дело, а так же уверены, что у милиции долго еще не дойдут руки до модернизации методов розыска транспортных средств, сложившихся еще со времен советской милиции. Даже общие базы по угону СНГ и доступ в базы ИНТЕРПОЛа хоть и облегчают работу с угнанным автотранспортом, но мало чем помогают в деле розыска угнанных мотоциклов, об этом свидетельствует та же самая статистика  - как было 3%  раскрываемости в России… так и осталось. Как вы думаете, у нас лучше или хуже?
     Может, стоит ли попробовать воспользоваться иностранным опытом, тем более что общественность всячески готова оказать содействие розыску, но пока не знает как – даже создаются инициативные проекты, куда каждый пострадавший вносит данные об угнанном мотоцикле или автомобиле. В сети существуют уже примитивные общественные поисковые системы по угнанным т/с, но их мало, информация мало-достоверна, плохо обновляется, и главное - эти усилия разрозненны. Возглавь эту инициативу МВД Украины, и в частности Департамент ГАИ – ситуация заметно бы сдвинулась в лучшую сторону, да и общественность бы убедилась, что милиция не стесняется помощи граждан, а преступники наконец поняли, что их деятельность не такая уж и безнаказанная!