Мотохэлп уполномочен сообщить

Александр Ручко
ДВУХКОЛЕСНОЕ БРАТСТВО
    
     В Украине существует Национальная Ассоциация Мотоциклистов Украины (НАМУ), в составе  которой одним из проектов является проект под названием «МОТОхелп».
     Проект предназначен в первую очередь для оказания помощи попавшим в беду мотоциклистам или скутеристам. Цель проекта - консультирование по юридическим вопросам, оказание неотложной доврачебной помощи (в случае прибытия раньше скорой), оказание психологической поддержки, собирание информации, которая может помочь установить виновника в дальнейшем расследовании.
     Истории взаимовыручки мотоциклистов на дороге ровно столько же, сколько существует двухколесная техника. Некоторые из активистов программы занимаются МОТОхелпом с 2005 года, а как официальная программа МОТОхелп начал формироваться вначале лета 2008 года.
     За зиму 2008-2009 гг. программа стремительно развивалась силами активистов. Сегодня это уже хорошо организованная общественная структура имеющая радиосвязь и соответствующую подготовку для оказания медицинской и другой помощи на месте ДТП.
     Проект уже почти закончил четвертый год своей работы, и надо отметить, что ребята справляются со своей общественной нагрузкой на отлично.
     Сразу хочу обратить внимание, что изначально мотоциклисты не ставят перед собой цель защищать исключительно своих побратимов, тем более, если вдруг те были не правы или не дай бог сбежали с места ДТП, в этом случае «мотохелповцы» помогу найти виновного подключив коллег по НАМУ. 
     В любом случае проект направлен на то, чтобы обстоятельства ДТП дошли до суда именно в том виде, при которых ДТП и произошло. Ведь степень виновности определяют компетентные органы и суд. Кстати часть волонтёров «МОТОхелп» состоят в специализированных дружинах Безопасности Дорожного Движения и посильно помогают в работе ГАИ. Они никогда не проедут мимо аварии с пострадавшими независимо от того, на каком транспортном средстве они передвигались  до аварии – на двух или четырех колесном транспорте, однако специфика их задач все же выдвигает приоритеты на реагирование на ДТП с участием двухколесного мото и вело-транспорта.
     Основные аспекты деятельности программы МОТОхелп:
    Для зарегистрированных участников программы:
- Прием обращений центральным диспетчером программы
- Технические консультации по телефону.
- Юридические консультации по телефону.
- Консультации по оказанию первой помощи и комплектации аптечки мотоциклиста.
- Реакция на вызовы по причинам поломки в любой точке Украины.
- Помощь в транспортировке мотоцикла за договорную (лояльную) стоимость.
     Для всех без исключения:
- Организация выездов на ДТП. Бесплатно, распространяется на всех мотоциклистов. Выезды на ДТП проводятся силами регионального представительства МОТОхелп в данном регионе.
- Эвакуация мотоцикла с места ДТП обеспечивается для всех мотоциклистов по договорной стоимости только с согласия пилота мотоцикла.
Также действуют дополнительные направления программы:
- отслеживание и публикация информации об авариях на профильных интернет-ресурсах.
- Организация общественных мероприятий, направленных на развитие безопасности дорожного движения (акция «Внимание мотоциклист!», выезды в детские дома)
- обучение технике вождения мотоцикла.

     Каждый из мотоциклистов вполне может активно помогать в развитии программы. Это основной постулат «МОТОхелпа», волонтеры – его основной ресурс. Участником программы можно стать, заполнив анкету на профильном сайте и оплатив членский взнос (200 грн). Деньги от взносов идут на комплектацию аптечек, оплату Интернета и телефона оператора, подготовку акций, печать информационно-раздаточных материалов и пр.
     В программу каждый приходит по своей причине: кто-то хочет поддержать хорошее дело и верит, что этот проект поможет мотоциклистам, некоторые ищут подстраховки, другим как-то помогли и они решили таким образом отблагодарить программу.
     Участники, которым мало просто зарегистрироваться, и которые горят желанием помогать, становятся активистами программы. Другими словами это добровольцы-волонтеры, благодаря которым и живет «МОТОхелп».
     Требования к волонтеру у «мотохелповцев» очень просты – серьезный настрой, надежность, организованность, порядочность, желание помогать и самое главное – ответственность этого человека перед тем, что он делает.
     Добровольцы помогают тем, к чему у каждого душа лежит: техническими консультациями по телефону, выездами по технической помощи, на ДТП, консультациями по юридическим вопросам, программисты и т.д.

АНАЛИЗ И СТАТИСТИКА

     Помимо помощи на месте ДТП, активисты «МОТОхелп» ведут еще одну очень важную работу – анализ, и статистику ДТП с участием двухколесного транспорта, пытаясь ответить на один очень важный вопрос  - причина ДТП и как его избежать в будущем для других мотоциклистов. Подведение итогов года проводится с началом осени, и хоть до официального окончания сезона еще есть время, конец лета, все же символизирует окончание активного мотоциклетного сезона в Украине.
     По данным проекта, в течение года было зафиксировано 352 ДТП с участием двухколесных участников движения, при этом волонтеры МОТОхелпа смогли среагировать на 310 аварий. Было организовано  277 выездов и в 33 случаях ДТП сопровождались по телефону.
     По географии:
     Наиболее аварийные районы Киева: Днепровский, Харьковский, Соломенский
    Аварийная улица: Большая Окружная, Краснозвездный, Харьковское Шоссе, Телиги
    Аварийный день недели: Вторник
    Аварийное время: с 18:00 до 20:00
    Зафиксировано 29 угонов двухколесной техники.
Основной причиной аварий со стороны «двухколесников» является «догонялка» сзади.
А вот по причинам ДТП с авто присутствует разнообразие: развороты через сплошные, которых зафиксировано довольно много. На втором месте идут маневры авто,  в которых водители не убеждались в безопасности своего маневра.
Отдельного внимания заслуживает мода не включать поворотники при перестроениях и поворотах, новое виение – стартовать на свой красный, когда автолюбители смотрят не на свой светофор, а на сигнал светофора перпендикулярного полосе движения. Скутеристы в основном страдают при повороте авто на заправки или во дворы из второй полосы.
     Если взять в сумме, то автолюбители стали причиной аварии в 34% случаев,  двухколесные в 36%, в 19% случаев на оформлении нельзя было однозначно определить виновника ДТП.
     Так же отдельно хочется отметить, что «мотохелповцами» было зафиксировано 9 случаев хулиганства и разбоя на дороге. Несколько из этих случаев были, когда пассажиры или водители авто угрожали из машины пистолетами, в одном случае стреляли из травматического оружия развлечения ради. Было несколько случаев с остановкой и избиением и кражей имущества водителей двухколесных средств, под предлогом «подрезания».
Анализируя график, в «МОТОхелп» констатируют увеличение случаев ДТП с участием двухколесного транспорта, отмечая, что  вероятнее всего рост ДТП связан с возросшим количеством двухколесной техники.
     В течение этого года на дорогах Киева и близлежащих районах погибло 18 водителей двухколесных транспортных средств.  В среднем смертность составляет 5%.
«Мотохелп» старается помогать семьям погибших, и в этом году начато сотрудничество с психологами, которые готовы оказать психологическую помощь родственникам погибших, чтобы у них были силы пройти через это горе.
     У западных байкеров есть поговорка: «Dress for the crash, not for the ride». Адаптированный перевод звучит как: «Экипировка для падений, а не для понтов».  Как показала статистика травм после ДТП с участием мотоциклистов, наиболее вероятно не получить травму лица только если на голове мотоциклиста шлем «интеграл» либо хотя бы шлем модуляр или флип-ап. Именно они позволяют защитить зубы и нижнюю часть лица байкера при падении или ударе об препятсвие, когда как другие виды шлемов не обеспечивают стопроцентной гарантии и иногда при ударе могут слететь с головы, оставив ее незащищенной перед самым падением на землю.
     Стоит отметить, что шлемы, изготовленные «юго-восточными» производителями, не используются европейскими и американскими байкерами. И в продаже там их не встретишь. Зато украинские прилавки пестрят названиями типа Avai, NHK или собственных «брендов» типа PHOENIX. Также продавцы китайских скутеров лепят наклейки с брендами скутеров, которыми они торгуют, на безымянные китайские шлемы (пример - SkyMoto).
     Качество пластика китайских скутеров уже ни для кого не секрет. Вот и для шлемов на маленьких китайских заводиках не станут мудрить с качеством, изготавливая свой товар из самых дешевых пластмасс. К сожалению, о качестве купленного элемента экипировки, в конце концов, выясняет после сильного удара об землю, так что в данном случае слово «экономия» - не уместно.
     Волонтеры мотохелпа, благодарят сотрудников ГАИ, за сотрудничество, которое часто проявляется инспекторами на авариях. Благодаря им, всегда получается узнать данные пострадавшего и найти его родственников для оказания поддержки в больнице. Иногда такая информация позволяет не только сэкономить здоровье человека, но и спасти ему жизнь. МОТОхелп надеется и на дальнейшее эффективное сотрудничество с Управлением ГАИ МВД Украины и в свою очередь готовы оказывать посильную помощь, ведь, по сути, дело по поддержанию порядка и безопасности на дорогах нашей страны общее, и тут чужих нет.