Георгий Рзаев. Мой Пушкин. Проза

Азъ Журнал
Мой Пушкин.
Я не помню, когда я узнал имя Пушкина, и также не помню, когда первый раз увидел ему памятник. Эту фамилию достаточно часто произносил при мне кто-то из взрослых и я постепенно привык к ней. С самого детства я живу в районе, где жил дядя Пушкина и где родился сам Пушкин. Я множество раз проходил мимо Елоховского собора, именно того, где Пушкина крестили.
Ещё я помню, как я года в три решил, что скульптура Пушкина с Натальей Гончаровой на Старом Арбате называется «Пушкин с мамой».
С детства мне многое рассказывали и показывали родители и я считал, что это какое-то общее, «общекультурное» знание, хотя конечно слово «общекультурный» тогда ещё не знал. Когда я подрос, то был очень удивлён, что есть специальные учёные, которые свою жизнь посвятили пушкиноведению, то есть изучению жизни и творчества Пушкина. Для меня Пушкин всегда был и потому не требует изучения. Как можно изучать небо или дождь?
Первые произведения Пушкина, с которыми я познакомился, были его сказки. Мне их прочитали вслух мама и бабушка. Тогда я не воспринял эти сказки как авторские, они для меня были чем-то вроде обычных сказок, народных. «Сказка о царя Салтане» стала для меня чем-то вроде полуисторической саги о судьбах людей и превратностях судьбы. Особенно мне запомнился момент, когда царь приказал закрыть свою жену и сына в бочку и бросить в открытое море. Это стало для меня примером жестокости и несправедливости властьимущих людей, впоследствии этот поступок стал у меня асоциироваться с Иваном Грозным. Вообще я заметил, что к сюжетам и персонажам детских сказок я отношусь значительно менее иронично, чем к сюжетам «взрослых» произведений. То, что я читаю сейчас я всегда сравниваю с тем, что я прочитал в детстве.
Сам читать Пушкина я стал, когда был у бабушки. Я не помню, были это каникулы или я болел. В этот момент я уже знал, что Пушкина убили. Поэтому я стал искать в его произведениях что-то очень важное, что он хотел оставить потомкам перед смертью. Я просто подошёл к полке и взял три небольших тома в бело-сером переплёте. Первым, что я прочёл, стало стихотворение «Братья разбойники». Меня поразил трагизм общей судьбы братьев-разбойников. Несмотря на то, что они убийцы, я чувствовал к ним сострадание. В образе трагически погибшего брата-разбойника я видел самого погибшего в разцвете сил Пушкина.
Я читал потом ещё несколько дней и прочёл почти всё. Мне запомнились и очень понравились «Повести покойного И.П. Белкина». В них есть что-то очень насмешливое, несерьёзное. Эти повести помогают смотреть на жизнь как на череду интересных, смешных и даже абсурдных ситуаций. Особенно мне понравилась повесть «Барышня — крестьянка». Я с удовольствием прочёл про то, как чувства разрушают все препятствия на своём пути.
Примерно тогда же я прочитал два крупных произведения Пушкина - «Евгения Онегина» и «Капитанскую дочку». В Онегине меня заинтересовал не столько сюжет и персонажи, сколько сам слог Пушкина, способ описания, то, как он точно описывал некоторые ситуации в нескольких строчках. Мне понравилось обилие эпитетов, метафор и сравнений, которые я не встречал у других авторов. К примеру «Обманчивы, как ножки их» или «Они сошлись, как лёди пламень», «Мы все учились по-немногу, чему-нибудь и как-нибудь». Но в Евгение Онегине я не нашёл не одного персонажа, прототип которого я видел в реальной жизни. Более реальными для меня стали персонажи «Капитанской дочки». Петр Гринёв в детстве был чем-то похож на меня, я искренне сопереживал ему. Так же интересными для меня стали описанные в «Капитанской дочке» военные сцены. Я был благодарен Пушкину за их реалистичность и за то, что он оставил в книге «пропущенную главу». В этой главе было подробно описанно, как Гринёв освобождал
собственную деревню от бандитов Пугачёва.
Когда я посмотрел фильм «1814» про Царскосельский лицей, меня заинтересовала биография Пушкина и его современников. Я узнал, что у Пушкина было множество талантливых друзей и современников, что Пушкин оказался в литературной среде с молодости. Меня заинтересовало сплетение жизненых путей этих людей, чередование трагичных и радостных моментов в их жизнях. Для меня история Пушкина и его лицейских товарищей похожа на историю, описанную в “Гарри Поттере”. Когда я читал “Гарри Поттера” я ассоциировал его персонажей с реальными людьми. Для меня это две очень похожие истории взросления. Я понимаю, что людей другого поколения это сравнение может даже шокировать. Но я лишь хочу сказать, что Пушкин-лицеист для меня скорее наш современник, чем человек позапрошлого века.
Меня всегда интересовал Пушкин как человек, который одновременно и серьёзный, и не серьёзный. Я был удивлён, когда в «Евгение Онегине», таком серьёзном произведении, встретил фразы про женские ножки. Один из самых главных русских поэтов, пишуший такие легкомысленные вещи, был для меня крайне удивителен и странен. Потом. Когда я увидел черновики Пушкина, то понял, что такая легкость и дар и огромный труд.
Сейчас, вспоминая все прочитанные мной произведения Пушкина я могу сказать, что Пушкин для меня открыл огромный и объёмный мир. Когда я читаю его, я как бы обращаю своё внимание на одну из частей описанной им Вселенной. Все персонажи и события из его книг для меня живут в одно время и очень тесно взаимосвязаны.
Вообще мне очень повезло, я родился в старой Москве, ходил по тем же улицам, что и Пушкина в детстве. Я был в Петербурге, в Пскове, в Михайловском и везде мне казалось, что именно память о Пушкине одухотворяет и оживляет эти места. Пушкин является для них “гением места” , ангелом- хранителем и защитником.
Я очень часто ловлю себя на том, что о чем-то думаю словами Пушкина. Смотрю как бы его глазами. Говоря современным языком он создал некую матрицу, в которую поместилось наши видение мира, наше понимание любви, дружбы, радости и печали.
Мы все с детсва помним, что осень – “очей очарованье” и это позволяет нам примириться с увяданием природы, мы знаем, что печаль может быть светла. Пушкин еще в нашей юности рассказал нам про то, что можно и нужно пожелать любимой - “любимой быть другим” и уметь сказать “я буду век ему верна”. Он задает нам ориентиры, он утешает, примиряет, но и побуждает к раздумью, к действию, к поступку.
Вообще я могу сказать спасибо Пушкину за то, что он создал столько прекрасных произведений для всех нас и для всего человечества.