Похищение истребителя

Лев Израилевич
      
  МиГ-21, угнанный из Ирака в Израиль.
          фото с сайта Википедия
               

 Накануне Шестидневной войны (июнь 1967 года) «Моссад» провёл несколько успешных операций по угону боевых советских самолётов с территории враждебных арабских стран. Подробности этих событий до сих пор покрыты завесой тайны. Но одна громкая акция из этого «жанра» стала достоянием общественности.

Правда, многие её детали и сегодня хранятся под грифом «особо секретно» в архивах «Моссада». Но сам факт события известен доподлинно. 16 августа 1966 года в 7.30 утра с одного из иракских аэродромов поднялся в воздух новейший на то время советский истребитель МиГ-21. А спустя всего 25 минут он успешно приземлился на аэродроме авиационной базы в городке Хацор, что на севере Израиля. Угон сверхсекретного самолёта стал буквально кошмаром для арабов. У военно-политического руководства СССР происшествие вызвало не меньшее потрясение.

Расскажу об этой блистательной операции «Моссада». Вначале пару слов в качестве вступления. В 1959 году в СССР был поставлен на производство  многоцелевой сверхзвуковой истребитель МиГ-21. В 1961 году в условиях чрезвычайной секретности самолёт стал поступать на вооружение Египта, Сирии и Ирака. Согласно подписанным межгосударственным договорам СССР брал на себя ответственность за охрану, техническое обслуживание самолетов и подготовку пилотов.
 
  Довольно долго о новом советском истребителе в Израиле имели весьма смутное представление. К весне 1963 года, когда Исера Хареля на посту директора «Моссада» сменил Меир Амит, МиГ-21 уже состоял на вооружении ВВС Египта, Сирии и Ирака, потенциальных противников Израиля в назревавшей войне.

 Этот печальный для еврейской страны факт сильно тревожил командующего ВВС генерала Эзера Вейцмана. Он, как никто другой, отлично понимал, что, только хорошо изучив лётно-технические характеристики нового советского истребителя, израильские летчики смогут достойно противостоять ему в бою.

Именно по этой причине в апреле 1965 года шефу "Моссада" была поставлена очень непростая задача: посадить на израильский аэродром советский МиГ-21. Конечно, советская сторона отдавала себе отчет, что сильно рискует, поставляя МиГ-21 на Ближний Восток. Поэтому во всех договорах на поставку самолётов наличествовал специальный пункт. Он оговаривал, что лётный состав для боевых машин должен отбираться с особой скрупулезностью в части преданности кандидатов существующим в странах режимам.

Специалистам «Моссада» пришлось здорово пораскинуть своими «еврейскими мозгами», прежде чем приступить к выполнению этого сложнейшего задания. Перебрали массу вариантов. Среди них, разумеется, имелись и такие, как веками проверенные подкуп, шантаж, «слабый пол» и  прочие хорошо известные приёмы.

 Рассматривались и идеи перехвата самолета в порту разгрузки, и внедрение агента на арабскую авиабазу. Были и другие более экзотические предложения. Но после детальной проработки все они были забракованы. Слишком мала оказывалась вероятность успеха.


В конце концов, пришли к совсем неоригинальному заключению. Приняли к исполнению комбинацию вариантов. Специалисты решили, что только при сочетании различных средств и методов можно рассчитывать на удачу. Главная ставка была сделана на психологическое воздействие.
 
Одновременно шёл интенсивный сбор подробной информации о пилотах Сирии, Египта и Ирака. Прослушивались и записывались все эфирные разговоры, которые вели летчики во время полетов. Они анализировались с применением самых последних на то время методик.

В анализе участвовали не только военные аналитики, но и сугубо гражданские эксперты: психологи, лингвисты, логопеды и пр. Почти на всех арабских лётчиков были заведены досье. В них скрупулезно заносились сведениями о продвижении по службе, семейной жизни, окружении. Особо отмечались слабости характера и разного рода пороки.

 Короче, нащупывались слабые места потенциальных «клиентов». И ещё. В результате кропотливого анализа специалисты «Моссада» пришли к однозначному выводу, что наибольшая вероятность успеха операции возможна только в случае, если исполнителем угона станет летчик не мусульманин. Круг кандидатов на вербовку существенно сузился, так как среди арабских летчиков христиане составляли считанные единицы.
 
В этом недлинном списке оказался и капитан Мунир Редфа. Один из лучших пилотов Ирака. Лётному мастерству он обучался в США и СССР, где освоил два самых современных на то время истребителя: американский «Фантом» F-4 и советский МиГ-21. Вернувшись на родину, Мунир Редфа был назначен на должность заместителя командира эскадрильи МиГ-21.
 
Со дня, когда истребитель МиГ-21 иракских ВВС приземлился в Израиле, прошло более сорока лет. За это время операция «Моссада», получившая кодовое название «Пенициллин», превратилась в легенду. Обросла разного рода былями и небылицами. Во многом тому способствовал тот факт, что израильское руководство накануне Шестидневной войны всеми силами старалось избежать обострения отношений с СССР.

По этой причине факт угона советской авиационной новики преподносился, исключительно, как бегство иракского офицера от тоталитарного режима на свободный Запад. Ну а Израиль оказался у него на пути к свободе. Причастность израильской разведки к этим событиям на официальном уровне категорически отвергалась.

Со временем подробности тех дальних событий просочились в прессу. Появились мемуары и разные прочие воспоминания, где вскользь упоминалась и эта операция. В конце концов, события сорокалетней давности выстроились в логический ряд. То, что изложено ниже, и есть краткое их описание.

Утверждение официальных лиц Израиля о том, что Мунир Редфа совершил угон самолёта сугубо по идеологическим мотивам, конечно, 100-процентной истиной не являлось. Тем не менее солидную её долю содержало. Образованный, мыслящий молодой человек, поживший в США, смог, конечно же, заметить разницу в качестве режимов.

К тому же по возвращению из загранкомандировки его эскадрилью сразу же бросили на подавление курдского восстания. Это был самый настоящий геноцид. В Америке и России Мунира обучали боям в небе, а тут пришлось стрелять ракетами по мирным курдским селениям. Сотнями убивать ни в чём неповинных детей, женщин, стариков. Участие в этом чудовищном преступлении превратило жизнь военного лётчика в сплошной кошмар. Ввергло его в депрессию.
 
Мунир Редфи происходил из семьи христиан маронитов. Отец его был преуспевающим торговцем. Жили они весьма зажиточно. Но, разумеется, несвободно. Впрочем, в Ираке в те годы немногие жили свободно. Однако христианское меньшинство страны вдобавок ко всему постоянно подвергалось дискриминации в разных сферах общественной и государственной жизни.

 Случались и периоды открытых преследований, когда с подачи властей устраивались показательные судебные процессы по надуманным обвинениям. В общем, для бывших советских граждан картина достаточно знакомая. То, что Редфи доверили летать на самых современных истребителях, было очень редким в стране исключением. Пилот прекрасно понимал, что, как только начнётся очередной виток  гонений на христиан, его тут же заменят мусульманином. В общем, по большому счёту молодой человек был  недоволен своей судьбой.

Он частенько изливал душу своему самому близкому человеку, слуге Иосифу Шамашу еврею по национальности. Жаловался ему на дискриминацию христиан-маронитов со стороны властей. И даже признавался, что подумывает о том, чтобы уехать из Ирака.

Шамаш служил в доме семьи Редфа ещё до рождения Мунира. С появлением на свет будущего лётчика-истребителя стал его воспитателем. А когда Мунир женился, Иосиф, у которого не было своей семьи, продолжил жить с ним. Разница в вероисповедании никак не отражалась на их искренней многолетней дружбе.

Иосиф всегда был полноправным членом семьи Редфи. Ни одно решение не принималось без его совета. Он присутствовал на всех семейных торжествах и траурных мероприятиях. С его мнением всегда считались. А часто ему принадлежало даже последнее слово.

Родные и близкие Иосифа ещё в начале пятидесятых годов репатриировали в Израиль. К слову сказать, вместе с почти 100-тысячной общиной иракских евреев. Так что к 1966 году в стране оставалось не более 1000 евреев. С Иосифом в том числе.

Что до иудеев, то к ним в Ираке относились ещё хуже, чем к христианам. Не удивительно, что вся община так дружно поднялась, и двинула на далеко небогатую тогда историческую родину. Иосиф остался. Кто его знает, по какой причине. Очень возможно, что и по просьбе израильтян. Но как бы там не было, оставшись в Ираке, свою историческую родину он не забыл. Даже наоборот, стал её страстным сторонником.
  У Мунира от Иосифа секретов не было. Он часто рассказывал в присутствии слуги о чуде-самолёте, на котором летает. Порой даже высказывал крамольные мысли типа того,  что израильтяне дорого бы заплатили за возможность рассмотреть его самолёт с близкого расстояния.

Вот тогда то и зародилась у Иосифа мысль попытаться убедить Мунира угнать МиГ-21 в Израиль. Разумеется, в обмен на согласие израильтян вывезти семью Редфи в безопасное место и обеспечить её средствами, достаточными  для достойного существования.

    Однажды Иосиф Шамаш предложил Муниру отдохнуть на греческих островах. Предложение понравилось и летом 1966 года Иосиф, Мунир и его жена Бетти отправились в морской круиз. На острове Родос их встретил Джош, якобы приятель Иосифа. Мунир и Джош познакомились. Представляя друга, Иосиф назвал его израильским лётчиком. При этом добавил, что им есть о чём поговорить.

А Муниру шепнул, что Джош, который на самом деле был Зеевом Лироном агентом «Моссада», может помочь уехать из Ирака. Эта новость явилась для иракского лётчика неожиданностью. Но своему слуге он привык доверять, и на встречу согласился. Она произошла за столиком уютного кафе на приморском бульваре острова Родос.

    После нескольких общих ничего не значащих фраз «израильский лётчик» буквально ошеломил Мунира, предложив ему немного нимало, как прилететь в Израиль на своём МиГ-21. В первый момент капитан так растерялся, что не смог проронить ни слова. Потом малость успокоившись, стал соображать.

Для начала признался, что давно мечтает уехать из Ирака, но вовсе не тем способом, каким ему предлагают. Ну а что до угона истребителя, то даже если бы он и согласился, топлива в баках самолета не хватит, чтобы добраться до Израиля. Впрочем, и с топливом долететь до еврейской страны ему не дадут. Как только самолёт отклонится от заданного маршрута, его моментально собьют.

Но Зеев Лирон был хорошо подготовлен к разговору с иракским лётчиком. Он разложил на столе карту и профессионально объяснил, что технические препятствия вполне преодолимы. Нужны только мужество и решимость. Израиль со своей стороны переведёт на его счёт в любой стране миллион долларов. И позаботится о переезде членов семьи в безопасное место.

В конце концов, Мунир согласился обдумать это очень опасное предложение. А чтобы убедиться, что предложение исходит из самых верхних эшелонов власти, Зеев предложил ему слетать на пару дней в Израиль. Капитан принял предложение, и уже назавтра они оказались в еврейской стране.

    Там Мунира принял командующий ВВС Израиля Мордехай Ход. Он ознакомил иракского лётчика с планом побега. Генерал сообщил ему, что для перелета в Израиль разработан зигзагообразный маршрут, пролегающий в мертвых зонах на стыке районов действия иракских и иорданских радаров.

Мунира честно предупредили, что полет сопряжен с большим риском и будет крайне опасным. Собственно капитан и сам это хорошо понимал. Нужно было пролететь в небе над Ираком и Иорданией почти 900 километров. И в любой точке маршрута самолёт мог быть сбит. Тем не менее шансы на успех существовали. Для этого в первую очередь требовались выдержка, спокойствие и полное присутствия духа. Ну, и конечно, неукоснительное следование разработанному в Израиле маршруту. О его существовании израильские соседи, к счастью, не догадывались.
 
     На вопрос генерала готов ли он выполнить поставленную задачу, Мунир ответил, что может принять решение только в случае, если будет уверен в безопасности своей семьи. А потом добавил, что за такие поступки в Багдаде вешают людей на центральной площади.

Генерал Мордехай Ход заверил лётчика, что пока его семья не будет в полной безопасности, никаких действий предпринято не будет. И тогда Мунир дал принципиальное согласие. Он сказал буквально следующее: «О кей! Я согласен. Вы получите МиГ-21!»

Получив согласие лётчика, оговорили дату операции. Окончательно отработали детали маршрута, условия связи и прочие подробности. За советский самолёт Муниру была обещана награда в миллион долларов, израильское гражданство, дом и пожизненная работа. Кроме того, гарантировалась полная безопасность родным и близким, пожелавшим вместе с ним покинуть Ирак. Решено было, что побег должен состояться в августе 1966 года. Пробыв три для в Израиле, Мунир через Европу вернулся на родину.
 
 Пока капитан готовился к угону самолёта, члены его большой семьи один за другим покидали страну. Родители поехали якобы навестить родственников в Иране. С этой страной у Израиля были в то время великолепные отношения. Дети Мунира «внезапно заболели» и отправились на лечение в Лондон. Братья и сёстры разъехались, кто попутешествовать, кто на учёбу.

 Слуга Иосиф Шамаш с помощью «Моссада» координировал этот исход клана Радфи из Ирака.  К началу августа все родственники Мунира оказались за границей. И вот, наконец, настал решающий день 16 августа 1966 года. Именно на эту дату была назначена операция «Пенициллин».

Придя на аэродром, пилот приказал команде наземного обслуживания заполнить топливные баки своего МиГа под завязку. Согласно строгой директиве такое можно было делать только с разрешения советских инструкторов. Однако капитану каким-то образом удалось заставить иракских солдат проигнорировать устав.
 
В 7.30 утра самолёт Мунира с полными баками поднялся в воздух и взял курс на восток. Но через несколько минут полёта совершенно неожиданно для операторов иракской службы ПВО истребитель резко повернул на запад. В наушниках летчика зазвучали приказы немедленно вернуться на маршрут.

Но было уже поздно. Поворачивать назад Мунир не собирался. Он выключил радио. Бросил свой МиГ-21 к самой земле. На бреющем полёте прошёл строго по оговоренному маршруту в мёртвой зоне, недоступной иракским и иорданским радиолокаторам. Через 20 минут самолёт Мунира был уже в небе Израиля.

Здесь его ждала эскадрилья израильских «Миражей». После обмена условными сигналами самолеты ВВС Израиля, пристроившись по бокам иракского МиГа, и повели его на свою авиабазу в Хацоре. В 7.55 колеса угнанного советского самолета МиГ-21 бортовой №007 коснулись взлетно-посадочной полосы аэродрома. Так успешно закончилась операция «Пенициллин».

Угон новейшего советского истребителя мгновенно стал мировой сенсацией. О ней долго трубили СМИ многих стран мира. Престижу Советского Союза был нанесен чувствительный удар. Руководство СССР гневно потребовало возвращения самолета. Израиль отказался.

Одновременно США, Великобритания Франция и некоторые другие западные страны обратились к Израилю с просьбой позволить ознакомиться с секретным советским истребителем. Не желая обострять и без того натянутые отношения с СССР, эти просьбы Иерусалим оставил без ответа.

Зато израильские летчики буквально на следующий день после приземления иракского МиГа приступили к тщательному его изучению. Они осваивали трофейный самолет на земле и в воздухе. В условиях крейсерских полетов и имитации воздушных боев.

После месячных испытаний в Израиле МиГ-21 в условиях особой секретности был передан американским ВВС. За этот "подарок" США отменили эмбарго на поставки оружия Еврейскому государству. В результате ВВС Израиля получили новейшие  американскими истребителями Phantom.

Весной 1967 года полученные знания принесли израильским лётчикам первые плоды. 7 апреля Сирия спровоцировала воздушный бой над Голанскими высотами. В нём израильские истребители «Мираж» без потерь сбили шесть сирийских МиГ-21. Ещё больше эти знания пригодились в Шестидневной войне. Теперь легендарный МиГ-21, угнанный из Ирака, выставлен в качестве экспоната в музее авиационной техники Израиля.
 
Мунир Редфи получил свой обещанный миллион. Он с семьей поселился в небольшом городке на юге Израиле. Ему была предоставлена работа по специальности. Правда, пришлось переквалифицироваться в гражданского лётчика.

 Мунир несколько лет служил в одной из частных авиакомпаний. И, вроде бы, неплохо себя чувствовал в еврейском окружении. А вот его супруга Бетти на новом месте не прижилась. В конце концов, семья Муниров покинула Израиль. «Моссад» помог им переехать и устроиться в одной из западных стран. В 1998 году у Мунира случился обширный инфаркт. Врачи приехали слишком поздно. Спасти лётчика, к сожалению, они уже не смогли. На 58 году жизни Мунир Редфи умер.