Умейте слышать голос новизны

Людмила Каутова
Несколько лет назад мои ученики, изучая пьесу А.П. Чехова, спасали от гибели вишнёвый сад. Его владелица разорена. Есть покупатель этого сада, представитель зарождающегося в России капитализма. Выход, который он предлагает, прост: ударить топором по саду, краше которого нет во всей губернии, землю сдать в аренду или продать богатым дачникам
Дети не хотели с этим смириться.

-  А что если продать сад другому человеку? Умному, образованному, тонко чувствующему красоту, способному принять правильное решение и выполнить его? – говорили они.

-  А может быть, нужно выкорчевать старые деревья и посадить новые? -  спрашивали другие.

-  Конечно, без этого не обойтись, но обязательно нужно нанять толковых садовников, научить их новым агротехнологиям, и тогда этот сад станет не только вишневым, несущим людям красоту, но и вишнёвым, приносящим доход, -  рассуждали они. А я подумала о созвучии этих проблем с проблемами современной школы и о том, что дети предлагают перевести существующую реальность в новое качество. Как-то я напоминала детям слова Н.Рериха: «Умейте слышать голос новизны». Они его услышали. Это умение так необходимо нам, учителям.

Последнее время, пожалуй, нет школы, не считающей, что она работает в режиме инновации. Но зачастую это просто попытка выделить новое в уже устоявшейся школьной практике. Иногда за новое принимаем то, что уже давно существует, только в контексте другой образовательной культуры. Поэтому следует определиться в понятии. Под инновацией мы понимаем форму проявления нового качества педагогической реальности, не существующей в поле зрения педагогического сообщества. Причём речь идёт не о любой новизне, а совпадающей с тенденциями прогрессивного развития современной школы, твоей школы, с целями прогрессивного развития общества в целом.

Следуя принципу технологизации, гимназия рассматривала обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на овладение системой знаний, умений и навыков, действий, привычек поведения, т.е. работала в «знаньевой» системе и добилась определённых результатов.

Однако к 2000 году у администрации, да и у всего коллектива в целом, возникла неудовлетворённость ходом педагогического процесса и некоторыми его результатами.
Проблемный анализ существующей педагогической реальности показал, что на данном этапе развития гимназии наблюдается много недостатков. Это дефицит культуры и нравственности, технократическая перегрузка, проявляющая себя в трансляции знаний в отчуждённой обезличенной модели урока,  исторически себя исчерпавшей,  дегуманизация образования, характеризующаяся отчуждением ученика и учителя, школы и родителей,  недостаточно высокий уровень качества образования и мотивации к учёбе.

Для решения этих проблем гимназия выбрала новый подход к образованию и воспитанию, включившись в проект КК ИПКРО «Пайдейя». Школа как гуманитарная образовательная система» (авторы-разработчики кандидат педагогических наук Е.А. Елизова и кандидат философских наук Н.Г. Фролова)

Определили цель: создать образовательное пространство, в котором основная ценность для педагога -  человек -  ребёнок и взрослый, его внутреннее пространство, особенности его индивидуального развития в процессе познания и жизнедеятельности. Ориентация на творение человеческого образа, в первую очередь, и на усвоение содержания программы, во вторую -  вот фундамент гуманизации образовательного пространства и его гуманитарная сущность.

Переход в новую парадигму требует преобразований всех компонентов системы, сложившейся в прежние годы: методической работы, управления, критериев оценки разных сфер деятельности и учителей, и учащихся, воспитательной работы, дополнительного образования.

Мы осознали, какие трудности придётся преодолеть в процессе инновации. Прежде всего, необходимо изменить сложившиеся стереотипы мышления учителя, обусловленные особенностями функционирования образования в тоталитарном обществе, самомнение учителя, которому кажется, что он давно уже работает в гуманитарной системе, т.е. некритичность в оценке своего потенциала, неготовность переосмыслить свою роль в условиях гуманитарного образования. Практика показывает, что на низком уровне находится и теоретическое мышление учителя. Некоторые учителя потеряли смысл педагогической деятельности, и нужно помочь им его обрести. Нужно научить учителя видеть учебный материал своего предмета как своеобразный источник диалога, смыслового контакта, т.е. помочь ему провести реконструкцию содержания образования. Некоторые педагоги не могут преодолеть психологический фактор, заключающийся в неуверенности, что они смогут работать в этой системе. Нужно помочь преодолеть этот барьер. Просто необходимо восполнить недостаток специальной методической литературы, столь значимой для самообразования учителей. И наконец, исключить социальные факторы, снижающие работоспособность коллектива.

Общий стратегический подход, который мы избрали, -  эволюционный, предусматривающий использование уже накопленного интеллектуального потенциала, обеспечение стабильности в переходный период. Основные принципы: системность и открытость.

Ценностная установка: достижение результатов в области инноваций не может достигаться любой ценой.

Для того чтобы осуществлять переход гимназии в новое качественное состояние -  гуманитарную систему, была разработана модель управления гимназией.
Реализация модели проходила в 4 этапа.

1 этап (2001-2003 год)
Проблемный анализ педагогического опыта. Реорганизация управления гимназией. Теоретическое осмысление избранного пути через курсовую подготовку всех педагогов гимназии. Разработка Концепции гуманитаризации образовательного процесса. Создание на её основе Программы развития гимназии. Начальная диагностика уровня эмоциональной положительности учащихся.

2 этап (2001-2003 год)
Продолжение постепенной реорганизации управления на уровне Учебно-воспитательного, научно-методического и исследовательского процесса. Создание новой модели методической службы, формирование в её рамках новой профессиональной компетентности учителя. Моделирование методического развития учителя. Моделирование и проектирование гуманитарного урока. Рефлексия и осмысление полученного опыта. Промежуточная диагностика эмоционального состояния учащихся.

3 этап (2003-2007 год)
Работа отдельных учителей в новой системе. Развитие инновации внутри педагогической реальности. Проведение гуманитарной экспертизы результатов педагогической деятельности.

4 этап (2007-2011 год)
Работа в новом режиме. Проведение гуманитарной экспертизы результатов инновационной деятельности.

Старый лозунг «Кадры решают всё» актуален и сегодня. Главная фигура инновационного процесса -  учитель. Для него непонимание смысла собственной деятельности -  момент личностного распада. Поэтому к разработке Концепции гуманитаризации мы привлекали каждого члена коллектива. Утверждённая затем на педсовете, Концепция стала основополагающим документом для всех участников педагогического процесса, в том числе, и родителей.

В начале инновационного процесса важно изучить мотивы педагогической деятельности учителей, участвующих в инновации. Исследования показывают, что 40% учителей -  исполнительский тип, для  них важно признание вышестоящих лиц, 50% -  профессионально-коммуникативный. Для этих учителей важно утверждение в глазах своих коллег и признание коллективом. 3% учителей -  либеральный тип. Они устанавливают контакт с детьми на основе всепрощения, это «добренькие» учителя. И только 9% составляет независимый тип. Самоутверждение в собственных глазах, принятие гуманистической программы деятельности, готовность работать на отдалённый результат вот то, что характеризует этих учителей. Они-то и вошли в состав творческой инновационной группы «Гуманитарный урок».
Назначение методической службы в этот период -  приобщить учителя к гуманитарному контексту. В рамках методической службы начинается выращивание новой профессиональной компетентности учителя.

В своём методическом развитии учитель проходит несколько этапов от поиска своей позиции до создания своей собственной методической системы.
Новая модель методической службы предусматривает опору на науку, взаимодействие основных структурных подразделений: НМС, кафедр, информационно-аналитического центра, Лаборатории новых технологий, Лаборатории психолого-педагогических проблем, действующих в едином ключе.

НМС охватывает всё многообразие форм работы в гимназии: Работу Лабораторий, выпуск методического журнала «Вестник гимназии», организацию педчтений, методических выставок, конкурсов «Учитель года гимназии» и  «Лучший классный руководитель», организацию малых педсоветов. Он ориентирует коллектив на компетентность и творчество, академическую свободу и ответственность.

Цель Лаборатории новых технологий -  создание реальных образцов гуманитарного опыта на основе внедрения гуманитарных технологий. Она объединяет 80% учителей. Каждый член Лаборатории действует по алгоритму в своём режиме, темпе, по индивидуальному плану, по своей проблеме, в конце  учебного года  предъявляя конечный продукт.

Это статьи в методический журнал  «Вестник гимназии» (за 2 года здесь опубликовали свои статьи 43 учителя), проекты, конспекты гуманитарных уроков (в банке инноваций их 150), это и методические пособия, обобщение опыта, видеофильмы, презентации, доклады, итоги гуманитарной экспертизы и т.д. Круг проблем, рассматриваемых в Лаборатории, достаточно широк.

Как следствие, учителям есть о чём  заявлять в период аттестации. За последнее время отмечается качественный рост педкадров: 98% учителей имеют квалификационную категорию, 80% -  высшую и первую. 50% учителей овладели методикой гуманитарного урока. Для того чтобы на заключительном этапе инновации приобщить к процессу всех учителей, планируется организовать смотр творческих сил, предоставив учителям возможность выступить в одной из номинаций: «Дебют» и «Мастерство», что на завершающем этапе позволит оценить творческий потенциал каждого и увидеть самооценку учителя.
Самое главное достижение процесса -  учитель, который хочет работать по-новому, хочет работать качественно. Учителя по своей инициативе проводят открытые уроки, приглашая тех коллег, чьим мнением они дорожат, они готовы выслушать конструктивные замечания, участвовать в профессиональных конкурсах, в краевой ярмарке педагогических идей. Участвовать и побеждать.

Своё главное достижение -  гуманитарный урок члены Лаборатории показывали на краевых семинарах, которых за последние 3 года было 7. Их посетили около 450 педагогов. Культ открытости, которому следует гимназия, способствует расширению пайдеического пространства, востребованность опыта придаёт учителям уверенность в правильности выбранной позиции.

Лаборатория психолого-педагогических проблем занимается формированием гуманитарной воспитательной позиции педагога, диагностирует по специальным методикам профессиональную гибкость учителей и эмоциональное состояние детей на уроках. Индекс эмоциональной положительности растёт ежегодно на 0,5-0,7%, уровень мотивации к учёбе на  1 – 1,5%. В лучшую сторону изменяется отношение учащихся к нравственным  нормам, их воспитанность.

Особенно радуют результаты ЕГЭ. Гимназия входит в число лучших школ России.
А выпускники, прощаясь с гимназией, пишут в своей газете «На трёх этажах»: «Спасибо тебе, гимназия, за то, что ты такая и моя…». «Ты видела многих, запомни и меня, гимназия. Ведь я так люблю тебя, дорогая!». Ты первая, будь ею всегда…Ты особенная, и это видно в глазах твоих детей. Да святится имя твоё!»

Это ли не результаты инновации? Значит, мы на правильном пути, хотя постоянно помним слова Сальвадора Дали: «Не бойтесь совершенства. Оно вам не грозит».