Какой бедою ты томим?.. или

Шарип Окунчаев
СВОЕВРЕМЕННАЯ ВСТРЕЧА С... ШЕЙХОМ
 
В горах в разваленном селении,
Сидел и плакал аксакал.
А мимо шёл Творец Вселенной,
Остановившись, он сказал:
«Я очищаю мир от скверны,
Я справедливость берегу,
Я друг людей Исламу верных,
Я твой Аллах, я помогу
Я мирозданья порученец
Какой бедою ты томим?»
Старик ответил: «Я чеченец»
И Бог заплакал вместе с ним.

1

    Далёкий 2003 год, это время тяжёлых испытаний для чеченского народа.
    Я - председатель Псковского Центра чеченской культуры, правозащитник и пламенный противник военных действий по «антитеррористической» кампании в Чечне, которая скорее была карательной экспедицией федерального бандформирования.
    Все мои публикации и обращения в разные инстанции, в том числе ООН, Совет Европы и руководство России были связаны с немедленным прекращением геноцида чеченского народа, так как по-другому это назвать было невозможно.
    В то время я возглавил инициативную группу по созданию проекта – «Пути урегулирования чеченского конфликта», если так можно выразиться, войну назвав «конфликтом».
    Проект был создан и направлен во все инстанции, перечисленные выше.
    Скажу, что это было и время «выскочек» и всякого рода «деятелей» с их  беспардонными высказываниями по сложнейшей ситуации, которые хотели попасть в политическую волну, показать себя обществу, как деятели, «болеющие» за право народа.
    Самое интересное, что у таких людей на «лбу было написано»: фальшь, неискренность, политическая неграмотность. К сожалению, многим из этих элементов всё-таки удалось в общей неразберихе вписаться в руководство некоторых звеньев власти.
   На чужбине был создан «Конгресс чеченских диаспор» во главе с Асланбеком Аслахановым, на котором должны были принять решение – остановить войну в Чечне без всяких предварительных условий, и это тоже казалось регионам искренним желанием.
   Вдруг, как снег на голову, сообщение в теленовостях: «Господин Ахмат-Хаджи Кадыров назначен главой Администрации Чеченской Республики».
   Новость обсуждали везде! У всех на устах было одно: неужели предал то дело, за которым стоял?
    «Предатель!» - кричали одни; «изменник!» - кричали другие, а новый лидер чеченского народа ездил по Республике и по стране и настойчиво разъяснял всем, что чеченский народ на вечные времена выбрал единственно правильный путь спасения нации.
   Мы уже видели до этого нового лидера «спасителей нации»: Умара Автурханова, Доку Завгаева, Саламбека Хаджиева, и  все они потерпели фиаско, а тут сам муфтий шел в политику! Что думать? Как поступить? «Ладно, посмотрим, время покажет, надолго ли?», -  останавливали себя многие, кто настроен был на радикальные шаги.
    Почему так думали многие наши соотечественники, в том числе и проживающие в регионах России? – Да потому что  верилось еще, что вот-вот мировое сообщество заступится, осудит беспредел со стороны России и остановит военные действия в Чечне, начнутся переговоры, где, наверняка будет, определён статус Чечни…
    Как потом выяснилось, все эти мысли были ошибочны и разъяснение им дал только один человек, которого мы никак не ожидали увидеть в Пскове.

2

    Телефонный звонок: «Ассаламу Алейкум, Шарип!». «Ва Алейкум салам, Хусейн!»  - приветствовал я друга и односельчанина-курчалойца  Джапара Улхаева, который проживал в то время в Санкт-Петербурге.
    Между собой в Курчалое мы называли его Хусейном: у чеченцев это не редкость -  двойные имена.
    Джапар был незаурядной личностью и национальным лидером всего Северо-Западного региона. Его слово было законом даже для многих «авторитетов» того времени, независимо от национальностей. Он решал любые, порой самые неразрешимые вопросы, которые стояли перед землячеством, даже из других регионов.
   Меня знали в округе как «Шарип–Псковский», Джапар часто приезжал ко мне по выходным дням на отдых.
   Вот и на этот раз я решил, что он звонит мне, как обычно, по поводу своего приезда.   «Вечером приеду, жди! - ответил Джапар и добавил коротко, - разговор есть серьёзный».
    «Не случилось ли что? – заволновался я, не отпуская его, готового отключиться от связи. 
    «Да не волнуйся, всё нормально, это по работе: мне будет, нужна твоя помощь в одном вопросе. Остальное при встрече объясню», - услышал я скороговоркой Джапара и в телефонной трубке пошли короткие гудки.
    Это было в пятницу,  Джапара не было у меня с тех пор, как он стал заниматься организацией представительства Чеченской Республики в Санкт-Петербурге и в Северо-Западном округе в целом.
    Время было трудное, финансовое положение в Чеченской Республике критическое и созданное упорством Джапара представительство всецело держалось на его плечах.       
      Предупредив супругу Хадижат о приезде дорогих гостей, я стал собираться по своим делам. 
     Отношения в семье, несмотря на то, что дети росли в Псковской области, строились у нас по строгим, но благородным правилам чеченского этикета. Поэтому и сын Хасанбек, врач местной больницы, окончивший Ленинградскую педиатрическую академию, и дочь Лариса, школьница, были надёжными помощниками матери. Честь и достоинство - главные составляющие в жизни человека, - не уставали мы с супругой внушать детям, пока они вдали от исторической родины впитывали соки разных культур. 
    Вы должны помнить, что вы чеченцы, а значит, являетесь на псковской земле лицом нашей нации, - слышали они от нас всегда и старались не подводить ни семью, ни честь нации.
     Когда ты уже не молод и являешься главой большой и дружной семьи, приятно осознавать, что то, что ты однажды посеял  в душах детей, дало хорошие и надежные всходы. Что бы мы представляли собой, не будь у нас таких нравственных устоев – наших адатов? – думаю я всегда, вознося хвалу Всевышнему, что родился чеченцем. 
     «Иди  завтракать, водитель твой скоро подъедет», - позвала Хадижат за стол, а сама пошла отдавать детям распоряжения по дому и двору, чтобы достойно встретить гостей.
    Джапара мы ждали с его супругой. Хеди была замечательным человеком, верной и надёжной спутницей его.
    К вечеру все приготовления к встрече гостей были завершены.
    До  посёлка нашего - Плюссы - от Санкт-Петербурга всего 200 км. Ездили мы в гости друг к другу в основном на автомобилях, предпочитая его поездам. Джапар, конечно, должен был приехать на своей машине, поэтому момент прибытия вычислить было довольно сложно. Жили мы в собственном доме, у леса, своя баня, рядом пруд… - все условия для нормального отдыха питерским друзьям, которым нравилось сюда приезжать, как на дачу.

3

     К 8 часам вечера Джапар подъехал на джипе, за рулём, как всегда, Хасан - его сын и верный помощник.
     Мы всей семьёй и местным землячеством вышли навстречу.
     - Ассаламу Алейкум всем! – поздоровался, выходя из машины Джапар.
     - Ва Алейкум Салам, Джапар! – ответили мы, встречая гостей. Прошли в дом.
    Мужчины разместились в большом зале, женщины - на кухне, для молодёжи накрыли отдельно. Женщинам ни к чему мужские разговоры, детям незачем слушать секреты взрослых, - рассудили мы, опять же согласно нашим обычаям.
    После трапезы, основная часть гостей разошлась, остались только «свои»: племянник Анзор, друг и родственник Сайд-Эми Ахматханов,  присевшие в стороне Хасан и Хасанбек.
    - Шарип, - начал издалека и несколько торжественно Джапар, - я знаю, что здесь в области, как ты скажешь, так и будет, да и в округе нашем к твоему голосу прислушиваются. Нам нужна твоя поддержка: на днях в Питер приезжает Ахмат-Хаджи Кадыров, мой друг и наш общий гость, но встретить его нужно в качестве Главы нашей Республики,  и я не могу позволить, чтобы кто-нибудь сорвал эту встречу.
   - А, что есть опасения? – спросил я.
   - Да, поступила информация, что некоторые наши земляки, якобы, собираются бойкотировать встречу, готовят транспаранты, называют его предателем; мы не можем этого допустить. По его просьбе мы включили в план поездки по региону и встречу с земляками всего округа. Сегодня, как ты знаешь, Мовлади Ахматукаев является руководителем представительства Чеченской Республики в Северо-Западном федеральном округе, но отвечаю за эту встречу я. – он сделал паузу, но я отмалчивался, хотелось получить всю информацию.
    - Я знаю, - продолжил разговор гость, - как правозащитник и общественный деятель ты болеешь за Чечню, много помогаешь землячеству, пишешь во все инстанции по поводу прекращения войны, всё это хорошо, но это иллюзии, поверь мне. Только мы, чеченцы, сами можем себе помочь, и это главный лозунг Ахмат-Хаджи!
     Джапар сделал паузу, отпил несколько глотков сока, посмотрел на меня и спросил, наконец: «Что молчишь? – Я не так разъясняю? - тебе один раз надо его послушать, и ты поймёшь, что единственно верный путь спасения нации и Республики нашей в целом – это путь, предложенный Кадыровым. Он изнутри знает всю эту проблему и хочет прекратить преступления против нашего народа»
  -  «Да я всё понимаю, что надо что-то делать, чтобы спасти Чечню», - ответил я.
  -  Вот видишь, - ухватился Джапар за мои слова, – ты же помнишь, твоя программа по переводу Чечни на мирный путь развития всем очень понравилась, так ты можешь лично вручить её Кадырову!
  -  Хорошо. Когда он приезжает? – спросил я.
    Я тебе позвоню дополнительно, и с новгородцами тоже сам свяжись, - попросил он, закругляясь.
    На следующий день гости уехали.
      
4

    Осенний холодный день, на улице слякоть: всю ночь падал мокрый снег.
    Мы подъехали к зданию, который был арендован представительством для мероприятия.
    В большом зале мы разместились за огромным длинным столом.  Место старшего мы уступили  Турпалу, родом из г. Шали, который долгое время жил в Питере.
   В сопровождении свиты в зал зашёл Кадыров, все стоя проводили их на почётное место, во главу стола.
   - Ассаламу Алейкум! – поприветствовал гость присутствующих в зале и попросил всех сесть.
   Турпал вкратце объяснил цель встречи землячества, представил приглашённых лидеров землячеств с округа и передал слово Ахмат-Хаджи.
   «Дорогие братья, земляки и все, кто присутствует в зале, - начал своё выступление гость, - я рад тому, что могу с вами пообщаться, спасибо. Я очень сожалею, что где бы я ни был, а также и здесь, многие не понимают ту ношу, которую я взвалил на свои плечи, – неблагодарную, очень тяжёлую и опасную ношу. Я это говорю, не потому что боюсь или опасаюсь чего-то, а потому что эта ноша и есть спасение нашего многострадального народа. Нас оболванили какой-то новой идеологией, лозунгами борьбы за свободу, и я тоже был в этой команде, и хорошо, что был, - иначе бы я не увидел истинного лица того заблуждения, куда нас втянули – это утопия для нас, - поверьте. Наше спасение в единстве с Россией, как живут и другие республики, наши с вами братья по соседству. Многие «с той стороны» толкуют суры из Корана, призывая нас к джихаду, к газавату и т.д., я вам говорю - лучше меня ни один из них не знает Коран, и нет там таких призывов и той идеологии ваххабизма, которую  нам навязывают, это не борьба за свободу, - нас просто уничтожают. Что творится дома вы, я думаю, знаете не понаслышке, только мы сами можем себя спасти, свою многострадальную родину.
   Моя цель и задача не остановить войну, а закончить ее навсегда,  и в этом мне нужна и ваша поддержка. Спасибо».
   Ахмат-Хаджи закончил свою речь и обратился в зал, что готов ответить на вопросы.
   Вопросы стали поступать в некорректной форме и не по существу, их Турпал резко обрывал и стал давать слово для выступления присутствующим. Но и в речах выступающие старались гостей упрекать в том, что Россия – враг, что идёт геноцид чеченского народа, что не правы те, кто этого не видит и прочее…
   Каждое следующее выступление становилось оскорбительнее, меня стало это коробить,  возмущать, потому что отдельные «деятели» вели себя не достойно по отношению к такому же чеченцу, как и мы все.
     Тамада предоставил слово мне, рядом сидел Джапар и, склонившись к моему уху, добавил: «Давай, разряди обстановку».    
   «Спасибо, что приехали и нашли время для нас, – начал я, поприветствовав гостей и лично Ахмат-Хаджи, - Некоторые в зале, по-моему, забыли, что они чеченцы, и что Вы и ваша команда у нас в гостях. Уверяю Вас, больше этого не повторится», - я окинул взглядом зал, где, на удивление, воцарилась тишина, и продолжил: «Ахмат-Хаджи, я прошу прошения, но я несколько раз замечал в ваших выступлениях по телевизору, что те чеченцы, которые живут на чужбине, не должны вмешиваться в политические дела Чечни.
    Не могу согласиться с этим. Мы не сидим и не сидели, сложа руки, помогали и помогаем, чем можем Чечне, в том числе и гуманитарной помощью. Принимаем вынужденных переселенцев и проявляем о них заботу. Пишем во все инстанции, вплоть до международных правовых организаций, с требованием прекращения войны в Чечне.
    Вот наша программа по переводу Чечни на мирный путь развития, передаю её Вам с просьбой, чтобы Вы ознакомились с ней. Я послушал Вас внимательно, как и все в этом зале, и скажу, что путь  Вы избрали правильный, миссия Ваша святая, да поможет Вам Всевышний! От имени всего землячества хотел бы Вас заверить, что мы Вас будем поддерживать! Спасибо за внимание».
     В зале раздались аплодисменты, Турпал успокоил всех и предложил ответное слово Ахмат-Хаджи.
   Он встал и, обращаясь ко мне, сказал: «Я прошу меня извинить, но не совсем так, как Вы сказали. Дело в том, что я имею в виду тех, которые «заварили эту кашу», сбежали за кордон и стараются оттуда из-за границы «делать» какую-то политику в Чечне.
  Обращаясь к ним, говорю, что хватит, навоевались, что мы переходим на мирный путь развития нашей Республики.
   Нам нужен мир навсегда, в единой семье с братскими народами России, другого выхода у нас нет, как не было и у наших предков. Большое спасибо за поддержку и за внимание».
    На этом встреча в этот день закончилась. Воспользовавшись редкой возможностью, мы с друзьями пошли в кафе. Только от нас приняли заказ, поступил звонок Джапару, он послушал и говорит мне, что съёмочная группа телевидения Санкт-Петербурга просит  меня дать интервью.
  - Пусть приезжают, - согласился я.
   Через полчаса они приехали, журналистка попросила меня рассказать о своих впечатлениях по поводу встречи и что за программа была вручена Кадырову?
  «Программа перехода на мирный путь развития, создана под моим руководством, инициативной группой, созданная при Псковском Центре чеченской культуры «Нийсо» (Равенство). Там сказано о создании КМП (комитет мирного процесса) на переходный этап, определении статуса Чеченской Республики на правах нейтралитета в составе Российской Федерации, и о дальнейшем развитии чеченского общества.
   Чеченское общество, по своей сути является консервативным обществом, потому что обычаи и традиции наших предков, которые идут из глубины веков являются для чеченцев святыми и соблюдение их - норма нашего бытия.
   Любой лидер Чечни должен строить свою политику именно на этом, если он хочет, чтобы его поддержал народ. И сегодня при встрече с Кадыровым  мы поняли, что такой лидер у нас в Чечне появился. Поэтому и была поставлена задача перед всеми - поддержать курс Кадырова. Наша, чеченцев, задача снять с себя «ярлык бандита» и показать всему миру, что мы нация, хоть и воинственная, но умеющая и желающая мирно сосуществовать со всеми народами, что мы нация со своей культурой, поэзией, искусством…, мы умеем дружить и ценить дружбу, наши главные приоритеты – это честь и достоинство». – не давая вставить ей ни один вопрос, выпалил я все на одном дыхании.
   - Скажите, сегодня Кадырова много критикуют, и не все чеченцы его поддерживают, особенно в Чечне, считая его богословом, а не политиком, и, якобы, не ту позицию занял.  Почему, на Ваш взгляд, это происходит?
   - Это временные амбиции, особенно тех, которые потеряли власть с его приходом. Политиком можно стать, а настоящим богословом может быть не каждый и, поэтому, мне кажется, что Кадыров сумел совместить в себе и то, и другое, побывав в «кратере военных действий». Он понял, где зло и откуда оно исходит и выбрал единственно правильный путь -  путь спасения нации, история нам покажет, что он прав, я в этом уверен».
  - Спасибо большое, что уделили нам время. – не стала она задавать больше вопросов.
  - Спасибо и вам. – откланялся я.
       Мы продолжили трапезу. За столом делились своими впечатлениями о прошедшей встрече...
   Вдруг опять зазвонил телефон у Джапара, стал говорить: «Да, понял, хорошо, сейчас приедем», - за всех ответил он кому-то по телефону.
   Посмотрел на меня и говорит: «Это звонил Мовлади. Ахмат-Хаджи просит привезти тебя, хочет с тобой поговорить, они сейчас поехали в аэропорт «Пулково», и мы сейчас поедем туда, мне все равно нужно проводить друга, так что едем!».

5

   Аэропорт «Пулково». Нас уже встречали у входа в «VIP»-зал и всех четверых проводили к Ахмат-Хаджи. Он встретил нас, стоя, подал мне руку, и мы обнялись по-чеченски. Пожал руку и Сайд-Эми с Хамидом.
     Меня пригласил сесть в кресло, сам сел напротив, между нами был небольшой журнальный столик, остальные сели чуть подальше на скамейку.
   «Шарип, - обратился он ко мне, - я наслышан про тебя и с твоей работой вкратце меня ребята мои тоже ознакомили, обязательно возьмём на вооружение, спасибо.
    То, что некоторые хотят меня в чём-то упрекнуть, это не беда, я этого ожидал, всем не угодишь. Я знаю, что делаю, история нас всех рассудит.
    Я спасаю свой народ от унижения и уничтожения, надо видеть, что творится дома.
    Не я предал народ, а предали те, которые сейчас на той стороне «баррикад».
    Я уже говорил, что Коран знаю лучше их и историю нашего народа знаю не хуже, и та губительная ситуация, которая сложилась сегодня у нас в Чечне, благодаря этим «коршунам», это надо менять в корне.
   Путь спасения нашей нации лежит на наших плечах, только мы сами можем изменить ситуацию.
   Путь этот указал нам Кунта-Хаджи Кишиев, ещё в 19 веке. Абдурахман Авторханов из Мюнхена обращался ко всем нам: нельзя ссориться с Россией!
    А мы что делаем? Независимость давай! - а нужна она нам такой ценой, и куда мы катимся с ней?
    Одно я знаю, что мы теряем своё лицо, как нация и, если это не остановить сейчас, мы исчезнем как этнос вообще.
    Почему я это тебе говорю, да потому что знаю, что ты меня поймёшь, и в твоём лице поймут и остальные здесь.
    Многие говорят, что я не о народе думаю, - если не о народе, разве взял бы я эту опасную ношу на свои плечи?
    Вот и сейчас я подписал договор с Центром, где население Чечни освобождается от уплаты за свет, газ, коммунальные платежи, сроком на 10 лет, - это разве не есть забота о народе?
    Нам надо подниматься из руин, строить школы, учить детей, строить дороги, восстанавливать Грозный, Чечню в целом…
    Мы должны показать всему миру, что мы нация мира и созидания, и моя цель, хоть и повторюсь, - не остановить, а закончить войну и, чтобы никогда больше не было её на нашей земле.
    И ещё я скажу тебе, - Шарип, - меня хотят запугать, что будто Масхадов направил 160 человек, чтобы убить меня, я не боюсь этого, у меня против них есть свои и 160 человек, и больше...
    Вся эта «заваруха» идёт из Москвы, так называемая «партия войны», вот им невыгоден сегодня переход Чечни к миру. Если со мной что-то и случится, то только с их подачи! Вот и сейчас они звонят мне, мол, почему я в Питере, а не в Москве, никто не знал, что я еду сюда.
    Я, лично, получил поддержку от Первого, то есть Путина, потому и взялся спасать Республику, другого выхода нет.
   Нравится нам это или не нравится, это уже другой вопрос.
   Я муфтий Чечни и вынужденно стал политиком, видимо, на то воля Всевышнего». – я запомнил навсегда эту его речь, потому что сила и уверенность, которые тогда от него исходили, убеждали в его правоте и утверждали меня в желании помочь этому человеку всем, чем я могу помочь, находясь на своем месте. Ведь почему-то же он счел необходимым встретиться со мной лично и высказать все, что хотел сказать именно мне.   
   Хотя говорил Ахмат-хаджи со мной, все внимательно слушали его, он был неудержим, огромная энергия «кипела» в нём, чувствовалось, что он хочет успеть очень многое сделать и за короткий срок.
    Он сделал паузу, я воспользовался и попросил слово.
    «Слушаю», - ответил Ахмат-Хаджи.
    «Я прошу меня извинить, но и мне казалось, что Вы предали свои идеи, непонятно было, почему Вы так резко изменили свои позиции. Сейчас я понимаю, что вы изнутри увидели и измену, и зло, и масштаб трагедии, которая охватила Чечню. Выбрав и увидев правильную позицию спасения народа, Вы восстали, - это мы все увидели и поэтому мы с Вами. Дай Аллах Вам терпения и удачи!»
   «Ну, спасибо, брат, я рад, что мы нашли общий язык, будешь дома, обязательно дай мне знать, мне сейчас нужны надёжные и грамотные помощники, - улыбнулся он и вдруг, будто вспомнил что-то, спросил, -  А с какого года ты в Пскове живёшь?» « С 1973 года», - ответил я. «А землячеством руководишь, с какого времени?» - «С момента создания, с 1995 года, в разгар военных действий в Чечне. Кстати, Псковская область единственная, где не ущемлялось достоинство земляков повальными обысками, незаконными задержаниями и т.д. Нам удалось достичь согласия с властью и контролировать ситуацию. По данным прокуратуры РФ Псковская область считается самой благополучной в России по правонарушениям со стороны лиц чеченской национальности», - похвастался я.
    «Молодец, - я рад, спасибо, верю в твои чистые намерения, так как ты давно на чужбине, время тебя не испортило. Огромный привет всему землячеству, надо всегда помнить, что вы здесь представляете лицо всей нации, - этими словами Ахмат-Хаджи закончилась наша беседа.
     Мы находились в «Пулково», пока самолёт не поднялся в небо.
  - Ну как, какие впечатления у тебя от этой встречи? – спросил меня Джапар, - что-то ты задумался…
  - Да так, думаю, что это сильная личность, и мы проводили шейха Ахмат-Хаджи, которого истории еще предстоит оценить! Увидишь, если доживём до этого дня, - ответил я на вопрос. Все молча, подняли взгляд в небо, где самолет, на борту которого летел человек до селе нам незнакомый лично, уже исчез, будто растворился в воздухе.
      Сегодня Джапара нет с нами, он скончался скоропостижно: сердце не выдержало нагрузок.
      Погиб и Ахмат-Хаджи. Дала гечдойла царна! Но уже сегодня, не кивая на историю, мы можем сказать, что если бы не этот сильный и волевой человек, в затылок которого с самого начала дышала смерть, наш народ был бы обречен. Потому что холодное дыхание смерти в те дни успел почувствовать каждый из нас.
     Сегодня немало людей, льющих патоку на имя Ахмат-хаджи, не терпевшего лести и лизоблюдства. Он, как оторвавшаяся от горы скала, прошелся по Чечне, сметая врагов с лица нашей земли. И слово о нем хотелось сказать такое же весомое и крепкое, потому что в нашу жизнь он вошел своевременно.

Окунчаев Шарип Заурбекович
К. эк. н.
Доцент кафедры «Налоги и налогообложение» ЧГУ