Париж туда-обратно

Алексей Абраменко
День 1

10.29
День вылета в Париж начинается дождем и похмельем. По-моему, отличный дорожный набор. Самое сложное – открыть глаза в первый раз. Потом все налаживается.
Правда, и дождь, и похмелье быстро проходит. Хорошего понемножку.
 
12.47
Паковать чемоданы – это слишком громко сказано. У меня, как всегда, небольшой туристический рюкзак: несколько вещей на смену, зубная щетка, зарядки от всех телефонов, документы, фотоаппарат. Хотя обратно – опять же, как всегда – везти придется как минимум в два раза больше. Проверено.
 
13.53
На сборы уходит около часа. Постоянно поглядываю на часы – чтобы не опоздать на регистрацию. Первый заграничный вылет, как никак. Побриться, правда, не успел. Ну и фиг с ним. Щетина хорошо смотрится под галстук.
 
15.18
На подъезде к аэропорту – сплошные заборы, обклеенные рекламными плакатами нового терминала. Один из них обещает быстрое обслуживание VIP-клиентов. Значит, в ближайшие лет десять я туда – ни ногой, однозначно. Все для народа.
На бордюрчике около моего терминала – недоеденное яблоко. Кто-то сильно спешил на посадку. У меня пока все спокойнее – регистрация только началась.
- Дальше летите в Париж?
- Да.
- Место у окна или у прохода?
- У окна.
 
15.52
Перед тем, как идти на посадку, решил сбросить лишний вес. Благо, туалетов в терминале предостаточно. За мной у самой двери пристраивается какая-то дама.
- Это тут на второй этаж?
- Нет, - отвечаю. – Лифт сбоку, там.
На нее мое внушение действует слабо – она продолжает лезть передо мной в двери.
- Вообще-то, - говорю, - это туалет…
- Ой…
 
16.15
С удовольствием обнаруживаю бесплатный доступ Wi-Fi в зале ожидания. Борисполь все-таки радует. Правда, и тут есть свои заморочки – через каждые 7-10 минут тебя автоматически выбрасывает на сайт аэропорта, чтобы обновить доступ. Тоже мне.
В перерывах между «обновлениями» успеваю написать о своем прилете парижским друзьям и прочитать рабочую почту.
 
17.03
Вообще-то в это время мы бы должны уже сидеть пристегнутыми в самолете и мандражировать перед взлетом. На самом деле, мы стоим – утрамбованные кильки в консервной банке – в посадочном автобусе и ждем неизвестно чего. Видимо, поезда.
- We need another bus! – кричит отчаявшимся голосом иностранный пассажир.
Спокойно, brother. Это Украина. Тут и не в таких количествах автобусы упаковывают.
Уверенность в том, что получится улететь вовремя, снижается с каждой секундой. Все бы ничего – но подождут ли меня на пересадке? Все-таки хочется попасть в Париж сегодня…
 
17.41
Наконец самолет в полной комплектации (пассажиры + персонал) выруливает на взлетную полосу и набирает скорость. Интересно, до скольки км/ч он разгоняется перед взлетом? Надо будет загуглить, когда приземлимся.
Ремни пристегнуты, объявления прослушаны (кто их, правда, слушал – на немецком и на английском…), желудок переведен в режим «В самолете».
Взлет и набор высоты проходят совершенно безболезненно (заложенные уши – не в счет). Lufthansa все-таки радует.
Люблю вид сверху – облака, разноцветные лоскутки земли и никакого дождя.
 
18.10
“Snack”, указанный в билете, оказывается какой-то выпечкой, больше похожей на свернутую тестом наружу пиццу. К ней беру стакан красного вина (научен предыдущим опытом). Pinot Noir. Отлично.
 
18.33
Пилот рассказывает, что мы пролетаем над Львовом, Краковом, Прагой. Как по мне, так это издевательство, а не информационная справка.
Изредка самолет слегка машет крыльями – пытается удержаться на лету в зонах турбулентности. В окно видны несколько параллельних трасс типа «лыжня» - тут летели до нас.
Стюардессы терпеливо улыбаются (интересно, у них случаются приступы мизантропии? Надо спросить у знакомой стюардессы), сосед-немец рубится в какую-то стрелялку на своем iPhone, где-то сзади надсадно ревет ребенок.
 
18.55
Через 10 минут взлетает мой самолет в Париж… А мы еще даже не снижаемся. Верю в Lufthansa.
 
18.25
Нет, время не пошло вспять. Просто в один прекрасный момент я осознал, что прибытие в Мюнхен и вылет в Париж на посадочном талоне указаны по местному времени – а я до сих пор летел по киевскому.
Эта радостная новость, впрочем, была омрачена посадкой – как и в прошлый раз, голова грозится взорваться и украсить своим содержимым салон и соседей. Не помогло даже вино.
 
18.43
Lufthansa все-таки оправдала доверие. Вернее, даже не сама Lufthansa, а немцы в целом.
У трапа троих пассажиров (меня в том числе) встречал весельчак в форме сотрудника Мюнхенского аэропорта. Вместе с микроавтобусом. Быстрая и комфортная пересадка. Так, наверное, бывает только у немцев.
 
18.58
Буквально за 15 минут мы успели пройти таможенный досмотр, паспортный контроль и доехать до трапа самолета. Фантастика.
На борту уже ждала улыбчивая (и симпатичная) стюардесса.
- Is this the flight to Paris?
- No, to Frankfurt.
Йомайо. Ну свезло же… Где мне теперь искать свой самолет?!
- You look shocked. – Она, видимо, неплохо читает русские маты по выражению лица. – It was a joke. That’s a right plane.
- Фууух… - выдохнул я. – That’s good. You see, these correspondance flights…
 
19.17
Еще один взлет. Объявления и жесты стюардесс повторяются в точности, как и в предыдущем самолете. D;j; vu. Вот правда, французской речи гораздо больше. И за окном темно.
Мюнхен сверху похож на множество микросхем – темно-зеленые участки, перемежованные блестящими нитями огней. “Snack” на этот раз немножко другой – картошка вперемешку с кубиками колбасы. Плюс – помидорка и два сухаря. Ну и традиционно уже – 150 г красного вина.
 
20.38
Третья взлетно-посадочная полоса за день. Так можно и привыкнуть. Даже приступ головной боли не так чувствителен. Вечерний Париж с воздуха не похож на микросхемы – слишком мало неосвещенного пространства. Скорее уже он похож на раздутые угли в тлеющем костре – все внизу просто усеяно огоньками. Нахожу взглядом Эйфелеву башню – она не больше брелка на моих ключах. Венчает все это великолепие раздраженный до красноты огромный глаз луны.
Посадка немного жестче, чем в Мюнхене, поэтому сзади доносятся несколько тактов аплодисментов. Выгружаемся.
 
22.22
После долгой дороги на RER (хваленое французское гостеприимство ощущается уже здесь – объявления станций дублируются на английском и испанском только на первых двух остановках…) и метро и небольшой прогулки пешком нахожу наконец-то гостиницу. Так себе, честно говоря. Номер больше похож на конуру, Wi-Fi подключается через одно место (уточнять детали на ресепшене нет уже ни сил, ни желания). Да еще и заплатить за номер пришлось из своих денег, прямо на месте. Завтраки, кстати, в стоимость не входят – их нужно покупать отдельно. Зато свет в коридорах включается автоматически, когда проходишь. Цивилизация.
Все, хватит приключений (и записей) на один день. Спать.


День 2

9.59
Я – как ни странно – вовремя. Это хороший знак. Значит, день будет удачным. Особенно учитывая то, что он начинается со встречи с одногруппницей. За настоящим французским завтраком.
Я даже небольшой пакетик выпечки принес – пришлось покупать, чтобы сменять банкноты на мелочь. Без мелочи в метро фиг попадешь – автоматы по продаже билетов принимают или монеты, или карты. Прогресс, чтоб его.
Зато завтрак – загляденье! Кофе, апельсиновый сок, круассаны, «Нутелла» и неспешные воскресные беседы ни о чем и обо всем.
 
11.18
Мечты идиота имеют свойство сбываться. Наконец-то (в мой третий приезд в Париж) я поднимаюсь на Tour Montparnasse. Кто-то говорил, что вид с Эйфелевой башни лучший в Париже, потому что там не видно самой Эйфелевой башни. А вот с башни Монпарнасс видно все. Говорят, до 40 км вдаль.
С какой скоростью движется лифт – даже страшно считать. И все-таки: 196 метров за 38 секунд. У кого есть калькулятор – выясните.
Над Парижем еще стоит утренняя дымка, но в целом – солнце и отличный вид. Вечером, вероятно, вид гораздо шикарнее, но и так сойдет. Немного погодя, поднимаемся на смотровую площадку на крыше. 207 м – отметка перед выходом. Фотографии, разговоры, молчание.
 
13.24
Мэрию 12-го округа нахожу без проблем. И тоже – вовремя. Семинар начинается через 35 минут.
 
15.15
Речи и доклады. На французском и английском вперемешку. Рассказывают очевидные вещи, время от времени вставляя общие фразы. Задают те же вопросы, которые возникают в головах всех присутствующих каждый день, и убеждают в острой необходимости срочно найти на них ответы. Кэп, yes, sir.
В ожидании кофе-брейка поглядываю на часы. Иногда слушаю – не остановились ли?
 
18.34
Хороших и полезных выступлений очень мало. В голове смешалось все, и даже материться хочется уже не по-русски – на французском.
Дело затягивается, а я уже опаздываю на встречу. Пора сваливать. На сегодня образования хватит.
 
19.21
Знакомая терпеливо дожидается моего появления в Starbuck’s на бульваре Капуцинов, возле Оперы. Смс «Чай остывает» заставляет меня поторопиться.
Застаю за столиком не только знакомую, но еще и горячий чай и вполне аппетитный кекс. Давненько я не ел, кстати….
 
21.43
По-моему, так никогда не наговоришься. На исходе одной темы возникает несколько новых, а еще и какие-то новости вспоминаешь в процессе, а еще и общих знакомых надо вспомнить, а еще и планами на будущее поделиться, а еще…
Приятно говорить, не обращая внимания на время. Но прерывать общение все-таки надо. Во всяком случае, приостанавливать время от времени. Расстаемся с обещаниями увидеться уже в Вашингтоне.
 
22.20
Подумаешь, заблудился немного… Зато нашел ночной магазин, где купил себе пива на вечер и молоко с печеньем на завтрак. В конце концов, гостиница окажется за ближайшим поворотом…
 
23.21
Снабженный доступом к Wi-Fi и банкой холодного Heineken, я лежу на кровати в Париже и строчу. Сообщения – знакомым, электронные письма – коллегам.
 
1.20
Как всегда, шаровый Wi-Fi приводит меня на Android Market – ну а там уже есть, где разгуляться. Успокаивая себя мыслью, что завтра шара продолжиться, отключаю соединение, завожу будильник (пересчитывая киевское время на парижское) и укрываюсь одеялом с головой.


День 3

8.01
Печенье. Молоко (открывать картонный пакет зубами – то еще развлечение). Утренняя электронная почта. Набор джентельмена в Париже.
 
8.53
Восьмая ветка парижского метро уже совсем родная. Третий раз в Париже – и третий раз мое обиталище оказывается в непосредственной близости к восьмой ветке. Сегодня на улицах и в метро народу гораздо больше – понедельник все-таки.
Стою, прислонившись к поручню, и разгадываю судоку, скачанные вчера с Android Market.
 
10.17
Пытка двухязыковыми докладами продолжается. Сегодня, правда, и мне придется толкать речи в микрофон. Почитать хоть, что ли, текст, который я подготовил?
 
11.45
Если не сильно скромничать, можно сказать, что я покорил аудиторию самим даже фактом владения двуми языками. Жаль, что большинство не понимает русского, уж там бы я разошелся…
Ну, хоть народ в зале немного оживился.
 
12.57
Время от времени монотонные лекции прерываются звуками падающих блокнотов или пультов от наушников (в наушниках – синхронный перевод). Люди потихоньку засыпают.
Кому не удается расслабиться – так это переводчице. Французский-английский, английский-французский… И так целый день.
 
13.39
Последнее выступление (20 минут всяких терминов на французском, едва ли связанных между собой) заканчивается практически саркастической фразой: «Я надеюсь, что этим докладом я помогла вам приблизиться к пониманию обсуждаемой проблемы». Ну так само собой. А что обсуждали, простите?
Все на низком старте – скоро обед.
 
14.20
Заседание тематического круглого стола больше похоже на собрание общества анонимных алкоголиков: один говорит – все кивают. Иногда синхронное кивание перерастает в бурные комментарии со всех сторон – тогда от соседнего «кружка» доносится раздраженное шикание. Там тоже свои «алкоголики», они тоже хотят пообщаться.
 
15.49
Второй круглый стол я прогуливаю в ближайшем парке. Гораздо приятнее.
 
17.52
Пораженные моей полиглотностью слушатели подходят высказать свое восхищение мной после закрытия второго дня семинара. Общаюсь с удовольствием. Автографов не даю.
Среди почитателей – приятная девушка. Говорим с ней о многом, пока я наконец не додумался спросить:
- Ваше имя, простите?
- Летиция.
- Чудесное имя. Алекс. Приятно познакомиться.
 
18.40
С польской коллегой и французским организатором возвращаемся в гостиницу (по дороге полька заставляет француза говорить по-польски: оказывается, он какое-то время жил в Варшаве). Там с помощью организатора и французской такчитной настойчивости мне возращают деньги за комнату. Еще одна хорошая новость. Правда, времени тратить их все равно нет.
 
19.15
Молоко в открытом пакете за день не скисло. Подозрительно.
 
22.09
Вместе с одногруппницей, ее мужем и ее бывшей коллегой сидим в приятной кафешке, в которой можно, оказывается, не только выпить и перекусить, но и поиграть в настольные игры. Французские, естественно.
Играем с завидным азартом, додумывая на ходу некоторые правила. Запиваем азарт двумя чашками чая (девушки), бокалом вина (муж) и бокалом Heineken (занятненько получается – в немецких самолетах я пью французкое вино, а в Париже – немецкое пиво…), разговариваем. Такой уютный вечер в Украине не придумаешь даже.
 
0.32
В гостинице – опять же Wi-Fi. Наконец-то добираюсь до своего ЖЖ. Читка френд-ленты затягивается на пару часов…


День 4 (последний)

8.15
Вместе с польской коллегой едем из гостиницы в мэрию 12-го округа, на последний день семинара. У меня за спиной – рюкзак. Она еще остается в Париже на пару дней.
Общаемся на какой-то странной смеси из русского, польского, украинского и английского языков.
- Хоче заспать…
- На семинаре выспишься.
- (смеется) Так.
- Там, конечно, стулья не очень удобные, зато атмосфера располагающая.
 
10.22
Народ уже особо даже не напрягается, чтобы слушать докладчиков. Пару коллег из Санкт-Петербурга вообще третий день дурака валяют – они не понимают ни по-английски, ни по-французски. Так, на Париж приехали посмотреть.
 
12.06
Длительная речь-закрытие наконец-то подошла к концу. Вместе с семинаром. Время обниманий-целований, фотографирований, обмениваний визитными карточками, наилучшими пожеланиями и обещаниями тесного сотрудничества в дальнейшем. А мне еще кучу всего нужно успеть до вылета.
 
13.33
Не успел я пройти Лионский вокзал, как начался проливной дождь. Нет, я видел, конечно, прогноз погоды (в отличие от украинских «специалистов» французские синоптики отличаются большей правдивостью). Я помню, что обещали дождь… но зачем же мне в лицо?
Прогулка по Саду растений отменяется, к сожалению. Ничего, мокрый парижский асфальт, усыпанный желтыми парижскими листьями – это тоже симпатично, поверьте.
Кстати, снова мне дождь в дорогу…
 
15.21
Мои скитания оканчиваются около Лувра. Вроде бы, ничего не забыл. Вино, сыр, сувениры, пару обновок, игрушка для племянницы… Готово.
С чистой душой и мокрой головой отправляюсь на посадку в RoissyBus к Опере.
 
17.30
Около первого терминала аэропорта Шарль-де-Голль стоит снятый с производства «Конкорд» - вот уж действительно памятник самому себе. Одно из величайших достижений современной французской нации. Жаль, уже не полетаешь на нем.
 
18.45
По пути на посадку замечаю лайт-боксы, стоящие у эскалатора – реклама MasterCard:
«Поужинать при свете звезд. Бесценно.»
«Заблудиться в Париже. Бесценно.»
Действительно – при всех его минусах Париж в любом случае бесценен. Уезжать не хочется.
 
18.53
На таможенном досмотре приходится снять обувь – звенит металлоискатель. O’K. Хорошо, хоть не раздевают до трусов – снять пришлось только пальто и пиджак.
Рюкзак сдал в багаж (надеюсь, он долетит в целости и с двумя бутылками вина в наличии до Киева – Lufthansa обещала), хожу теперь модный – с сумкой из супермаркета. Это, правда, не избавляет меня от проверки ручной клади.
- Это подарок для племянницы, это фотоаппарат, это одежда, это продукты…
- Сыр? – подозрительно спрашивает тетенька-таможенница.
- Нет, что вы! Бутерброды.
- Да, это лучше, чем сыр.
- Определенно, - соглашаюсь. – Особенно в салоне самолета.
 
20.11
До Франкфурта – час лету. Даже ближе, чем до Мюнхена. Вот и подлетаем уже. Как и предупреждал капитан, погодка противная – дождь и сильный ветер. Время от времени при снижении самолет трясется так, будто катится по грунтовке. Ладно, мы в грузовиках и не такое видели. Грузовики, правда, никто не снабжал дополнительно крыльями и не зашвыривал на пару тысяч километров в небо.
Голова, кстати, не болит. Это радует. И вряд ли причина тому – стакан вина, которое я по обыкновению выпил в воздухе. Как пелось в песне, хорошее дело – привычка.
 
20.42
Аэропорт во Франкфурте действительно огромный. Только в Париже между терминалами поезд ходит, а тут – эскалаторы и лифты…
Wi-Fi обнаружен не был. Тоже мне. Французы жмотятся (15 минут бесплатного доступа всего), немцы не дают… Европа, блин.
Ну и фиг с ним, с интернетом. Снова загружаю судоку. Такими темпами скоро мастером стану.
 
22.09
Пока мы начинаем разгон по взлетной полосе, бортпроводница читает правила безопасности – на немецком и на английском. После этого она запускает запись тех же правил на украинском. Из динамиков раздается: «Шановні пасажири! Ми починаємо зниження...» Опа. Нежданчик. Ни за что бы не подумал.
Но это были еще цветочки…
Не успели мы оторваться от бетона и взлететь, как приятный женский голос сообщил: «Шановні пасажири! Lufthansa дякує вам за те, що ви обрали нашу компанію. Ми кажемо вам – «До побачення!» Что и говорить дальше… Весь салон лег.
 
23.14
Внизу россыпью огней оживает какой-то город. Судя по времени, это Прага. Хочется верить, что это именно Прага. Хотя бы с неба – но снова увидеть ее.
Мысленно обещаю, что еще вернусь к ней, и лечу дальше.
 
01.36
Время снова киевское. Вас вітає Бориспіль. Как там писали раньше – уставшие, но довольные? Ну, примерно так.