Святитель Иоанн Максимович - митрополит Тобольский

Виталий Топчий
Даже как-то не верится, что в душах украинских парламентариев затеплилось что-то гуманное. Устав от непрерывных политических склок и дрязг, они вдруг вспомнили о человеческом факторе в истории. Оказывается, в этом году много памятных дат, связанных с жизнью видных исторических деятелей эпохи Киевской Руси, и не только. Решив торжественно отметить грядущие юбилеи, народные избранники приняли ряд постановлений, обязывающих Кабинет министров создать организационный комитет, который займётся подготовкой к проведению праздничных мероприятий. А «замутил воду» депутат от партии НУ-НС Петр Ющенко. Таким образом, по мысли народного избранника, государство почтит память выдающихся людей Украины, что весьма положительно скажется на развитии национального самосознания подрастающего поколения.

Новых праздничных дат, утверждённых парламентариями, пять. И все нужно успеть отметить до конца года. Это юбилей Киево-Печерской лавры (960 лет со дня основания монахом Антонием). В ноябре грядёт 955 со дня рождения Нестора летописца. Новгород-северскому князю Игорю, герою «Слова о полку Игореве», в этом году минуло 860 лет, а князю Даниилу Галицкому 810 лет. Известному церковному деятелю XVII ст. святителю Иоанну Максимовичу, митрополиту Тобольскому и всея Сибири, в этом году исполнилось 360 лет.

Идея с юбилеями хорошая, но Пётр Ющенко, видимо, не посоветовался со своим братцем, экс-президентом, и тем самым подложил ему большущую свинью. Известно отношение Виктора Ющенко ко всему, что связано со словами «Русь», «Россия», «русский». Всё, что «Русью пахнет», он категорически не приемлет. Вот красноречивый пример. В столичном дворце «Украина» проходил отчётный концерт Черниговской области. В.Ющенко заметил на выставке черниговских народных умельцев гусли и недовольно изрёк, что это не украинский, а российский инструмент. В его разумении не стоит пропагандировать на Украине русскую культуру. А тут аж целых пять постановлений, касающихся исторических личностей, в той или иной мере «завязанных» на общеславянской «руськой» истории. В этой связи постановление о праздновании 360-летия со дня рождения Иоанна Максимовича кажется показательным. Ведь именно он был одним из трёх церковных иерархов, предавших анафеме изменника Ивана Мазепу. Так любимого В. Ющенко и иже с ним. Но об этом чуть позже.

Что же касается личности Иоанна Максимовича, — это действительно выдающийся религиозный деятель петровской эпохи. Последний святой, канонизированный Русской Православной Церковью накануне революционных потрясений 1917 года. В Чернигове на памятном знаке, установленном в память всех черниговских святых в Елецком женском монастыре, есть его имя. Скупая, лаконичная надпись гласит: «Свт. Иоанн, митр. Тобольский (+ 1715).

Краткие строки биографии Иоанна Максимовича Максимовича мало что скажут непосвящённому. Чтобы лучше понять жизнь и деятельность выдающегося адепта Православия, необходимо проникнуться духом эпохи, в которую он жил. А время то было на Украине тяжёлое. В год его рождения (1651) Богдан Хмельницкий потерпел жестокое поражение от поляков под Берестечком. В конце концов, война с поляками закончилась крупной победой казаков под Батогом. А благодаря Переяславскому договору, Левобережная Украина на правах автономии вошла в состав России. На украинских землях стало оживать Православие, которое поляки выкорчёвывали всеми правдами и неправдами, стараясь обратить население подвластных земель в католическую веру.

Вот в такое непростое время в Нежине у шляхтича Максима Васильковского и его жены Ефросиньи появился первенец, которого нарекли Иоанном. Многодетная семья слыла зажиточной, и по своему достатку решила перебраться в Киев. Максим Васильковский арендовал мельницы рядом с Киево-Печерской лаврой. Дела шли прибыльно, и глава семьи, человек набожный, много денег жертвовал на строительство храмов. Свою истовую православную веру сумел передать сыну. А когда тот подрос, определил в Киево-Могилянский коллегиум, который по своему статусу не уступал лучшим учебным заведениям Запада. Библиотека коллегиума славилась обширным собранием книг. Учился Иоанн прилежно, много читал, стал собирать свою библиотеку. Книги в ней «содержах яко драгое богатство». Старания его не остались втуне. Блестяще окончив коллегиум, остался на кафедре латинского языка, стал профессором. Это ли не признание выдающихся способностей молодого человека!

Глубокая вера привела Иоанна в Киево-Печерскую лавру. Здесь, отойдя от мирской суеты, принял монашеский чин с прежним именем, в честь Иоанна Златоуста. Ему доверили заведовать в лавре хозяйством, но свою преподавательскую деятельность в коллегиуме не оставил.

Со смертью Б.Хмельницкого в Малороссии опять наступили неспокойные годы, получившие название «Руины». Виновником смутных лет была казацкая старшина. Гетман Правобережной Украины Пётр Дорошенко, один из тех, кто не принял Переяславскую Раду, изменил своему народу, приняв турецкое подданство. В союзе с турками и крымскими татарами стал разорять правобережные украинские земли. Обострившиеся отношения между Россией и Турцией, которую поддерживало Крымское ханство, привели к русско-турецкой войне (1676-1681). В памяти народа ещё были свежи предания об опустошительных набегах крымских татар, порой доходивших до предместий Москвы. (В первой половине XVII ст. татары угнали в рабство более 20 тыс. русских, 4% населения европейской части России, с украинских земель людей было угнано значительно больше).

Обеспокоенные непростыми реалиями политической жизни Малороссии, монахи Киево-Печерской лавры направили ходоков во главе с Иоанном Максимовичем в Москву с челобитной, прося о помощи, если татары попытаются захватить Киев. Также просили дозволения осесть в Свенском монастыре, основанном ещё в 1288 году брянским князем Романом Михайловичем, сыном князя Михаила Черниговского. Миссию свою Иоанн выполнил блестяще. Монастырь закрепили за Киево-Печерской лаврой, с 1681 года он стал именоваться Ново-Печерским Свенским. А Иоанна Максимовича патриарх московский Иоаким определил его настоятелем.

Авторитет молодого подвижника Православия, талантливого оратора и писателя, был общепризнанным в церковных и светских кругах. Архиепископ Черниговский Феодосий видел в нём преемника, будущего главу черниговской епархии. С этой целью просил московского патриарха Андриана перевести Максимовича из Ново-Печерского Свенского монастыря в Чернигов (1695). Так Иоанн Максимович становится  архимандритом Черниговского Елецкого монастыря.

Но Феодосий скоро умирает. На его место было три претендента, однако черниговским архиепископом единогласно избирают Иоанна Максимовича (1697). Первым делом он переводит из Николаевского Батуринского монастыря в Чернигов игумена Дмитрия Туптало и назначает архимандритом Елецкого монастыря. Впоследствии Дм.Туптало стал митрополитом Ростовским, его перу принадлежат известные «Четьи-Минеи», по которым и сегодня правят церковную службу.

Во второй половине XVII ст. черниговской епархией управляли выдающиеся церковные деятели! Архиепископ Лазарь Баранович высоко поднял авторитет епархии после освобождения Черниговщины от польского засилья. При нём Чернигов стал духовным и культурным центром Левобережья. При Ильинском монастыре стала действовать типография, в которой печатали свои произведения известные черниговские поэты. Мэтром черниговской поэтической среды по праву считался Лазарь Баранович. Сторонник сильной централизованной власти, он не видел православную жизнь в Малороссии вне Русской Православной Церкви. Именно его усилиями черниговская епархия в обход мнения киевского митрополита перешла под юрисдикцию РПЦ (1688). Его преемник Феодосий всего три года пробыл черниговским архиепископом, но даже после смерти не был забыт. Первым, кто прославил мощи архиепископа Феодосия, был Иоанн Максимович. Ему, тяжело заболевшему накануне большого православного праздника, явился во сне Феодосий и предрёк крепиться духом, утром будет здоров. С тех пор слава о даре чудесного исцеления у раки Феодосия Черниговского стала шириться. Со всех концов Российской империи в Чернигов стекались верующие. А через двести лет РПЦ причислила архиепископа Феодосия к лику святых (1896). Поистине, черниговская земля укрепляла духовные и физические силы подвижников православной веры!

Здесь, на черниговской земле, в полную силу развернулся талант Иоанна Максимовича как религиозного деятеля, писателя и поэта. Именно он воплотил мечту Лазаря Барановича, желавшего видеть в Чернигове училище, подобие Киево-Могилянского коллегиума. И на базе славяно-латинской школы Борисо-Глебского монастыря открывает высшее учебное заведение — коллегиум, первый на Левобережной Украине . Черниговцы называли его «Олимпом Чернигово-Максимовическим», сам же основатель — «Черниговскими Афинами».

В коллегиуме преподавали на латинском, польском и славяно-русском языке. Первоначально было всего три класса, первый назывался «инфима», здесь обучали учеников основам грамматики. Позже добавилось ещё три: диалектики риторики и поэтики. В разные годы появлялись новые предметы: греческий, французский, немецкий и другие. Одно время преподавали даже рисование. Длительность обучения составляла 6–8 лет, в зависимости от степени подготовленности учеников. Количество учащихся достигала 250-300 человек (дети зажиточных слоёв населения и казаков со всей Украины). В 40-х годах XVIII ст. от 15 до 25% всех учеников составляли выходцы из Правобережной Украины. О качестве образования можно судить по тому, что здесь впервые перевели с латинского на славянский язык «Римскую историю от основания города» Тита Ливия (1716). К сожалению, труд не был напечатан, так как Синод усмотрел в нём угрозу православным канонам, поэтому признал его «зело неисправным». А через 76 лет коллегиум был преобразован в духовную семинарию, которая находилась уже в другом районе города и просуществовала до 1917 года.

За время управления Иоанном Максимовичем епархией, она достигла своей лучшей поры.
Строились новые храмы, реставрировались старые. В Домницком монастыре владыка освятил новый каменный храм Рождества Богородицы и установил день празднования чудотворной иконы Божьей Матери Домницкой.

В типографии при Ильинском монастыре издавались книги религиозного и светского содержания черниговских авторов. Черниговские поэты этого времени оставили заметный след в литературной жизни Украины. Да и сам Максимович не чуждался поэзии, но, в отличие от своих собратьев по перу, сочиняющих на польском и латыни, писал исключительно на старославянском языке. В черниговской типографии незадолго до кончины Иоанна Максимовича, бывшего уже митрополитом Тобольским и всея Сибири, был напечатан его главный духовный труд, переведённый с немецкого, «Илиотропион» («Подсолнечник»). В нём шла речь о сообразовании человеческой воли с Божественной.

Перипетии затяжной Северной войны (1700 1721), которую вёл Пётр I со шведским королём Карлом XII, не обошли стороной черниговского владыку. Он твёрдо определил свою политическую и жизненную позицию: встал на сторону русского царя. Именно он в ноябре 1708 года вместе с киевским митрополитом Иоасафом и переяславским епископом Захарием предал анафеме в Троицком соборе Глухова изменника Мазепу и его приспешников. А на выборах нового гетмана Украины поддержал кандидатуру Ивана Скоропадского. Когда же Петр I направлялся под Полтаву, при встрече с ним в Городне на Черниговщине предсказал победу над шведами.

Позже Иоанн Максимович напечатает в черниговской типографии «Синаксарь в честь и славу Господа Бога Саваофа о преславной победе под Полтавою». Эту книгу торжественно читали в церквах во время благодарственного молебна, проходившего в память славной победы русского оружия. Победа под Полтавой сравнивается автором с победой Давида над Голиафом. И хотя произведение прозаическое, в конце его в стихотворной форме высмеивается бегство изменника Мазепы к османам.

А в 1712 году Иоанна Максимовича перевели в Сибирь, так он стал митрополитом Тобольским и всея Сибири. Утверждают, что сталось так из-за сложных его отношений с А.Меньшиковым, фаворитом Петра I. Узнав о столь далёком назначении, фактически ссылке, как посчитали многие, Иоанн Максимович якобы произнёс: «Да, далеко мне ехать, но он будет ещё дальше меня!». Намекал на его будущую опалу и ссылку. Но мнение о ссылке архиепископа черниговского не совсем верное. Ведь Тобольская митрополия была самой молодой и обширной в российском государстве, а приобщать местное население к Православию должны были истинные праведники. Пётр I прекрасно знал о выдающихся способностях Иоанна Максимовича, поэтому и направил его проповедовать Слово Божье туземному населению Сибири. Позже митрополитом Тобольским и всея Сибири стал черниговский архиепископ Антоний Стаховский. Это ли не говорит о высоком авторитете черниговской епархии и его владыках, где православное образование, благодаря открытию коллегиума, было одним из лучших в России.
В Тобольской митрополии Иоанн Максимович провёл всего три года. Но усердными делами и проповедями во славу Божью оставил по себе добрую память. "Был тих, скромен, благорассудлив, о бедных сострадателен, милостив", — так отзывались о нём в Сибири.
Преставился митрополит Тобольский и всея Сибири Иоанн Максимович 10 июня 1715 года. Погребли его в кафедральном Софийском соборе Тобольска, в приделе Иоанна Златоуста. С тех пор у раки митрополита стали происходить многочисленные случаи чудесного исцеления верующих, мощи его стали почитаемы. Со временем слава о митрополите Тобольском прошла по всей русской земле.

А 10 июня 1916 года Иоанн Максимович был причислен к лику святых в чине святителя. С тех пор 23 июня (по н.ст.) является днём поминовения святителя Иоанна Максимовича, митрополита Тобольского и всея Сибири. Поминают его также на третьей неделе после Пятидесятницы и в празднование Собора Брянских святых, совершаемое в воскресенье накануне поминовения князя Олега Брянского (3 октября по н. ст.).

Так что не грех вспомнить на Украине архиепископа Черниговского, митрополита Тобольского и всея Сибири — Иоанна Максимовича. Святителе Иоанне, моли Бога о нас!