Бежевое пальто

Ирина Минаева
       В ноябре 1937 года папу арестовали. Оля плохо помнила ту страшную ночь.Чужие люди в сапогах по-хозяйски ходили по дому, шарили в шкафах, бросали на пол книги, одежду, игрушки. Капризно плакала маленькая, ничего не понимающая больная Риточка. Мама с окаменевшим белым лицом то хватала её на руки, пытаясь успокоить, то снова клала в кроватку, бросаясь собирать какие-то вещи для папы.
     Девятилетний Олег, сжав губы и глядя в пол, крепко держал Олю за руку. Они оба изо всех сил старались не плакать — так им сказал папа. Слёзы полились только в самый последний момент — когда папа, уже надев пальто, торопливо обнимал и целовал детей на прощанье, обещая скоро вернуться.
     Первое время они его ждали с минуты на минуту — там должны были во всём разобраться и папу отпустить. Вся вина его состояла в том, что он отказался выполнить требование начальника — не подписал какие-то подложные документы. Разве за это сажают в тюрьму? Но проходили дни, недели, месяцы... Известий о папе не было.
     И вот однажды весной, когда Оля уже почти перестала надеяться, она вдруг увидела в конце улицы человека в бежевом пальто! Неужели это папа?! Оля боялась поверить своим глазам, но она узнала бы это пальто из тысячи — другого такого наверняка не было ни у кого из жителей их маленького городка. Папе сшили его осенью, совсем незадолго до ареста. Цвет был редкий — светло-бежевый. Папа был высокий, ростом под два метра, поэтому для него часто приходилось шить одежду на заказ — как и это пальто.
      Боже, неужели это правда?.. Он всё-таки вернулся! Не помня себя от счастья, Оля помчалась через всю улицу к папе и с плачем обхватила обеими руками знакомое пальто.
      - Девочка, ты что? А ну отпусти сейчас же! — раздался над её головой чужой раздражённый голос.
      Сквозь слёзы Оля увидела над собой вытянутое перепуганное лицо одного из тех троих, что приходили в ту ночь за папой.
      Руки её упали. Спотыкаясь, она медленно побрела к дому.
      И даже после этого они всё ещё продолжали верить, что папа жив. Как-то вечером, уже во время войны, к ним постучала незнакомая женщина в белом пуховом платке. Она рассказала, что её муж отбывает срок в одном из лагерей Архангельской области вместе с Матвеем Павловичем Овчинниковым, на днях она поедет туда и могла бы захватить небольшую посылку.
      Мама беспомощно заметалась по кухне. В доме не было ни хлеба, ни чая, ни сахара. Договорились, что женщина зайдёт завтра в то же время.
      Утром мама побежала на рынок продавать своё единственное шерстяное платье. Оно ушло за бесценок, но мама как-то всё же сумела занять у знакомых денег и собрать для посылки сухарей, сахара и даже небольшой кусочек сливочного масла.
      ...Что папу расстреляли спустя всего лишь месяц после ареста — об этом Оля узнала только через несколько лет, уже после войны. А тогда, сама полуголодная, она очень радовалась тому, что добрая женщина отвезёт папе их вкусную посылку.