"Читатель деградирует". "Рынок переполнен ширпотребом". "Литература умирает".
Что-нибудь из этого набора вы наверняка встречали.
Откуда вдруг набрался ширпотреб; и литература умирает, потому что читатель деградирует, или это читатель вымирает, потому что деградирует литература?
Проще говоря: "Почему нас, таких умных - не читают?". Разберёмся :).
Литература - вид искусства. Индивидуальным способом влияющий на массовое сознание.
"Искусство - художественное творчество, как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности."
Искусство никогда не предназначалось для личного употребления - в любой форме оно рассчитано на массовое восприятие.
Первыми массовыми представлениями были религиозные мистерии, начиная от первобытных. Фольклорные произведения, додраматические эпос и лирика распространялись исполнителями от дома к дому, от селения к селению, что тоже делало их достоянием широкой публики. И, не позже VI в. до н.э., родилось искусство драмы - возник античный театр.
Обращалось ли тогда искусство к интеллекту? Нет, и не собиралось - задача искусства, от первобытных времён и до конца античного периода, была и проще, и сложнее: утвердить в умах слушателей и зрителей заложенную в произведении идею через сопереживание героям, соучастие в действии - прямое или эмоциональное.
Но античность угасла - на смену ей пришло средневековье.
Вопрос, чем занималось европейское искусство всех видов в эпоху средневековья раннего остаётся открытым - не период, а чёрная дыра.
Но и чуть позже высокое искусство трагедий и комедий мы встречаем усохшим до простейших представлений бродячих трупп. Они предназначались простонародью, но задача их - идея через сопереживание - никак не изменилась.
Театр, можно сказать, деградировал, зато искусство живописи - расцвело.
Античная скульптура адресовалась, в основном, эстетике восприятия. Символизм средневековой живописи апеллировал к интеллекту - полотна Босха стоят в одном ряду с сочинениями Фомы Аквинского.
Вот-вот - религия сошла с ума: вместо того, чтобы потрясать человека, она принялась его убеждать. Это безумие породило двух монстров, один из которых почти утратил актуальность, а ужас второго мало кто осознаёт - инквизицию и протестантизм. Впрочем, искусство не совместимо с ними обоими, поэтому практически до самого Возрождения мы наблюдаем очень скучную эпоху.
Возрождение же реанимировало и театр. Смотрите, мы всё время к нему возвращаемся: "правильная" театральная постановка; эпос, лирика, фольклор - театр одного актёра. Почему?
Почему античные греки не писали проповедей, а ставили комедии? От большого ума, видимо - театр возник и развивался в полисах с демократическим правлением; то есть задачей автора было донести мысль до каждого свободного гражданина, независимо от его уровня образования и умственных способностей.
Идея - через сопереживание и соучастие. Основа массовой культуры.
А потом появились капитализм и поголовная грамотность. Откуда возникли кинематограф и "интеллектуальная литература".
А какой ещё художественная литература бывает?
Произведения, в которых автор предлагает читателю задуматься над общечеловеческими и мировоззренческими вопросами: место человека в обществе, системе глобальных и локальных ценностей, эсхатологической борьбе добра и зла :), и т.д. Этот вид обычно включает в себя и проблемы следующего:
произведения, в которых автор предлагает читателю задуматься над вопросами камерных человеческих отношений: любовь и ревность; долг и ответственность; совесть, мужество, честь, ...
И, наконец, произведения, не предусматривающие мыслительной деятельности читателя - ни в процессе чтения, ни по его завершении. Как раз то, что сейчас все хором ругают ругательски, но что, по показаниям рынка, пользуется неизменным спросом.
Кинопостановки, в принципе, развивались в русле классического театра, пока Голливуд не породил новую концепцию: "спец.эффект, как основная идея и действующее лицо". На этом кино-театр закончился - началось чистое зрелище, из разряда "ни уму, ни сердцу".
Интеллектуальная же проза требует широко и разнообразно образованного читателя. Причём, чем дальше - тем более разнообразно и широко. А, между прочим, даже в эпоху Просвещения энциклопедически образованных граждан было не так много.
И что получается в результате?
Восприятие "элитарной" литературы требует специальной подготовки.
Обилие продукции американского кинематографа, в принципе не являющейся искусством, отучает зрителя не только размышлять, но и сочувствовать.
В результате востребованной оказывается любая книжка, чтение которой не требует особых знаний и позволяет читателю со-действовать и со-переживать герою.
Вы хотите, чтобы вас читали? Все, много и с интересом?
Вспомните древних греков: идея - через сопереживание и соучастие. Основа массовой культуры.
Или не жалуйтесь.